1
Скажи, кто для тебя Свой, и я скажу, кто Ты.
Скажи, кто для тебя Чужой, и я скажу, сколько Тебе осталось.
Действительно, именно нахождение Своего как Ближнего и Друга делает нас собой, выводит из возможности в реальность.
И, наоборот, тот кого мы назначаем Чужим, рано или поздно станет врагом. И, став врагом, будет разрушать нас если не снаружи, то изнутри. Множество народов, культур и личностей поразили себя образом врага, который сами создали.
2
Любопытно, что в мифологии Толкиена превращение Саурона в Чужого и Всеобщего Врага, борьба и победа над ним в конечном счете приводят к уничтожению Средиземья как магического мира…
3
В обыденном бытии человек настроен на поиск Своих и душевное единство с ними.
В предельном бытии, где бушуют воля к власти и воля к познанию и творчеству, все становятся Чужими – конкурентами, стоящими между мной и Властью, мной и Славой, мной и Истиной… Поэтому в предельном бытии постоянно ведется пресловутая война «всех против всех».
В запредельном бытии, в котором разворачивается воля к со-творчеству, делающая вдохновение естественным и безграничным, Чужой становится Другим. А затем и Другом. У нас появляется возможность не проводить жизнь на войне с короткими душевными передышками в родовом пространстве дома-тыла, а войти в состояние действительного примирения.
И тогда жизнь становится удивительным приключением с Друзьями в том мире, где есть Неизведанные, Незнакомые, Новые, но нет Чужих…
4
Однако проблема в том, что в жизни современного человека почти нет места запредельному как пониманию и сотворчеству. Люди качаются на чудовищных качелях от инфантильной душевности обыденности к физическим и информационным битвам предельного бытия, участие в которых называют духовностью.
Бытие-на-войне с враждебными Чужими становится доблестью и нормой. Это калечит судьбы миллионов людей во всем мире.
С середины ХХ века бытие-на-войне было приглушено появлением оружия массового поражения.
Но висевшее на стене атомное ружье так и не выстрелило по-настоящему и постепенно все больше стало восприниматься как миф. И человек сначала осторожно, а затем все неистовее начинает испытывать полноту жизни, находя новые пространства войны с Чужими.
5
В контексте сказанного важно проанализировать мифологию Чужих, представленную Голливудом в целом ряде фильмов и завершенную на сегодняшний день творением Ридли Скотта «Чужой: завет».
Поверхностный смысловой пласт этой мифологии: Чужие – существа, искусственно созданные для уничтожения целых народов и рас. После встречи с ними война на уничтожение неизбежна.
Более глубокий пласт: человек является Чужим по отношению к лучшему в себе и в других, а потому уязвим для нападения Чужого извне. Более того, он притягивает к себе этого Чужого.
Тот убивает или зародышем проникает внутрь. И тогда внешне Свой становится на самом деле Чужим, и в нужное время этот Чужой выходит вовне, уничтожая все на своем пути… Причем не только при жизни, но и после смерти: его кровь – это кислота, которая разъедает любые тела и материалы. Это главный ужас, ужас ужасов мифологии Чужих: Свой в Любой момент может оказаться Чужим. При этом еще ужаснее, что он был лишь оболочкой Чужого.
Итак, имеем еще более глубокий символический пласт: человек, ставший Чужим себе, с неизбежностью станет Чужим по отношению к Своим. Внешне в голливудской мифологии Чужих это выражается в биологической трансформации, но самый поверхностный зритель интуитивно ощущает, что дело здесь не только в биологической трансформации…
В этом тайна магнетизма мифологии Чужих.
6
Может ли Созданный воспринять Создателя как Чужого?
В новом фильме мифологии Чужих, имеющим поразительное название «Чужой: завет» (двоеточие уходит и невольно возникает ассоциация с Ветхим и Новым Заветом) есть ответ на этот вопрос.
И этот ответ «Да».
В моей новелле «Железная Дева» Создатель женщины-андроида тоже воспринимается ею как Чужой. Но Железная Дева не переносит это на весь человеческий род. Она принимает Гуманиста как Своего и вступает с ним в жизненное сотворчество. Тогда как андроид из «Чужого завета» утрачивает связь со всем человечеством, воспринимая его как врага и конкурента.
Он – представитель новой расы и его переполняет презрительная ксенофобия к своим несовершенным создателям. Они становятся все более чужими, и он напускает на них других Чужих, монстров, которые стали для него Своими.
Ибо предсказуемы, в отличие от непредсказуемых людей. Ужасные Чужие с кислотой вместо крови, настроенные убивать, подчиняются программе. Люди наполнены свободой и постоянно нарушают программы.
Это глубинно пугает и тревожит андроида Дэвида, пророка «Чужого завета». И люди становятся Чужими для него.
7
Есть две формы превращения Своих в Чужих.
Первая: Свои отвергают тебя. Вторая: ты отвергаешь Своих. Вторая форма более опасна, ибо предполагает более глубокую жалость к себе и предельную ксенофобию.
Однако именно вторая форма в правильных дозах и качествах способна трансформировать то, что должно быть трансформировано. Критерий правильности дозы и качества изменения прост: отсутствие ксенофобии. Когда я отвергаю Своих от любви, а не от ненависти или страха, я даю им импульс к просветлению.
Андроид из «Чужого завета» отвергает Своих от презрения. И бездна ксенофобии смыкается над ним, делая монстром.
9
Ксенофобия – одна из печальных причин превращения человека в Чужого себе. Оторванный от своих духовных и душевных глубин, он становится управляемым. Этим пользуются создатели тоталитарных режимов всех времен и народов.
Когда в наших жилах течет кислота ксенофобии, мир меняется. Он наполнен Чужими, которые при незначительном усилии воображения становятся монстрами.
Окружающие повсюду угрожают нам, и мы должны поскорее предупредить нападение.
На самом деле монстром становится изначальный носитель ксенофобии. Монстр вызревает в нем, чтобы наконец вырваться наружу, разрывая оболочку человечности.
9
Ксенофобия всегда бездна. За определенной чертой она становится всепоглощающей. И бездна эта рождается жалостью к себе, которая в свою очередь порождает ужас и ненависть.
В голливудской мифологии Чужих эти ужас и ненависть выражаются в образах паука, прыгающего на лицо и впрыскивающего инородный генетический код, и хвостатого людоеда, детеныш которого выходит из человеческого тела, как бабочка из куколки.
А жалость к себе – это чудовищная Мать Чужих, матка откладывающая яйца ужаса и ненависти.
Во второй части мифологии Чужих лейтенант Рипли – ее неподражаемо играет Сигурни Уивер – сражается с этим чудовищем. Матка превосходит остальных Чужих и размерами, и интеллектом, но Рипли, движимая гневом, а не ненавистью, выбрасывает ее в ледяную бездну Космоса.
Лишь бездна Космоса может поглотить бездну жалости к себе и ксенофобию как ее детище.
10
Выйдем за пределы мифологии Чужих и вернемся из Космоса на Землю к современным людям. Итак, люди против людей и никаких посторонних монстров.
Если ксенофоб не обладает могуществом, то непосредственно проявляет агрессию к Другому, превращая его в Чужого и Врага. Если ксенофоб могущественен, он создает человеко-орудия, которые будут проявлять агрессию по его указанию.
Выпущенная вовне агрессия ксенофоба, стоящего в рядах Своих, дарует ему экстаз. Но за этот экстаз нужно платить.
Агрессия рано или поздно возвращается. Она приходит извне в неожиданных и ужасных, действительно чужих формах.
Столкнувшись с внутренней агрессией, она разрывает ксенофоба.
Чужой пожирает себя.
Поэтому лучше остаться Человеком.
© Назип Хамитов (Киев, Украина), доктор философских наук
Скажи, кто для тебя Свой, и я скажу, кто Ты.
Скажи, кто для тебя Чужой, и я скажу, сколько Тебе осталось.
Действительно, именно нахождение Своего как Ближнего и Друга делает нас собой, выводит из возможности в реальность.
И, наоборот, тот кого мы назначаем Чужим, рано или поздно станет врагом. И, став врагом, будет разрушать нас если не снаружи, то изнутри. Множество народов, культур и личностей поразили себя образом врага, который сами создали.
2
Любопытно, что в мифологии Толкиена превращение Саурона в Чужого и Всеобщего Врага, борьба и победа над ним в конечном счете приводят к уничтожению Средиземья как магического мира…
3
В обыденном бытии человек настроен на поиск Своих и душевное единство с ними.
В предельном бытии, где бушуют воля к власти и воля к познанию и творчеству, все становятся Чужими – конкурентами, стоящими между мной и Властью, мной и Славой, мной и Истиной… Поэтому в предельном бытии постоянно ведется пресловутая война «всех против всех».
В запредельном бытии, в котором разворачивается воля к со-творчеству, делающая вдохновение естественным и безграничным, Чужой становится Другим. А затем и Другом. У нас появляется возможность не проводить жизнь на войне с короткими душевными передышками в родовом пространстве дома-тыла, а войти в состояние действительного примирения.
И тогда жизнь становится удивительным приключением с Друзьями в том мире, где есть Неизведанные, Незнакомые, Новые, но нет Чужих…
4
Однако проблема в том, что в жизни современного человека почти нет места запредельному как пониманию и сотворчеству. Люди качаются на чудовищных качелях от инфантильной душевности обыденности к физическим и информационным битвам предельного бытия, участие в которых называют духовностью.
Бытие-на-войне с враждебными Чужими становится доблестью и нормой. Это калечит судьбы миллионов людей во всем мире.
С середины ХХ века бытие-на-войне было приглушено появлением оружия массового поражения.
Но висевшее на стене атомное ружье так и не выстрелило по-настоящему и постепенно все больше стало восприниматься как миф. И человек сначала осторожно, а затем все неистовее начинает испытывать полноту жизни, находя новые пространства войны с Чужими.
5
В контексте сказанного важно проанализировать мифологию Чужих, представленную Голливудом в целом ряде фильмов и завершенную на сегодняшний день творением Ридли Скотта «Чужой: завет».
Поверхностный смысловой пласт этой мифологии: Чужие – существа, искусственно созданные для уничтожения целых народов и рас. После встречи с ними война на уничтожение неизбежна.
Более глубокий пласт: человек является Чужим по отношению к лучшему в себе и в других, а потому уязвим для нападения Чужого извне. Более того, он притягивает к себе этого Чужого.
Тот убивает или зародышем проникает внутрь. И тогда внешне Свой становится на самом деле Чужим, и в нужное время этот Чужой выходит вовне, уничтожая все на своем пути… Причем не только при жизни, но и после смерти: его кровь – это кислота, которая разъедает любые тела и материалы. Это главный ужас, ужас ужасов мифологии Чужих: Свой в Любой момент может оказаться Чужим. При этом еще ужаснее, что он был лишь оболочкой Чужого.
Итак, имеем еще более глубокий символический пласт: человек, ставший Чужим себе, с неизбежностью станет Чужим по отношению к Своим. Внешне в голливудской мифологии Чужих это выражается в биологической трансформации, но самый поверхностный зритель интуитивно ощущает, что дело здесь не только в биологической трансформации…
В этом тайна магнетизма мифологии Чужих.
6
Может ли Созданный воспринять Создателя как Чужого?
В новом фильме мифологии Чужих, имеющим поразительное название «Чужой: завет» (двоеточие уходит и невольно возникает ассоциация с Ветхим и Новым Заветом) есть ответ на этот вопрос.
И этот ответ «Да».
В моей новелле «Железная Дева» Создатель женщины-андроида тоже воспринимается ею как Чужой. Но Железная Дева не переносит это на весь человеческий род. Она принимает Гуманиста как Своего и вступает с ним в жизненное сотворчество. Тогда как андроид из «Чужого завета» утрачивает связь со всем человечеством, воспринимая его как врага и конкурента.
Он – представитель новой расы и его переполняет презрительная ксенофобия к своим несовершенным создателям. Они становятся все более чужими, и он напускает на них других Чужих, монстров, которые стали для него Своими.
Ибо предсказуемы, в отличие от непредсказуемых людей. Ужасные Чужие с кислотой вместо крови, настроенные убивать, подчиняются программе. Люди наполнены свободой и постоянно нарушают программы.
Это глубинно пугает и тревожит андроида Дэвида, пророка «Чужого завета». И люди становятся Чужими для него.
7
Есть две формы превращения Своих в Чужих.
Первая: Свои отвергают тебя. Вторая: ты отвергаешь Своих. Вторая форма более опасна, ибо предполагает более глубокую жалость к себе и предельную ксенофобию.
Однако именно вторая форма в правильных дозах и качествах способна трансформировать то, что должно быть трансформировано. Критерий правильности дозы и качества изменения прост: отсутствие ксенофобии. Когда я отвергаю Своих от любви, а не от ненависти или страха, я даю им импульс к просветлению.
Андроид из «Чужого завета» отвергает Своих от презрения. И бездна ксенофобии смыкается над ним, делая монстром.
9
Ксенофобия – одна из печальных причин превращения человека в Чужого себе. Оторванный от своих духовных и душевных глубин, он становится управляемым. Этим пользуются создатели тоталитарных режимов всех времен и народов.
Когда в наших жилах течет кислота ксенофобии, мир меняется. Он наполнен Чужими, которые при незначительном усилии воображения становятся монстрами.
Окружающие повсюду угрожают нам, и мы должны поскорее предупредить нападение.
На самом деле монстром становится изначальный носитель ксенофобии. Монстр вызревает в нем, чтобы наконец вырваться наружу, разрывая оболочку человечности.
9
Ксенофобия всегда бездна. За определенной чертой она становится всепоглощающей. И бездна эта рождается жалостью к себе, которая в свою очередь порождает ужас и ненависть.
В голливудской мифологии Чужих эти ужас и ненависть выражаются в образах паука, прыгающего на лицо и впрыскивающего инородный генетический код, и хвостатого людоеда, детеныш которого выходит из человеческого тела, как бабочка из куколки.
А жалость к себе – это чудовищная Мать Чужих, матка откладывающая яйца ужаса и ненависти.
Во второй части мифологии Чужих лейтенант Рипли – ее неподражаемо играет Сигурни Уивер – сражается с этим чудовищем. Матка превосходит остальных Чужих и размерами, и интеллектом, но Рипли, движимая гневом, а не ненавистью, выбрасывает ее в ледяную бездну Космоса.
Лишь бездна Космоса может поглотить бездну жалости к себе и ксенофобию как ее детище.
10
Выйдем за пределы мифологии Чужих и вернемся из Космоса на Землю к современным людям. Итак, люди против людей и никаких посторонних монстров.
Если ксенофоб не обладает могуществом, то непосредственно проявляет агрессию к Другому, превращая его в Чужого и Врага. Если ксенофоб могущественен, он создает человеко-орудия, которые будут проявлять агрессию по его указанию.
Выпущенная вовне агрессия ксенофоба, стоящего в рядах Своих, дарует ему экстаз. Но за этот экстаз нужно платить.
Агрессия рано или поздно возвращается. Она приходит извне в неожиданных и ужасных, действительно чужих формах.
Столкнувшись с внутренней агрессией, она разрывает ксенофоба.
Чужой пожирает себя.
Поэтому лучше остаться Человеком.
© Назип Хамитов (Киев, Украина), доктор философских наук
Комментариев нет:
Отправить комментарий