У многих исследователей особый интерес вызывает биография Хаджи Гирея, считающегося родоначальником целой династии Гиреев. Относительно того, чей был сын Хаджи Гирей, существует столько же различных мнений, сколько отдельных памятников: ему в отцы дают и Тохтамыша, и Мухаммеда, и Девлет-Берды, и Таш-Тимура, и Гыяс-эд-Дина. Из всех этих указаний наибольшую вероятность имеют два последних, по которым Хаджи Гирей или сын Таш-Тимура, или внук его, по отцу Гыяс-эд-Дину. Но мне кажется, основательнее будет допустить первую версию – что Хаджи был сыном Таш-Тимура, поскольку она поддерживается свидетельствами восточных историков, которые передаются Ланглесом и отличаются в этом случае большей сравнительно с другими источниками последовательностью и устойчивостью.
По сказаниям этих историков, у Тохтамыша был близкий родственник, богатый стадами татарин, Хасан Джефаи, имевший двух сыновей – Улу-Мухаммеда и Таш-Тимура, а у этого, последнего, в свою очередь, тоже было два сына – Хаджи, впоследствии прозывавшийся Гирей, родоначальник династии Гиреев, и Джан, которых, когда они были ещё детьми, намеревался истребить Кадыр-бирды-хан, опасаясь быть свергнутым ими с трона. В Джане весьма нетрудно усмотреть Джаная, который в предании делит плачевную участь с Хаджи Гиреем во время их бегства; но только там он назван не братом Хаджи Гирея, а как будто его племянником, если родственный термин грамматически относить к возле него стоящему имени «Хаджи Гирей».
Теперь обращаемся к самому имени Хаджи Гирея. Сестренцевич-Богуш, на основании имевшихся у него под руками источников, утвердительно говорит, что обе составные части сложного имени родоначальника Герайской династии суть только добавочные прозвища, первое – «Хаджи», даётся обыкновенно у мусульман лицам, совершившим благочестивое путешествие в Мекку или оказавшим иные какие-либо богоугодные подвиги: второе же – «Гирей» принято Хаджи Гиреем из чувства благодарности к человеку, оказавшему ему покровительство в то время, как он подвергался гонениям со стороны врагов своего рода. Сестренцевич-Богуш не говорит, какое же было настоящее имя Хаджи Гирея, но сам нередко в других местах своей истории называет его «Хаджи-Девлет-Гирей» и даже просто «Девлет».
И Стрыйковский также упоминает какого-то Dewletkiereja, которого Витольд даровал Перекопским татарам, в ханы, разумеется. За какой благочестивый подвиг Хаджи Гирей получил первое из своих званий, Богуш ничего не говорит; а Гирей, спасший жизнь Хаджи Гирею, был, говорит он, один крестьянин в Литве. Г. Хартахай в упоминавшейся выше статье, повторяя сказания Сестренцевича-Богуша о первоначальной судьбе Хаджи-Герая, присовокупляет от себя следующее замечание: «Сам Девлет, как набожный человек, по преданию, ездил в Мекку, за что и назван хаджи, т.е. паломник. Это прозвище многие, или почти все писатели, принимают за имя».
Список литературы:
Андреев А. «История Крыма» Москва, 2002.
Гирай-Султан Х. «Розовый куст ханов или история Крыма». Симферополь, 2008.
Смирнов В. «Крымское ханство подъ верховенствомъ Оттоманской порты до начала XVIII века». Санктъ-Петербургъ, 1887.
Смирнов В. «Крымское ханство под верховенством Оттоманской порты в XVIII веке до присоединения его к России». Москва, 2005.
Смирнов В. «Крымское ханство XIII-XV веков». Москва, «Вече», 2011.
Якобсон А.«Средневековый Крым» Москва-Ленинград, 1964.
По сказаниям этих историков, у Тохтамыша был близкий родственник, богатый стадами татарин, Хасан Джефаи, имевший двух сыновей – Улу-Мухаммеда и Таш-Тимура, а у этого, последнего, в свою очередь, тоже было два сына – Хаджи, впоследствии прозывавшийся Гирей, родоначальник династии Гиреев, и Джан, которых, когда они были ещё детьми, намеревался истребить Кадыр-бирды-хан, опасаясь быть свергнутым ими с трона. В Джане весьма нетрудно усмотреть Джаная, который в предании делит плачевную участь с Хаджи Гиреем во время их бегства; но только там он назван не братом Хаджи Гирея, а как будто его племянником, если родственный термин грамматически относить к возле него стоящему имени «Хаджи Гирей».
Теперь обращаемся к самому имени Хаджи Гирея. Сестренцевич-Богуш, на основании имевшихся у него под руками источников, утвердительно говорит, что обе составные части сложного имени родоначальника Герайской династии суть только добавочные прозвища, первое – «Хаджи», даётся обыкновенно у мусульман лицам, совершившим благочестивое путешествие в Мекку или оказавшим иные какие-либо богоугодные подвиги: второе же – «Гирей» принято Хаджи Гиреем из чувства благодарности к человеку, оказавшему ему покровительство в то время, как он подвергался гонениям со стороны врагов своего рода. Сестренцевич-Богуш не говорит, какое же было настоящее имя Хаджи Гирея, но сам нередко в других местах своей истории называет его «Хаджи-Девлет-Гирей» и даже просто «Девлет».
И Стрыйковский также упоминает какого-то Dewletkiereja, которого Витольд даровал Перекопским татарам, в ханы, разумеется. За какой благочестивый подвиг Хаджи Гирей получил первое из своих званий, Богуш ничего не говорит; а Гирей, спасший жизнь Хаджи Гирею, был, говорит он, один крестьянин в Литве. Г. Хартахай в упоминавшейся выше статье, повторяя сказания Сестренцевича-Богуша о первоначальной судьбе Хаджи-Герая, присовокупляет от себя следующее замечание: «Сам Девлет, как набожный человек, по преданию, ездил в Мекку, за что и назван хаджи, т.е. паломник. Это прозвище многие, или почти все писатели, принимают за имя».
Список литературы:
Андреев А. «История Крыма» Москва, 2002.
Гирай-Султан Х. «Розовый куст ханов или история Крыма». Симферополь, 2008.
Смирнов В. «Крымское ханство подъ верховенствомъ Оттоманской порты до начала XVIII века». Санктъ-Петербургъ, 1887.
Смирнов В. «Крымское ханство под верховенством Оттоманской порты в XVIII веке до присоединения его к России». Москва, 2005.
Смирнов В. «Крымское ханство XIII-XV веков». Москва, «Вече», 2011.
Якобсон А.«Средневековый Крым» Москва-Ленинград, 1964.
Комментариев нет:
Отправить комментарий