Поиск по сайту / Site search

08.08.2019

Кирилл Серебренитский: Африка. Православие. Украинские иерархии.

На фото: Январь 2016. Мср. Атаназ Нкука Талантси, православный епископ Браззавиля и Конго и генерал Дени Сассу-Нгессо, Президент Республики Конго.

1.
В современной внемагрибской (суб-сахарской) Африке в XXI веке выявились, по крайне мере, две православные иерархии, преемственность которых исходит из Украины.
У их истоков стоял два весьма известных украинских архиерея: Григорий (Огийчук), архиепископ Житомирский, и Палладий (Видыбида-Руденко), митрополит Краковский и Львовский.
Григорий был рукоположен в сан епископа в 1942 году (Украинская Автокефальная Православная Церковь); Палладий — в 1941 году, (Польская Автокефальная Православная Церковь).
Во времена Второй Мировой Войны эти архиереи управляли своими епархиями: первый — на территории Рейсхкомиссариата Украина, второй — в Генералгувернементе (Польша). Затем они оказались в эмиграции, обосновались в США и там создали свои деноминации.
Разумеется, эти архиереи сами никогда не были в Африке. Между ними и африканскими православными сообществами — два-три поколения хиротоний.
В первые годы 21 века (2006-2007) наследие этих иерархических линий соединил в своей юрисдикции — Моисей (Кулик), Патриарх Киевский и Галицкий, предстоятель Украинской Автокефальной Православной Церкви канонической.

религиозный лидер, в своё время шумно известный и — мягко говоря, эпатажный;

В данном случае следует отметить, прежде всего, — следующее обстоятельство: непосредственно формирование первых экклесий украинской традиции в Камеруне, Центральнафриканской Республике, в Габоне, Конго-Киншаса и Чаде — произошло в годы, когда глава юрисдикции, Моисей (Кулик), пребывал — в Киеве.

2.
** Африканская украинская православная иерархия, источником которой был митрополит Григорий (условное наименование — АУПИ (Г) — весьма обширна. Она чрезвычайно зыбка и разрозненна, и, собственно, совершенно не исследована.

Насколько я знаю, это — первая попытка её эскизного описания на русском языке.

Она представлена, по крайней мере, в двенадцати странах Африки: Камерун, ЦАР, Конго-Браззавиль, Конго-Киншаса, Габон, Бенин, Того, Мадагаскар, Кения, Замбия, Маврикий, Французский Реюньон. В основном это франкофонные страны. Возможно, сейчас подавляющее большинство прихожан и даже клириков этой деноминации не подозревают об украинском происхождении своего christianisme orthodoxe.
Африканская иерархия, источником которой является митрополит Палладий, (АУПИ (П)) — невелика. Пока что ей освоена только одна страна — Экваториальная Гвинея. Есть упоминания о миссиях в Конго-Киншаса и Того, но, похоже, эти сообщения нуждаются в уточнении.

АУПИ (Г) сейчас находится в юрисдикции, известной в последние годы как Православный Патриархат Наций (Patriarcat Orthodoxe des Nations).
АУПИ (П) до сих пор принадлежит (возможно, символически) к конфессиональному сообществу Украинская Православная Церковь в Мексике (Iglesia Ortodoxa Ucraniana en Mexico). Во главе которого до сих пор (по крайней мере, на 2016 год) символически пребывает Моисей (Кулик), с титулом Патриарха Киевского.



3.
** После окончания войны некоторые православные активисты украинской эмиграции, оказавшиеся в западной зоне оккупации, решили создать новую конфессиональную структуру, совершенно независимую от любых внешних факторов. Этому способствовал строгий запрет на политическую деятельность эмигрантских группировок на территории оккупационных зон.
25-26 августа 1947 года в Баварии, в Ашаффенбурге (в то время почти полностью разрушенный город) прошёл собор оппозиции в УАПЦ (60 мирян и 7 священников). На этом соборе была воссоздана Украинская Автокефальная Православная Церковь Соборноправная. (Соборноправна Українська Автокефальна Православна Церква). Примасом был заочно провозглашён архиепископ Иоанн (Теодорович), который к тому времени уже почти четверть века возглавлял приходы УАПЦ в США и Канаде. Но этот престарелый архиерей отверг сотрудничество с соборноправниками.
Но вскоре был изыскан другой епископ: уже 7 октября 1947 года к Соборноправной Церкви присоединился Григорий (Огийчук), архиепископ Житомирский. Он был эвакуирован с Украины при отступлении вермахта и проживал в Германии с 1944 года.
После создания ГДР (1949), в условиях нарастания угрозы советского вторжения, началась массовая миграция украинцев из Европы в Северную Америку. В 1950ом в США перебрался и архиепископ Григорий. Он обосновался в Чикаго.
Так образовалась новая конфессия, существующая до сих пор, — правда, уже в виде многочисленных ответвлений: Украинская Автокефальная Православная Соборноправная Церковь Северной и Южной Америк и Диаспоры (Ukrainian Autocephalous Orthodox Church Sobornopravna of North and South America).
В 1971 года Григорий (Огийчук) принял внушительный титул — Местоблюститель Патриаршего трона Киевского и всея Руси-Украины, и был возведён в сан митрополита. К этому времени было уже очевидно, что в эмиграции надежды собора в Ашаффенбурге не сбылись: СУАПЦ в Америке оставалась конфессией экзотичной, сравнительно немногочисленной, и объединяла незначительную часть украинской православной эмиграции.
Митрополит Григорий умер в 1985 году. После его кончины СУАПЦ-УАПЦСиЮА распалась на несколько малых конфессиональных групп; все они были весьма американизированы.
Одно из ответвлений этой иерархии возглавил с 1985 года митрополит-архиепископ Андрей (Виллиам-Пражский, или Працкий). После его смерти в 1990 году эту Церковь возглавил митрополит-архиепископ Алексий (Ницца) (Metropolitan Alexis (Nizza), — уже не украинец, а сицилиец по происхождению, принадлежавший ранее к Итало-Греческой Церкви; он проживал в основном в НьюЙорке.
Около 2000 года эта иерархия (если верить сообщениям с её сайтов) объединяла 18 приходов в США и 5 приходов в Канаде. В основном это были условные приходы, домашние церкви, — разбросанные в квартирах и коттеджах.
Но во главе этой иерархии действительно стояли этнические украинцы, точнее — американцы украинского происхождения.

4.
В 1999ом митрополит Алексий ушёл на покой. После него во главе УАПЦСиЮА снова встал этнический канадский украинец — митрополит Стефан (Бабий-Петрович) /Stephan (Babiy-Petrovich),
/, митрополит Всея Америки. Его кафедра находилась в Кливленде (собор св. кн. Бориса и Глеба). Вторым иерархом стал Михаил (Явчак-Чэмпион), / Mykhayil (Yavchak-Champion)/ архиепископ Кливленда, карпаторосс по происхождению, бывший греко-католический семинарист.

Впрочем, это были, судя по всему, не слишком деятельные персонажи.
Более активен был Даниил (Смит), титулярный епископ Мармароса, викарий Нью-Йоркский (с 1999 года).
Вслед за ним в 1999 или 2000 году в иерархии появился его близкий друг и соратник — иеромонах Павел Джезеп (Язеп). Этот последний уже приблизительно с 2001 года эту конфессиональную группу де-факто возглавил.
Павел Джезеп, молодой американский украинец, поначалу он числился просто советником Предстоятеля. Уже в 2003ем Павел Джезеп был рукоположен в архиерея и принял сан титулярного епископа Зела.
Это — фигура многозначительная: профессиональный политический аналитик и технолог, видный учёный-политолог; участник весьма серьёзных политических проектов. Именно благодаря ему это небольшая конфессия стала достаточно известна. Название UAOC-Sobornopravna замелькало в справочных изданиях на разных языках.

5.
** Осенью 2002 года к этой конфессии присоединился иеромонах Савва (Кулик). Это был уже настоящий, чистокровный украинец; он только что приехал из Украины.
Олег Иванович Кулик родился в 1962ом, в селе Меджибож Летичевского района Хмельницкой области. По светской профессии он — музыкант, учитель пения, флейтист. В 1989ом — диакон и регент Архиерейского хора в Рождественском соборе, был там рукоположен в сан диакона.
В том же году ушёл в УАПЦ, и там стремительно занял высокие посты: в мае 1990го он — митрополичий администратор для Хмельницкой, Винницкой и Житомирской областей, в ноябре — иерей. В августе 1992го о. Олег Кулик выехал в США. В 1995 — 1997ом он служил в приходах Украинской Православной Церкви США и Диаспоры (Константинопольский Патриархат). В 1997 году о. Олег решил уйти в свободное плавание: он создал собственный, независимый ортодоксальный приход в Детройте, Техас. И пробовал возглавить движение американских сторонников создания единой украинской Церкви.
В 2000ом иерей Олег Кулик вернулся в Украину, и был принят в клир Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. Сначала его направили в Ужгород, Закарпатской области. Там о. Олег развёлся с женой. С этого времени он — иеромонах о. Савва.
В подробностях биографию этого архиерея проследить не так просто: тексты, сохранившиеся в интернете, — это или компромат, причём выдержанный в стиле советского фельетона, или, наоборот, экстатически восторженные апологии.
Сам же Моисей (о. Савва, о. Олег) не был склонен к мемуарному жанру и не слишком часто давал интервью.
Сообщается: два года о. Савва добирался епископской хиротонии в Киевском Патриархате. Но окружение Патриарха Филарета по какой-то причине уже было в нём разочаровано и очевидно его отвергало. О. Савва был отправлен в в Свято-Михайловский мужской монастырь. Там «братия со временем начала замечать в его поведении и взглядах странные вещи: иеромонах Савва стал проповедовать целиком неправославное учение о перевоплощении и переселении душ, заявлял о своем непосредственном общении с Господом, Божьей Матерью, святыми и ангелами, высказывал мысль о том, что он является боговидцем и перевоплощением пророка Моисея».

6.
** В сентябре 2002 года о. Савва снова прибыл в США. Вызвали его иерархи из незаметной в то время группы УАПЦСиЮА, во главе которой уверенно встал политтехнолог Павел (Джезеп).
Иеромонах Савва был принят в УАПЦСиЮА с переименованием; теперь он — архимандрит Моисей. (Archimandrite Moses (Koulik).
Сразу же после его прибытия, 1 октября, состоялся специально созванный Собор эмигрантской Церкви в городе Кливленд, США.

10 октября 2002 года архимандрит Моисей был рукоположен в сан епископа и сразу же возведён в чин Митрополита Киевского и всей Руси-Украины.
Далее под руководством Павла (Джезепа) была разработан головокружительно амбициозный проект: крохотная американская конфессия вознамерилась завоевать историческую родину, Украину.

Предполагалось, что Киевский Патриархат — искусственное, шаткое сооружение. Казалось, что вполне возможно перехватить управление в бурлящих украинских приходах, и, по возможности, даже в некоторых епархиях. И, в ближайшие годы создать альтернативный Патриархат.
Все надежды были возложены на митрополита Моисея; на его способности организатора, харизма проповедника, его явные таланты политика, его знание подлинной Украины и личные связи на родине.
Вскоре после хиротонии митрополит Моисей выехал в Киев, «для возобновления Киевской Митрополии и возрождения УАПЦ-Соборноправной на Украине с правом полного административного управления и духовной опеки». Указ о его назначении подписали: митрополит Стефан (Бабий-Петрович) и архиепископ Михаил (Явчак-Чэмпион).
1 ноября 2002 года Митрополит Стефан (Бабий-Петрович) устроил маленькую пресс-конференцию — на которой заявил, что UAOC-Sobornopravna возвращается в Украину.

II.
7.
** Приблизительно через четыре месяца после рукоположения и отъезда митрополита Киевского — обозначилось ещё одно направление экспансии UAOC-Sobornopravna: Франция.
В феврале 2003 года в США приехали два французских православных священника — Каллист (Монсольв), из Корреза, и Николас (Дюваль), из Парижа.
Эти французы также намеревались примкнуть к украинской православной традиции и прибыли в поиске архиерейской хиротонии.
1 марта 2003 года Каллист (Монсольв) был рукоположен в сан епископа. Хиротонию совершили два иерарха: митрополит Стефан (Бабий-Петрович) и престарелый митрополит Алексий (Низза), бывший Примас.
Затем (в этот же день?) был рукоположен Николас (Дюваль). В его хиротонии, вместе со Стефаном и Алексием, участвовал уже епископ Каллист.
Возникла украинская православная Митрополия Франции. Её возглавил Каллист, митрополит-архиепископ Парижский, Примас Франции.
Николас (Дюваль) получил должность коадъютора Митрополии.

** Иеромонах Каллист (Callixte, или Kallistos), в миру Пьер Паскаль Монсольв, (Pascal Pierre Monsolve), — персонаж загадочный. До приезда в США он, вроде бы, принадлежал к некоей Французской Православной Церкви, иерархия которой исходила от одного из ответвлений Греческой Старокалендарной Церкви (Eglise orthodoxe francaise succession Eglise Grecque du vieux calendrier»). Следов в интернете эта конфессия не оставила. Возможно, она существовала очень недолго, и о. Каллист являл собой всю эту греко-французскую конструкцию.

О. Николас (в миру Christian Victor Duval)) был уже немолод (50 лет). В отличие от Каллиста это был клирик ярко и несколько тревожно известный в узких кругах французского православия. Видимо, он был инициатором обращения к украинской иерархии США, поскольку уже раньше (с 1990го до 1996го) состоял в клире Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

8.
С 1982 года о. Николя Дюваль примыкал к группе, которую возглавлял епископ Вижиль, Mgr Vigile, в миру Валентэн Санчес Моралес (Valentin Morales), (умер 16 апреля 2009 года). Это небольшое, но достаточно деятельное объединение православных христиан во Франции; епископ Вижиль служил и по православному, и по галликанскому обрядам.
Чаще всего французские исследователи эту группу обозначают просто: la fondation Val Moral.
Это сообщество врем я от времени изменяло наименование, и переходило из одной юрисдикции в другую, поэтому его историю отследить не так просто.
Примерно с 1984 года за ним закрепилось название Французская Православная Церковь, L’Eglise Orthodoxe Francaise.
В ноябре 1987 года группа Вижиля присоединилась к сложной и шаткой конструкции, которая объединяла, на весьма свободных основаниях, православные приходы в разных странах Европы. Это была Святая Автономная Митрополия Западной Европы, более известная как Священный Миланский Синод (le synode de la Métropolie Orthodoxe d’Europe Occidentale).
О. Вижиль (Санчес Моралес) был заново хиротонисан в этой иерархии с титулом епископа Парижского.
И — следующий решительный шаг, внезапный: в 1990 году Французская Православная Церковь вошла, как церковь-сестра, в юрисдикцию Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата — «va se trouver désormais en pleine communion» .
(В краткой истории ФПЦ на французском языке повторяется другая дата воссоединения: 1989 год. Но тогда Киевского Патриархата ещё не было).
Украинская Православная Церковь США в составе Константинопольского Патриархата, Ukrainian Orthodox Church of the USA: самое многочисленное объединение православной украинской диаспоры. С 1971 года во главе его стоял митрополит Мстислав (Скрыпник) (1898 + 1993). Постоянная его резиденция Андреевский кафедральный собор в Саут-Баунд-Брук, близ НьюЙорка, США.
Именно на основе этой конфессии в Украине был воссоздан уже существующий Киевский Патриархат — на соборе в Киеве, 5 июня 1990 года. 18 ноября 1990 в Соборе святой Софии в Киеве прошла интронизация Патриарха; им стал Мстислав I. Возникла Украинская православная церковь Киевского патриархата.

9.
** В 1993 году произошёл неожиданный исторический зигзаг европейской православной экклесиологии: вся Автономная Митрополия Миланского Синода вошла в юрисдикцию Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. Несомненно, Вижиль Парижский был лидером и вдохновителем этого процесса.
11 июня 1993 года 95-й летний Патриарх Мстислав умер в Гримсби, провинция Онтарио, Канада. В октябре был избран новый Предстоятель — Патриарх Володимир (Романюк).
20 марта 1994 года Володимир издал томос, которым признавал автономию Митрополии Западной Европы.
В это время французский епископ Вижиль обладал весьма ощутимым влиянием в Киеве.
«Des liens de grande comprehension naissent entre le Patriarche et Mgr VIGILE … Une reelle amitie nait alors entre ces deux hommes qui partagent une conception identique, simple et humble, de la vie de l’Eglise ou Dieu est toujours « premier servi ».», — указано на сайте.

Патриарх Володимир часто упоминал, что Вигилий Парижский — его близкий друг. Сам Патриарх несколько раз бывал во Франции, и как-то прожил подряд пятнадцать дней в монастыре Сен Мишель, в гостях у епископа Вижиля.
14 июля 1995, при весьма таинственных обстоятельствах, Патриарх Володимир был убит в Киеве.
20 октября 1995 года на Поместном Соборе был избран новый Патриарх Киевский и всея Руси-Украины — Филарет (Денисенко).
С ним у епископа Вижиля отношения не сложились. Уже через десять месяцев, 11 августа 1996 года, епископ Вигилий Парижский официально объявил о том, что Французская Церковь покинула юрисдикцию Киевского Патриархата. Одновременно было прервано каноническое общение с Миланским Синодом. ФПЦ стала снова совершенно независимой.

10.
** В 2000 году иеромонах Николас (Дюваль) покинул ФПЦ. И присоединился к юрисдикции, которое только что возникла: она известна в основном под наименованием Сиро-Православная Церковь (франкоязычная) — L’Église syro-orthodoxe francophone. Известны другие наименования: Métropolie syro-orthodoxe francophone, Église syrienne orthodoxe de Mar Thomas, Église syrienne de Brévilly.
Это была совсем малочисленная, точнее, скорее даже символическая группа, — по сути, непрочное, транзитное сообщество разнообразных богоискателей.
Продержалась она недолго: самоупразднилась 25 сентября 2012 года.
Главной опорой и духовным центром этого сообщества был независимый монастырь Богоматери Милосерия (monastère Syriaque Notre Dame de Miséricorde), в коммуне Chandai, департамент Орн. Его создали непримиримые радикалы-католики, отвергающие современный Ватикан — традиционалисты и седевакантисты. В других регионах Франции было ещё 5-6 приходов, в основном символических, которые признавали духовный авторитет монастыря Шандэ. Лидером этого движение был аббат Филипп Миге (Philippe Miguet).
В июле 2000 года лидеры этой общины окончательно решили принять «сирийскую традицию», чтобы разорвать все связи, в том числе литургические, с Римской Церковью.
Была намечена иерархия, к которой община готовилась примкнуть — автономная Малабарская Сирийская Церковь (l’Église malabare indépendante). Она пребывала на юге Индии, в штате Керала. В это время во главе этой иерархии стоял Иосиф Мар Курилос IX (Alathoor Panakkal Joseph Mar Koorilose IX (1986 — 2001)).
Именно тогда в монастыре Шандэ появился иеромонах Николас (Дюваль). Его пригласили занять трон Примаса новой конфессии. Несмотря на то, что этот экс-украинский священник до того времени не имел никакого отношения к Сирийской Церкви. 1 сентября 2000 года Николас (Дюваль) был рукоположен в сан епископа-миссионера (évêque administrateur des missions) для Франкоязычной Сиро-Православной Церкви. Сведения об этом его первом возведении в архиерейский сан крайне невнятны. Сообщается, что хиротонию совершил некий Патриарх Борис I (Boris 1er), ему сослужили епископы «Mgr Jean Michel и Mgr Paul».
Патриарх Борис — это некий Борис Ле Маж Тимошенко, (Boris Le Mage Timotchenko), 2ой избранный Патриарх Галлов, «Visiteur Apostolique Elu 2°em. Patriarche».
Его апостольская преемственность исходит от Галликанской Католической Церкви (L’Eglise catholique gallicane dite du Gazine). В свою очередь, эта иерархия выводит свою родословную также от сиро-православных христиан Индии. Родоначальник галликанского епископата — француз Мар Тимотеус (Вилятт) в 1892 году; его хиротонию совершил Юлиус (Альварес), митрополит-архиепископ Цейлона, Гоа и всей Индии, управляющий всеми приходами латинского обряда в юрисдикции Патриарха Антиохийского. По рождению — гоанский индо-португалец из знатного рода.

Галликанская Церковь на протяжении всей второй половине ХХ века делилась на микроскопические общины, о которых известно очень мало. Патриарх Борис Ле Маж Тимошенко возглавлял, похоже, наименее известную галликанскую группу¸ и следов в источниках почти не оставил.

III.
11.
** Епископ Николас (Дюваль) недолго пробыл во главе эфемерной Сиро-православной франкофонной церкви: менее трёх лет. Примкнул, видимо, летом 2000 года, покинул эту иерархию — до начала 2003 года. В некоторых сообщениях он упоминается как митрополит Николас.
Видимо, в 2002 году произошла несколько комичная неприятность. Митрополит Николас (Дюваль) на торжествах в знаменитом лурдском Санктуарии рекомендовался как «représentant du Patriarcat d’Antioche», представитель Антиохийского Патриархата. Известие об этом визите попало в прессу. Через некоторое время из Дамаска, из секретариата сиро-яковитского Патриархата Антиохии и Всего Востока пришло заявление: такого представителя нет и никогда не было, это — самозванец.
Видимо, из-за этого Николас вынужден был покинуть сирийско-французскую иерархию.
Но именно в этот период, в 2000 году, впервые обозначилось некое сообщество духовных детей Николаса в Африке.
Это была миссия (видимо, очень небольшая) в Камеруне, в столичном Яунде.
Её возглавил Матьё де Жезус Энийэге (Mathieu De Jesus Enyegue).
В 2000 году, — осенью или в начале зимы, — епископ Николас (Дюваль) побывал в Яунде. Матьё Энийэге был им рукоположен в сан диакона сирийско-франкофонной Церкви.
В 2002 году была образована сиро-православная епархия Камеруна. Матьё де Жезус был рукоположен в сан епископа («est élevé à la gloire des autels»). Тогда же при Сирийской Православной Церкви франкоязычной была создана благотворительная организация помощи детям Камеруна — L’association Caritative « Solidarité Syro-Francophone/Entraide aux enfants du Cameroun. (Следует отметить, что эта самая сирийская православная епархия существует в Камеруне до сих пор. Вместе с французскими приходами она 25 сентября 2011 года вошла в юрисдикцию Патриархата Антиохии и Всего Востока (Антиохийская Сирийская Православная Церковь). Сейчас на камерунской кафедре пребывает епископ Мар Шарль Виллиамс Мариам (в миру
Charles William’s Béyélé; родился в 1977 году; хиротония совершена в 2014 году).

12.
** Итак, летом 2003 года определились два направления продвижения УАПЦСЮА: Украина и Франция.
Возникла чрезвычайно громоздкая межконтинентальная структура: украинская традиция, напористо-эклектичная американская духовность, французская паства с захватом Африки. Но в сердцевине этого сооружения мерцал тревожный миссионерский напор, которого не было в других подобных конфессиях.
Три лидера — Павло (Езеп) в США, Николас (Дюваль) во Франции и Моисей (Кулик) в Украине — это были клирики харизматичные, авантюрные, склонные к неожиданным зигзагам прямого действия.

Третий геостратегический вектор — Экваториальная Африка, Камерун, — в это время ещё почти не был даже намечен: маленький приход в Яунде, скорее всего, даже, новорожденная домашняя община, просто примыкал к французской пастве.

13.
** На протяжении 2003 года митрополит Моисей (Кулик) действовал достаточно успешно. До соперничества с Патриархатом было далеко, но возникли непривычно напористые, экстатические по духу приходы: в Ужгороде (более 100 прихожан) и в Киеве (около 30-40 прихожан).
Моисей прибыл из Америки уже с весьма значительными средствами. В распоряжении митрополита Киевского появилась хорошая квартира в столице, дом в пригороде. Был куплен дачный участок в районе Осокорки. Там началось строительство большого храма. По документам это было частное владение Олега Кулика, но предполагалось, что здесь будет кафедральный собор.
Главной опорой на первых порах стал Анатолий Гулеватый, директор ГП «Тхоривский спиртовий завод». Он на первых порах финансировал создание храма в Киеве (позже сторонники Моисея утверждали, что этот бизнесмен — агент правительства, полковник МВД).

** Основным сподвижником Моисея стал молодой иеромонах Исаакий (Квитка). Он присоединился к УАПЦ-С 14 октября 2003 года. Тогда же Моисей рукоположил его в сан хор-епископа. Ранее этот Исаакий (В мире Георгий Квитка, родом из Одесской области) семнадцати лет от роду был уже послушником в Свято-Пантелеймоновском монастыре (Русской Православной Церкви Московской Патриархии), восемнадцати лет от роду был пострижен в иночество (монах Лука). Через год, в 1997ом, он уже — в клире Бессарабской епархии Румынской Церкви (иеромонах Исаакий). В 1998ом он перешёл в Русскую Истинно-Православную Церковь (архиепископа Лазаря (Журбенко), и, таким образом, за три года сменил три конфессии и заодно поднялся от послушника до иеромонаха.
В 2001ом иеромонах Исаакий — уже благочинный Свято-Николаевского монастыря в г.Богуславе Киевской области; в 2002 г. настоятель Свято-Успенского храма в с.Бузуков (РИПЦ). Под омофор УАПЦк он перешёл вместе со своим храмом.

13.
** В первые месяцы 2004 го ситуация в США, в Кливленде, изменилась. Митрополит Стефан по болезни ушёл на покой. УАПЦ-С возглавил митрополит Михаил Явчак-Чэмпион. Зимой 2004го он, через голову Моисея, вступил в переговоры с Синодом Украинской Автокефальной Православной Церкви. Было принято решение, прямо противоположное планам 2002го: не экспансия УАПЦСЮА, а её упразднение. Прошли переговоры: предстоятель УАПЦ митрополит Мефодий Киевский просто предложил американским соборноправным приходам слиться с УАПЦ.
Митрополит Моисей был решительно против. И, естественно, ради единения с многотысячной паствой в Украине, американские епископы пожертвовали своим митрополитом Киевским.
21 марта 2004 года от имени Синода УАПЦ СЮА-С новый Первоиерарх митрополит Михаил Явчак Чэмпион заявил: Церковь Америк воссоединяется с УАПЦ, на правах автономии.
Моисей Киевский яростно отверг любые намёки на подобное уничтожение своего статуса. Он объявил, что митрополита Михаила более не признаёт, и сам отныне возглавляет УАПЦ-С (каноническую ветвь, идущую от Польской Православной Церкви).

IV.
14.
** Летом и осенью французские епископы изучали ситуацию и вели переговоры с обеим и сторонами.
10 октября 2004 года три архиерея Французской Митрополии — Каллистос (Монсолв), Николас (Дюваль) и Матеус де Жезус (Энэйеге)
объявили о переходе под омофор митрополита Моисея Киевского.
Таким образом, французские приходы и епархия в Камеруне подчинились Киеву.
Митрополит Моисей в эти дни казался триумфатором: вместо того, чтобы смиренно отойти на задний план и раствориться в местном епископате УАПЦ, — он возглавил небольшую, но экзотическую собственную иерархию.
Каллист получил титул: митрополит, экзарх Западной Европы, Южной Америки и Африки, архиепископ Лиможа; а Матьё — епископ Камеруна и всей Африки.
Николас — архиепископ Парижский и всей Франции.
В октябре 2004го Николас (Дюваль) приехал в Киев. Он лично засвидетельствовал подчинение Французской Митрополии.
10 октября епископ Николас оказался в селе Бузуков, Черкасского района Черкасской области. Там он единолично совершил хиротонию: в епископа был рукоположен Исаакий (Квитка), 26 лет (до того — хор-епископ), настоятель местного Свято-Успенского храма. Отныне — Исаакий, епископ Одесский и Черкасский. . В этот же день, 10 октября, был рукоположен Василий (Бабский), епископ Луцко-Волынский.
Через четыре месяца, 21 февраля 2005 года, появился ещё один моисеевский архиерей — Всеволод (Кочергин), епископ Тернопольско-Буковинский.

15.
** 17 июня 2005 года начался Всемирный Архиерейский собор УАПЦ-К. В первый день архиереи собрались в храме УАПЦС в Черкаской области, в селе Бузуков.
В недра Украины на этот собор прибыли епископ Николас Парижский и, — наверно, впервые в истории украинских православных иерархий, — африканец, епископ Матьё Камерунский.
Всего на соборе было 12 архиереев со всего мира. Было утверждено новое название: Украинская Автокефальная Православная Церковь Каноническая.
18 июня 2005 года в день Святой Троицы в Киеве, в храме Святой Софии состоялась интронизация Патриарха Киевского и Всея Украины Руси.
Под постановлением об избрании Патриарха подписались: Мартин, епископ Штата Мичиган, викарий Центрально-Западных Штатов (США), Давид (?) , архиепископ Флоридский и Карибский, управляющий епархиями Центральной Америки; ? (имя неразборчиво) епископ Штата Аризона; Василий, архиепископ Луцко-Волынский (Украина); Исаакий, епископ Черкасско-Одесский; Иоан, епископ Милвокско-Центрально-Западных Штатов, США (так в тексте); Матфий, епископ Камерунский и всей Африки; Хризостом, епископ Эквадора; Николас, архиепископ Парижский и всей Франции; Даниил, епископ Мексики; Всеволод, епископ Тернопольско-Буковинский».
Четыре американца из США, три украинца, француз, латиноамериканцы из Мексики и Эквадора, африканец.

16.
** Уже через полтора месяца, иерархия обрушилась: от Патриарха Моисея отделились 11 епископов, в том числе все три украинца. Они перешли в юрисдикцию Украинской Православной Церкви в Америке, которую возглавил американец Иоанн (Майлс).
Тогда же, видимо, по крайней мере, в том же 2005 году юрисдикцию УАПЦк покинул митрополит Каллист (Монсольв).
(И далее он переходил из одной экзотической юрисдикции в другую; известно, что в 2009 ом он — митрополит-архиепископ Франции в Католической Апостольской Национальной Мексиканской Церкви» (lEglise Catholique Apostolique Nationale Mexicaine).
Тольо двое из прежнего призыва сохранили тогда верность Патриарху Моисею: Николас (Дюваль) и Матьё (Энийэге). По указу Моисея, митрополит-архзиепископ Николас теперь возглавил митрополию Франции и Экзархат.

V.
17.
** Епархия Камеруна, вместе с митрополией Франции, пребывала в юрисдикции Киевского Патриархата УАПЦк почти четыре года: с октября 2004го по сентябрь 2008го.
Сайт УАПЦк, торжественно сообщал, от 16 марта 2007 года:
«В Африканской стране Камерун Господь через Архиепископа Матвея Своим Духом Святым развивает УАПЦ каноническую под Омофором Патриарха Моисея. Пусть Всесильный Господь охраняет Свою Святую Церковь на всех просторах земного шара».
От 17 марта 2007го:
«Решением архиерейского синода был возвышен к уровню Архиепископа владыка Матвей, Епископ Камерунский и всей Африки. Патриарх Моисей благословляет Архиепископа Матвея на святое служение во имя Господа нашего Иисуса Христа на благо Его Святой Спасительной Церкви».

** 14 ноября 2007 года во Франции состоялось заседание Св. Синода
Украинской Автокефальной Православной Церкви канонической. Патриарх Моисей лично вылетел в Париж и занял кресло председателя. С ним были два хор-епископа — Александр Житомирский и Василий Фастовский, викарии Киевской епархии. В заседании Синода принял участие и архиепископ Матфей Камерунский.
За пять дней до начала собора африканская зона УАПЦк расширилась: 9 ноября 2007 года » после изучения канонической ветви был принят Епископ Иосиф и назначен Епископом Центральной Африки«.
Ему подчинялись приходы в ЦАР и Республике Чад.
Жозеф Йорованджи, Joseph Yorowandji, родился 2 января 1947 года. Родом он был из Kembe, провинция Северный Киву, Заир (с 2000го Демократическая Республика Конго).
Где он жил первые 60 лет жизни, и как именно жил — неведомо.

18.
** Но вскоре, уже в сентябре 2008 года, идиллия УАПЦ-К в Европе закончилась:. архиепископ Николас (Дюваль) и его викарий Климент (Иллери), епископ Тьерри объявили о выходе из юрисдикции Патриарха Киевского.
С ними, разумеется, ушли оба африканца — Матьё, архиепископ Яунде и Жозеф, епископ Банги.
Разрыв поясняется на сайте так: «en raison de pluseurs differents sur la conduite de l’Eglise» — «по причине многочисленных затруднений в управлении Церковью».
Вместе с Николасом из Украинской Церкви вышли другие архиереи: Христофор (??), архиепископ Талахасси и Флориды; Андрей (Бреннан, именовал себя: граф Базильский-Бреннан), архиепископ Канады; Теодорос (Корино), епископ Ираклии (Италия), Хризостом (де Суза Мартинс) епископ Императриче (Бразилия).
Сразу же была найдена новая юрисдикция — Американская Православная Кафолическая Церковь (The American Orthodox Catholic Church).
Это был также Патриархат. С марта 2004 года престол Патриарха занимал тоже этнический украинец — Патриарх-Примас Самуил (Primate Patriarch Samuel) /Mark A. Pultorak, в миру Марк Аллан Пулторак, р. 1962/.
При этом сам Патриарх Самуил состоял в данной деноминации всего два года. В 2002ом он был рукоположен в сан диакона, потом иерея.

(Эту иерархию, АПКЦ, создал в 1927 году архиепископ Афимиос Офеш, бывший архиерей РПЦ, рукоположенный для арабов-мелькитов в США. Считается, что эта церковь распалась уже в 1934 году. Через 30 лет, в 1964ом достаточно заметную деноминацию с таким наименованием восстановил митрофорный протоиерей Уолтер Мирон Профета (Walter Myron Propheta), украинец из Львова, бывший священник Украинской Греко-Православной Церкви в Америке (Константинопольского Патриархата). В 1965ом он возглавил АПКЦ как митрополит-архиепископ Володимир I. От иерархии Профеты выводят свои родословия не менее десяти современных деноминаций в США. Патриарх Самуил (Пулторак) считал себя единственным законным преемником Володимира (Профеты). Правда, непосредственно его хиротонию совершил эфиопский (альтерантивный) архиерей — Габре Кристос Медим Иеремия, архиепископ Бруклина (в миру — Дэвид Уильям Уорли, Archbishop David William Worley (Gabre Kristos Jeremiah); он возглавлял небольшую деноминацию, известную как Эфиопская Православная Коптская церковь Северной и Южной Америки (Ethiopian Orthodox Coptic Church of North and South America).

VI.
19.
** Под неощутимой, призрачной эгидой Патриарха Самуила была развёрнута, усилиями Николаса, новая экклезиальная конструкция: Автономная Православная Церковь Европы («Eglise Orthodoxe Autonome d’ Europe»). К ней присоединились французские приходы (Автономная Православная Церковь Франции» («Eglise Оrthodoxe Аutonome de France»), а также вышеназванные епископы — из США, Канады, Италии и Бразилии.
Сам Николас (Дюваль), возглавил автономию как Примас АПЦ Франции и Европы, архиепископ-митрополит Парижский.
Но под омофором Патриарха Америки эта автономии пробыла только год. В сентябре 2009го АПКЦ практически распалась. Остатки этой группировки на короткое время возглавил некий Примас Роджер, архиепископ НьюЙоркский.
Сам Патриарх Самуил покинул свою иерархию. Его приютила только что созданная Украинская Автокефальная Православная Церковь в Северной и Южной Америке, которую возглавил Андрей (граф де Базильски-Бреннан), архиепископ Канадский

( — также — этнический украинец, наполовину; отец его — канадский ирландец, мать — Линда Диан Базильски, собственно — Васильковская, якобы из древнего украинского дворянского рода; на этом основании митрополит Андрей усвоил титул графа; графов Васильковских ни в какой державе, впрочем, не было).

Видимо, Николас вёл переговоры о присоединении Европейской Митрополии к этой украинской иерархии. Но не вышло. 24 ноября 2009 года АПЦЕ окончательно покинула юрисдикцию Американской Православной Кафолической церкви.
Автономная Православная церковь Европы превратилась в совершенно независимую, даже формально, структуру («autonomie pleine et entière»).

20.
Этот же год, 2009ый, был посвящён расширению миссии в Африке. И разворачивалась она, кажется, успешно.
В апреле 2009 года к АПЦЕ присоединился Жан-Жак (?) епископ Браззавиля и Конго. 21 июля в составе АПЦЕ вошёл Ришар, епископ Киншасы (Демократическая Республика Конго).
Судя по фотографии, это был немолодой европеец; неизвестно, проживал ли он постоянно в Киншасе.
В этом же году (не указано, когда именно) присоединился англоязычный африканский архиерей — Сильвестр, епископ Кванги и Лусаки (Замбия).
Можно предположить, что эти три африканских епископа, европеец Ришар, африканцы Жан-Жак и Сильвестр, составляли отдельную сплочённую группу и кочевали по разным иерархиям. Не удалось обнаружить никаких других следов этой троицы.

** 24 ноября 2009 года начался очередной собор АПЦЕ.
В этот день при утверждении новых должностей, епископ Жозеф Йорованджи был назначен на должность патриаршего экзарха Центральной Африки (- Eveque de Bangui Exarque Patriarcal pour la Centrafrique de l’Eglise Orthodoxe d’Europe).
И в этот же день, 24 ноября 2009 года, были официально приняты в каноничиское общение Жан-Жак, епископ Браззавиля (Конго), Сильвестр, епископ Лусаки (Замбия), Ришар, епископ Киншасы.
Юрисдикция расширилась сразу на пять стран Африки, по крайней мере — формально.
Через год была адаптирована ещё одна африканская страна: 23 сентября 2010 года к АПЦЕ присоединился Фернандо, епископ Экваториальной Гвинеи.

21.
** В это же время, с начала октября 2009 года в Киеве развернулась настоящая война против Патриарха Моисея. Сообщения на сайте Церкви, да и в других источниках, звучали как реляции с театра военных действий.
5 октября толпа окружила помещение епархии; во главе был бывший благодетель —
Анатолий Гулеватый, директор спиртового завода и Юрий Василенко (майор СБУ, по утверждению сайта).
6го в дом вломился спецназ — в масках и бронежилетах. Диаконы, охранявшие двери, были арестованы.
7го , — по сообщениям с сайта УАПЦ-К, — боевики пытались захватить Патриарха.
11 октября 2009го Патриарх Моисей по телефону попрощался со своими верными прихожанами, и — исчез; сразу же было объявлено, что Патриарх покинул Украину.
Начальник Киевского Головного управления МВД генерал-майор Виталий Ярема сообщил официально, что против Олега Кулика возбуждено уголовное дело: поступило шесть заявлений от женщин об изнасиловании (для этого Патриарх использовал некие психотропные вещества, от которых женщины теряли сознание).
Постоянно передавал сообщения коммерческий телеканал ICTV.
Следствие по делу Моисея вёл следователь Юрий Рябовол; всей операцией, по утверждению сторонников Моисея, руководил заместитель начальника Голосеевского райотдела ГУ МВД Сергей Михайлович Семикоп.
На протяжении всего ноября прихожане УАПЦ-К в Киеве выходили с плакатами — в защиту своего Патриарха. Всего — человек 30 с небольшим. самые верные.
25 октября пикет стоял у офиса телеканала ICTV.
30 октября в прессе мелькнуло сообщение, — лаконичное, в одну строчку, и невнятное, как бы через силу, — что Моисей (Кулик) арестован в Киеве.
2 ноября состоялась пресс-конференция сторонников Патриарха Моисея в УНИАН. В манифесте от имени пресс-службы Церкви было сказано: » …Вывести народ из духовного хаоса может только новый сильный духовный лидер, которым является, по нашему глубокому убеждению, Патриарх Моисей. Никто в Украине сегодня не способен справиться с этой миссией…. если эту руку Божью отрубят сегодня, то Бог вторично не протянет нам руки и не даст Украине другой такой личности».
6 ноября около 30 исповедников Церкви вышли с плакатами к зданию Головного управления МВД Украины, протестовали против незаконных действий следователя Рябовола.
7 ноября 2009 года был захвачен Свято-Троицкий храм УАПЦ-К в Ужгороде. Атаку возглавил епископ Кирилл (Михайлюк), архиерей УПЦ КП. При этом моисеевский архиерей Василий (Томинец), епископ Ужгородский и Закарпатский, в очередной раз был избит. Он через несколько дней начал служить с несколькими верными прихожанками рядом с отнятым храмом, под открытым небом.
10 ноября Патриарх Моисей был объявлен в межгосударственный розыск. Как оказалось, вопреки сообщению от 30 октября, его не удалось задержать: Патриарх исчез.
С ноября 2009 по апреля 2010го года адепты продолжали акции протеста в Киеве.
Судя по обрывочным упоминаниям на сайтах, Моисей (Кулик) первое время обитал во Франции, или, по крайней мере, часто там бывал. В настоящее время (2016) он обосновался, насколько можно понять, в Мексике.
Высшую власть этого Патриарха Киевского в изгнании признаёт, по крайней мере, одна небольшая африканская епархия — в Экваториальной Гвинее.

22.
** АПЦЕ, тем временем, позиции свои укрепляла, хотя и без особого шума.
Сайты фиксируют основные вехи.
С 7 — 9 октября 2011 года прошли торжественные заседания Св. Синода
(Le Saint Synode des eveques de l’Eglise catholique orthodoxe autonome d’Europe) прошёл в городе La Coquille, в Dordogne, в монастыре Сен-Мари. На заседании Синода было 23 делегата с пяти континентов.
Всего в списке синода значилось 27 архиереев.
Следующее собрание Синода проходило там же, в Ля Кокий. Для АПЦЕ это было историческое заседание.
12-14 октября 2012 года утвердилось название — Автокефальная Православная церковь Европы. Eglise Orthodoxe Autocephale d’Europe.
Тогда же был учреждён Патриархат Европы и митрополит Николас Парижский единогласно был возведён в сан Патриарха — Sa Saintete Mgr Nicolas Patriarche, Metropolite d’Europe, Archeveque de Paris.
На заседание Синода прибыли гости — некий «епископ Румынской церкви», «un eveque de l’Eglise roumaine», и с ним — делегация: 28 священников. Этот неведомый архиерей был призван на роль наблюдателя на выборах Патриарха Европы. Юридическое обеспечение осуществляла адвокат Эва Комендацки (Eva Komendackyj), из Парижа, специально вызванная в Ля Кокий.
На этом же заседании верный сподвижник Патриарха Матьё де Жезус — был возведён в сан митрополита для Африки (Monseigneur Mathieu de Jesus, Archeveque pour le Cameroun et l’Afrique centrale, Metropolite pour l’Afrique).
В 2012 году три африканских архиерея — Жан-Жак Браззавильский, Сильвестр Лусакский и Ришар Киншасский — вышли из-под омофора АПЦЕ.
Но в этом же 2012 году присоединились новые архиереи: Атаназ Н’Кука Талантси, епископ Браззавиля (Конго) и Виктор, епископ Либервилля (Габон).

Кирилл Серебренитский: Африка. Православие. Украинские иерархии. III
Автор: Кирилл Серебренитский | 14.06.2017 | Кирилл Серебренитский

Январь 2016. Мср. Атаназ Нкука Талантси, православный епископ Браззавиля и Конго и генерал Дени Сассу-Нгессо, Президент Республики Конго.

V.

** Данная статья, на самом деле — эскизный очерк, цель которого скромна: обозначение на существование и развития определённого феномена и необходимость его исследования, помимо прочего, и в сферах украиноведения.
Статья была написана летом 2016 года. Приведённые ниже краткие сведения
относятся к этому времени. Франгменты информации собраны, в основном, из публикаций в интернете, прежде всего — в социальной сети Фейсбук.

КАМЕРУН.

** С 2002 года в Камеруне сформировалась епархия Французской Православной Церкви.
Летом 2003 года Матьё де Жезус Энийэге, епископ Яунде со своей епархией присоединился к УАПЦ-С (кафедра Предстоятеля — Кливленд, Огайо, США).
10 октября 2004 года епископ Камерунский, вместе с двумя французскими архиереями, присоединился к УАПЦк и перешёл под омофор митрополита Моисея Киевского (резиденция в Киеве, Украина).
Соответственно, Предстоятель ФПЦ Каллист, митрополит-архиепископ Лиможский, экзарх Западной Европы и Южной Америки, добавил к своему титулу «и Африки».
В июне 2005 года епископ Матьё Камерунский вместе с Николасом, архиепископом Парижским, побывал на Украине. 18 июня 2005 года он участвовал в интронизации Патриарха Киевского и Всея Украины-Руси в Киеве, в храме Святой Софии.
С ноября 2007 года митрополиту Камеруна была подчинена епархия Банги и Центральной Африки.
Епархия Камеруна, вместе с митрополией Франции, пребывала в юрисдикции Киева почти 4 года: с октября 2004го по сентябрь 2008го.

** С сентября 2008 года епархия Камеруна и всей Африки принадлежит к АПЦЕ (с 2012го — Патриархат).
На 2015 Церковь Камеруна включала около 60 приходов, в которых служили около 50 священников. В епархии есть монастырь, сестринское братство, которое опекает школы и больницу. Также действует теологический институт, в котором обучаются священники для всей Центральной Африки.
Видимо, ежегодно в Яунде приезжает Патриарх Николас (Дюваль).

В конце марта 2014 года был рукоположен второй архиерей для Камеруна — Маглуар, выборный епископ для Яунде (Mgr Magloire évêque auxlliarire de Yaoundé).
В хиротонии приняли участие: Митрополит Матьё Камерунский; Хуан, епископ Бата, (Mgr Juan Evêque de Bata), Экваториальная Гвинея; Атаназ епископ Браззавиля (Конго).
Маглуар занял пост епископа-коадъютора Яунде.

** В 2013 году развернулось строительство большого кафедрального собора Иоанна Предтечи в Яунде; ( la cathédrale saint Jean-Baptiste de Yaoundé, или à la Basilique Saint Jean Baptiste d’Ekié à Yaoundé). Судя по фотографиям, уже в феврале 2014 года собор был в общих чертах выстроен.
На сайте Патриархата сообщается: «Félicitations à notre Métropolie du Cameroun qui , malgré les difficultés économiques et financières a réussit ce prodige». В начале 2016 собор был освящён.
7 февраля 2016 года, в воскресенье, монсеньор Бельмондо Джофанг, выборный епископ, (Monseigneur Belmondo Djofang) был рукоположен в епископа для города Дуала.

РЕСПУБЛИКА КОНГО (БРАЗЗАВИЛЬ)

Если верить русскоязычному сайту УАПЦк, то уже в сентябре 2009 года в Республике Конго появился «патриарший администратор Конго» — священник Кристиан. Судя по единственной фотографии, он был достаточно молод. Сайт УАПЦк регулярно обновляется, и патриарший администратор Конго там пребывает и в настоящее время (2016 год).

** В 2012 году возникла епархия (диоцез) Браззавиля и всего Конго в юрисдикции АПЦЕ.
Во главе епархии — епископ Атаназ Нкука Талантси (Mgr Athanase Nkouka Talantsi ), патриарший экзарх Конго (Exarque Patriarcal du Congo Brazzaville в Eglise Orthodoxe Autocéphale d’ Europe).
Его страничка в фейсбуке сообщает: родом он из Maya-Maya, постоянно живёт в Браззавилле. Учился в Камеруне, в Институте философии и теологии св. Августина (Institut de Théologie et de Philosophie Saint Augustin), в Яунде и в Сенегале, в Университете Дакара,а также в Италии (Istituto Tecnico Economico indirizzo Turistico «Pietro Savorgnan di Brazzà», в городе Линьяно-Саббиадоро (Lignano Sabbiadoro), провинция Удине.
Диоцез Конго был прикреплён к Митрополии Центральной Африки, который возглавляет Матьё, митрополит Камеруна.
27 сентября 2015 года был мосеньор Атаназ рукоположил, насколько можно понять, впервые в своей епархии, местного клирика: им стал диакон о. Матиас (le Père Diacre Mathias).
Одна из фотогафий сообщает, что в начале января 2016 православный епископ Атаназ Нгука Талантси, в сопровождении своего викария, был принят Президентом Конго: это — легендарный генерал Дени Сассу-Нгессо.

В коротком интервью (от 19 июня 2016 года) епископ Атаназ Нгука Талантси сообщил мне: он родом из Линзоло, по национальности — баконго, родной язык — лари. По рождению принадлежал к Римской Католической Церкви, но должен был её покинуть, ибо таков был призыв, после чего избрал православие («comme l’appel n été pas la bât il fallait rejoindre l orthodoxie»).
Прошёл формацию в Камеруне, у митрополита Матьё; эта формация продолжалась три года.

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА КОНГО

21 июля 2009 года в состав АПЦЕ вошёл Ришар, епископ Киншасы (Демократическая Республика Конго). Официально воссоединение епархии Киншасы и Конго с АПЦЕ состоялось на соборе 24 ноября 2009 года.
Судя по фотографии, этот епископ — немолодой европеец. Вполне возможно, он, как многие сподвижники Николаса (Дюваля) носил символический титул и не проживал постоянно в Киншасе.
В 2012 году епископ Ришар покинул эту юрисдикцию, вместе с епископами из Замбии и Конго-Браззавиль. (см.)
В июле 2015 года усилиями клира диоцеза Конго, с согласия Патриарха Николаса, была учреждена православная миссия в Конго Киншаса. (la Mission du Congo Kinshasa). Она находится под непосредственным управлением епископа Браззавиля, «avec le supérieur de la communauté» — вместе супериором общины.
Приход расположен в городе Киншаса.
27 июня 2016 года епископ Атаназ разместил на своей страничке в фейсбуке фотографии: «Mgr Athanase célèbre la messe avec les prêtre et les chrétiens de Kinshasa».

ЭКВАТОРИАЛЬНАЯ ГВИНЕЯ

С весны 2012 года в Экваториальной Гвинее укоренилась Украинская Автокефальная Православная Церковь каноническая.
Создана епархия УАПЦк. Кафедру занял епископ Агафангел (Juan Nguema Edjang Akoma), епископ Батский и всей Экваториальной Гвинеи. Он формально присоединился к УАПЦк 9 мая 2012 года. Но контакты были налажены ещё раньше.
Собственно, испаноязычная епархия в Экваториальной Гвинее — это диоцез УАПЦк в Мексике ( la Iglesia Ortodoxa Ucraniana Autocefala Canonica). Её предстоятель — Даниэль де Хесус (Руис Флорес), митрополит Мексики и всей Латинской Америки.
Ранее Агафангел принадлежал к независимой неокатолической конфессии — Catholic Apostolic Charismatic Church of «Jesus the King«, которая базируется в Аргентине, в провинции Буэнос-Айрес.
25 октября 2009 года Хуан Нкема Эджанг Акома был рукоположен в сан епископа этой деноминации. Хиротония состоялась в Бате, Экваториальная Гвинея, её совершил создатель Католической Апостольской Харизматической Церкви Царя Иисуса — весьма известный деятель альтернативного, анти-римского католичества, — епископ Ромуло Антонио Брасчи (Braschi), 68летний независимый архиерей из Аргентины.

** Епархия АПЦЕ была создана в Экваториальной Гвинее летом 2015 года; она подчинена Митрополии Камеруна и Центральной Африки.
В июле 2015 года синод африканских епископов утвердил персоналии:
Хесус Миллам (Monseigneur Jésus Millam) — выборный епископ Экваториальной Гвинеи;
Хуан Мве (Monseigneur Juan Mve) — епископ-игумен (Evêque Higoumène).
Брат Факундо (Fr.Fakundo) — канцлер (Chancelier).
О. Мария Хавьер (Père Marie Xavier) — епископальный викарий ( Vicaire épiscopal et chargé des vocations).
О. Сантос — главный викарий (Père.Santos Vicaire Général).
Хиротония была намечена на февраль 2016 года, после утверждения епископа от имени Президента в Экваториальной Гвинеи.
Хиротония, видимо, состоялась в намеченный срок, но по какой-то причине кафедру занял епископ Хуан Мве (Mgr Juan évêque de Bata).

БЕНИН И ТОГО

Не позднее 2014 года была образована православная миссия в Бенине.
Её возглавил патриарший экзарх Бенина — иерей доктор Арман Люк Бодеа (Exarque patriarcal pour le Benin Pere D.Armand Luc Bodea).
Это — весьма активный общественный деятель. С 2006 года он — координатор
Общества для Помощи Африки (Society for Aids in Africa), штаб-квартира — в г. Аккра, Гана.
Он учился в Котону, столице Бенина, в Universite D’Abomey-Calavi и в Notre Dame des Apotres.
На основе миссии в Бенине была создана ещё одна национальная миссия — в республике Того.

МАДАГАСКАР

На Мадагаскаре приход возник достаточно давно; на сайте Патриархии — фотографии от апреля 2009 года.
Во главе общины — о. Мишель, патриарший экзарх Мадагаскара.
(Exarque Patriarcal pour Madagascar Pere Michel).

РЕЮНЬОН (ФРАНЦИЯ)

В 2014 году на сайте АПЦЕ появилось сообщение: на острове Реюньон существует общины АПЦЕ. Официальным представителем Церкви является иерей о. Мишель, в городе Сен-Пьерр. (père Michel prêtre à Saint Pierre).
Патриарх Николас (Дюваль) неоднократно посещал о. Реюньон, и освятил несколько «офисов Церкви».
С Патриархом встречались религиозные лидеры острова, в частности — католический епископ Жильбер Обри (Mgr Gilbert Aubry), известный поэт и шансонье.

ЦЕНТРАЛЬНОАФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

В Центральноафриканской республике православная епархия Банги и Центральной Африки существовала, по крайней мере, уже в 2007 году.
Возглавил её Жозеф Йорованджи, Joseph Yorowandji.
Он родился 2 января 1947 года, родом — из Kembe, провинция Северный Киву, Заир (с 2000го Демократическая Республика Конго).
Жизнеописания этого архиерея отыскать пока что не удалось. Где он жил первые 60 лет жизни, и как именно жил — неведомо.
К этой епархии принадлежали также входили приходы в Республике Чад. Это вполне вероятно: на территории Чада находятся обширные поседения эмигрантов из ЦАР.
Несомненно, именно Матьё де Жезус, епископ Камеруна, привлёк центральноафриканского епископа в зону притяжения Украинской Автокефальной Православной Церкви канонической.
Официально епископ Жозеф и его епархия были присоединены к УАПЦк
9 ноября 2007 года.
На сайте УАПЦк появилась запись: » После изучения канонической ветви был принят Епископ Иосиф и назначен Епископом Центральной Африки».
Епархия Банги вошла в состав архиепископии Центральной Африки, которую возглавлял архиепископ Матьё Камерунский.
24 ноября 2009 года на соборе Автономной Православной Церкви Европы епископ Жозеф Йорованджи был назначен на должность патриаршего экзарха Центральной Африки (- Eveque de Bangui Exarque Patriarcal pour la Centrafrique de l’Eglise Orthodoxe d’Europe).

** Следов в интернете епископ Жозеф Центральноафриканский оставил очень мало.
Весной 2013го в ЦАР снова развернулась гражданская война. Основные силы повстанцев объединились в коалицию Селека, которая считалась исламским движением, — впрочем, весьма условно.

На сайте АПЦЕ (http://www.patriarcat-orthodoxe.eu/centrafrique) появилась запись: «La Centrafrique fait partie de la Metropolite d’Afrique Centrale et est presidee par l’eveque Joseph de Bangui.
Compte tenu de la situation politique actuelle dans ce pays, l’eveque pour le moment reside en France a Grenoble».
«Центральная Африка составляет часть Митрополии Центральной Африки и возглавляется епископом Жозефом Бангийским. В связи с актуальной ситуацией в этой стране епископ в настоящее время находится во Франции, в Гренобле».

24 марта 2013 года войска Селека вошли в столицу Банги. Франция направила войска для защиты международного аэропорта.
24 марта 2013 года руководство Селека заявили, что им удалось захватить президентский дворец. Президент Франсуа Бозизе бежал в Демократическую Республику Конго, а затем в Камерун. Лидер повстанцев Мишель Джотодия объявил себя новым президентом страны.
26 марта 2013 года в интернете появилось обращение Жозефа, епископа Банги, (Monseigneur Joseph Yorowandji. Eveque de Bangui, Exarque Patriarcal pour la Centrafrique, Eglise Orthodoxe d’Europe).
Его распостранил патриарший секретариат Православной Церкви Европы (из Парижа). Обращение это опубликовал ресурс Centrafrique-Presse.com, в разделе «Communique aux nouvelles autorites de Centrafrique».
Епископ Жозеф писал:
«Nous sommes des chretiens orthodoxes et notre sens humanitaire est de vivre avec et dans la fraternite du peuple de Centrafrique en se respectant les uns les autres sans distinction de race, de clan ou d’ethnie.
Ce que je regrette le plus, ce sont les tensions religieuses… comme si les dirigeants religieux ne savaient pas que les juifs, les musulmans et les chretiens ont pour Peres Abraham, Isaac et Jacob.
Nous sommes tous freres meme si nous prions differemment, Dieu n’a jamais demande de s’insulter ou de se tuer. L’Amour doit presider a la destinee de notre
peuple.
Nous, orthodoxes, n’intervenons pas dans le domaine politique mais il est de coutume de prier pour ceux qui nous dirigent :
Prions : Pour ce temple, cette ville et ses habitants, pour notre pays et ceux qui le gouvernent, en particulier pour les serviteurs de Dieu (Michel Djododia) notre president et (Nicolas Tiangaye) chef de notre gouvernement, pour que Dieu leur donne la sagesse afin que nous vivions dans la paix et la tranquillite, prions le Seigneur.
Puisque Dieu a permis que vous soyez appeles aux plus hautes fonctions, nous nous plaisons a penser que c’est pour le meilleur en ce qui concerne la plenitude de vie de notre peuple.
Nous vous accordons donc nos prieres et vous donnons la benediction afin que les Anges vous assistent dans chacune de vos decisions en vous rappelant que vous devenez « serviteurs » des centrafricains et centrafricaines.
Et moi, eveque Joseph Yorowandji, avec les orthodoxes de Centrafrique, vous assurons de notre bienveillance et de notre soutien pour votre action de Paix.

«Мы — православные христиане, и наше «…чувство гуманитарное» это жить в братстве народа ЦАР, в уважении друг к другу, без различия расы, клана или этнической принадлежности.
То, что я сожалею больше всего, это — религиозная напряжённость … словно вожди духовные не знают, что евреи, мусульмане и христиане происходят от Отцов Авраама, Исаака и Иакова.
Мы все братья, даже если мы молимся различно, Бог никогда не требует оскорблять или убивать. Любовь должна главенствовать и управлять нашим народом.
Мы, православные, не вмешиваемся в политику, мы у нас есть обычай — молиться за тех, кто нами управляет. Молимся :
За этот храм, этот город и его жителей, за нашу страну, и за тех, кто управляют ею, и особенно за служителей Божьих (Мишель Джотодиа), нашего президента, и за (Николя Тийангайе), главу нашего правительства, за то, чтобы Бог дал им мудрость, чтобы мы жили в мире и спокойствии, молим Господа.
Поскольку Бог допустил, что вы призваны на высшие должности, мы хотели бы думать, что это к лучшему, в отношении благосостояния (plenitude — изобилие) жизни нашего народа.
Итак, мы сочетаемся с вами в наших молитвах и мы даём вам благословение, чтобы Ангелы сопровождали вас в каждом из ваших решений и напоминали вам, что вы стали «слугами» центральноафриканок и центральноафриканцев. И я, епископ Жозеф Йорованджи, с православными Центральной Африки, заверяю вас в нашей доброжелательности и в нашей поддержке ваших действий во имя Мира».
Это обращение епископ Жозеф написал уже во Франции, в коммуне Фонтаний.

(Fontanil-Cornillon — это небольшая (2800 жителей) коммуна в регионе Рон-Альп, департамент Изер, в 10 минутах езды от Гренобля).

Полтора года спустя епископ Жозеф всё ещё пребывал во Франции; в октябре 2014го он в социальных сетях он обозначен — так: Joseph Yorowandji, Eveque, Missionnaire. Fontanil, France.
http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:ArDiZW2CitsJ:fr.viadeo.com/fr/profile/joseph.yorowandji+&cd=1&hl=en&ct=clnk&gl=ru

** Ещё через год сайт patriarcat-orthodoxe.eu сообщил: епископ Жозеф Йорованджи покинул нашу церковь 26 октября 2015 .
Сразу после этого, на следующей неделе, был назначен новый архиерей.
6 ноября 2016 года сайт сообщил: «По решению синода африканских епископов и после утверждения Его Святейшества Патриарха Николаса монсеньор Жан-Ноэль Н’Вонго (Monseigneur Jean-Noel NVongo) был избран епископом Банги. Новый епископ, пребывающий вместе со своей паствой, был избран в прошедшие дни … М. Жан Ноэль уже управлял церковью, и обеспечил работу на месте. Он участвовал в последнем заседании Африканского синода в Яунде, в июле 2015го.
Мы напоминаем, что это благодаря ему наш Патриархат стал известен правительству ЦАР.

На фотографии — почтенный пожилой африканец.

ГАБОН

В 2012ом к АПЦЕ присоединился со своей паствой некий Виктор, епископ Либевилля, из Габона. Но никаких следов его в интернете пока не удалось отыскать. Видимо, он очень скоро, — по крайней мере, до 2014го, — поrикнул эту юрисдикцию.
Сайт Патриархии сообщает: епархия Габона (le diocèse du Gabon) находится в распоряжении митрополита Камеруна, в ожидании назначения епископа Габонского.
Последний синод африканских епископов в июле 2015 утвердил назначения:
Канцлер епархии (Chancelier): — о. Шарль Жезус-Мари (Père Charles Jésus-Marie).
Советник и координатор программ развития: мадам Диоп (Mme Diop).
Генеральный викарий: о. Клеман Мари Элла НКуму (Père Clément Marie Ella Nkoumou). .
В ожидании призвания — о. Эммануэль Овоно (Père Emmanuel Owono).

КЕНИЯ

Миссия в Кении — Приход св. Иоакима и Анны в Кисии (Mission du Kenya Paroisse st Joachim and St Ann Kisii Kenya).
Существует, по крайней мере, с 2014 года. При миссии существует школа и приют для сирот.
На 2016 год приход возглавлял иерей Чарльз Оигара (Rev Father Charles Oigara). На приходе также служат два диакона и суб-диакон.
Deacon Robinson Margeri Sidani
Deacon Dickson Kenyatter
Sub Deacon Darim o.Makanga.

Кисии — большой город (население в муниципальном округе — около 300 000) на юго-западе Кении, центр региона Южная Ньянза (South Nyanza region). A vibrant town, the Kisii municipality has a population of about 300,000

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти