Беседа писателя Сергея Путилова со студентами — Евой Лавилэй, студенткой Московского государственного педагогического университете (МГПУ) и Татьяной Фроловой, Адыгейский Государственный университет (г. Майкоп).
С.П. А вы верите в бабу ягу? Просто, почему спрашиваю, мой двоюродный брат — человек уже взрослый, смелый, состоявшийся в жизни, тем не менее, вздрагивает при каждом упоминании бабки-ёжки. Говорит в детстве запугали, с тех пор она его повергает в ужас, даже десятилетия спустя. Честно говоря, когда я блуждаю по лесной чаще, особо под вечер немного становится не по себе. Мерещится всякая нечисть. А когда остаюсь один на даче, то перед сном обхожу все комнаты и даже чердак, посмотреть: не спрятались ли где «чудищи». Как вы считаете, это детские комплексы, генетическая память доставшаяся нам от предков или действительно, можно допустить существование неких потусторонних сущностей, присутствие которых мы иногда можем воспринимать?
Т.Ф. Если вообще углубляться в суть, то Баба-яга была мудрой женщиной, которая жила одна и к которой приходили за мудрыми советами и за лекарствами и к которой отправляли учиться детей во времена язычества на Руси. С приходом Христианства её очень сильно переиначили и сделали злом, как и все языческое
С.П. Я читал где-то, что избушка на курьих ножках это угро-финский обычай хоронить мертвых в домиках на ножках (чтоб звери не поели). Угро-финны, предками которых являются удмурты, коми, мордва, как известно в древние времена заселяли территорию нынешней Москвы. В Коломенском до сих пор люди почитают как «место силы» Велесов овраг в коломенском, получившего имя от угро-финского бога Велеса.
Е.Л. О, я верю в Бабу-ягу вообще с детства, лет с 5-ти. Она к нам домой каждую ночь прилетала
С.П. Не знаю как Баба-яга, но мне пиковая дама на даче являлась — с помощью карт, свечи и зеркального коридора ночью вызывали. Я спал на чердаке, среди ночи явилась. В длинном платье, позвала по имени. А затем спустилась в чердачный люк. Симпотная довольно, но все равно жутковато.
Т.Ф. Это самовнушение и игра мозга. из-за страха, мозг сам вырисовывает картинку на основе одного мимолетного незначительного движения или предмета.
Е.Л. Да не, мне просто нужно было над младшим братом поиздеваться, вот и говорила ему, что Баба яга ночью прилетит, прячься под одеяло. Он прятался и каждую минуту испуганно спрашивал, улетела ли она.
С.П. Думаю это общие нам всем архетипы, веками въевшиеся в мозг. Вот говорят хэллоуин не русское явление. Существенным атрибутом жилища Бабы-яги является тын, на кольях которого насажены лошадиные черепа, используемые в качестве светильников. Мозг действительно вырисовывает воображаемую картинку, но вписывается ее в генетически унаследованные образы.
Т.Ф. Даже сменив вероисповедание народ не забывал своего прошлого и это как с легендами: один рассказал так, потом другой так и поехало помчалось. В этот же самый аспект можно включить и сказки. И фантазия порой делает свои вещи тоже.
С.П. Самое удивительное что у всех народов это общее, пространство мифа — от Индии до Европы и Ближнего Востока. Взять хотя бы скандинавского Одина, который позволил привязать себя к дереву, чтобы обрести высшее знание.
Е.Л. Довольно любопытно, как многие народы похожи традициями, и это не перенятие
С.П. Сложно сказать перенятие или некие общие корни. В коломенском русский народ в велесовом овраге в Девьему камню угро-финскому артефакту идет с самыми сокровенными желаниями. Ленточки привязывают к дереву, а ведь от угро-финны исчезли в этих краях столетия назад, религия их казалось бы стерта из памяти поколений.
Т.Ф. Да, они чем-то похожи и может эта похожесть варьироваться целыми периодами и эпохами. Взять к примеру Скифов и Древних Египтян у них к примеру были одинаковые в некоторых аспектах погребальные традиции, которых сходятся. При этом, они жили в разные периоды времени.
С.П. Исследователи проводят параллели с персонажами разных народов по ряду признаков. Исследователь Юрий Степанов, например, отмечает персонажей, чьё имя, как и у Яги, имеет похожий корень -ie. Это: др.-инд. Яма (владыка царства мёртвых), лат. Янус (бог входов и выходов), греч. Иасо (богиня исцеления) и Ясон (букв. «целитель»). У Януса есть жена Iana, являющиеся его женской ипостасью, иногда встречается вариант «Диана». Степанов анализирует принадлежность персонажей сразу «двум мирам». Как двуликий Янус является богом перехода между двух противоположных миров, также и поворачивающаяся избушка Бабы-Яги является переходом между обычным миром и волшебным, и кроме этого имеет переход в мир смерти — в печь.
Е.Л. А я вот в дни, когда было хорошее настроение, могла пожалеть своего младшего брата, говорила, что Баба-яга не прилетит. Была вроде как её координатором.
С.П. То есть ты с помощью Бабы яги братцем манипулировала. Наверное также поступали и древние жрецы с народом, а родители воспитывали послушание в чадах. Управление, основанное на принципах мистического ужаса самое надежное. Возвращаясь к общим корням, в русском языке много индийских, скифских (индо-иранских) слов. Древняя прародина и мифы общие, оттуда еще. Хоть сейчас у нас и любят противопоставлять Россию Европе и всему остальному миру. Скифы и египтяне да… Но что там говорить, если Дева Мария и Иисиус это Изида с Гором на иконографии. Кстати обычай рисовать иконы и фрески поверх грунтового слоя это тоже ведь из Египетских гробниц, кто был там.
Т.Ф. Да, при этом заимствуя некие формы, каждое новое вероисповедание пыталась искоренить все старое и выставить это в плохом свете.
С.П. Но кое-что и сохраняется. Например, в погребальных обычаях. Сейчас православных когда хоронят, нередко кладут мертвому «свиток» с заклинаниями (молитвами) для благополучного прохода в мир мертвых. Дома родственники в правую руку умершему кладут разрешительную молитву — черная лента с молитвой (заклинанием). Это такое заклинание, чтобы душа на пути в рай преодолела демонические препятствия. В древнем Египте также делали, только писали выдержки не из Псалтири, а из Книги мертвых. Кстати ладан церковный это тоже благовоние родом из древнеегипетских храмов.
Т.Ф. И кидают деньги в могилу как в древней Греции, да.
С.П. Ну правильно, бесплатно же Харон, перевозчик мертвых не повезет.
Е.Л. А какие индийские слова сохранились в русском языке?
С.П. В русских словах корни сохранились санскритские (древнеиндийкий язык) но некоторые слова и целиком: беда (санскрит) — разрушение, агни — огонь, Ба (санскрит — к вопросу о Бабке ежке) — Богам (Сварогу, Сиве, Вишну), баба — отец, святой.
Е.Л. Вот удивительно же, как раньше люди повсеместно чтили богов. Это понятно, что принимали их за огонь, дожди, смерть и т.д Но что если жрецы и шаманы действительно могли разговаривать с потусторонними созданиями А современные люди теряют эту связь.
С.П. Ну не всегда теряют. Например, православный святой Христофор Песьеглавец это тот же (Анубис) в иконографии. Крест, это анкх — древнеегипетский символ умирающего и воскресающего Озириса, ключ к райским вратам. Кстати ладан, который заимствовала церковь и продается в церковных лавках — благовонная смола пришедшая из древнеегипетских жреческих церемоний реально сильная штука. Дома запаливаю. Хорошо прочищает мозг, дарит ощущение счастья, хорошо для медитации. Ученый установили ,что на молекулярном уровне идут положительные химические реакции.
Т.Ф. Святой Христофор, эта икона больше была распространена в Испании, и она не вписывалась в общие каноны и по этому её сместили и на долгое время забыли. С точки зрения изучения культуры и этнографии это довольно интересный пример на сколько варьируются религиозные аспекты в разных народах
С.П. Христофор почитался не только в Испании, но и православной церковью. Икона православная. Существует письменное свидетельство архидьякона Павла Алеппского, который, находясь в Москве во второй половине XVII века, участвовал в обряде «чина омовения мощей». Перечисляя различные реликвии Благовещенского собора, он описал лобызаемую пёсью голову святого Христофора: «Вот названия мощей тех святых, которые мы могли удержать в памяти: глава мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки, с длинным ртом; она тверда как кремень — наш ум был поражён изумлением: тут нет места сомнению!». Что касается, потери коммуникаций человека с божественным… На мой взгляд, личный мистический опыт наверное все-таки у каждого есть. Просто не все замечают. Или не хотят замечать. Но рано или поздно стукнет каждому, я не думаю что Бог людей оставляет без внимания. Кто-то видит духов, у другого мистические совпадения не объясняемые разумом. У каждого есть что-то уверен, если внимательнее присмотреться. Знание приходит не только вот когда увидел во сне только умершего родственника, но и по-разному, через отношения с другими людьми, а то и болезни, страдания. Не дай Бог конечно. Но эта информация до каждого доводится рано или поздно. Кто-то остается глух. Другой чувствует. В этом смысле думаю один из важных источников богопознания это любовь. Если только это не ложный путь.
Т.Ф. В психологии существует понятие Универсум — это человек достигший высшей ступени духовного развития, который познал все «прелести» жизни: и место в мире и бытие и эту самую любовь.
С.П. Я не знаю насколько путь любви верен. Мне лично кажется все двойственным в этом мире. Скорее для меня это чистилище прижизненное. Любовь связана с болью, вера с разочарованием, достаток с безысходность, жизнь лишь краткое пробуждение. Здесь нет абсолютных истин. Это некий переходный этап откуда-то куда-то. Но не самый лучший из миров, и не самый справедливый. Можно достичь некого совершенства например став йогом, но тогда ты не вкусишь радостей плоти. А вкусив их уже не будешь совершенен. Здесь все взаимоисключаемо. Возможно в этом мире мы искупаем грехи из прошлой жизни. мне трудно объяснить царящие тут несправедливости и лабиринты ведущие единственно в тупик смерти и разочарования во всем.
Е.Л. Если искупаем грехи прошлых жизней, то всё справедливо. То, что мы их не помним, ещё не значит, что они не считаются.
— Да, но ссуществуют и неразрешимые дилеммы. Из разряда спасти муху — убить паука. Но что видно зримы — мы искупаем свои грехи уже в этой жизни, прижизненно. Но в то же врем, мы попадаем постоянно в неразрешимые дилеммы. Когда что ни сделай будет больно: ни тебе, так другому (другой). Разве можно с нас за то спрашивать?
Е.Л. Как говорит один препод: «Совесть — вещь, которая мешает всем нам счастливо жить»
С.П. Да, совесть — это нечто иррациональное, противоречащее инстинкту самосохранения. Возможно глас Бога) или гнет нравственных догм общества над индивидом. И все равно, когда поступаешь по-совести становится как-то легче на душе. Хотя и не всегда полезно физически. Возможно это древнее противопоставление божественной души и похотливой плоти. Я вот сходил в кино с другой девушкой и пока своей не признался будто камень на душе. Хотя это признание и повредило отношениям. Но думаю кто-то никаких угрызений и не испытал бы, из-за такой ерунды?)
Е.Л. Поэтому всякие уроды живут дольше нормальных людей — они просто отклоняют запросы совести, и следовательно, не выполняя предназначения судьбы, не покидают этот мир. Возможно, совесть — это путеводитель судьбы.
С.П. Знаешь, а вот таких «уродов» и надо ну если не перевоспитывать, то влюблять. Чтоб поняли почем фунт лиха. Это работает. Любовь заставляет страдать, а значит и очищаться.
С.П. А вы верите в бабу ягу? Просто, почему спрашиваю, мой двоюродный брат — человек уже взрослый, смелый, состоявшийся в жизни, тем не менее, вздрагивает при каждом упоминании бабки-ёжки. Говорит в детстве запугали, с тех пор она его повергает в ужас, даже десятилетия спустя. Честно говоря, когда я блуждаю по лесной чаще, особо под вечер немного становится не по себе. Мерещится всякая нечисть. А когда остаюсь один на даче, то перед сном обхожу все комнаты и даже чердак, посмотреть: не спрятались ли где «чудищи». Как вы считаете, это детские комплексы, генетическая память доставшаяся нам от предков или действительно, можно допустить существование неких потусторонних сущностей, присутствие которых мы иногда можем воспринимать?
Т.Ф. Если вообще углубляться в суть, то Баба-яга была мудрой женщиной, которая жила одна и к которой приходили за мудрыми советами и за лекарствами и к которой отправляли учиться детей во времена язычества на Руси. С приходом Христианства её очень сильно переиначили и сделали злом, как и все языческое
С.П. Я читал где-то, что избушка на курьих ножках это угро-финский обычай хоронить мертвых в домиках на ножках (чтоб звери не поели). Угро-финны, предками которых являются удмурты, коми, мордва, как известно в древние времена заселяли территорию нынешней Москвы. В Коломенском до сих пор люди почитают как «место силы» Велесов овраг в коломенском, получившего имя от угро-финского бога Велеса.
Е.Л. О, я верю в Бабу-ягу вообще с детства, лет с 5-ти. Она к нам домой каждую ночь прилетала
С.П. Не знаю как Баба-яга, но мне пиковая дама на даче являлась — с помощью карт, свечи и зеркального коридора ночью вызывали. Я спал на чердаке, среди ночи явилась. В длинном платье, позвала по имени. А затем спустилась в чердачный люк. Симпотная довольно, но все равно жутковато.
Т.Ф. Это самовнушение и игра мозга. из-за страха, мозг сам вырисовывает картинку на основе одного мимолетного незначительного движения или предмета.
Е.Л. Да не, мне просто нужно было над младшим братом поиздеваться, вот и говорила ему, что Баба яга ночью прилетит, прячься под одеяло. Он прятался и каждую минуту испуганно спрашивал, улетела ли она.
С.П. Думаю это общие нам всем архетипы, веками въевшиеся в мозг. Вот говорят хэллоуин не русское явление. Существенным атрибутом жилища Бабы-яги является тын, на кольях которого насажены лошадиные черепа, используемые в качестве светильников. Мозг действительно вырисовывает воображаемую картинку, но вписывается ее в генетически унаследованные образы.
Т.Ф. Даже сменив вероисповедание народ не забывал своего прошлого и это как с легендами: один рассказал так, потом другой так и поехало помчалось. В этот же самый аспект можно включить и сказки. И фантазия порой делает свои вещи тоже.
С.П. Самое удивительное что у всех народов это общее, пространство мифа — от Индии до Европы и Ближнего Востока. Взять хотя бы скандинавского Одина, который позволил привязать себя к дереву, чтобы обрести высшее знание.
Е.Л. Довольно любопытно, как многие народы похожи традициями, и это не перенятие
С.П. Сложно сказать перенятие или некие общие корни. В коломенском русский народ в велесовом овраге в Девьему камню угро-финскому артефакту идет с самыми сокровенными желаниями. Ленточки привязывают к дереву, а ведь от угро-финны исчезли в этих краях столетия назад, религия их казалось бы стерта из памяти поколений.
Т.Ф. Да, они чем-то похожи и может эта похожесть варьироваться целыми периодами и эпохами. Взять к примеру Скифов и Древних Египтян у них к примеру были одинаковые в некоторых аспектах погребальные традиции, которых сходятся. При этом, они жили в разные периоды времени.
С.П. Исследователи проводят параллели с персонажами разных народов по ряду признаков. Исследователь Юрий Степанов, например, отмечает персонажей, чьё имя, как и у Яги, имеет похожий корень -ie. Это: др.-инд. Яма (владыка царства мёртвых), лат. Янус (бог входов и выходов), греч. Иасо (богиня исцеления) и Ясон (букв. «целитель»). У Януса есть жена Iana, являющиеся его женской ипостасью, иногда встречается вариант «Диана». Степанов анализирует принадлежность персонажей сразу «двум мирам». Как двуликий Янус является богом перехода между двух противоположных миров, также и поворачивающаяся избушка Бабы-Яги является переходом между обычным миром и волшебным, и кроме этого имеет переход в мир смерти — в печь.
Е.Л. А я вот в дни, когда было хорошее настроение, могла пожалеть своего младшего брата, говорила, что Баба-яга не прилетит. Была вроде как её координатором.
С.П. То есть ты с помощью Бабы яги братцем манипулировала. Наверное также поступали и древние жрецы с народом, а родители воспитывали послушание в чадах. Управление, основанное на принципах мистического ужаса самое надежное. Возвращаясь к общим корням, в русском языке много индийских, скифских (индо-иранских) слов. Древняя прародина и мифы общие, оттуда еще. Хоть сейчас у нас и любят противопоставлять Россию Европе и всему остальному миру. Скифы и египтяне да… Но что там говорить, если Дева Мария и Иисиус это Изида с Гором на иконографии. Кстати обычай рисовать иконы и фрески поверх грунтового слоя это тоже ведь из Египетских гробниц, кто был там.
Т.Ф. Да, при этом заимствуя некие формы, каждое новое вероисповедание пыталась искоренить все старое и выставить это в плохом свете.
С.П. Но кое-что и сохраняется. Например, в погребальных обычаях. Сейчас православных когда хоронят, нередко кладут мертвому «свиток» с заклинаниями (молитвами) для благополучного прохода в мир мертвых. Дома родственники в правую руку умершему кладут разрешительную молитву — черная лента с молитвой (заклинанием). Это такое заклинание, чтобы душа на пути в рай преодолела демонические препятствия. В древнем Египте также делали, только писали выдержки не из Псалтири, а из Книги мертвых. Кстати ладан церковный это тоже благовоние родом из древнеегипетских храмов.
Т.Ф. И кидают деньги в могилу как в древней Греции, да.
С.П. Ну правильно, бесплатно же Харон, перевозчик мертвых не повезет.
Е.Л. А какие индийские слова сохранились в русском языке?
С.П. В русских словах корни сохранились санскритские (древнеиндийкий язык) но некоторые слова и целиком: беда (санскрит) — разрушение, агни — огонь, Ба (санскрит — к вопросу о Бабке ежке) — Богам (Сварогу, Сиве, Вишну), баба — отец, святой.
Е.Л. Вот удивительно же, как раньше люди повсеместно чтили богов. Это понятно, что принимали их за огонь, дожди, смерть и т.д Но что если жрецы и шаманы действительно могли разговаривать с потусторонними созданиями А современные люди теряют эту связь.
С.П. Ну не всегда теряют. Например, православный святой Христофор Песьеглавец это тот же (Анубис) в иконографии. Крест, это анкх — древнеегипетский символ умирающего и воскресающего Озириса, ключ к райским вратам. Кстати ладан, который заимствовала церковь и продается в церковных лавках — благовонная смола пришедшая из древнеегипетских жреческих церемоний реально сильная штука. Дома запаливаю. Хорошо прочищает мозг, дарит ощущение счастья, хорошо для медитации. Ученый установили ,что на молекулярном уровне идут положительные химические реакции.
Т.Ф. Святой Христофор, эта икона больше была распространена в Испании, и она не вписывалась в общие каноны и по этому её сместили и на долгое время забыли. С точки зрения изучения культуры и этнографии это довольно интересный пример на сколько варьируются религиозные аспекты в разных народах
С.П. Христофор почитался не только в Испании, но и православной церковью. Икона православная. Существует письменное свидетельство архидьякона Павла Алеппского, который, находясь в Москве во второй половине XVII века, участвовал в обряде «чина омовения мощей». Перечисляя различные реликвии Благовещенского собора, он описал лобызаемую пёсью голову святого Христофора: «Вот названия мощей тех святых, которые мы могли удержать в памяти: глава мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки, с длинным ртом; она тверда как кремень — наш ум был поражён изумлением: тут нет места сомнению!». Что касается, потери коммуникаций человека с божественным… На мой взгляд, личный мистический опыт наверное все-таки у каждого есть. Просто не все замечают. Или не хотят замечать. Но рано или поздно стукнет каждому, я не думаю что Бог людей оставляет без внимания. Кто-то видит духов, у другого мистические совпадения не объясняемые разумом. У каждого есть что-то уверен, если внимательнее присмотреться. Знание приходит не только вот когда увидел во сне только умершего родственника, но и по-разному, через отношения с другими людьми, а то и болезни, страдания. Не дай Бог конечно. Но эта информация до каждого доводится рано или поздно. Кто-то остается глух. Другой чувствует. В этом смысле думаю один из важных источников богопознания это любовь. Если только это не ложный путь.
Т.Ф. В психологии существует понятие Универсум — это человек достигший высшей ступени духовного развития, который познал все «прелести» жизни: и место в мире и бытие и эту самую любовь.
С.П. Я не знаю насколько путь любви верен. Мне лично кажется все двойственным в этом мире. Скорее для меня это чистилище прижизненное. Любовь связана с болью, вера с разочарованием, достаток с безысходность, жизнь лишь краткое пробуждение. Здесь нет абсолютных истин. Это некий переходный этап откуда-то куда-то. Но не самый лучший из миров, и не самый справедливый. Можно достичь некого совершенства например став йогом, но тогда ты не вкусишь радостей плоти. А вкусив их уже не будешь совершенен. Здесь все взаимоисключаемо. Возможно в этом мире мы искупаем грехи из прошлой жизни. мне трудно объяснить царящие тут несправедливости и лабиринты ведущие единственно в тупик смерти и разочарования во всем.
Е.Л. Если искупаем грехи прошлых жизней, то всё справедливо. То, что мы их не помним, ещё не значит, что они не считаются.
— Да, но ссуществуют и неразрешимые дилеммы. Из разряда спасти муху — убить паука. Но что видно зримы — мы искупаем свои грехи уже в этой жизни, прижизненно. Но в то же врем, мы попадаем постоянно в неразрешимые дилеммы. Когда что ни сделай будет больно: ни тебе, так другому (другой). Разве можно с нас за то спрашивать?
Е.Л. Как говорит один препод: «Совесть — вещь, которая мешает всем нам счастливо жить»
С.П. Да, совесть — это нечто иррациональное, противоречащее инстинкту самосохранения. Возможно глас Бога) или гнет нравственных догм общества над индивидом. И все равно, когда поступаешь по-совести становится как-то легче на душе. Хотя и не всегда полезно физически. Возможно это древнее противопоставление божественной души и похотливой плоти. Я вот сходил в кино с другой девушкой и пока своей не признался будто камень на душе. Хотя это признание и повредило отношениям. Но думаю кто-то никаких угрызений и не испытал бы, из-за такой ерунды?)
Е.Л. Поэтому всякие уроды живут дольше нормальных людей — они просто отклоняют запросы совести, и следовательно, не выполняя предназначения судьбы, не покидают этот мир. Возможно, совесть — это путеводитель судьбы.
С.П. Знаешь, а вот таких «уродов» и надо ну если не перевоспитывать, то влюблять. Чтоб поняли почем фунт лиха. Это работает. Любовь заставляет страдать, а значит и очищаться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий