Фейсбук — идеальная машина по производству и распространению слухов. Чем слух отличается от информации? Он обращается не к разуму, а к эмоциям, он должен будоражить фантазию, нравится, соблазнять. В Фейсбуке ценность сообщения оценивается не по критерию его объективности, а по количеству людей, которым данное сообщение понравилось. Именно в этом отличие Фейсбука, к примеру, от Википедии, которая производит именно информацию и всегда подчёркивает, что она не является социальной сетью или же блогом.
Пользователи Фейсбука жаждут яркого, необычного, они импульсивны, и, в то же время, сентиментальны – соединив эти качества, мы получаем образ капризного ребёнка, который, раскрыв рот, ждёт, чтобы его развлекли.
Критикуя «зомбоящик», мы, в то же время, верим заметкам и обновлениям статуса наших случайных френдов из Фейсбука. Пожалуй, мы живём по принципу «можно верить всему, кроме того, о чём сообщают средства массовой информации». Журналистика с её принципом объективности мертва. Сейчас она столь же неуместна, как и все остальные порождения эпохи Просвещения – например, паровой экипаж или философия Канта. Журналистика долго держалась, молодясь, как могла, и умерла она не своей смертью. Её убил рыжий американский парень, создавший самую большую в мире социальную сеть. Марк Цукерберг – не Раскольников, он, вероятно, и не понял, что сотворил со старушкой. Тем временем, у сотен миллионов современных людей потребность в получении информации полностью замещена потребностью получать и распространять слухи в Фейсбуке.
В обществе ХХІ века журналистика преодолена, но это не прогресс, а регресс, то есть мы пошли не дальше эпохи СМИ, а вернулись назад — в то время, когда информации в современном понимании этого слова не существовало. Виртуальные социальные сети погрузили нас во времена устной традиции – этой матери легенд и мифов. Фейсбук как бы стирает из нашей жизни предшествующее многовековое развитие, отбрасывая своих пользователей к особенностям коммуникации и состоянию ума той поры, что предшествовала появлению газет и других СМИ. То есть, во времена Средневековья.
Сейчас доминирует типично средневековый способ мышления, с его приоритетом эмоций над мыслью, слухов над информацией. Обмениваясь в Фейсбуке рассказами, каждый может додумать к ним что-то своё, изменить на свой вкус, дополнить прочитанное новыми подробностями и отправить дальше гулять по сети. Разница с историческим Средневековьем состоит лишь в скорости распространения слухов – тогда она равнялась скорости передвижения конного всадника, сейчас же соответствует скорости нажатия кнопки перепоста.
Наше время — звёздный час сплетников и горлопанов. Когда-то разносчиками новостей были паломники, бродячие купцы, нищие. Сейчас их роль принадлежит почти миллиарду блогеров, которые собрались пообщаться на самой большой в мире ярмарке под названием Фейсбук. Неудивительно, что ныне сложно отличить правду ото лжи.
Мы уже не читаем газеты, скоро на биржу труда потянутся журналисты-телевизионщики. И не стоит наивно полагать, будто ничего, по сути, не изменилось и интернет-СМИ просто займут место прежних средств массовой информации. Информация нужна нашему обществу всё меньше и меньше. Слухи красочней и интересней. Кроме того, создавать информацию сложно — ведь для этого необходимо образование и опыт, нужно добывать, перепроверять, анализировать и грамотно излагать данные. Наш мир движется в направлении максимального упрощения. На самом деле, пора признать, что журналист – это профессия, обречённая на вымирание.
Мы находимся на пороге странного времени – эпохи моментально распространяющихся эпидемий слухов. Средние Века не случайно называют тёмным временем – нет такого массового безумства, которое не было совершенно в ту эпоху. Об этом европейцы не любят вспоминать. Но нам придётся это сделать, поскольку весь наш хвалёный прогресс оказался, на самом деле, лишь движением по кругу.
Пользователи Фейсбука жаждут яркого, необычного, они импульсивны, и, в то же время, сентиментальны – соединив эти качества, мы получаем образ капризного ребёнка, который, раскрыв рот, ждёт, чтобы его развлекли.
Критикуя «зомбоящик», мы, в то же время, верим заметкам и обновлениям статуса наших случайных френдов из Фейсбука. Пожалуй, мы живём по принципу «можно верить всему, кроме того, о чём сообщают средства массовой информации». Журналистика с её принципом объективности мертва. Сейчас она столь же неуместна, как и все остальные порождения эпохи Просвещения – например, паровой экипаж или философия Канта. Журналистика долго держалась, молодясь, как могла, и умерла она не своей смертью. Её убил рыжий американский парень, создавший самую большую в мире социальную сеть. Марк Цукерберг – не Раскольников, он, вероятно, и не понял, что сотворил со старушкой. Тем временем, у сотен миллионов современных людей потребность в получении информации полностью замещена потребностью получать и распространять слухи в Фейсбуке.
В обществе ХХІ века журналистика преодолена, но это не прогресс, а регресс, то есть мы пошли не дальше эпохи СМИ, а вернулись назад — в то время, когда информации в современном понимании этого слова не существовало. Виртуальные социальные сети погрузили нас во времена устной традиции – этой матери легенд и мифов. Фейсбук как бы стирает из нашей жизни предшествующее многовековое развитие, отбрасывая своих пользователей к особенностям коммуникации и состоянию ума той поры, что предшествовала появлению газет и других СМИ. То есть, во времена Средневековья.
Сейчас доминирует типично средневековый способ мышления, с его приоритетом эмоций над мыслью, слухов над информацией. Обмениваясь в Фейсбуке рассказами, каждый может додумать к ним что-то своё, изменить на свой вкус, дополнить прочитанное новыми подробностями и отправить дальше гулять по сети. Разница с историческим Средневековьем состоит лишь в скорости распространения слухов – тогда она равнялась скорости передвижения конного всадника, сейчас же соответствует скорости нажатия кнопки перепоста.
Наше время — звёздный час сплетников и горлопанов. Когда-то разносчиками новостей были паломники, бродячие купцы, нищие. Сейчас их роль принадлежит почти миллиарду блогеров, которые собрались пообщаться на самой большой в мире ярмарке под названием Фейсбук. Неудивительно, что ныне сложно отличить правду ото лжи.
Мы уже не читаем газеты, скоро на биржу труда потянутся журналисты-телевизионщики. И не стоит наивно полагать, будто ничего, по сути, не изменилось и интернет-СМИ просто займут место прежних средств массовой информации. Информация нужна нашему обществу всё меньше и меньше. Слухи красочней и интересней. Кроме того, создавать информацию сложно — ведь для этого необходимо образование и опыт, нужно добывать, перепроверять, анализировать и грамотно излагать данные. Наш мир движется в направлении максимального упрощения. На самом деле, пора признать, что журналист – это профессия, обречённая на вымирание.
Мы находимся на пороге странного времени – эпохи моментально распространяющихся эпидемий слухов. Средние Века не случайно называют тёмным временем – нет такого массового безумства, которое не было совершенно в ту эпоху. Об этом европейцы не любят вспоминать. Но нам придётся это сделать, поскольку весь наш хвалёный прогресс оказался, на самом деле, лишь движением по кругу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий