Пошук на сайті / Site search

20.02.2019

Олег Гуцуляк: Короли Галиции и судьба их короны

Отрывок из книги "Тайные короли Святой Руси" (2016 г.)

7 октября 1253 г. — коронация Даниила Романовича в Дорогочине галицкой королевской короной, присланной папой римским Иннокентием IV.

В 1204 г., по сообщению Радзивилловской летописи, легат римского папы Иннокентия III убеждал галицко-волынского князя Романа Мстиславича принять католичество и в дар за это получить от рук папы королевский титул. В ответ на это князь достал из ножен меч и гордо заявил, что надеется только на силу своего меча и не нуждается в защите со стороны папы. На следующий год Роман Мстиславович гибнет, ввязавшись во всеевропейскую борьбу Гвельфов и Гиббелингов, а бояре садят на галицкий престол его четырехлетнего сына Даниила-Ивана.

В начале сентября 1211 г. в Галиче «бояре володимьрьстии и галичкыи и Вячеславъ Володимерьскый и вси бояре володимерьстии и галичкыи и воеводы угорьскыя и посадиша князя Данила на столе отца своего великаго князя Романа во церькви святея Богородица приснодевица Марія» [ПСРЛ. – Т.2. – Стб.727].   Галицкий летописец сообщает, что в 1214 г. по инициативе Пакослава король Лешко передает волынский город Владимир Романовичам: «Светом же Пакославлим Лестько посла ко Александрови, рекый: «Дай Володимерь Романовичема Данилови и Василькови» [ПСРЛ. – Т.2.– Стб.731]. Но правление Даниила в Галиче до 1238 г. не было стабильно, иногда он терял престол, но собственно с 1230 г. формально юридически становится правителем Галицкой земли, а к осени 1238 г. к его княжеству присоединяются все ранее отпавшие земли. Тогда, как указывает Галицко-Волынская летопись,  «Данило же вниде во град свой и прииде ко пречисте святей Богородици, и прия стол отца своего, и обличи победу, и постави на Немечьскых вратех хоруговь свою» [ПСРЛ. – Т.2.– Стб.778].

В сентябре 1235 г.  умер венгерский король Андрей ІІ, а в ноябре 1235 г. в Секешвароше состоялся акт интронизации его сына Белы IV. Венгерская хроника сообщает об активном участии в этой коронации Даниила Романовича: «Король Бела, сын его (Андрея II), был коронован во время первого праздника в предверии октябрьских ид в кафедральном соборе блаженного Петра Альбы, который он сам освящал ранее. Герцог Коломан, его брат, торжественно нес возле короля его меч, Даниил, щедрый герцог рутенов, вел впереди торжественно лошадь (короля)» [Chronici Hungarici compositio saeculi XIV // Scriptores Rerum Hungaricorum. Ed. E.Szentpetery. – V.1.– Budapestini, 1937. – P.467]. Утверждать, что Даниил пребывал в вассальной зависимости от венгров нет оснований. Ведь он в даной церемонии действует как дядя короля, ведь еще в 1205 г. был усыновлен предыдущим королем: «…приял бо бе Данила како милога сына своего…» [ПСРЛ. – Т.2. – С. 717].

В конце лета 1245 г. галицко-волынские войска разгромили под Ярославом объединенные силы Польши и Венгрии, пытавшиеся посадить на галицкий престол черниговского княжича Ростислава Михайловича, сына Михаила Всеволодовича. Именно Михаил Всеволодович в 1235 г. изгнал на короткое время Даниила Романовича из Галича (добился поддержки как от Конрада Мазовецкого и Белы IV, так и епископов Галича и Перемышля), а затем, удачно заняв Киев, оставил в Галиче своего сына Ростислава, которого в 1239 г. с помощью татар и изгнал Даниил, а Михаил Всеволодович, объединивший ранее в одно государство Галицкую, Киевскую и Черниговскую Руси, погиб мученической смертью в Орде. В одной из венгерских грамот, описывающих это сражение под Ярославом, Даниил назван как «король Руси» (rex Ruthenorum), а его соперник Ростислав – как «князь Галиции» (dux Galliciae). Очевидно этот факт обусловлен перенесением Даниилом своей резиденции из Галича в волынский Холм (на север от Белза и Червена).

В феврале-марте 1246 г. где-то на Дону, возвращаясь из Орды, князь Даниил Романович встретился с послом папы Иннокентия IV Плано де Карпини и получил предложение папы принять корону в обмен на унию. Правда несколько ранее Даниил не принял эти же дары от рук епископа Веренского Якова Браганца и папского легата аббата Опизо, мотивируя нежеланием усложнять отношения с татарами. Еще раз это предложение было обсуждено Даниилом и Васильком Романовичами по возвращении посольства Карпини из Орды и летом 1247 г. русские князья отсылают к папе своего посла. В 1246 г. папа Иннокентий IV издал три буллы, в которых называет Даниила Романовича «русским королем» и принимает его державу под протекцию св. Петра и свою и угрожает Божьим гневом и своим всем врагам Даниила. Представителем папы в Галич был направлен прусский архиепископ Альберт, но вскоре Даниил выдворяет посла «без чести». Переговоры между Галичиной и Римом восстанавливаются через четыре года по содействию венгерского короля Белы IV, который намеривался выдать замуж свою дочь Констанцию за сына Даниила Льва. Интересно, что свою дочь Даниил в 1250 г. выдал замуж за владимиро-суздальского князя Андрея Ярославича, брата Александра Невского. Сопровождавший невесту и венчавший митрополит Кирилл создал в Суздальской земле запасной форпост для Романовичей – Галич Мерский. В 1252 г. сын Даниила Шварно женился на наследнице престола Австрийского престола Гертруде, что открывало для него перспективу борьбы за австрийское наследство.

Второй раз встретившись с послами папы, Даниил уже принял корону и титул из рук того же аббата Опизо («Сыну, приими от нас венечь королевьства»), находясь в 1253 г. в волынском городе Дорогичине, после уговоров матери Анны и польских князей Болеслава Стыдливого и Семовита, сына Конрата, и бояр. Но принял венец короля не только от «стола святаго Петра», но и «от всих епископов своих».

Краковский архиепископ Прандота выступил против идеи коронации, боясь, что Даниил попытается захватить всю Польшу (как ранее он захватил Люблинскую землю).

Видимо, не последнюю роль в решении Даниила сыграло то, что в  том же 1253 г. (или в 1251 г.) литовский великий князь и князь Аукшайтии Миндовг (убит в 1263 г.) из рода Китаврасов, принявший ранее католичество,  также получил от папы римского Иннокентия IV королевскую корону и был возведен на престол в Новогрудке. Правда затем в 1260 г. он возвратился в язычество.

Кроме того, именно в 1253 г. папа римский Иннокентий IV издал буллу, в которой призвал всех христиан Польши, Чехии, Моравии, Сербии, Поморья и других стран совершить Крестовый поход против монголов. «Помощь имети ти от папы», – уверил Даниила папский легат аббат Опизо. Буллу папы с призывом идти в Крестовый поход получил даже Александр Невский.

Также на чешский престол в 1253 г. после смерти отца взошёл Пржемысл Оттокар II (Primislaus Otokarus), второй сын чешского короля Вацлава I и Кунигунды Гогенштауфен, внучки императора Фридриха I Барбароссы. Воспользовавшись установлением мира с Венгрией, король в 1254 г. предпринял по предложению папы римского крестовый поход на язычников Пруссии. Во время похода в январе 1255 г. Оттокар и великий магистр Тевтонского ордена Поппо фон Остерна заложили орденскую крепость Кёнигсберг (Кралевец) в нижнем течении реки Преголи (на месте гибели святого Войтеха-Адальберта). В крестовом походе принимали участие и галицко-волынские рыцари. В 1253-1255 гг. Даниил Романович с сыновьями в союзе с краковским князем Болеславом Стыдливым и мазовецким князем Земовитом подчинили и вырезали прусское племя ятвагов, захватив их главный город. именуемый в летописи «Раем».

Но в своей внешнеполитической деятельности Даниил Галицкий ориентировался на византийскую Никейскую империю, которой тогда правил Феодор II. С 1256 г. он изменил политику на сближение с Римом и прекратил переговоры об унии с Римом. В булле «Inter alia que» папы Александра IV, датированной 13 февраля 1257 г., понтифик горько упрекает короля Даниила в нарушении клятвы верности Римской церкви, «неуважении к благодати», «пренебрежении религией»,  что в итоге было определено как «отступничество от Иисуса Христа». Последнее прямо указывает на отказ находившихся под влиянием никейской патриархии принимать римский догмат о «филиокве»: «… мыдолжны заботиться, чтобы вместе с распространением христианской веры по миру шире почитался Сын Предвечного бога-отца многочисленными слугами Божьими». В датируемых также 13 февраля 1257 г. буллах папы к оломоуцкому и вроцлавскому епископам тот обязывает их применить к королю Даниилу принуждение церковным судом, отклонив апелляцию к прежним посланиям папы и воспользоваться против Даниила помощью светской власти. Под последним, вероятно, имеется ввиду венгерский король, так как в одной из редакций буллы «Inter alia que» он называется «вассалом венгерского короля» (“ut Danielem regem Russiae (rubrae ac regni Hungariae vasallum) ad promisa servanda censuris ecclesiastics cogant”). Однако, находясь в противостоянии с чешским королем Пржемыслом II Оттокаром из-за Штирии венгерский король Бела IV желал видеть в галичанах союзников. В битве 12 июля 1260 г. у селения Крессенбрунн 9на границе Австрии с Венгрией) Оттокар одержал полную победу над соединенными войсками Стефана, сына Белы, сыновей Даниила, краковского князя Болеслава Стыдливого и других племен (команов, венгров, славян, сикулов, вадахов, бесерменов, исмаилитов, болгарских схизматиков, боснийских еретиков) [Майоров А.В. Первая уния с Римом // Вопросы истории. – 2012. – №4. – С.33-52].

В булле к любуцкому епископу от 11 февраля 1257 г. понтифик поддержал церковную юрисдикцию этого епископа в отношении русских земель. Возобновление латинской юрисдикции означало фактическое прекращение унии с Римом, так как ранее, согласно решений Четвертого Латеранского собора, если иерархи греческого обряда признавали верховную власть папы, то латинская иерархия была десь излишней.  В конце-концов,  еще в одной булле от 1257 г. папа Александр IV предоставил крестоносцам, которые воюют против татар и русинов, отпущение грехов так же, как и тем, что идут походом в Пруссию и Ливонию.

Король Даниил Романович умер в 1264 г. Его похоронили в Холме, бывшем тогда столицей королевства, в Соборе св. Богородицы [Головко О. Доба короля Данила в науці, мистецтві, літературі. – Львів, 2008. – С.143-165 // http://www.haidamaka.org.ua/0211.html].

В дальнейшем сын Даниила Лев І, однако, упоминается в документах только как князь и вновь королем назван лишь внук Даниила Юрий І Львович (1292-1315 гг.), на печатях которого есть надписи по-латыни «король Руси (вариант: Галиции)» и «князь Владимерии», а также его изображения западноевропейского образца и  со скипетром в руке. Хронист Ян Длугош говорит о том, что папа римский Климент (1305-1314 гг.) обращался к королю русинов хранить единство с Римской Церковью.

Видимо, титул короля Лев І не принял из-за того, что был верным вассалом новообразованного на Дунае и Причерноморье монгольского  улуса Ногая, в то время, как Юрий I Львович удачно добился самостоятельности после гибели Ногая и в условиях междуусобицы его наследников (сыном Джуке и внуком Кара-Кишеком) и даже получил добро от Константинополя на открытие в 1303 г. Галицкой митрополии.

Традиционно считается, что корона Галиции (Руси) была переделана в 1767 г. в митру греко-католических епископов в Перемышле. Именно ранее в Перемышльском кафедральном соборе Святого Иоанна Крестителя и хранилась корона. В 1915 г., во время захвата города русскими, епископ К. Чехович был замучен, а после его гибели тайник с митрой под престолом святого Архангела Михаила открыли русским захватчикам архидиякон собора москвофил Зубрицкий и его зять Рейнарович.

В 1922 г. на заседании Лиги Наций в Женеве член украинской репрезентации каноник Гриник обратился к советской делегации с требованием возвратить в Перемышль корону Даниила. Через три месяца при содействии Красного Креста каноник Гриник прибыл в Москву, где ему была передана корона, но без крестика, с вырванным диамантом величиной с орех, была оборвана парча. Епископ Иосафат Коциловский (1917-1947) передал корону на реставрацию в мастерскую ордена отцов-василиян в Чехословакии, затем она возвратилась в Перемышль. В 1928 г. она была сфотографирована и упоминается при коронации чудотворной иконы Божьей Матери в Самборе. В 1942 г. корона была передана на хранение в Ватиканский музей с помощью итальянских капелланов.

[Полєк В. Коронація і корона Данила Галицького: Думки і спостереження не-історика. — Івано-Франківськ: Нова зоря, 1998. — 47 с.; Вірний М. Доля корони Данила Галицького // Наука і суспільство. — К., 1969. — №8. — С.41-43; Гавришків Б. Німецько-австрійські вчені про славнозвісних українців // Німецькі колонії Галичини. — Львів, 1996. — С.165-169; Головецький В. Де корона Данила Галицького // Західна Україна. — 1991. — 15-21 вересн.; Головко О. Київська Русь і папський Рим // Людина і світ. — 1988. — №3. — С.33-37; Де є корона короля Данила? // Монархія і Україна. — 1991. — Кн.2. — С.61-63; Коваль І. Корона Данила Галицького // Галичина. — 1990. — 4 липн.; Котляр М. Примарна корона Данила Галицького // Жовтень. — 1987. — №7. — С.103-111; Крамар Є. Про дату коронування й корону Данила Галицького // Наша культура. — Варшава, 1978. — №9. — С.6-7; Кульчицький В. Данило Галицький і доля його корони // Наше слово. — Варшава, 1983. — 4 вересн.; Пастух Р. Корона Данила Галицького // За вільну Україну. — 1991. — 8 червн.].

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти