Конец XV в. на Руси был отмечен всплеском сильных эсхатологических и мистических воззрений. Несостоявшийся «конец света» 1492 г. открыл в русской культуре эпоху нового мышления, ренессансного типа [1], с характерными чертами: желание просветить нацию, эмпирическое познание мира, интеллектуальная и гуманистическая направленность.
В XVI в. достигла расцвета «третья» культура [2], основу которой составляли иудейские и греческие апокрифы, переводные сочинения античных и арабских учёных. А так же большая группа текстов естественнонаучного, прикладного характера (математические, астрономические вычисления). Они попали в разряд запрещённых книг. Реформаторские движения «нового благочестия» охватили Европу XV — XVI вв. Их отголоском на Руси была ересь жидовствующих, в связи с которой наблюдались акты вандализма над иконами [3].
В литературе и изобразительном искусстве XVI в. возникли сюжеты, прославляющие чудеса от икон как противодействие иконоборчеству приверженцев ереси жидовствующих. Появились Сказания о чудесах от икон Богородицы «Владимирская», «Тихвинская», «Смоленская» и Христа — «Сказание о Спасе Нерукотворном».
В искусстве, как и в литературе, существовало идеологическое направление, полемизирующее с вольнодумцами. Считается, что в клеймах икон «Страсти Господни в евангельских притчах» и «Воскресение- Сошествие во ад с евангельскими сценами» Благовещенского собора Московского Кремля дан художественный ответ официальной церкви еретикам. Церковное искусство XVI в., несмотря на символико- аллегорические художественные формы, отличалось чёткостью идеологического смысла. В литературе полемика с евреями была заявлена в книге «Просветитель» Иосифа Волоцкого. Кроме того, в русской книжности распространились списки Толковой Палеи и полемических святоотеческих сочинений, например «Слово св. Афанасия Александрийского об иконе Господа Нашего Иисуса Христа», антиеретические творения преп. Иоанна Дамаскина.
С другой стороны, в изобразительном искусстве возросло количество ветхозаветных мотивов, связанных с видениями пророков, с темой Дня Господня и пришествия Мессии. Раньше ветхозаветные книги были частично известны в пересказах толкователей Св. Писания, но благодаря собранию библейских текстов новгородским архиепископом Геннадием («Геннадиевская Библия» 1499 г. ) они стали более доступными для чтения. Художники XVI в. для изображения сцен из Ветхого Завета, как правило, опирались на миниатюры и тексты Толковой Палеи и «Христианской Топографии» Козьмы Индикоплова, содержавшие доступное изложение ветхозаветных сюжетов. На иконах, в аллегорической форме, стали изображать видения ветхозаветных пророков космологического и эсхатологического характера — это вызвало недовольство дьяка Висковатого (изображения Христа «в Давидове образе», «Единородный Сыне…». Ветхозаветная космология отразилась в сюжетах «Почи Бог в день седьмый», «Всякое дыхание да хвалит Господа», «Да молчит всякая плоть», «Троица в в деяниях» и «Шестоднев». Стали создаваться подробные циклы иллюстраций Книги Бытия, дополненные иудейскими апокрифическими источниками[4] (книга Еноха, «Заветы двенадцати патриархов» и др. апокрифы). Художники стали подписывать изображение Бога словом «Саваоф».
В интерьерах церквей доминантой убранства иконостасов становится расширенный пророческий ряд. Чаще всего пророки изображались с атрибутами пророчеств.
Появились иконы «Похвала Богородицы», на которых изображена Богородица, царственно восседающая в окружении пророков со свитками пророчеств о воплощении Сына Божия. Среди иконографий богородичных икон возникает отождествление исторической личности Марии с видениями и символами из ветхозаветных пророчеств. Например, образ горы из видения пророка Даниила был заимствован для иконографии Богоматери «Гора Нерукосечная».
Среди почитаемых святых выделяется пророк Илья. История его жизни и деятельности излагается в Третьей и Четвёртой Книгах Царств (3Цар.17-20 и 4Цар.1-3). Большое количество построенных храмов и приделов посвящаются пророку Илье. Создаются иконы с подробным циклом жития пророка Илии и его ученика- пророка Елисея.
Визионерские мотивы, взятые из текстов Ветхого Завета, преобладают над историческим контекстом в искусстве XVI в. Иисус Христос стал изображаться не в контексте евангельской истории, а как грядущий мессия — «Ангел Великого Совета», «Иерей по чину Мельхиседека». На иконах «Недреманное око», «Спас Благое Молчание», «София Премудрость Божия» аллегорически передаётся вневременное состояние Бога- Сына до Его воплощения.
На иконах и фресках возникают изображения брачного пира, где женихом является Христос — Божественный Разум, а его невеста- Вселенная в лице Церкви, основанные на книгах «Екклесиаст», «Песнь песней», «Книга Притчей Соломоновых», «Книга Премудрости Соломона», авторство которых по традиции приписывается царю Соломону.
Интерес к образам пророков и их видений, к подробному иллюстрированию сотворения мира, к темам: Премудрости Божией, Седьмого дня и Великой Субботы был связан со знакомством с текстами Ветхого Завета вследствие переводческой деятельности при дворе новгородского архиепископа Геннадия.
Интеллектуальное направление русской культуры XV –XVI вв., развитие естественнонаучной книжности (астрономические тексты и математические расчёты, пасхалии, философские трактаты, например «Логика Авиасафа», «Книга, глаголемая логика» Моисея Маймонида) связано с проблематикой ереси жидовствующих. Ересь жидовствующих вызвала резкую общественную реакцию, выраженную в публицистике и в церковном искусстве, через неё Русь соприкоснулась с еврейским культурным наследием, которое отразилось в развитии ветхозаветных сюжетов в русском искусстве XVI в.
1. Лихачев Д. С. Литература «Неудавшегося Возрождения» // О филологии / Предисл. Л.А. Дмитриева.
— М.: Выш. шк., 1989. С. 152-161; Щеглов А. П. Древнерусская ноуменальная натурфилософия. -М., Иерусалим. 1999.
2. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 1998. С. 212-216; Толстой Н.И. Религиозные верования древних славян //Очерки истории культуры славян. –М.: Издательство «Индрик», 1996. С.147-148.
3. Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев…». Тема почитания икон в искусстве Средневековой Руси.- М.: Северный паломник, 2007. С.331; Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI в. -М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1955. С.338;Преподобный Иосиф Волоцкий. Слово шестое против ереси новгородских еретиков, говорящих, будто не следует поклоняться рукотворным предметам. Здесь же приводятся из Священного Писания свидетельства того, что и в Ветхом Законе люди поклонялись рукотворным вещам, которые Господь Бог повелел создать во славу Свою; а в наше время тем более следует поклоняться рукотворным предметам, то есть святым иконам, Честному и Животворящему Кресту и другим божественным и освященным предметам, которые Господь Бог наш Иисус Христос повелел создавать во славу Свою / Просветитель. Издание Спасо- Преображенского Валаамского монастыря. М., 1993. С.147.
4. От Бытия к Исходу. Отражение библейских сюжетов в славянской и еврейской народной культуре. Сб. статей. Академическая серия. Вып. 2. – М: ГЕОС., 1998; Апокрифические сказания в памятниках иудейской письменности // Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях/ Исследование Порфирьеа И. Я. Казань. Университеская типография. 1873. С.19-79.
Орлова Е.В.Ветхозаветные сюжеты в русском искусстве XVI в. в связи с общественной реакцией на ересь жидовствующих: к постановке вопроса // История и культура евреев Европы и Ближнего Востока: Материалы Междунар. Науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. /Отв. ред. А.Л. Львов, М.О Мельцин. Спб., 2013.С.53-56.
В XVI в. достигла расцвета «третья» культура [2], основу которой составляли иудейские и греческие апокрифы, переводные сочинения античных и арабских учёных. А так же большая группа текстов естественнонаучного, прикладного характера (математические, астрономические вычисления). Они попали в разряд запрещённых книг. Реформаторские движения «нового благочестия» охватили Европу XV — XVI вв. Их отголоском на Руси была ересь жидовствующих, в связи с которой наблюдались акты вандализма над иконами [3].
В литературе и изобразительном искусстве XVI в. возникли сюжеты, прославляющие чудеса от икон как противодействие иконоборчеству приверженцев ереси жидовствующих. Появились Сказания о чудесах от икон Богородицы «Владимирская», «Тихвинская», «Смоленская» и Христа — «Сказание о Спасе Нерукотворном».
В искусстве, как и в литературе, существовало идеологическое направление, полемизирующее с вольнодумцами. Считается, что в клеймах икон «Страсти Господни в евангельских притчах» и «Воскресение- Сошествие во ад с евангельскими сценами» Благовещенского собора Московского Кремля дан художественный ответ официальной церкви еретикам. Церковное искусство XVI в., несмотря на символико- аллегорические художественные формы, отличалось чёткостью идеологического смысла. В литературе полемика с евреями была заявлена в книге «Просветитель» Иосифа Волоцкого. Кроме того, в русской книжности распространились списки Толковой Палеи и полемических святоотеческих сочинений, например «Слово св. Афанасия Александрийского об иконе Господа Нашего Иисуса Христа», антиеретические творения преп. Иоанна Дамаскина.
С другой стороны, в изобразительном искусстве возросло количество ветхозаветных мотивов, связанных с видениями пророков, с темой Дня Господня и пришествия Мессии. Раньше ветхозаветные книги были частично известны в пересказах толкователей Св. Писания, но благодаря собранию библейских текстов новгородским архиепископом Геннадием («Геннадиевская Библия» 1499 г. ) они стали более доступными для чтения. Художники XVI в. для изображения сцен из Ветхого Завета, как правило, опирались на миниатюры и тексты Толковой Палеи и «Христианской Топографии» Козьмы Индикоплова, содержавшие доступное изложение ветхозаветных сюжетов. На иконах, в аллегорической форме, стали изображать видения ветхозаветных пророков космологического и эсхатологического характера — это вызвало недовольство дьяка Висковатого (изображения Христа «в Давидове образе», «Единородный Сыне…». Ветхозаветная космология отразилась в сюжетах «Почи Бог в день седьмый», «Всякое дыхание да хвалит Господа», «Да молчит всякая плоть», «Троица в в деяниях» и «Шестоднев». Стали создаваться подробные циклы иллюстраций Книги Бытия, дополненные иудейскими апокрифическими источниками[4] (книга Еноха, «Заветы двенадцати патриархов» и др. апокрифы). Художники стали подписывать изображение Бога словом «Саваоф».
В интерьерах церквей доминантой убранства иконостасов становится расширенный пророческий ряд. Чаще всего пророки изображались с атрибутами пророчеств.
Появились иконы «Похвала Богородицы», на которых изображена Богородица, царственно восседающая в окружении пророков со свитками пророчеств о воплощении Сына Божия. Среди иконографий богородичных икон возникает отождествление исторической личности Марии с видениями и символами из ветхозаветных пророчеств. Например, образ горы из видения пророка Даниила был заимствован для иконографии Богоматери «Гора Нерукосечная».
Среди почитаемых святых выделяется пророк Илья. История его жизни и деятельности излагается в Третьей и Четвёртой Книгах Царств (3Цар.17-20 и 4Цар.1-3). Большое количество построенных храмов и приделов посвящаются пророку Илье. Создаются иконы с подробным циклом жития пророка Илии и его ученика- пророка Елисея.
Визионерские мотивы, взятые из текстов Ветхого Завета, преобладают над историческим контекстом в искусстве XVI в. Иисус Христос стал изображаться не в контексте евангельской истории, а как грядущий мессия — «Ангел Великого Совета», «Иерей по чину Мельхиседека». На иконах «Недреманное око», «Спас Благое Молчание», «София Премудрость Божия» аллегорически передаётся вневременное состояние Бога- Сына до Его воплощения.
На иконах и фресках возникают изображения брачного пира, где женихом является Христос — Божественный Разум, а его невеста- Вселенная в лице Церкви, основанные на книгах «Екклесиаст», «Песнь песней», «Книга Притчей Соломоновых», «Книга Премудрости Соломона», авторство которых по традиции приписывается царю Соломону.
Интерес к образам пророков и их видений, к подробному иллюстрированию сотворения мира, к темам: Премудрости Божией, Седьмого дня и Великой Субботы был связан со знакомством с текстами Ветхого Завета вследствие переводческой деятельности при дворе новгородского архиепископа Геннадия.
Интеллектуальное направление русской культуры XV –XVI вв., развитие естественнонаучной книжности (астрономические тексты и математические расчёты, пасхалии, философские трактаты, например «Логика Авиасафа», «Книга, глаголемая логика» Моисея Маймонида) связано с проблематикой ереси жидовствующих. Ересь жидовствующих вызвала резкую общественную реакцию, выраженную в публицистике и в церковном искусстве, через неё Русь соприкоснулась с еврейским культурным наследием, которое отразилось в развитии ветхозаветных сюжетов в русском искусстве XVI в.
1. Лихачев Д. С. Литература «Неудавшегося Возрождения» // О филологии / Предисл. Л.А. Дмитриева.
— М.: Выш. шк., 1989. С. 152-161; Щеглов А. П. Древнерусская ноуменальная натурфилософия. -М., Иерусалим. 1999.
2. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 1998. С. 212-216; Толстой Н.И. Религиозные верования древних славян //Очерки истории культуры славян. –М.: Издательство «Индрик», 1996. С.147-148.
3. Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев…». Тема почитания икон в искусстве Средневековой Руси.- М.: Северный паломник, 2007. С.331; Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI в. -М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1955. С.338;Преподобный Иосиф Волоцкий. Слово шестое против ереси новгородских еретиков, говорящих, будто не следует поклоняться рукотворным предметам. Здесь же приводятся из Священного Писания свидетельства того, что и в Ветхом Законе люди поклонялись рукотворным вещам, которые Господь Бог повелел создать во славу Свою; а в наше время тем более следует поклоняться рукотворным предметам, то есть святым иконам, Честному и Животворящему Кресту и другим божественным и освященным предметам, которые Господь Бог наш Иисус Христос повелел создавать во славу Свою / Просветитель. Издание Спасо- Преображенского Валаамского монастыря. М., 1993. С.147.
4. От Бытия к Исходу. Отражение библейских сюжетов в славянской и еврейской народной культуре. Сб. статей. Академическая серия. Вып. 2. – М: ГЕОС., 1998; Апокрифические сказания в памятниках иудейской письменности // Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях/ Исследование Порфирьеа И. Я. Казань. Университеская типография. 1873. С.19-79.
Орлова Е.В.Ветхозаветные сюжеты в русском искусстве XVI в. в связи с общественной реакцией на ересь жидовствующих: к постановке вопроса // История и культура евреев Европы и Ближнего Востока: Материалы Междунар. Науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. /Отв. ред. А.Л. Львов, М.О Мельцин. Спб., 2013.С.53-56.
Комментариев нет:
Отправить комментарий