Рост этнического, и прежде всего этнокультурного, самосознания обусловил потребность в создании национально-культурных организаций. Люди поняли, что этнический признак как бы пронизывает культуру и межкультурное взаимодействие в самом широком смысле слова. Это вопросы и образования, и информации, и в определенной мере вопросы экономической и социальной жизни.
Представители одной национальности, где бы они ни проживали, всегда тянутся друг к другу. Это вполне естественно: общение с земляками помогает сохранить язык, обычаи и традиции, словом, все то, что определяет емкое понятие «национальная культура». Люди, оторванные от своей исторической родины, дабы не потерять своих корней, объединяются в землячества, культурные общества. Создание национально-культурных автономий (НКА) в России является одной из актуальных проблем национальной политики. Это обусловлено, во-первых, тем, что в любом многонациональном государстве, в том числе российском, этнические группы стремятся к самоидентификации особенно в сфере языка, литературы, искусства и культуры. Идет активный поиск форм и способов этой самоидентификации. Во-вторых, в соответствии со сложившимся административно-территориальным устройством далеко не все населяющие Россию коренные этносы имеют национально-территориальные образования: из 180 российских этносов их имеют лишь порядка 30, и в связи с укрупнением субъектов федерации это число имеет тенденцию к сокращению. В-третьих, история создания советского и российского государства, формирование его внешних границ, союзническая политика оказали большое воздействие на этнический состав населения.
В России проживают крупные этнические диаспоры, народы, представляющие страны ближнего и дальнего зарубежья, более или менее тесно связанные со своими государствами. На практике НКА важна и потому, что в России границы расселения народов не совпадают с границами национально-территориальных образований — республик, автономных округов и областей. В большинстве субъектов Федерации, носящих этническое название, титульные народы не составляют большинства населения. Зачастую большая часть титульного народа, давшего название субъекту Федерации, расселена вне своего территориального образования.
Как известно, за последние годы в России возросли миграционные потоки как внутри страны, так и за ее границы. Мигранты самым естественным образом, особенно на стадии общественной адаптации, тяготеют к более тесному общению с соплеменниками или соотечественниками, формированию этно-конфессиональных групп. По мере адаптации к окружающему обществу представители этих групп или ассимилируются, или сохраняют определенные черты своей национальной культуры. Проблема эта также находит свое решение, прежде всего, в рамках НКА.
Что представляет собой НКА? По определению известного социолога Ж. Т. Тощенко, — «это образование самоуправляющегося национального союза (общества) по желанию составляющих его представителей того или иного народа, в большинстве случаев, национального меньшинства… Она позволяет объединяться на личностной или комплексной основе людям, принадлежащим к одной и той же этнической группе независимо от места жительства и от того, являются ли они региональным большинством или же распылены по территории государства» (Тощенко Ж.Т. Этнонациональная политика: плюсы и минусы // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2002. — № 1. — С. 7).
Другой исследователь проблемы — Т.Я. Хабриева называет НКА «особой формой этнического самосознания в особых условиях расселения этноса», которая в отличие от территориальной автономии обеспечивает развитие не компактно, а разрозненно живущих этносов. Это экстерриториальная (или внетерриториальная) форма этнической самоорганизации. По ее мнению, поскольку при создании такой организации речь идет об объединении людей не на основе каких-то политических лозунгов, а на базе общности языка и элементов этнической культуры, НКА не может быть наделена правом на самоопределение политического характера. Ее форма создает возможности для тесной взаимосвязи индивидуальных прав человека и коллективных прав этноса, по каким-либо причинам не имеющего условий для создания территориальных форм национальной автономии (Хабриева Т.Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации. — М: Юстицинформ, 2003. С. 7-8).
В России в связи с распадом СССР начался активный поиск новых форм самоидентификации и сосуществования и взаимодействия этносов. И в этом плане идеи НКА стали востребованными. Это позволило российским обществоведам констатировать: «В течение длительного времени национально-культурная автономия представлялась в советской литературе всего лишь как теория, отвлекающая трудящихся от реальной классовой борьбы за свои классовые интересы. Однако постепенно сложилось понимание, что национально-культурная автономия направлена на защиту, сохранение и развитие культуры народов и является одной из форм их самоопределения» (Комментарий к Федеральному закону «О национально-культурной автономии» (с приложениями). — М: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 1997. С. 6).
В настоящее время в России зарегистрировано 17 федеральных национально-культурных автономий, которые различаются по своему статусу и имеют свои особенности. На региональном и местном уровнях — всего 574 НКА. Институт национально-культурных автономий не только стал реальностью современной российской жизни, но и наполнился новым содержанием. В результате его реализации многие малые народы и нацменьшинства на территории РФ обретают дополнительные возможности по сохранению своего языка, культуры, искусства и традиций (Трофимов Е. Н. Национально-культурная автономия: от идеи к ее реализации// Социологические исследования. — 2008. — № 5. — С. 99).
Сегодня национально-культурная автономия выглядит практически единственным способом решения тяжелых межнациональных противоречий, накопившихся в российском обществе. Основными причинами этих конфликтов, безусловно, служат экономические и политические факторы. Они являются следствием нерешенности территориальных споров, психологической напряженности, возникающей при возвращении депортированных народностей в места их проживания до переселения, ущемления интересов населения при осуществлении прав земле- и водопользования, дискриминации представителей некоренной национальности, обострения межрелигиозных отношений, борьбы национальных элит и мафиозных структур за власть, внешнеполитических факторов.
Национально-культурные автономии и национальные общественные организации в принципе могут стать важным элементом гражданского общества и распада нынешней федеративной формы России. В определенной мере многие из них в рамках своих возможностей за эти годы уже выступили в таком качестве. Это особенно актуально сейчас, когда мысль о необходимости создания гражданского общества в России звучит всё громче и важность этнонациональной проблематики в целом и укрепление стабильности в межнациональных отношениях становятся все более очевидными.
Представители одной национальности, где бы они ни проживали, всегда тянутся друг к другу. Это вполне естественно: общение с земляками помогает сохранить язык, обычаи и традиции, словом, все то, что определяет емкое понятие «национальная культура». Люди, оторванные от своей исторической родины, дабы не потерять своих корней, объединяются в землячества, культурные общества. Создание национально-культурных автономий (НКА) в России является одной из актуальных проблем национальной политики. Это обусловлено, во-первых, тем, что в любом многонациональном государстве, в том числе российском, этнические группы стремятся к самоидентификации особенно в сфере языка, литературы, искусства и культуры. Идет активный поиск форм и способов этой самоидентификации. Во-вторых, в соответствии со сложившимся административно-территориальным устройством далеко не все населяющие Россию коренные этносы имеют национально-территориальные образования: из 180 российских этносов их имеют лишь порядка 30, и в связи с укрупнением субъектов федерации это число имеет тенденцию к сокращению. В-третьих, история создания советского и российского государства, формирование его внешних границ, союзническая политика оказали большое воздействие на этнический состав населения.
В России проживают крупные этнические диаспоры, народы, представляющие страны ближнего и дальнего зарубежья, более или менее тесно связанные со своими государствами. На практике НКА важна и потому, что в России границы расселения народов не совпадают с границами национально-территориальных образований — республик, автономных округов и областей. В большинстве субъектов Федерации, носящих этническое название, титульные народы не составляют большинства населения. Зачастую большая часть титульного народа, давшего название субъекту Федерации, расселена вне своего территориального образования.
Как известно, за последние годы в России возросли миграционные потоки как внутри страны, так и за ее границы. Мигранты самым естественным образом, особенно на стадии общественной адаптации, тяготеют к более тесному общению с соплеменниками или соотечественниками, формированию этно-конфессиональных групп. По мере адаптации к окружающему обществу представители этих групп или ассимилируются, или сохраняют определенные черты своей национальной культуры. Проблема эта также находит свое решение, прежде всего, в рамках НКА.
Что представляет собой НКА? По определению известного социолога Ж. Т. Тощенко, — «это образование самоуправляющегося национального союза (общества) по желанию составляющих его представителей того или иного народа, в большинстве случаев, национального меньшинства… Она позволяет объединяться на личностной или комплексной основе людям, принадлежащим к одной и той же этнической группе независимо от места жительства и от того, являются ли они региональным большинством или же распылены по территории государства» (Тощенко Ж.Т. Этнонациональная политика: плюсы и минусы // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2002. — № 1. — С. 7).
Другой исследователь проблемы — Т.Я. Хабриева называет НКА «особой формой этнического самосознания в особых условиях расселения этноса», которая в отличие от территориальной автономии обеспечивает развитие не компактно, а разрозненно живущих этносов. Это экстерриториальная (или внетерриториальная) форма этнической самоорганизации. По ее мнению, поскольку при создании такой организации речь идет об объединении людей не на основе каких-то политических лозунгов, а на базе общности языка и элементов этнической культуры, НКА не может быть наделена правом на самоопределение политического характера. Ее форма создает возможности для тесной взаимосвязи индивидуальных прав человека и коллективных прав этноса, по каким-либо причинам не имеющего условий для создания территориальных форм национальной автономии (Хабриева Т.Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации. — М: Юстицинформ, 2003. С. 7-8).
В России в связи с распадом СССР начался активный поиск новых форм самоидентификации и сосуществования и взаимодействия этносов. И в этом плане идеи НКА стали востребованными. Это позволило российским обществоведам констатировать: «В течение длительного времени национально-культурная автономия представлялась в советской литературе всего лишь как теория, отвлекающая трудящихся от реальной классовой борьбы за свои классовые интересы. Однако постепенно сложилось понимание, что национально-культурная автономия направлена на защиту, сохранение и развитие культуры народов и является одной из форм их самоопределения» (Комментарий к Федеральному закону «О национально-культурной автономии» (с приложениями). — М: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 1997. С. 6).
В настоящее время в России зарегистрировано 17 федеральных национально-культурных автономий, которые различаются по своему статусу и имеют свои особенности. На региональном и местном уровнях — всего 574 НКА. Институт национально-культурных автономий не только стал реальностью современной российской жизни, но и наполнился новым содержанием. В результате его реализации многие малые народы и нацменьшинства на территории РФ обретают дополнительные возможности по сохранению своего языка, культуры, искусства и традиций (Трофимов Е. Н. Национально-культурная автономия: от идеи к ее реализации// Социологические исследования. — 2008. — № 5. — С. 99).
Сегодня национально-культурная автономия выглядит практически единственным способом решения тяжелых межнациональных противоречий, накопившихся в российском обществе. Основными причинами этих конфликтов, безусловно, служат экономические и политические факторы. Они являются следствием нерешенности территориальных споров, психологической напряженности, возникающей при возвращении депортированных народностей в места их проживания до переселения, ущемления интересов населения при осуществлении прав земле- и водопользования, дискриминации представителей некоренной национальности, обострения межрелигиозных отношений, борьбы национальных элит и мафиозных структур за власть, внешнеполитических факторов.
Национально-культурные автономии и национальные общественные организации в принципе могут стать важным элементом гражданского общества и распада нынешней федеративной формы России. В определенной мере многие из них в рамках своих возможностей за эти годы уже выступили в таком качестве. Это особенно актуально сейчас, когда мысль о необходимости создания гражданского общества в России звучит всё громче и важность этнонациональной проблематики в целом и укрепление стабильности в межнациональных отношениях становятся все более очевидными.
Комментариев нет:
Отправить комментарий