Поиск по сайту / Site search

01.02.2019

Андрей Окара: 1000-летие Софии Киевской как способ утверждения новой Украины

1000-летие старейшего в восточнославянском православном мире исторического памятника – собора Святой Софии Киевской, проводимое под патронатом ЮНЕСКО, стало важнейшим событием и в культурной, и в религиозной, и в политической жизни Украины.

Праздничные мероприятия стартовали вчера, 21 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы – храмового праздника Софии Киевской (согласно новейшим исследованиям, Софийский собор был заложен 4 ноября). Помимо торжественного молебна и премьеры документального фильма «София Киевская: первое тысячелетие«, должны пройти научные конференции, концерт, выставка сакрального искусства. Также издано несколько книг по софиеведению и юбилейная монета.

Предполагается участие в юбилее президента Украины Виктора Януковича, которому на фоне назревающей очередной российско-украинской газовой войны крайне необходимо ощутить за плечами новые исторические аргументы о древности, величии и самодостаточности Украины. А вот патриарх Кирилл на юбилей не ожидается. Кстати, вопрос о передаче УПЦ или какой-либо иной конфессии архитектурного ансамбля Софии не рассматривается, хоть патриарх и выражал желание превратить Софию в свою украинскую резиденцию.

Вокруг датировки Софийского собора среди историков-медиевистов разгорелась не просто научная дискуссия – настоящая информационная война.

Так, профессор Надежда Никитенко, изучая несколько десятилетий граффити на стенах собора, пришла к выводу о том, что собор заложен в 1011 году князем Владимиром, а не Ярославом, как считалось ранее и что зафиксировано даже на 2-гривенной купюре.

Академик Петр Толочко, столп украинской исторической науки, полагает годом основания собора 1037-й – как и написано в «Повести временных лет», и считает, что научные новации Надежды Никитенко – интеллектуальная игра лукавых постмодернистов и «новых хронографов», направленная на сугубо политические цели. (Впрочем, именно он в начале 1980-х, на изломе брежневско-щербицкой «застойной» эры, был идеологом празднования 1500-летия Киева и нес моральную ответственность за точность юбилейной цифры.)

Как бы то ни было, юбилеи таких шедевров мировой архитектуры и культуры, как Киевская София, можно праздновать хоть каждый год.

Примечательно, что не только ЮНЕСКО, но и все восточнохристианские церкви Украины, включая греко-католическую, приняли 2011 год как дату 1000-летия собора. Предстоятель УПЦ МП митрополит Владимир в торжественном послании в связи с 1000-летием подчеркнул, что собор Софии Премудрости Божией – это кафедральный собор церкви Киевской Руси, наследницей и правопреемницей которой является нынешняя Украинская Православная церковь.

Однако разница в датировке тысячелетнего собора в 26 лет и какой князь был его основателем – Владимир Великий или Ярослав Мудрый – вопросы интересные для историков Древней Руси, но малоактуальные для всех остальных. Тогда как драматичные процессы, происходящие нынче в украинском православии, способны радикально повлиять и на развитие самой страны, и на развитие мирового православия.

Сложный баланс между «пророссийскими», «проукраинскими» и «нейтральными» архиереями и священниками в УПЦ удерживается пастырской харизмой блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана). Первые считают Украину органической частью «Русского Мира», в который также входят Беларусь и Россия, а центр которого – в Москве (наиболее радикальные – за ликвидацию статуса автономной церкви в составе Московского патриархата, которым нынче обладает УПЦ, и возвращение статуса экзархата – как то было до 1990 года). Вторые – за создание Украинской Поместной православной церкви, но сугубо каноническим путем, ведь непризнанных православных церквей в Украине аж две – УПЦ КП («филаретовцы») и УАПЦ. Первые любят говорить о «Русском Мире», Москве как Третьем Риме и Святой Руси, вторые – о «киевской идее» и пророчестве о Киеве как Втором Иерусалиме.

Сторонники Поместной церкви полагают, что процесс ее создания сознательно тормозит Чистый переулок, поскольку количество активных православных в Украине таково, что превратит Поместную церковь в самую большую в православном мире, лишив РПЦ первенства. Кроме того, по их мнению, концепция «Русского Мира» необходима прежде всего патриарху Кириллу – для того, чтобы стать «восточным папой», т.е. для усиления своего сугубо политического влияния. Так, в середине XVII века именно патриарх Никон стал идеологом объединения восточных славян – присоединения к Московскому царству Украины и Беларуси: ради этого пришлось даже пойти на коррекцию церковного обряда, «книжную справу» и раскол.

Однако в диалог Москвы и Киева в начале сентября вмешались главы восточных православных церквей (православная «пентархия»): Константинопольский, Иерусалимский, Антиохийский, Александрийский патриархи и Предстоятель автокефальной Церкви Кипра призвали Русскую Православную церковь придерживаться своей канонической территории, что фактически означает отказ признавать Украину частью канонической территории Московской патриархии (Константинополь не считает законным свой отказ – в пользу Москвы – от Киевской митрополии в 1686 году).

Казалось бы, глядя из России, 1000-летие собора Святой Софии Киевской должно стать «точкой сборки» «Русского Мира», способствовать российско-украинско-белорусскому политическому и религиозному диалогу, усилить российское влияние в Украине.

Однако получается так, что юбилей, даже вне зависимости от воли его организаторов, расставляет совсем иные акценты: подчеркивает преемственность Древнерусского государства и современной Украины, преемственность византийского, древнерусского и современного украинского православия, акцентирует внимание на древности украинской культуры и на византийском влиянии на нее, говорит об апостольском преемстве Киева, утверждает идею Поместной православной церкви.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти