Поиск по сайту / Site search

01.02.2019

Максут Утепов, ст. урядник: Яицкие ногаи-казаки

Стык двух континентов Европы и Азии. Вот она величавая Приуральская низменность. На протяжении многих веков она являлась колыбелью многочисленных кочевых народов. На ее просторах обосновались многочисленные воинственные племена гуннов под предводительством Атиллы, совершавшие опустошительные набеги на соседние народы. Берега Яика – Урала видели несметные полчища Чингиз Хана. Батыя, Тамерлана. Сменялись века, на смену одному народу приходил другой, много воды утекло за это время на Яике. Но один народ, который осел на этой благодатной земле, потомки которого живут здесь по нынешнее время – это уральские татары, прямые потомки ногаев.

Мой рассказ получится не полным, если это повествование не начать с истоков истории о ногаях Приуралья.

40-е годы 13 века: 1240-1242 г.г. Ханом Батыем основывается Золотая Орда, монголо-татарское феодальное государство, со столицей Сарай-Бату, а с 1-й половины 14 века столица Сарай-Берке (нижнее Поволжье – район нынешней Астрахани, Россия). В 15 веке Золотая Орда распалась на отдельные ханства: Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское и Ногайскую Орду.

Основателем Ногайской Орды был татарский хан Ногай. Территория Ногайской Орды простиралась к северу от Каспийского и Аральского морей, от Волги до Иртыша. Она выделилась из Золотой Орды в конце 14 — начале 15 в.в. Столицей Ногайской Орды был город Сарайчик (ныне Атырауская область, Казахстан). В первой половине 16 века Ногайская Орда распалась на Ногаи Большие и Ногаи Малые, Алтыульскую Орду. В северном Прикаспии (междуречье Итиля и Яика, т.е. ныне Волги и Урала) в первой половине 16 века образовывается феодальное государство Большая Ногайская Орда, Малая Ногайская Орда откочевала на Северный Кавказ (Прикумье). Эта Орда находилась в вассальной зависимости от Московского государства. Правителем Большой Ногайской Орды в это время был Мурза Едыгей. Когда первые русские поселенцы появились на Яике, ногаи здесь уже жили и кочевали, занимались рыболовством и скотоводством. Во 2-й половине 16 века на Яике образуются вольные казачьи общины из беглого люда Московского Государства. Казаки на первой стадии своего становления были в меньшинстве по сравнению с кочевавшими здесь не одно столетие ногаями, они охотно вступали в браки с Ногайскими женщинами, откуда и пошло такое бытовое определение, как «калмыковатые казаки-уральцы».

В 1630 году из Джунгарии (район Западного Китая) к Яику прикочевали воинственные племена ойратов (калмыки), которые тоже оставили определенный след в становлении Яицкого Казачьего войска. Официально годом создания Яицкого Казачьего войска считается 1748 год, хотя казачье войско-община образовались намного раньше. Первый отряд яицких казаков принимал участие в походе 1591 года на стороне Московского Государства. В Яицком Казачьем войске было 8 % татар, 3 % калмыков от числа служивых казаков. Это было одно из 11 казачьих войск России на 1900 год, в котором каждый, будь то татарин или калмык, исповедовал свою веру. В 1750 году при переписи казачьего населения ногаев стали записывать – татарами, хотя ногаи, в отличие от казанских татар – это другой народ, больше относящийся к монголоидной группе. Язык ногаев – тюркский, кыпчакская группа. Во время брожения Пугачева Е.И. в Яицком Казачьем войске он неоднократно появляется на хуторах и уметах, в одном из хуторов под названием «Усиха», расположенного на территории нынешнего Зеленовского района Западно-Казахстанской области, был созван совет Казаков с целью – куда спрятать Петра III (в кн. Пышкин Б.Б. «Набеглый царь. Смута»). Присутствовали на этом совете Яицкие Казаки: братья Кожевниковы, Мясниковы, Закладновы, а так же были казаки из кибиток: татарин Идор Балтаев и калмык Сюзак Малаев. Когда Пугачев открыто выступил на Толкачевых хуторах, недалеко от станицы Бударинской, от имени Петра III, один из его первых манифестов гласил: «Я Император Всероссийский жалую вас и казаки, и татары, и калмыки бородою, крестом и рекою Яиком от истока до устья, свинцом и порохом и прочим провиантом». После этого татарин казак Идор Балтаев в сопровождении своих друзей татар казаков с переведенным на казахский язык воззванием к киргизскому войску, отправился на Бухарскую сторону в ставку хана Малой Орды Нурали. Именем Императора Пугачев предписывал хану Малой Орды Нурали присылать к Яицкому городку своих вооруженных джигитов. После получения этого манифеста Нурали Хан посылает своего муллу Забира узнать, доподлинно ли царь Петр III появился на Яике. Посланец хана догоняет восставших казаков в районе станицы Чаганской (ныне село Большой Чаган Зеленовского района Западно-Казахстанской области). Здесь он путем расспросов казаков и беседы с самим «Императором» узнает, что это донской казак Емельян Пугачев – беглый каторжник Казанского острога. После получения таких сведений Нурали Хан пишет послание коменданту Яицкого городка полковнику Симонову, где говорит: если Симонов даст разрешение на его поимку, то он, как верноподданный российскому престолу, может выставить 10-ти тысячную орду против самозванца, разбить его, впоследствии пленить и выдать царским властям. Однако царская администрация в тот момент не представляла всей опасности данного случая, и надеялась, что верные ей яицкие казаки сами справятся с этим восстанием. Однако поворот событий на Яике принял другую сторону. Яицкие казаки оказались основной движущей силой восстания после подавления этого восстания по указу Императрицы Екатерины II, как к нем говорилось «для предания забвения несчастного случая произошедшего на Яике, реку Яик переименовать в Урал, а войско Яицкое впредь именовать Уральским». С тех пор будут ущемлены многие вольности, которые были до восстания, в частности выборность атамана, теперь он будет назначаться Военной коллегией, а так же будет удлинен срок службы казаков до 45 лет, то есть будет введена 4 очередь. Позже в Уральске казанских татар станет больше, чем коренных ногаев. По переписи 1897 года общее число татар будет насчитывать 18 тысяч человек, из них 6 тысяч это казаки (то есть эти 6 тысяч – ногаи, которых стали писать по переписи татарами).


Семья Миликеевых: слева направо сын Ахмет (1924 г.р.), глава семьи Багаудин (1898 г.р.), его жена Абзал (1904 г.р.), дочь Райса - мать автора (1927 г.р.). Семья Сейкуловых: сын Газиз (1922 г.р.), мать Фарида (1902 г.р.), отец Мунирвали (1895 г.р.) (фото из домашнего архива автора)

Я хочу пояснить, до наших дней дошло такое бытовое обращение: «кто ты по национальности?» Не зря уральские татары отвечают: «я ногай». Оренбургские татары называют уральских – ногай, а уральские называют оренбургских – мишар. Ногаи живут в Яицком городке в Куренях совместно с русскими (слобода Кайран), там у них была своя деревянная мечеть. Ногаи основали станицы во 2-м отделе Уральского Казачьего войска: Кушум, Скворкин, Янайкин, Сломихин, Первая Чижа. И в 3-м отделе Уральского Казачьего войска: Аманхалинская станица и Сарайчиковская станица.


(фото из домашнего архива автора)

Мои предки ногаи татары – коренные казаки Сломихинской станицы 2-го отдела Уральского Казачьего войска. Станица Сломихинская была основана в конце 18 века, располагалась на реке Большой Узень. Основное население на начальной стадии основания станицы было татарским с фамилиями: Губайдуллины, Сагитовы, Миликеевы, Рахимбердины, Джумагильдины, Сейткуловы, Алемкуловы. Мой прадед Миликеев Шарафудин родился в 1877 году в станице Сломихинская Уральского Казачьего войска, действительную службу проходил в 3-м Уральском Казачьем полку, расквартированном в Варшаве в 1900 году. У прадеда в семье было 3 сына и 1 дочь. Один из его сыновей Багаудин 1898 года рождения – это мой дед по материнской линии. По рассказам материной тети Сагадат единственной дочери Шарафудина (родилась в 1908 году, умерла в 2000 году), до революции семья жила зажиточно, в хозяйстве имелись: верблюды, лошади, коровы, овцы. Управлялись этим хозяйством своими силами. Но ход истории не остановить, как и само время. В центральной России грянула Октябрьская революция и покатилась она волной на окраины некогда могущественной империи. Уральские казаки были далеки от каких-либо политических волнений, так как казак считал: «Мое дело служить, а не вести разговорные дебаты». Первые попытки вторгнуться в пределы земель Уральского Казачьего войска отряды Красной армии предприняли со стороны Александров Гая Саратовской губернии с целью захвата станицы Сламихинской с дальнейшим ударом на станицу Лбищенская, тем самым разделить его на две части. Д.Фурманов в своей книге «Чапаев» подробно описывает Сламихинский бой. Казаки оказали ожесточенное сопротивление, после боя за станицу Сламихинская Чапаев понял, что с этой стороны его попытки по расчленению Уральского Казачьего войска не имеют успеха, и отступил назад в пределы Саратовской губернии. Дважды он предпримет попытки захватить Уральск по линии железной дороги Озинки-Шипово-Переметное, но и эти походы потерпят поражение, а в третьем походе на Уральск Чапаев пройдет со стороны Самары, он увенчается успехом, будет снята блокада Уральска. Хочется отметить, что 25-я стрелковая (Чапаевская) дивизия была дивизией усиленного состава, в ее составе было 15 стрелковых полков, не считая 2-х кавалерийских бригад, так что по численному составу она приравнивалась к армейскому корпусу общей численностью до 50-ти тысяч штыков. Казакам приходилось постоянно вести маневренную войну, используя большие массы конницы, в численном составе Уральская армия была в 2 раза меньше. В течении 2-х лет уральские казаки ведут войну с переменным успехом. Наступает 1920 год. Уральская армия под командованием генерала Толстова В.С. отступает под натиском превосходящих сил красных. Казаки отступают на юг к Гурьеву, а вместе с армией обозы мирного населения. В этом отступлении участвовал мой прадед Миликеев Шарафудин и его старший сын Багаудин. С непрерывными боями армия отступала к Гурьеву, в ее рядах свирепствовал тиф, так как не было врачей. В районе станицы Кулагинской 3-го отдела Уральского казачьего войска мой дед Багаудин заболеет тифом, отстанет от армии в ряду прочих больных в этой станице. Только через год в 1921 году он вернется домой в Сламихинскую. Мало кто вернулся домой из ушедших в отступление казаков, а из тех, кто вернулся, никто не мог сказать о судьбе Шарафудина. Где он погиб или умер от тифа и ран домашние так и не узнают. Потери людей были очень большие, из 15 тысяч казаков, которые были на начало отступления в районе Жилой Косы, где был дан последний бой, до Ракушечьей пристани дошло всего 3 тысячи. Основная масса Уральского Казачьего войска, свыше 12 тысяч человек, полегло в боях и умерло от тифа в этом отступлении. С генерал-лейтенантом Толстовым В.С. ушло в Персию 200 казаков. Может среди них и был мой прадед Шарафудин.

Вот такая трагическая судьба постигла Уральское Казачье войско. Войско с 350-ти летней историей, участвовавшее во всех войнах, которые вела Российская Империя. Неувядаемой славой покрыли себя казаки уральцы в этих сражениях. В 1920 году в связи с ликвидацией Восточного фронта по решению совета Народных комиссаров Уральское Казачье войско будет официально ликвидировано. Новая власть вступала в свои права. В 1922 году мой дед Багаудин Шарафудинович женился, в 1924 году родился сын Ахмет, в 1927 году родилась дочь Райса – моя мама, а в 1939 году дочь Дамира. Жизнь в Сламихинской потихоньку налаживалась. У деда в семье был хоть не большой, но достаток. Казаки умели преодолевать трудности. В период НЭПа (Новая Экономическая Политика) у многих жителей станицы появился кое-какой достаток, бывшие казаки мало-мальски обзавелись хозяйством, развели скот, некоторые занялись торговлей скотом и прочими товарами. Новые перемены были не за горами. В 1928 году в период коллективизации стали раскулачивать семьи казаков. Не минула эта участь и моего деда, у него конфисковали все излишки скота и другие материальные ценности. После этого его мать лишилась рассудка и вскоре умерла. Никто не знал, что ждало людей в те тяжелые годы. А меж тем наступали 30-е годы, в воздухе уже витал запах репрессий, репрессивная машина уже набирала обороты. В 1932 году дед с семьей, как и многие другие жители, покинул Сламихинскую. Жили на хуторе Шильная балка Казталовского района, а в 1936 году переехали в поселок 2-я Чижа Каменского района (все территория нынешней Западно-Казахстанской области). Дед устроился на работу в МТС (машинотракторная станция), где и работал до 1942 года. Весной 1942 года, в самый разгар Великой Отечественной Войны, с некоторых работников МТС была снята бронь и они подлежали мобилизации на фронт. Весной 1943 года дед погибнет на Орловщине. В документе о его гибели такие строки: Миликеев Б.Ш., воинское звание рядовой, 1898 г.р., национальность татарин, погиб в бою 29 мая 1943 года в боях при освобождении д. Сергеевка Орловской области.

67 лет прошло с того времени, как он погиб. Моя мама, а его дочь


Максут Утепов и Райса Утепова (в девичестве Миликеева) (фото из домашнего архива автора)

Райса, которой уже 84 года, ни разу не была на месте его захоронения. И на закате своих лет, чувствуя, что чего-то она не выполнила, по-матерински наказала мне поехать на место гибели своего отца и моего деда. В 2010 году на празднование 9-го мая Дня Победы, я посетил Орловскую область, побывал на братской могиле, где покоится прах моего деда, и положил горсть нашей уральской земли, которую дала мне моя мама. В Великую Отечественную Войну воевало также два брата деда, но никто не вернулся домой, все они остались на полях сражений, защищая родину. После войны моя мама вышла замуж и стала писаться по фамилии мужа – Утепова. Сейчас она на заслуженном отдыхе.

Давно переименовали станицу Сламихинскую в честь Чапаевского комиссара Д.Фурманова, и стала она называться село Фурманово, а после новая власть суверенного Казахстана переименовала село Фурманово в село Жалпактал. Да, названия меняются, и люди, некогда населявшие Сламихинскую, кто уехал, кто умер давно, но память человеческая жива, и ее никакими переменами названий не вытравить из людей.

Мы потомки тех уральских казаков ногаев, которые оставили определенный след в истории становления Уральского Казачьего войска, будем это помнить и передавать из поколения в поколение. И я думаю, что связующая нить прошлого и настоящего не прервется, пока жива память людская.

автор:
Максут Утепов, Ст. Урядник ОО «Уральско-Яикское казачество».
Станица Переметная (Западно-Казахстанская область, Казахстан)
11.04.2011 г.

Используемые источники:
«Большая Сов. Энциклопедия»
Б.Б. Пышкин «Набеглый царь. Смута»
Н.Г. Чесноков «Город малиновых зорь»
Д.Фурманов «Чапаев»
Воспоминания: Сагадат Шарафутдиновна Миликеева ( 1908 + 2000, сестра деда автора (с материнской стороны).
редакция и подготовка к публикации: Никита Редько, Сотник ОО «Уральско-Яикское казачество» (г. Уральск, Казахстан).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти