Поиск по сайту / Site search

27.02.2019

Евгения Орлова: Ветхозаветные сюжеты в русском искусстве XVI в.

Конец XV в. на Руси был отмечен всплеском сильных эсхатологических и мистических воззрений. Несостоявшийся «конец света»  1492 г. открыл в русской культуре эпоху нового мышления, ренессансного типа [1],  с характерными чертами: желание просветить нацию, эмпирическое познание мира, интеллектуальная и гуманистическая направленность.

В XVI в. достигла расцвета «третья» культура [2], основу которой составляли иудейские и греческие апокрифы, переводные сочинения античных и арабских учёных. А так же большая группа текстов естественнонаучного, прикладного  характера (математические, астрономические вычисления). Они попали в разряд запрещённых книг.    Реформаторские движения «нового благочестия» охватили  Европу XV — XVI вв. Их отголоском на Руси была ересь жидовствующих, в связи с которой наблюдались акты вандализма над иконами [3].

В литературе и изобразительном искусстве XVI в. возникли сюжеты, прославляющие чудеса от икон как противодействие иконоборчеству приверженцев ереси жидовствующих. Появились Сказания о чудесах от икон Богородицы «Владимирская», «Тихвинская», «Смоленская»  и Христа — «Сказание о Спасе Нерукотворном».

В искусстве, как и в литературе, существовало идеологическое направление, полемизирующее с вольнодумцами. Считается, что в клеймах икон «Страсти Господни в евангельских притчах» и «Воскресение- Сошествие во ад с евангельскими сценами» Благовещенского собора Московского Кремля дан художественный ответ официальной церкви еретикам. Церковное искусство XVI в., несмотря на символико- аллегорические художественные формы, отличалось чёткостью идеологического смысла. В литературе полемика с евреями была заявлена в книге «Просветитель» Иосифа Волоцкого. Кроме того, в русской книжности распространились списки Толковой Палеи и полемических святоотеческих сочинений, например «Слово св. Афанасия Александрийского об иконе Господа Нашего Иисуса Христа», антиеретические творения преп. Иоанна Дамаскина.

С другой стороны, в изобразительном искусстве возросло количество ветхозаветных мотивов, связанных с видениями пророков, с темой Дня Господня и пришествия Мессии. Раньше ветхозаветные книги были частично известны в пересказах толкователей Св. Писания, но благодаря собранию библейских текстов новгородским архиепископом Геннадием («Геннадиевская  Библия» 1499 г. ) они стали более доступными для чтения.      Художники XVI в. для изображения сцен из Ветхого Завета, как правило, опирались на миниатюры и тексты Толковой Палеи и «Христианской Топографии» Козьмы Индикоплова, содержавшие доступное изложение ветхозаветных сюжетов.  На иконах, в аллегорической форме, стали изображать видения ветхозаветных пророков космологического и эсхатологического характера — это вызвало недовольство дьяка Висковатого (изображения Христа «в Давидове образе», «Единородный Сыне…». Ветхозаветная космология отразилась в сюжетах «Почи Бог в день седьмый», «Всякое дыхание да хвалит Господа», «Да молчит всякая плоть», «Троица в в деяниях» и «Шестоднев».  Стали создаваться подробные циклы иллюстраций Книги Бытия, дополненные иудейскими апокрифическими источниками[4] (книга Еноха,  «Заветы двенадцати патриархов» и др. апокрифы).  Художники стали подписывать изображение Бога словом «Саваоф».

В интерьерах церквей доминантой  убранства иконостасов становится расширенный пророческий ряд. Чаще всего пророки изображались с атрибутами пророчеств.

Появились иконы «Похвала Богородицы», на которых изображена Богородица, царственно восседающая в окружении пророков со свитками пророчеств о воплощении Сына Божия. Среди иконографий богородичных икон возникает отождествление исторической личности Марии с видениями и символами из ветхозаветных пророчеств. Например, образ горы из видения пророка Даниила был заимствован для иконографии Богоматери «Гора Нерукосечная».

Среди почитаемых святых  выделяется пророк Илья. История его жизни и деятельности излагается в Третьей и Четвёртой Книгах Царств (3Цар.17-20 и 4Цар.1-3). Большое количество построенных храмов и приделов посвящаются пророку Илье. Создаются иконы с подробным циклом жития пророка Илии и его ученика- пророка Елисея.

Визионерские мотивы, взятые из текстов Ветхого Завета, преобладают над историческим контекстом в искусстве XVI в.  Иисус Христос стал изображаться не в контексте евангельской истории, а как грядущий мессия — «Ангел Великого Совета», «Иерей по чину Мельхиседека». На иконах «Недреманное око», «Спас Благое Молчание», «София Премудрость Божия» аллегорически  передаётся вневременное состояние Бога- Сына до Его воплощения.

На иконах и фресках возникают изображения брачного пира, где женихом является Христос — Божественный Разум, а его невеста- Вселенная в лице Церкви, основанные на книгах «Екклесиаст»,  «Песнь песней», «Книга Притчей Соломоновых», «Книга Премудрости Соломона», авторство которых по традиции приписывается царю Соломону.

Интерес к образам пророков и их видений, к подробному иллюстрированию сотворения мира, к темам: Премудрости Божией, Седьмого дня и Великой Субботы был связан со знакомством с текстами Ветхого Завета вследствие переводческой деятельности при дворе новгородского архиепископа Геннадия.

Интеллектуальное направление русской культуры XV –XVI вв., развитие естественнонаучной книжности (астрономические тексты и математические расчёты, пасхалии, философские трактаты, например «Логика Авиасафа», «Книга, глаголемая логика» Моисея Маймонида) связано с проблематикой ереси жидовствующих. Ересь жидовствующих вызвала  резкую общественную реакцию, выраженную в публицистике и в церковном искусстве,  через неё Русь соприкоснулась с еврейским культурным наследием, которое отразилось в развитии ветхозаветных сюжетов в русском искусстве XVI в.

1. Лихачев Д. С. Литература «Неудавшегося Возрождения» // О филологии / Предисл. Л.А. Дмитриева.

— М.: Выш. шк., 1989. С. 152-161; Щеглов А. П. Древнерусская ноуменальная натурфилософия. -М., Иерусалим. 1999.

2. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов.  — М.: Аспект Пресс, 1998. С. 212-216; Толстой Н.И. Религиозные верования древних славян //Очерки истории культуры славян. –М.: Издательство «Индрик», 1996. С.147-148.

3. Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев…». Тема  почитания икон в искусстве Средневековой Руси.- М.: Северный паломник, 2007. С.331; Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI в. -М.: Изд-во Акад. Наук  СССР, 1955. С.338;Преподобный Иосиф Волоцкий. Слово шестое против ереси новгородских еретиков, говорящих, будто не следует поклоняться рукотворным предметам. Здесь же приводятся из Священного Писания свидетельства того, что и в Ветхом Законе люди поклонялись рукотворным вещам, которые Господь Бог повелел создать во славу Свою; а в наше время тем более следует поклоняться рукотворным предметам, то есть святым иконам, Честному и Животворящему Кресту и другим божественным и освященным предметам, которые Господь Бог наш Иисус Христос повелел создавать во славу Свою / Просветитель. Издание Спасо- Преображенского Валаамского монастыря. М., 1993. С.147.

4.  От Бытия к Исходу. Отражение библейских сюжетов в славянской и еврейской народной культуре. Сб. статей. Академическая серия. Вып. 2. – М: ГЕОС., 1998;  Апокрифические сказания в памятниках иудейской письменности // Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях/ Исследование Порфирьеа  И. Я. Казань. Университеская типография. 1873. С.19-79.

Орлова Е.В.Ветхозаветные сюжеты в русском искусстве XVI в. в связи с общественной реакцией на ересь жидовствующих: к постановке вопроса // История и культура евреев Европы и Ближнего Востока: Материалы Междунар. Науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. /Отв. ред. А.Л. Львов, М.О Мельцин. Спб., 2013.С.53-56.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти