На фото девушка тобольско - иртышской группы сибирских татар
Мои друзья и знакомые часто просят меня, как этнографа, рассказать о сибирских татарах, откуда они произошли и как связаны с татарами, проживающими в Поволжье и Крыму.
Они сильно удивляются, когда я говорю, что сибирские, поволжские и крымские татары не имеют между собой почти ничего общего. Это три разных тюркских народа, сформировавшихся на обособленных территориях. У каждого из них своя особая культура, а их языки имеют такие же различия, как скажем, русский и украинский или узбекский и казахский.
Среди жителей Тобольска, в том числе и среди руководящих работников я также не встречал понимания этого вопроса. Очень многие считают, что все татары, где бы они ни жили — это один народ. Отсюда и многие проблемы. На словах, провозглашая возрождение самобытной культуры сибирских татар, на деле в тобольских средствах массовой информации, в Центре сибирско-татарской культуры, на русско-татарском отделении филфака ТГПИ идет пропаганда языка и культуры татар казанских.
Настало время в корне менять ситуацию. В своей небольшой статье мне хотелось кратко осветить суть вопроса и, тем самым донести до сознания тоболяков понимание необходимости сохранения и приумножения уникальной культуры одного из самых многочисленных этносов Сибири — сибирских татар.
Сейчас сибирскими татарами называют себя около 190 тысяч человек, проживающих в Тюменской, Омской, Кемеровской, Новосибирской, Томской областях и некоторых странах зарубежной Азии.
Не стоит смешивать сибирских татар с поволжскими и крымскими. Каждый из этих народов имеет свою собственную, отличную от других, этническую историю. У каждого из них своя культура, традиции, обычаи. Они говорят на разных языках относящихся к тюркской языковой группе.
Занимаясь на протяжении нескольких лет этнографией коренных народов Тюменского Севера я мало обращал внимания на проживающих там представителей других национальностей, среди которых татары занимали, как правило, третье место по численности после русских и украинцев.
Проблемы истории и культуры татар заинтересовали меня в 1997 году, во время работы в антрополого-этнографической экспедиции в татарских деревнях Большереченского и Усть-Ишимского районов Омской области. В селе Уленкуль Большереченского района я впервые узнал, что там и в некоторых других деревнях по Иртышу совместно проживают коренные сибирские татары и потомки выходцев из Поволжья и Средней Азии.
По рассказам местных жителей, раньше поволжские татары и «бухарцы» селились отдельно от сибирских татар, не имели права на землю и не заключали смешанных браков. Коренные изменения произошли после октябрьской революции, уравнявшей всех в правах, а с 1950-х годов и сибирских, и поволжских татар, и «бухарцев» стали записывать в официальных документах просто татарами.
В 1998 году, после переезда на жительство в г. Тобольск, мне удалось глубже познакомиться с проблемами истории и культуры сибирских татар. Я проштудировал всю немногочисленную научную литературу по истории и этнографии этого народа (труды доктора исторических наук Ф. Т. Валеева, академика Н. А. Томилова и его учеников), в которой убедительно доказывается, что сибирские татары являются самостоятельным этносом, со своей самобытной историей, культурой и языком. Тем удивительней мне было узнать, что на русско-татарском отделении филоло-гического факультета Тобольского государственного педагогического института им. Д. И. Менделеева (далее ТГПИ) в качестве обязательного предмета преподается язык поволжских татар (так называемый татарский литературный), а в городском Центре сибирско-татарской культуры работают танцевальные и хоровые кружки, где обучают танцам и песням поволжских татар. Студенты русско-татарского отделения филологического факультета ТГПИ и преподаватели сельских школ в приватных беседах жаловались мне, что «литературный» татарский язык студентам и школьникам приходится учить как иностранный. По моим наблюдениям, внедрение языка и культуры поволжских татар в среду сибирских татар не дает почти никаких результатов. В самом Тобольске имеется всего одна школа, где преподают поволжско-татарский язык. В Тобольском и расположенном рядом, тяготеющем к Тобольску Вагайском районе, поволжско-татарский язык преподают только в деревнях с компактным татарским населением, а таких деревень в каждом из районов меньше половины от общего числа. Как правило, выпускники школ с преподаванием татарского языка поволжский язык в быту не используют, в семьях говорят на сибирско-татарском и русском. Книги и газеты из Татарстана в Сибирь не привозят. Единственная в Тюмени газета на поволжско-татарском языке «Янарыш» пользуется популярностью в основном у поволжских татар, проживающих в Тюменской области. Больший успех у сибирских татар имеет эстрадная музыка из Казани. В Тюмень и Тобольск постоянно приезжают с гастролями певцы и певицы, но народная любовь к ним чаще всего выражается словами — «песня красивая, но ни слова не понятно».
Однако пропаганда поволжского языка и культуры все же оказывает влияние на самосознание сибирских татар. Некоторые студенты, учителя и работники культуры из сибирских татар, подпавшие под влияние казанской пропаганды, говорили мне, что считают язык казанских татар красивее, а их самих культурнее. Свою лепту вносят в это дело и отдельные ученые из сибирских татар. Известный тюменский ученый, доктор филологии Х. Ч. Алишина в одном из номеров газеты «Янарыш» (лето 2000 г.) призвала всех сибирских татар отказаться от позорного (выделено мной, Ю. К.) термина «сибирские».
В 1998 году Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник провел I-й Сибирский симпозиум «Культурное наследие народов Западной Сибири. Сибирские татары». На нем обсуждались проблемы этногенеза, этнической истории и культуры сибирских татар. В Тобольск съехались археологи, антропологи, этнографы, лингвисты, историки, краеведы из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ижевска, Новосибирска, Омска, Томска, Тюмени, других городов. Прибыла и делегация из Казани, представленная учеными из Академии наук республики Татарстан. В отличие от докладов ученых из других городов, выступления казанцев сводились к пропаганде идеи единства всех народов, именующих себя татарами. Казанские татары претендуют на место второй титульной нации в России после русских, так как за время существования Советского союза они расселились по всей его территории вплоть до Тихого океана. По переписи 1989 г. в России их насчитывалось 5 522 000 человек. Правда, в это число были включены и 180 000 сибирских татар. В Казани считают сибирских татар неотъемлемой частью якобы существующего единого татарского этноса. Правительство Татарстана финансирует научные программы, в рамках которых казанские ученые пытаются доказать, что у всех татар единые корни. Так, этнографы Д. М.Исхаков и И. Л.Измайлов отрицают прямое родство своего народа с волжскими булгарами, жившими на территории нынешнего Татарстана начиная с X в., и утверждают, что все татары — потомки кочевников-кыпчаков.
Ради достижения сиюминутной политической выгоды некоторые ученые готовы переписать историю своего народа. Сегодня в Казани к этнографам подключились и археологи.
Как же получилось, что сибирские татары ни в одной советской переписи населения не были зафиксированы как отдельный народ? Во-первых, этнографы считали, что сибирские татары еще не оформились в единый этнос. Хотя все диалекты сибирско-татарского языка взаимопонимаемы на территории от Тобольского Заболотья до Барабинских степей в Новосибирской области. Во-вторых, можно предположить, что не хватало квалифицированных лингвистов, чтобы разработать буквари и учебники на сибирско-татарском языке. Однако для хантов в то же время сделали учебники на трех диалектах. Не исключено также, что советское правительство не хотело создавать еще одну татарскую автономию, тем более на такой обширной территории.
Сибирские татары включают в себя этнические группы тоболо-иртышских, барабинских и томских татар. Сибирско-татарский язык относится к кыпчакской (северо-западной) группе тюркских языков. Он имеет диалекты, соответствующие этническим группам. Тоболо-иртышский диалект подразделяется на говоры: тюменский, тобольский, заболотный, тарский, тевризский.
История происхождения
В формировании сибирских татар приняли участие различные этнические компоненты, в том числе тюркские, угорские, самодийские, монгольские. Первыми поселенцами на юге Западной Сибири были угорские племена, предки современных хантов и манси. Самодийцы, предки ненцев и селькупов, задержались здесь не долго, теснимые тюрками они прошли дальше на север, в таежные и тундровые области. Тюрки стали проникать сюда в VII-VIII вв. из Минусинской котловины, из Средней Азии и с Алтая. В IX-X вв. они ассимилировали южнохантыйское население в районе р. Тара, а в XII-XIII вв. угров лесостепного Притоболья и бассейна р. Исеть. Основной этнический компонент на первом этапе формирования сибирских татар составили тюркские племена аялы, курдаки, туралы, тукузы, саргаты и др. В IX-X вв. с Алтая на территорию Томского Приобья продвинулись тюркские племена кимаков. От них отделились кыпчакские племена, которые к X в. расселились на запад вплоть до южного Урала и приняли участие в формировании башкирского народа. На юге, в районе Аральского моря кыпчаки влились в состав казахов, узбеков, каракалпаков, а на севере, в тоболо-иртышском междуречье — в состав сибирских татар.
Незначительная часть кыпчаков была ассимилирована волжскими булгарами, составившими основу современных казанских татар. Некоторые кыпчакские племена в XII-XIII вв. осели в Крыму, а другие откочевали на Дунай, в на территории нынешних Венгрии, Болгарии и Румынии. В XIII в. тюркоязычное население Западной Сибири было покорено монголо-татарами и, эта территория вошла в состав империи Чингисхана. В середине столетия здесь стал распространяться ислам. После распада Золотой орды сложилось самое раннее государственное образование сибирских татар — Тюменское ханство. В XV в. значительная часть южных районов Западной Сибири и казахских степей оказалась под властью кочевников -«узбеков» (по имени хана Узбека). Во второй половине XV в. в Тюменском ханстве, значительно расширившем свою территорию на востоке, правила уже местная знать. В конце столетия сибирско-татарский хан Мамет объединил улусы по Нижнему Тоболу и Среднему Иртышу и образовал Сибирское ханство со столицей в поселении Сибирь (Кашлык). В 1563 г. Сибирское ханство завоевал узбекский хан Кучум. В конце века территория ханства была присоединена к России. В XVII-XVIII вв. в Западную Сибирь из владений бухарского эмира стали приезжать торговцы и ремесленники — узбеки, таджики, каракалпаки, уйгуры, туркмены. В официальных документах их называли обобщенно «бухарцами». Они, с разрешения сибирских татар, селились на окраинах селений или основывали собственные поселения. В XIX и начале XX в. в Тоболо-Иртышское междуречье начали переселяться татары из Казанской, Симбирской и Уфимской губерний.
Прав на владение землей они не имели, поэтому нанимались в работники к коренным татарам за еду и жилье. В официальных документах они именовались оброчными чувальщиками. До административно-территориальной реформы 1910 г. сибирские татары, оброчные чувальщики и бухарцы числились в своих особых волостях и облагались разными налогами. Коренные татары занимались земледелием и скотоводством, безземельные выходцы из Поволжья имели статус «захребетников», а бухарцы были в основном торговцами и ремесленниками. Проживая обособлено, эти народы не оказывали заметного влияния на культуру и быт друг друга. Браки между ними были редкостью. В советское время социальные различия были стерты и, количество межнациональных браков возросло. Однако это не стало массовым явлением, несмотря на то, что, в официальных документах начиная с 1950-х гг. и коренное и пришлое тюркское население стали записывать татарами. До сих пор представители каждой из этих групп помнят о национальной принад-лежности своих предков. Этноним татары появился в русских письменных памятниках после монголо-татарского нашествия на Русь. Современные казанские, крымские и сибирские татары не являются прямыми потомками тех племен, которые обитали на территории Монголии еще в начале нашей эры и обозначались в разных источниках как татары. По мнению некоторых ученых, татарские племена были в передовых отрядах монгольского войска, в то время как меньшие по численности монгольские племена составляли правящую верхушку.
Поэтому после распада Золотой орды тюркское население Крыма, Поволжья и Сибири, покоренное монголо-татарами стали называть татарами, а не монголами. В официальных документах царской администрации Российской империи XVIII-XIX вв. татарами именуются также тюркские народы Южной Сибири: чулымские татары (чулымцы), кузнецкие или черневые татары (шорцы), минусинские или абаканские татары (хакасы), татары (телеуты). В отдельных документах встречаются такие названия как азербайджанские татары, туркменские татары, узбекские татары. За некоторыми из этих народов название татары закрепилось в качестве неофициального, бытового самоназвания. Официально этноним татары был закреплен русской администрацией в конце XIX-начале XX в. только за поволжскими, сибирскими и крымскими группами тюркоязычного населения, хотя сами представители этих народов никогда не воспринимали его в качестве самоназвания. Мало того, слово «татарин» еще в первой половине XX в. воспринималось ими как оскорбление. Казанские татары, прямые потомки волжских булгар, называли себя «казанцами», сибирские татары, потомки кыпчаков, именовали себя по религиозной принадлежности «мусульманами», а большинство крымских татар, имеющих сложную этническую историю, называли себя «крымлы». Из этого следует, что этноним татары был навязан административным аппаратом Российской империи.
Ю. Н. Квашнин
кандидат исторических наук
Мои друзья и знакомые часто просят меня, как этнографа, рассказать о сибирских татарах, откуда они произошли и как связаны с татарами, проживающими в Поволжье и Крыму.
Они сильно удивляются, когда я говорю, что сибирские, поволжские и крымские татары не имеют между собой почти ничего общего. Это три разных тюркских народа, сформировавшихся на обособленных территориях. У каждого из них своя особая культура, а их языки имеют такие же различия, как скажем, русский и украинский или узбекский и казахский.
Среди жителей Тобольска, в том числе и среди руководящих работников я также не встречал понимания этого вопроса. Очень многие считают, что все татары, где бы они ни жили — это один народ. Отсюда и многие проблемы. На словах, провозглашая возрождение самобытной культуры сибирских татар, на деле в тобольских средствах массовой информации, в Центре сибирско-татарской культуры, на русско-татарском отделении филфака ТГПИ идет пропаганда языка и культуры татар казанских.
Настало время в корне менять ситуацию. В своей небольшой статье мне хотелось кратко осветить суть вопроса и, тем самым донести до сознания тоболяков понимание необходимости сохранения и приумножения уникальной культуры одного из самых многочисленных этносов Сибири — сибирских татар.
Сейчас сибирскими татарами называют себя около 190 тысяч человек, проживающих в Тюменской, Омской, Кемеровской, Новосибирской, Томской областях и некоторых странах зарубежной Азии.
Не стоит смешивать сибирских татар с поволжскими и крымскими. Каждый из этих народов имеет свою собственную, отличную от других, этническую историю. У каждого из них своя культура, традиции, обычаи. Они говорят на разных языках относящихся к тюркской языковой группе.
Занимаясь на протяжении нескольких лет этнографией коренных народов Тюменского Севера я мало обращал внимания на проживающих там представителей других национальностей, среди которых татары занимали, как правило, третье место по численности после русских и украинцев.
Проблемы истории и культуры татар заинтересовали меня в 1997 году, во время работы в антрополого-этнографической экспедиции в татарских деревнях Большереченского и Усть-Ишимского районов Омской области. В селе Уленкуль Большереченского района я впервые узнал, что там и в некоторых других деревнях по Иртышу совместно проживают коренные сибирские татары и потомки выходцев из Поволжья и Средней Азии.
По рассказам местных жителей, раньше поволжские татары и «бухарцы» селились отдельно от сибирских татар, не имели права на землю и не заключали смешанных браков. Коренные изменения произошли после октябрьской революции, уравнявшей всех в правах, а с 1950-х годов и сибирских, и поволжских татар, и «бухарцев» стали записывать в официальных документах просто татарами.
В 1998 году, после переезда на жительство в г. Тобольск, мне удалось глубже познакомиться с проблемами истории и культуры сибирских татар. Я проштудировал всю немногочисленную научную литературу по истории и этнографии этого народа (труды доктора исторических наук Ф. Т. Валеева, академика Н. А. Томилова и его учеников), в которой убедительно доказывается, что сибирские татары являются самостоятельным этносом, со своей самобытной историей, культурой и языком. Тем удивительней мне было узнать, что на русско-татарском отделении филоло-гического факультета Тобольского государственного педагогического института им. Д. И. Менделеева (далее ТГПИ) в качестве обязательного предмета преподается язык поволжских татар (так называемый татарский литературный), а в городском Центре сибирско-татарской культуры работают танцевальные и хоровые кружки, где обучают танцам и песням поволжских татар. Студенты русско-татарского отделения филологического факультета ТГПИ и преподаватели сельских школ в приватных беседах жаловались мне, что «литературный» татарский язык студентам и школьникам приходится учить как иностранный. По моим наблюдениям, внедрение языка и культуры поволжских татар в среду сибирских татар не дает почти никаких результатов. В самом Тобольске имеется всего одна школа, где преподают поволжско-татарский язык. В Тобольском и расположенном рядом, тяготеющем к Тобольску Вагайском районе, поволжско-татарский язык преподают только в деревнях с компактным татарским населением, а таких деревень в каждом из районов меньше половины от общего числа. Как правило, выпускники школ с преподаванием татарского языка поволжский язык в быту не используют, в семьях говорят на сибирско-татарском и русском. Книги и газеты из Татарстана в Сибирь не привозят. Единственная в Тюмени газета на поволжско-татарском языке «Янарыш» пользуется популярностью в основном у поволжских татар, проживающих в Тюменской области. Больший успех у сибирских татар имеет эстрадная музыка из Казани. В Тюмень и Тобольск постоянно приезжают с гастролями певцы и певицы, но народная любовь к ним чаще всего выражается словами — «песня красивая, но ни слова не понятно».
Однако пропаганда поволжского языка и культуры все же оказывает влияние на самосознание сибирских татар. Некоторые студенты, учителя и работники культуры из сибирских татар, подпавшие под влияние казанской пропаганды, говорили мне, что считают язык казанских татар красивее, а их самих культурнее. Свою лепту вносят в это дело и отдельные ученые из сибирских татар. Известный тюменский ученый, доктор филологии Х. Ч. Алишина в одном из номеров газеты «Янарыш» (лето 2000 г.) призвала всех сибирских татар отказаться от позорного (выделено мной, Ю. К.) термина «сибирские».
В 1998 году Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник провел I-й Сибирский симпозиум «Культурное наследие народов Западной Сибири. Сибирские татары». На нем обсуждались проблемы этногенеза, этнической истории и культуры сибирских татар. В Тобольск съехались археологи, антропологи, этнографы, лингвисты, историки, краеведы из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ижевска, Новосибирска, Омска, Томска, Тюмени, других городов. Прибыла и делегация из Казани, представленная учеными из Академии наук республики Татарстан. В отличие от докладов ученых из других городов, выступления казанцев сводились к пропаганде идеи единства всех народов, именующих себя татарами. Казанские татары претендуют на место второй титульной нации в России после русских, так как за время существования Советского союза они расселились по всей его территории вплоть до Тихого океана. По переписи 1989 г. в России их насчитывалось 5 522 000 человек. Правда, в это число были включены и 180 000 сибирских татар. В Казани считают сибирских татар неотъемлемой частью якобы существующего единого татарского этноса. Правительство Татарстана финансирует научные программы, в рамках которых казанские ученые пытаются доказать, что у всех татар единые корни. Так, этнографы Д. М.Исхаков и И. Л.Измайлов отрицают прямое родство своего народа с волжскими булгарами, жившими на территории нынешнего Татарстана начиная с X в., и утверждают, что все татары — потомки кочевников-кыпчаков.
Ради достижения сиюминутной политической выгоды некоторые ученые готовы переписать историю своего народа. Сегодня в Казани к этнографам подключились и археологи.
Как же получилось, что сибирские татары ни в одной советской переписи населения не были зафиксированы как отдельный народ? Во-первых, этнографы считали, что сибирские татары еще не оформились в единый этнос. Хотя все диалекты сибирско-татарского языка взаимопонимаемы на территории от Тобольского Заболотья до Барабинских степей в Новосибирской области. Во-вторых, можно предположить, что не хватало квалифицированных лингвистов, чтобы разработать буквари и учебники на сибирско-татарском языке. Однако для хантов в то же время сделали учебники на трех диалектах. Не исключено также, что советское правительство не хотело создавать еще одну татарскую автономию, тем более на такой обширной территории.
Сибирские татары включают в себя этнические группы тоболо-иртышских, барабинских и томских татар. Сибирско-татарский язык относится к кыпчакской (северо-западной) группе тюркских языков. Он имеет диалекты, соответствующие этническим группам. Тоболо-иртышский диалект подразделяется на говоры: тюменский, тобольский, заболотный, тарский, тевризский.
История происхождения
В формировании сибирских татар приняли участие различные этнические компоненты, в том числе тюркские, угорские, самодийские, монгольские. Первыми поселенцами на юге Западной Сибири были угорские племена, предки современных хантов и манси. Самодийцы, предки ненцев и селькупов, задержались здесь не долго, теснимые тюрками они прошли дальше на север, в таежные и тундровые области. Тюрки стали проникать сюда в VII-VIII вв. из Минусинской котловины, из Средней Азии и с Алтая. В IX-X вв. они ассимилировали южнохантыйское население в районе р. Тара, а в XII-XIII вв. угров лесостепного Притоболья и бассейна р. Исеть. Основной этнический компонент на первом этапе формирования сибирских татар составили тюркские племена аялы, курдаки, туралы, тукузы, саргаты и др. В IX-X вв. с Алтая на территорию Томского Приобья продвинулись тюркские племена кимаков. От них отделились кыпчакские племена, которые к X в. расселились на запад вплоть до южного Урала и приняли участие в формировании башкирского народа. На юге, в районе Аральского моря кыпчаки влились в состав казахов, узбеков, каракалпаков, а на севере, в тоболо-иртышском междуречье — в состав сибирских татар.
Незначительная часть кыпчаков была ассимилирована волжскими булгарами, составившими основу современных казанских татар. Некоторые кыпчакские племена в XII-XIII вв. осели в Крыму, а другие откочевали на Дунай, в на территории нынешних Венгрии, Болгарии и Румынии. В XIII в. тюркоязычное население Западной Сибири было покорено монголо-татарами и, эта территория вошла в состав империи Чингисхана. В середине столетия здесь стал распространяться ислам. После распада Золотой орды сложилось самое раннее государственное образование сибирских татар — Тюменское ханство. В XV в. значительная часть южных районов Западной Сибири и казахских степей оказалась под властью кочевников -«узбеков» (по имени хана Узбека). Во второй половине XV в. в Тюменском ханстве, значительно расширившем свою территорию на востоке, правила уже местная знать. В конце столетия сибирско-татарский хан Мамет объединил улусы по Нижнему Тоболу и Среднему Иртышу и образовал Сибирское ханство со столицей в поселении Сибирь (Кашлык). В 1563 г. Сибирское ханство завоевал узбекский хан Кучум. В конце века территория ханства была присоединена к России. В XVII-XVIII вв. в Западную Сибирь из владений бухарского эмира стали приезжать торговцы и ремесленники — узбеки, таджики, каракалпаки, уйгуры, туркмены. В официальных документах их называли обобщенно «бухарцами». Они, с разрешения сибирских татар, селились на окраинах селений или основывали собственные поселения. В XIX и начале XX в. в Тоболо-Иртышское междуречье начали переселяться татары из Казанской, Симбирской и Уфимской губерний.
Прав на владение землей они не имели, поэтому нанимались в работники к коренным татарам за еду и жилье. В официальных документах они именовались оброчными чувальщиками. До административно-территориальной реформы 1910 г. сибирские татары, оброчные чувальщики и бухарцы числились в своих особых волостях и облагались разными налогами. Коренные татары занимались земледелием и скотоводством, безземельные выходцы из Поволжья имели статус «захребетников», а бухарцы были в основном торговцами и ремесленниками. Проживая обособлено, эти народы не оказывали заметного влияния на культуру и быт друг друга. Браки между ними были редкостью. В советское время социальные различия были стерты и, количество межнациональных браков возросло. Однако это не стало массовым явлением, несмотря на то, что, в официальных документах начиная с 1950-х гг. и коренное и пришлое тюркское население стали записывать татарами. До сих пор представители каждой из этих групп помнят о национальной принад-лежности своих предков. Этноним татары появился в русских письменных памятниках после монголо-татарского нашествия на Русь. Современные казанские, крымские и сибирские татары не являются прямыми потомками тех племен, которые обитали на территории Монголии еще в начале нашей эры и обозначались в разных источниках как татары. По мнению некоторых ученых, татарские племена были в передовых отрядах монгольского войска, в то время как меньшие по численности монгольские племена составляли правящую верхушку.
Поэтому после распада Золотой орды тюркское население Крыма, Поволжья и Сибири, покоренное монголо-татарами стали называть татарами, а не монголами. В официальных документах царской администрации Российской империи XVIII-XIX вв. татарами именуются также тюркские народы Южной Сибири: чулымские татары (чулымцы), кузнецкие или черневые татары (шорцы), минусинские или абаканские татары (хакасы), татары (телеуты). В отдельных документах встречаются такие названия как азербайджанские татары, туркменские татары, узбекские татары. За некоторыми из этих народов название татары закрепилось в качестве неофициального, бытового самоназвания. Официально этноним татары был закреплен русской администрацией в конце XIX-начале XX в. только за поволжскими, сибирскими и крымскими группами тюркоязычного населения, хотя сами представители этих народов никогда не воспринимали его в качестве самоназвания. Мало того, слово «татарин» еще в первой половине XX в. воспринималось ими как оскорбление. Казанские татары, прямые потомки волжских булгар, называли себя «казанцами», сибирские татары, потомки кыпчаков, именовали себя по религиозной принадлежности «мусульманами», а большинство крымских татар, имеющих сложную этническую историю, называли себя «крымлы». Из этого следует, что этноним татары был навязан административным аппаратом Российской империи.
Ю. Н. Квашнин
кандидат исторических наук
Mansur Kuchkarov
ОтветитьУдалитьЕсть всякие типажи, но мне эта понравилась ), а так сибирские татары подразделяются на два антропологических типа смешанного происхождения:
уральский тип является основным для всех групп сибирских татар, занимающих северный ареал их проживания, и в качестве компонента прослеживается у более южных групп сибирских татар. южносибирский тип характерен прежде всего для тюрок Барабинской степи и в качестве примеси отмечается почти у всех сибирских татар, имея тенденцию к увеличению у южных, степных групп и к уменьшению у северных, лесных.
Центральноазиатский тип зафиксирован у барабинцев. У некоторых групп тобольских и томских татар отмечен чулымский тип. Заболотные татары чрезвычайно близки к берёзовским хантам
Amantur Aidaraliev
ОтветитьУдалитьСибирские татары это смесь двух этнических групп 1) потомки воинов хана Кучума пришедшего из Бухары 2) местные сибирские аборигены принявшие Ислам (включая и енисейских кыргызов)
Елена Атабиева
ОтветитьУдалитьНе забывайте, что львиная доля сибирских татар - это депортированные после суворовской резни ногайские семьи и среди них многие кавказские тюрки