Бюст Ибн Хальдуна. Casbah of Bejaia, Алжир
Напомню, гениальный арабский мыслитель Ибн Хальдун (1332-1406), которого называют первым социологом, арабским Марксом и арабским Монтескье, в своем знаменитом трактате «Мукаддима» предпринял первую в историографии попытку выявить внутренние законы развития человеческого общества.
Проанализировав волны экспансии номадов, раз за разом захлестывавшие родной ему Магриб, он пришел к выводу, что каждая кочевая держава существует не более 120 лет, т. е. не более периода жизни трех-четырех поколений («закон Ибн Хальдуна»).
При этом он сформулировал т. н. фазы династийного цикла:
1) возникновение новой принудительной власти взамен прежней;
2) сосредоточение верховной власти в одних руках после того, как правитель расправится со всеми своими сподвижниками, помогавшими ему прийти к власти;
3) расцвет государства, в котором господствует порядок, спокойствие и уверенность;
4) переход к насилию и деспотическим методам правления для подавления оппозиции;
5) упадок и гибель государства.
До боли знакомо, правда? По словам одного исследователя, «трудно не отметить удивительного соответствия этой ибн-халдуновской версии описания фаз династийного цикла фазам, через которые прошла Советская власть в России».
Но только ли советская власть? Если задуматься, модель Ибн Хальдуна легко приложима к любому всплеску «завоевательного энтузиазма», будь то империя Тутмоса III, Александра Македонского, Атиллы, Чингис-хана, Наполеона и т. п. (с тем нюансом, конечно, что не все они прошли соответствующие фазы до конца 120-летнего цикла.)
Силу, под воздействием которой бедуины и берберы снова и снова обрушивались на Магриб в 11-14 вв., Ибн Хальдун обозначил арабским словом «асабийя». Дословно оно означает «спаянность» или «истовость», но Ибн Хальдун трактовал его значение несколько шире, подразумевая коллективную солидарность, воинственную сплоченность.
Мне приходилось слышать от гумилевоведов, что ибнхальдунова асабийя это и есть гумилевская пассионарность. Однако, по-моему, отождествлять 120-летний династийный цикл и пассионарный толчок длительностью 1200-1500 лет все равно, что «натягивать сову на глобус»... Совершенно очевидно, что асабийя – это особая форма пассионарности, описания которой мы не найдем у Гумилева.
Напомню, гениальный арабский мыслитель Ибн Хальдун (1332-1406), которого называют первым социологом, арабским Марксом и арабским Монтескье, в своем знаменитом трактате «Мукаддима» предпринял первую в историографии попытку выявить внутренние законы развития человеческого общества.
Проанализировав волны экспансии номадов, раз за разом захлестывавшие родной ему Магриб, он пришел к выводу, что каждая кочевая держава существует не более 120 лет, т. е. не более периода жизни трех-четырех поколений («закон Ибн Хальдуна»).
При этом он сформулировал т. н. фазы династийного цикла:
1) возникновение новой принудительной власти взамен прежней;
2) сосредоточение верховной власти в одних руках после того, как правитель расправится со всеми своими сподвижниками, помогавшими ему прийти к власти;
3) расцвет государства, в котором господствует порядок, спокойствие и уверенность;
4) переход к насилию и деспотическим методам правления для подавления оппозиции;
5) упадок и гибель государства.
До боли знакомо, правда? По словам одного исследователя, «трудно не отметить удивительного соответствия этой ибн-халдуновской версии описания фаз династийного цикла фазам, через которые прошла Советская власть в России».
Но только ли советская власть? Если задуматься, модель Ибн Хальдуна легко приложима к любому всплеску «завоевательного энтузиазма», будь то империя Тутмоса III, Александра Македонского, Атиллы, Чингис-хана, Наполеона и т. п. (с тем нюансом, конечно, что не все они прошли соответствующие фазы до конца 120-летнего цикла.)
Силу, под воздействием которой бедуины и берберы снова и снова обрушивались на Магриб в 11-14 вв., Ибн Хальдун обозначил арабским словом «асабийя». Дословно оно означает «спаянность» или «истовость», но Ибн Хальдун трактовал его значение несколько шире, подразумевая коллективную солидарность, воинственную сплоченность.
Мне приходилось слышать от гумилевоведов, что ибнхальдунова асабийя это и есть гумилевская пассионарность. Однако, по-моему, отождествлять 120-летний династийный цикл и пассионарный толчок длительностью 1200-1500 лет все равно, что «натягивать сову на глобус»... Совершенно очевидно, что асабийя – это особая форма пассионарности, описания которой мы не найдем у Гумилева.
Комментариев нет:
Отправить комментарий