Сейчас уже многим сделалось ясно, почему мы в советские времена обожали импортные шмотки. Не только потому что они — импортные, а в России со времён Петра Великого считалось хорошим тоном смотреть в сторону Амстердама, Версаля и «любить Ричардсона», иной раз даже «не потому, чтобы прочла». Лейбломания советского человека отличалась от онегинского дендизма и парижского шика Олимпиады Самсоновны, запутавшейся в блондах и крепрашелях. В позднем СССР наблюдался настоящий культ импорта, не зависимо от качества последнего. Замечу, что примерно до начала 1970-х этого не наблюдалось, вернее, был небольшой процент условных стиляг-западников, которые сущестовали в любое время (петиметры, фашонебли, типа графа Нулина и так далее). Но с эпохи Застоя началось настоящее поклонение буржуазному лейблу. Принято считать, что люди стали хуже, Космос разочаровал, а физики спились на прокуренных кухнях под песни А.Галича. На мой взгляд, дело не только и не столько в людях, сколько в лейблах. Точнее, в упаковке, во внешнем виде, который и видавших виды буржуа гнал потреблять, скупать, соотвествовать… Западный товар изначально был настроен понравиться широкому кругу покупателей, а к 1970-м годам, когда пресловутое общество потребления получило своё развитие, шопингомания и вовсе сделалась настоящей эпидемией.
Советские панталоны выполняли вполне оговоренную функцию - они согревали...
Капиталистическая модель купли-продажи подразумевает быструю смену «фаворитов сезона» — моды, предпочтения, смыслы меняются так быстро, что человек с трудом поспевает за тенденциями. Только он привык к своим часам, как на рынок выбросили ещё более шикарную (точнее — актуальную) модель и, к тому же её рекламирует Голливудская Звезда. Принято выкидывать вещь раньше, чем она успеет отслужить. Моральное устаревание, форсируемое средствами массовой информации, является причиной покупки очередной новинки. Не то было в СССР. Прибыль не являлась целью. Важны были совершенно иные показатели — выполнение плана, обеспечение населения кефиром или, скажем, штанами (неважно, что именно эти штаны немодны, уродливы и сшиты из байки безумного колера). Было гораздо важнее, что наш кефир и наши штаны не вредны для здоровья и в них отсуствуют завлекающие покупателя вредные добавки. В западном мире главное — завлечь и продать. Отсюда постоянный поиск решений по дизайну, по сладким добавкам, по кружевным вставочкам. Потом может выясниться, что кружева — колючие, кефир с экзотическим наполнителем вызывает аллергию, а дизайнерское решение скрывало обычную и даже ненужную вещь. Главное — это утолить жажду красивого потребления, а не напоить народ кефиром N-ой жирности.
Советские вещи создавались не для того, чтобы относить пару сезонов и выбросить, а в расчёте на долговременное пользование. Отсюда все эти жёсткие туфли, крепкие швы, долгоиграющий материал. Многие вещи перешивались, перелицовывались. У вещей была иная задача — служить, а не украшать, не повышать статус. Имиджевые тенденции не вкладывались в самый смысл их производства. Сэкономить на ткани и булавках было иной раз важнее, чем создать шедевр сов.пошива. Так, знаменитые панталоны с подчёсом — этот монстр советского легпрома — создавался с целью утеплять, поэтому их внешний вид не входил в задумки создателей. Вместе с тем, им (создателям) уже неважно, как в этом случае будет выглядеть сама женщина. Западное нижнее бельё имело ещё и иную функцию — эротическую, завлекающую. В кинофильме «Девушки из Рошфора» молодые люди игриво говорят красивой девушке:«У вас видна нижняя юбка…». В СССР нижняя юбка — это приватный предмет, который не может быть виден, потому что его цель — создать базу для силуэта-колокол (например), но не для того, чтобы юноша воспламенялся при виде нижнего кружева… Как говорили в наше время: «Два мира — два детства».
Советское производство, впрочем, как и советское искусство (sic!) было, как бы это поточнее выразиться, not for sale в хорошем и в плохом смысле этого понятия. Радиоканалы не гонялись за рейтингами, поэтому спокойно могли передавать классическую музыку и народные мотивы, изредка разбавляя Чайковского — Аллой Борисовной. Начальникам Гостелерадио было безразлично, нравится ли советским зрителям сага о добыче нефти или им гораздо больше хочется ковбойских стрелялок и обнажённой Орнеллы Мути. Да. У кинотеатров существовал план и его выполняли путём демонстрации французских комедий или даже советских шедевров, до сих пор считающихся культовыми фильмами. Но многие из этих жемчужин в своё время ругали за безыдейность и халтуру. Подумаешь — кассовый сбор! Это не главное. Главное — идея, дидактика, значение. Эстрада — самый массовый, лёгенький жанр пребывала в Золушках потому, что никуда особо не звала и ничему не учила. Да. Она может приносить доход, но разве это — главное? Точно так же заводы могли производить неходовую продукцию, перевыполняя план, а народ давился совершенно за другими фасонами. С одной стороны, нас никто массово не травил яркими, вырвиглазово-малиновыми баббл-гамами, с другой — никто и не интересовался нашими вкусами.
Но маркетологи Дикого Запада не за красивые глаза получали свои доллары — они знали человеческую природу. Те оболочки и те завлекалочки, которые действовали за французских буржуа, точно так же влияли и на советского человека. Поэтому в 1970-1980-е годы бум потребления, прокатившийся по всему миру, не мог не коснуться СССР. От Zeitgetst-а никуда не денешься, он тебя достанет даже к кабине космического корабля. Человеку сделалось мало просто кефира, ему срочно понадобился кефир с банановым наполнителем. Не просто джинсы, а конкретно LEE, не просто магнитофон, а японский Sharp. Обычный хомо-сапиенс скорее выберет яркий эстрадный номер, нежели выступление симфонического оркестра. Женщине интереснее иметь шикарный комплект белья, нежели что-нибудь тёплое-уютное-страшненькое (причём, эта женщина может никого не завлекать и быть равнодушной к сексу. Просто приятно носить богатое бельё под платьем)… И мобильники мы теперь меняем не потому, что предыдущие сломались или улетели в пропасть, а потому что новая модель уже намозолила глаза до нестерпимого зуда.
…Ну а если начистоту, то человеку надо не так уж много…
Советские панталоны выполняли вполне оговоренную функцию - они согревали...
Капиталистическая модель купли-продажи подразумевает быструю смену «фаворитов сезона» — моды, предпочтения, смыслы меняются так быстро, что человек с трудом поспевает за тенденциями. Только он привык к своим часам, как на рынок выбросили ещё более шикарную (точнее — актуальную) модель и, к тому же её рекламирует Голливудская Звезда. Принято выкидывать вещь раньше, чем она успеет отслужить. Моральное устаревание, форсируемое средствами массовой информации, является причиной покупки очередной новинки. Не то было в СССР. Прибыль не являлась целью. Важны были совершенно иные показатели — выполнение плана, обеспечение населения кефиром или, скажем, штанами (неважно, что именно эти штаны немодны, уродливы и сшиты из байки безумного колера). Было гораздо важнее, что наш кефир и наши штаны не вредны для здоровья и в них отсуствуют завлекающие покупателя вредные добавки. В западном мире главное — завлечь и продать. Отсюда постоянный поиск решений по дизайну, по сладким добавкам, по кружевным вставочкам. Потом может выясниться, что кружева — колючие, кефир с экзотическим наполнителем вызывает аллергию, а дизайнерское решение скрывало обычную и даже ненужную вещь. Главное — это утолить жажду красивого потребления, а не напоить народ кефиром N-ой жирности.
Советские вещи создавались не для того, чтобы относить пару сезонов и выбросить, а в расчёте на долговременное пользование. Отсюда все эти жёсткие туфли, крепкие швы, долгоиграющий материал. Многие вещи перешивались, перелицовывались. У вещей была иная задача — служить, а не украшать, не повышать статус. Имиджевые тенденции не вкладывались в самый смысл их производства. Сэкономить на ткани и булавках было иной раз важнее, чем создать шедевр сов.пошива. Так, знаменитые панталоны с подчёсом — этот монстр советского легпрома — создавался с целью утеплять, поэтому их внешний вид не входил в задумки создателей. Вместе с тем, им (создателям) уже неважно, как в этом случае будет выглядеть сама женщина. Западное нижнее бельё имело ещё и иную функцию — эротическую, завлекающую. В кинофильме «Девушки из Рошфора» молодые люди игриво говорят красивой девушке:«У вас видна нижняя юбка…». В СССР нижняя юбка — это приватный предмет, который не может быть виден, потому что его цель — создать базу для силуэта-колокол (например), но не для того, чтобы юноша воспламенялся при виде нижнего кружева… Как говорили в наше время: «Два мира — два детства».
Советское производство, впрочем, как и советское искусство (sic!) было, как бы это поточнее выразиться, not for sale в хорошем и в плохом смысле этого понятия. Радиоканалы не гонялись за рейтингами, поэтому спокойно могли передавать классическую музыку и народные мотивы, изредка разбавляя Чайковского — Аллой Борисовной. Начальникам Гостелерадио было безразлично, нравится ли советским зрителям сага о добыче нефти или им гораздо больше хочется ковбойских стрелялок и обнажённой Орнеллы Мути. Да. У кинотеатров существовал план и его выполняли путём демонстрации французских комедий или даже советских шедевров, до сих пор считающихся культовыми фильмами. Но многие из этих жемчужин в своё время ругали за безыдейность и халтуру. Подумаешь — кассовый сбор! Это не главное. Главное — идея, дидактика, значение. Эстрада — самый массовый, лёгенький жанр пребывала в Золушках потому, что никуда особо не звала и ничему не учила. Да. Она может приносить доход, но разве это — главное? Точно так же заводы могли производить неходовую продукцию, перевыполняя план, а народ давился совершенно за другими фасонами. С одной стороны, нас никто массово не травил яркими, вырвиглазово-малиновыми баббл-гамами, с другой — никто и не интересовался нашими вкусами.
Но маркетологи Дикого Запада не за красивые глаза получали свои доллары — они знали человеческую природу. Те оболочки и те завлекалочки, которые действовали за французских буржуа, точно так же влияли и на советского человека. Поэтому в 1970-1980-е годы бум потребления, прокатившийся по всему миру, не мог не коснуться СССР. От Zeitgetst-а никуда не денешься, он тебя достанет даже к кабине космического корабля. Человеку сделалось мало просто кефира, ему срочно понадобился кефир с банановым наполнителем. Не просто джинсы, а конкретно LEE, не просто магнитофон, а японский Sharp. Обычный хомо-сапиенс скорее выберет яркий эстрадный номер, нежели выступление симфонического оркестра. Женщине интереснее иметь шикарный комплект белья, нежели что-нибудь тёплое-уютное-страшненькое (причём, эта женщина может никого не завлекать и быть равнодушной к сексу. Просто приятно носить богатое бельё под платьем)… И мобильники мы теперь меняем не потому, что предыдущие сломались или улетели в пропасть, а потому что новая модель уже намозолила глаза до нестерпимого зуда.
…Ну а если начистоту, то человеку надо не так уж много…
Комментариев нет:
Отправить комментарий