С конца V в. и в IV в. до н.э. отдельные племена савроматов начали теснить скифов и переходили Дон. В IV-III вв. до н. э. у савроматов сложились новые союзы племён. Начиная с III в. до н. э. эти новые племенные группы выступали под общим названием сарматов (1). Сарматские всадники (аланы) дошли к крайнему Западу, переправились в Ирландию («племена богини Дану») и через Гибралтар, прошли сквозь пески Мавритании. В связи с большим влиянием савроматов на землях Скифии некоторые цари античного Боспорского (Приазовского) царства в первые века нашей эры гордо носили имя Савромат. Славой и происхождением от сарматов гордился в своих универсалах самодержец Руси, генеральный капитан (гетман) христианской милиции Запорожья Зеновий (Богдан) Хмельницкий.
Но не менее интересно предание о происхождении сармат!
По Геродоту («История», IV,20, 117), скифы отделили ("у-краяли") от себя молодых скифов, которые в плавнях Меотиды (Азовского моря) нашли племя амазонок и в браке с ними создали новый народ – сарматов (2). Также Страбон пишет: «... Утверждают, что амазонки живут в соседстве с гаргарейцами в северных предгорьях тех частей Кавказских гор, которые называются Керавнийскими... Гаргарейцы вместе с амазонками, как говорят, поднялись в эти места из Фемискиры (город на Фермодонте), затем, однако, начали восстание и стали воевать против амазонок... Впоследствии, прекратив войну, они заключили соглашение на таких условиях: будут общаться друг с другом только для того, чтобы иметь детей, жить же каждое племя будет самостоятельно» (Страбон, «География», XI, V, 1).
И гунны-сарматы же – «внуки Геракла», в смысле, что родоначальник скифов Таргитай родился обманным и обменным путем (за возвращение солнечных коней Гериона, который есть никто иной, как кельтский бог Гране-«Солнце» и Горыня древнерусских былин – отец Змея Горинича) от брака Геракла и днепровской Девы-Змеи. Как известно, сами славяне определяли себя «ыыновьями Дажьбога» и «внуками Сварога» В контексте того, что славянский Сварог – это аналог индоарийского бога-героя Индры, чертоги которого на небесах назывались «Сварга», и с ним, вероятно, и следует и отождествить «отца скифов», божественного героя Геракла, земная жизнь которого завершилась апофеозом – огненным вознесением в небесные чертоги Олимпа. Славянский «Дажьбог», соответственно, – это скифский Таргитай, сын Геракла и Змеедевы, которого считают инвариантом иранского героя Траэтоны (Феридуна), который булавой убил змее-демона Ажи Дахаку, аналогично тому, как украинский горой Котигорошко убивает булавой царя Змея (видимо, и у Геракла, «катящегося» по земле, был конфликт с отцом Змеедевы, богом Днепровских порогов).
Византийскй историк Прокопий Кесарийский (VI в.) неоднократно писал, что любящие вино гунны – потомки киммерийцев, следовательно, автохтонное население Причерноморья, а также, что анты и склавины в чистоте сохраняют гуннские обычаи. Все три народа – гуннов, антов и склавинов – он упоминает иногда вместе, как одно целое, пишет о совершённых ими набегах. Складывается впечатление, что для него гунны – третья ветвь славян. Западноевропейские историки, начиная с Беды Достопочтенного в начале VIІІ в., величали славян гуннами. Немец Адам Бременский в XI веке называл Киев (Хивен) столицей Гунгарда, названного так потому, что там была родина гуннов. Датчанин Гельмольд, написавший в середине XII в. «Славянскую хронику», неоднократно повторяет, что все славянские земли, которые лежат на восток от Дании и славятся огромными богатствами, датчане называли когда-то Острогардом, а теперь, в его, Гельмольда, время, зовут также Гунигардом – из-за их населения гуннами. Там размещает он и гуннскую столицу, Киев (Chue). По его словам, земля гуннов начинается сразу же по ту сторону Эльбы. Ещё один датский историк XII века, хорошо знавший славян, Саксон Грамматик, автор «Деяний данов», так же считал славян и гуннов одним народом, причём гунны, по его мнению, роднились и воевали с датчанами ещё тысячу лет назад. Их земли он зовёт Колмогардией и Коногардией. Фламандец Виллем Рубрук, писавший во второй половине XIIІ в., прямо указывает, что гунны – это русины, поляки, богемцы, словаки и венды; когда-то все они вместе были гуннами. В исландских квидах гуннские богатыри так же оказываются славянами. Примечательно, что в „Гренландской песне об Атли” Старшей (Сэмундовой) Эдды готский конунг Гуннар едет в дом правителя гуннов Аттилы спорить о наследии Нифлунгов из своего дома, который именуется „гуннским”. Он отъезжает в гуннский дом из своего гуннского дома. Видимо, готы перенимали у славящихся деревянными постройками и изделиями гуннов не только славянские имена. Гуннскими звались у раннесредневековых авторов города ободритов и поморян. Долго ещё слыли гуннами и сарматами лужичане (сорбы) и другие западные славяне. Ещё в первой половине ХІХ в. в Швейцарии, в Валисском кантоне, немцы называли гуннами потомков поселившихся там славян.
Сарматы как потомки скифов-"лесных духов" и амазонок-"готских ведьм" были носителями Салтовской археологической культуры, на Левобережье Днепра и Правобережье Дона, и встретились с племенами воинственных восточных балтов – и как ранее их предки (амазонки и скифы), составили «брачный союз-государство», следствием чего и образовался новый народ. Зная генезис нового народа, их южные соседи арабы и грузины называли, соответственно «сакалиба / саклаб» и «сакалебо», а византийские греки приняли это название в форме «склавины / склавены». Происходит этот этноним от грузинского слова «калеби», множественного числа от «кали» – «женщина», к которому присоединяется весьма активная в образовании слов приставка «са-» в значении «место» (например, самоназвание Грузии «Сакартвело» буквально означает «Место Картлии» или «У Картлии») или в качестве преобразования слова в прилагательное («сагвине» – «винная чаша», из «гвино» «вино»).
Но сами «сакалибы / склавины» не имели для себя общего имени. Самопределение «словяне» возникло значительно позже, когда они столкнулись с романизированными и германскими мирами и должны были самоопределится как «говорящие понятно». А до этого, указывает летописец, хотя славяне и составляли один этнос («язык»), но имели разные племенные названия, в зависимости от места проживания. Последне разительно похоже с указанием о том, что сарматы – «одно племя, но разделенное на несколько народов с разными названиями» (Помпоний Мела, «Землеописание», I,115).
Примечания.
1. Древние историки упоминают, что после скифов господство над Северным Причерномортем перешло к сарматам: «… По реке Танаису (Дону, – О.Г.), впадающей в море двумя устьями, живут сарматы, по преданию потомки мидян, также разделенные на многие племена. Первыми живут савроматы женовладеемые, называемые так потому, что произошли от браков с амазонками» (Плиний, VI, 19); «… К северу от Истра (Дуная), вообще говоря, все племена считаются скифскими, но прибрежные (к Черному морю) местности занимали разные племена, то геты, у римлян называемые даками, то сарматы (Sarmatae), или по-гречески савроматы, и из их числа гамаксобии (греч. άμαξόβιοι «живущие в повозках», ἅμαξα «повозка, телега (на четырех колесах)», – О.Г.), или аорсы, то неблагородные, рабского происхождения скифы, или троглодиты, затем аланы и роксоланы» (Плиний, XII.80). В «Авесте» упоминается имя народа сайрима (cairima, sarima) («Яшт» XIII, 143, XXI, 52). «Авеста» воспевает «мужей праведных сайрима» и «жен праведных сайрима», но не указывает их местопребывания. В источнике есть упоминание реки Ранги («Яшт» XXIII и XXIV), которую И. Маркварт сопоставляет с Волгой (авест. Ranha, Араке Геродота, греч. Rha). Сарматы стали родоначальниками европейского рыцарства с его культом Грааля, которому прислуживают воинственные девы. Савроматская конница участвовала в войне скифов против Дария I около 512 г. до н.э. Во главе всадников стоял Скопасис. Сарматские катафракты в полном защитном вооружении показаны на двух барельефах колонны Траяна (113 г.). Их кони покрыты чешуйчатой броней, защищающей всю лошадь вплоть до ног. Павсаний так их описывает: «… у них на копьях острия — костяные вместо железных, луки и стрелы — из кости, наконечники на стрелах также костяные; накинув петли (арканы) на тех врагов, с которыми они встречаются, они, повернув лошадей, тащат схваченных арканами. А панцири они приготовляют следующим образом. У каждого из них много лошадей, и так как они кочевники, то их земля не поделена на отдельные участки и ничего не родит, кроме дикорастущих деревьев. Этими лошадьми они пользуются не только для войны, но также приносят их в жертву местным богам и вообще питаются их мясом. Собрав их копыта, они их очищают и, разрезав на части, делают из них пластинки, похожие на чешую драконов. Если кто никогда не видел дракона, то, конечно, видел зеленую шишку сосны. Пробуравив их и связав жилами лошадей и быков, они пользуются этими панцирями, ничуть не менее красивыми, чем эллинские, и ничуть не менее прочными; они хорошо выдерживают удары мечами и копьями в рукопашном бою». Название сарматов (сармиев) у народов Ближнего Востока перешло на обозначение доспехов (аккад. sari(y)am (sar(y)am) «панцирь», хурр. šariyanni — «кожаное покрытие (leather coat)», санскр. śāri — «доспехи, броня; латы», śauryam — «рыцарство, благородство, отвага; героизм; сила, мощь, могущество в битве (chivalry, heroism, power in battle)»). Одно из произведений Арриана повествует о военном деле сарматов («Тактика», 47, 16,6, 35,3): историк упоминает всадников, вооруженных дротиками и атакующих на аланский манер, клинообразные построения кочевой конницы, а также воинские значки в виде драконов. Знамена не только своим видом причиняют удовольствие или ужас, но полезны и для различения атаки и для того, чтобы разные отряды не нападали один на другой». Драконов (штандарт кавалерии) римляне заимствовали у сарматов после того, как сарматы и даки стали включаться римлянами в состав вспомогательной кавалерии (II век н. э.). Дракон представлял собой бронзовую голову, тканевое тело и нечто, напоминавшее хвост, сзади. Воздух проникал в пасть, проходил тело и выходил через развевающийся хвост, наподобие современных ветроуказателей. Также считается, что внутри помещался какой-то инструмент, издававший свист (в летописях указывается, что драконы издавали воющие звуки, когда кавалерия шла в атаку). Переносил дракона специальный драконарий (лат. draconarius).
2. Подобная традиция существовала у многих народов древности. Например, в Италии аналогичный обряд свершался в честь бога Марса (Мамерса): «… обычай ver sacrum ("священной весны"), засвидетельствованный у пиценов, френтанов, сидицинов, апулов, вестинов, пелигнов, марруцинов, марсов, умбров, вольсков, эквов и герников (Plin. Nat. host. 3-110; Strab. 5-4,2; Verg. Aen.7-750): во время грозившей опасности племя давало обет Мамерсу (Марсу) принести в жертву молодняк скота или младенцев для отвращения бедствия. Младенцев, в отличие от молодняка животных не убивали, а по достижении совершеннолетия выселяли за пределы территории племени. Их именовали сакранами (от ver sacrum), или мамертинцами (от имени Мамерса)» [Немировский А.И. Италийская мифология // Мифы народов мира. – 1998. – Т. 1. – С. 578]. Легендарное бегство Энея с горящей Трои – это осуществление такого же обряда «священной весны» (ver sacrum), но уже в честь богини Афродиты Урании, когда из этноса выделялось юношество, которое на правах отдельного этноса (клана) двигалось на колонизацию новых земель.
Но не менее интересно предание о происхождении сармат!
По Геродоту («История», IV,20, 117), скифы отделили ("у-краяли") от себя молодых скифов, которые в плавнях Меотиды (Азовского моря) нашли племя амазонок и в браке с ними создали новый народ – сарматов (2). Также Страбон пишет: «... Утверждают, что амазонки живут в соседстве с гаргарейцами в северных предгорьях тех частей Кавказских гор, которые называются Керавнийскими... Гаргарейцы вместе с амазонками, как говорят, поднялись в эти места из Фемискиры (город на Фермодонте), затем, однако, начали восстание и стали воевать против амазонок... Впоследствии, прекратив войну, они заключили соглашение на таких условиях: будут общаться друг с другом только для того, чтобы иметь детей, жить же каждое племя будет самостоятельно» (Страбон, «География», XI, V, 1).
Но готский историк Иордан в своих «Деяниях готов» рассказывает, что готы изгнали из своей среды неких воинственных женщин-ведьм (haliurunnae) и те, выйдя из болот Меотиды в леса (Цезарий Гейстербахский указывает, что изгнанные ведьмы блуждали именно в лесах), от «лесных духов» (quos Faunos Ficarios vocant) родили народ гуннов, которые и принесли в Европу на своих голубых знаменах золотой знак бога Неба – крест. В «Песни о Хильдебранде» старого гота принимают за гунна. Агафий Миринейский считал германцев-бургундов (Βουρούγουνδοι) гуннским племенем.
Таким образом, приазовские амазонки Геродота – это готки-ведьмы Иордана! А "молодые скифы" Геродота - это "лесные духи" Иордана. А потомством их были именно сарматы-гунны!
А гуннов и сарматов (алан, роксолан) издавна отождествляли.
И этот генеалогический контекст ложиться легенда о происхождении всех тюрков (тюркютов).
Один мальчик, оставшийся в живых от истреблённых прамонголами-жужанями гуннов (по «Бэй ши» и «Суй шу» – живших на правом берегу Сихай, «Западного моря», т.е. Каспийского моря), осеменил волчицу, но затем молодой человек был убит, а волчица ушла в горный Алтай, где и родила десять сыновей – первых тюркютов, которые назвали себя потомками «гуннов» (от «кун» – «солнце»). Все они выросли, женились на местных (турфанских) девушках и стали главами основанных ими родов.
«… История о царе усуней Куньмо, некогда вскормленного волчицей, возникшая во время подъема Сюнну, и легенда о рождении от волчицы предков тюрков в одну и ту же эпоху … имеет отношение к тому, когда усуни после того, как были разбиты, вновь воспрянули духом, а именно тогда когда Куньмо вернул царство и часть племени усуней быстро двинулась на север, принеся с собой легенду о волке и название саков. Позже, они продвигаясь вперед к северу от пустыни основали царство Су» [Пэй Яньцю. Маленькое исследование о происхождении тюрков от саков / пер. с кит. // http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/17-этноним-тюрк-turk/page__st__140]. Самый умный и смелый из десяти братьев по имени Ашина стал их вождем. Он вывел тюрков оттуда и поселил их на Алтае, где они научились добывать и плавить железо, попав под власть жужаней. Как следствие, у них появляется основане для создания тяжёлой латной кавалерии – основой тюркютского войска: обработка железа и кочевой образ жизни вообще являлись отличительными чертами степной конно-железной цивилизации. В такой крепости можно было не только сохранить свою жизнь, но и культуру своего этноса. В культурном плане также прослеживается приемственность артефактов захоронений тюрков в Алтае с такими же артефактами из захоронений сармат и гуннов в Европе, от Испании, Франции, Германии и Венгрии до берегов Днепра и Волги: «… Их идентичность обусловливают предметы трех семантических типов: 1) мужские драгоценные украшения: золотые и серебряные кольца, браслеты, нагрудные пластинки, пряжки, застежки, оружейные рукояти; 2) оружие и доспехи: наконечники для стрел, обоюдоострые мечи, кинжалы, железные шлемы и латы; 3) конское снаряжение: железные стремена, удила, уздечки, железные части седел» [Бекбалаев А. Енисейские кыргызы первыми начали … выплавлять сталь // https://mesoeurasia.blogspot.com/2019/02/blog-post_962.html]. На Алтае, вобрав в свой состав местных жителей, племя принимает наименование «тюрк» (кит. «туцзюэ», монгол. «тюргн», в кит. передаче «ту-кю» – «быстрые»).Легенда остаётся легендой, а тюркские каганы и ханы продолжали считать себя людьми, характером походящими на волков. Правящая династия тюркютов приняла имя своего родоначальника - Ашина (монгол. «шино/чино», тюрк. «бури/бюри» – «волк»), ставшая затем правящей династией Тюркского каганата (VI-VIII вв.), и как Асени (Асани), династии болгарских царей тюркского происхождения (XII-XIII вв.).
«… История о царе усуней Куньмо, некогда вскормленного волчицей, возникшая во время подъема Сюнну, и легенда о рождении от волчицы предков тюрков в одну и ту же эпоху … имеет отношение к тому, когда усуни после того, как были разбиты, вновь воспрянули духом, а именно тогда когда Куньмо вернул царство и часть племени усуней быстро двинулась на север, принеся с собой легенду о волке и название саков. Позже, они продвигаясь вперед к северу от пустыни основали царство Су» [Пэй Яньцю. Маленькое исследование о происхождении тюрков от саков / пер. с кит. // http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/17-этноним-тюрк-turk/page__st__140]. Самый умный и смелый из десяти братьев по имени Ашина стал их вождем. Он вывел тюрков оттуда и поселил их на Алтае, где они научились добывать и плавить железо, попав под власть жужаней. Как следствие, у них появляется основане для создания тяжёлой латной кавалерии – основой тюркютского войска: обработка железа и кочевой образ жизни вообще являлись отличительными чертами степной конно-железной цивилизации. В такой крепости можно было не только сохранить свою жизнь, но и культуру своего этноса. В культурном плане также прослеживается приемственность артефактов захоронений тюрков в Алтае с такими же артефактами из захоронений сармат и гуннов в Европе, от Испании, Франции, Германии и Венгрии до берегов Днепра и Волги: «… Их идентичность обусловливают предметы трех семантических типов: 1) мужские драгоценные украшения: золотые и серебряные кольца, браслеты, нагрудные пластинки, пряжки, застежки, оружейные рукояти; 2) оружие и доспехи: наконечники для стрел, обоюдоострые мечи, кинжалы, железные шлемы и латы; 3) конское снаряжение: железные стремена, удила, уздечки, железные части седел» [Бекбалаев А. Енисейские кыргызы первыми начали … выплавлять сталь // https://mesoeurasia.blogspot.com/2019/02/blog-post_962.html]. На Алтае, вобрав в свой состав местных жителей, племя принимает наименование «тюрк» (кит. «туцзюэ», монгол. «тюргн», в кит. передаче «ту-кю» – «быстрые»).Легенда остаётся легендой, а тюркские каганы и ханы продолжали считать себя людьми, характером походящими на волков. Правящая династия тюркютов приняла имя своего родоначальника - Ашина (монгол. «шино/чино», тюрк. «бури/бюри» – «волк»), ставшая затем правящей династией Тюркского каганата (VI-VIII вв.), и как Асени (Асани), династии болгарских царей тюркского происхождения (XII-XIII вв.).
Получается, что предок тюркютов мальчик-гунн вполне мог быть гунном-сарматом, т.е. некоторая группа потомков сармат-гуннов ушла далеко на восток, где получают знание кузнечного ремесла тюркюты от неких местных аборигенов, «реликтовых народцев, подземных существ». Последних отождествляют с охранившимся осколком когда-то большого сако-скифского конгломерата Евразийской степи, которые издавна на Алтае добывали металл, а затем и научили этому прибывших туда тюркютов. Не удивительно, что они принимают к себе и обучают цивилизации тюркютов как потомков одной изродственных себе ветвей гуннов-сармат.
Согласно китайской «Чжоу шу», каган тюрков постоянно проживает в горах Юдугень («Отюкен йыш» – «Отюкенская чернь» рунических текстов) и ежегодно, в сопровождении вельмож, он приносил жертву в «пещере предков». Так, ал-Бируни повествует об тюркском обычае воцарения правителя Кабула: «…У индийцев были в Кабуле цари из тюрков, происходивших, как говорили, из Тибета. Первым из них пришёл Бархатакин. Он вошёл в пещеру в Кабуле, в которую нельзя было войти иначе как боком и ползком; там была вода, и он положил туда еду на несколько дней. Пещера эта известна до сих пор и называется Вар. Люди, ищущие в этом доброе знамение, посещают её и приносят оттуда, с большими трудностями, немного воды. Толпы крестьян работали у входа в пещеру... Через несколько дней после того, как Бархатакин вошёл в пещеру, вдруг выходит кто-то из неё, когда люди были в сборе и видели, что он как бы рождается из чрева матери. Он был в тюркской одежде, состоявшей из каба, высокой шапки, башмаков и оружия. Народ воздал ему почести как чудесному существу, предназначенному на царство, и он воцарился над теми краями, с титулом Кабульского шаха. Царство оставалось за его сыновьями в течение поколений, число которых около шестидесяти» [Абу Рейхан Бируни. Индия // Абу Рейхан Бируни Избранные сочинения / пер. с араб. – Ташкент : Фан, 1963 (репринт: М. : Ладомир, 1995). – Т. 2. – С. 359-360]. Краткий вариант той же легенды содержится в другом труде ал-Бируни, его «Минералогии»: «… Жители Кабула в дни невежества верили в то, что Барахмакин, первый из тюркских царей, был сотворён в некоей тамошней пещере, называемой сейчас Бугра, и вышел оттуда в [царской] шапке (калансува)» . Имя предка Барахмакин / Бархатакин – это Барах-тегин, где «барах / барак» имеет совершенно ясное значение в тюркских языках: «лохматая (собака)», «лохматый», «косматый» [Абу-р-Райхан ал-Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия) / пер. с араб. – М., 1963. – С. 27]. Тем самым, «… можно сделать вывод о сохранении в раннесредневековом Кабулистане древнетюркского каганского культа пещеры, тесно связанного с генеалогическим династийным (resp. племенным) культом зверя-прародителя» [Кляшторный С.Г., Савинов Д. Г. Степные империи древней Евразии. – СПб. : Филологический факультет СпбГУ, 2005. – С.75-80. – http://kronk.spb.ru/library/klashtorny-savinov-2005-1-3-1.htm].
Но если прародительница-волчица могла символизировать представительницу местного этноса, тотемом которого был волк (др.-тюрк. böri «волк» < хотано-сак. birgga, алано-осетин. biräj, beräj, согд. wyrk, авест. wэhrka, древнеперс. vrkàna), то прародитель-мальчик - это тот, у кого тотемом было лохматое существо с как бы обрезанными руками и ногами! А это никто иной как медведь! В этом контексте важно посмотреть на название одного из главных тотемических животных Сибири – «Медведя» – в иранских языках: согдийский – «ашша», мазендеранский – «аш», осетинский – «арс», авестийский – «арша», хотано-сакский – «арря», бахтиярский – «херс», таджикский – «хирс», фарси – «хэрс», талышский – «хырс», татский – «хурс», курдский – «хырч», сорани – «уирч» и др. Т.е. термин (как обозначение фратрии Медведя, члены которого – инородного происхождения) попал к народам Сибири от представителей именно тех иранских этносов (согдийцев), которые соседствовали с ними на северо-востоке Иранского мира. Таким образом, вероятнее всего, понятие «асы / ашшуры / асуры / ахуры / айыы / ээзи / ашина / асиане / усуни», существующее для обозначения определенной группы (фратрии), происходящей со времен праиндоиранского единства, подверглось народноэтимологическому истолкованию через сближение с собственно иранским словом на обозначение «медведя» («аша- / арша-»), от которого происходит имя основателя Парфянского царства Аршака («медвежонок»; «сила медведя») и название династий Аршакидов в Парфии, Армении, Кавказской Албании и Иберии (все цари этой династии использовали слово «аршак» в качестве титула). И именно десятилетний мальчик-«медведь», ставший предком Ашинов ок. 260-х гг. н.э., является представителем парфянского (сакского) царского рода Аршакидов («Медведей»), потерявших власть в 224 г. н.э. и ушедших сначала в горы Копет-Дага («Многогорья»), а затем на северо-восток (к Памиру и Алтаю) и северо-запад (к Дону).
И если в первом случае парфяне-саки-усуни Аршакиды стали предкими Ашина и тюрков, то во втором случае, по мнению В. Щербакова, С. Даниленка и Т. Хейердала [Щербаков В.И. Где жили герои эддических мифов? – М. : Знание, 1989. – 48 с. ; Щербаков В. Асгард – город богов. История открытия. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 368 с.; Danilenka, S. I. Asgard : geographical location and ethnic attribution // Art studies. Social communication. Media pedagogy: collective monograph [sci. edit : O. V. Bezruchko]. - Issued. Center KNUCiM. – Vol. 7. – P. 130-184; Blair, Betty. Thor Heyerdahl in Baku. Norwegian Archeologist Identifies Azerbaijan as Early Cradle of Civilization // Azerbaijan International. – 1999. – Autumn, No. 7.3. – P. 96-97], они становятся основателями именно фратрии богов германских готов, ставших известными как "асы" во главе с мудрым Одином и основавших Асгард к востоку от Танаквисля (Танаиса, Дона) («Сага об Инглингах», ІІ-ІІІ, V, VI, VII, VIII, IX)! Тюрки евразийских степей, которые унаследовали их от своих ираноязычных предшественников саков-массагетов, сохранили эпос «Шан талгау» о бурхване-герое Аудане-Барсе-Джураше (сыне Самара и Ашна) и в нем собственно и видят тенгриане германского бога-аса Одина. Тюркский Аудан стал первым среди людей жрецом-обладателем (каганом) и первым духом-алпом, который умер, отдав свою жизнь за бессмертие своего смертного сына Иджика (он же персидский Джамшид, авестийский Йима, германский Бальдр), основателя царства Идель-Урал, в дальнейшем – царя потустороннего мира под именем «Эрлик-хан» (его добрый брат, обладатель Запада – Ульгень; у башкир, наоборот, есть злой Шульган и хороший Урал-батыр, дети Янбирде и Янбике, обладающие тайным знанием о прошлом всемирном потопе). Другие имена Аудана: Энкей, Боян, Маджи (Мише, Меше «Дуб»), Гуроглы («Сын могилы»), Узи («Красивый»), Тюрго (Тюркют, Таргиз – «Самец»), Джураш («воин, юноша», от имени Юрий-Георгий) и др. [Накратко за тенгрианската религия и митология // http://www.tangra.org]. Якуты (саха) среди своих божественных предков-хранителей («айыы») знают Одун Хаана, живущего на восьмом небе и спускающегося на землю в феврале по мировому дереву Аал Луук Мас (ср. с германским древом Иггдрасиль!). Он изобретатель, помогает людям сооружать дома, изобретать новое. Также, как и Один, является творцом судьбы.
Согласно китайской «Чжоу шу», каган тюрков постоянно проживает в горах Юдугень («Отюкен йыш» – «Отюкенская чернь» рунических текстов) и ежегодно, в сопровождении вельмож, он приносил жертву в «пещере предков». Так, ал-Бируни повествует об тюркском обычае воцарения правителя Кабула: «…У индийцев были в Кабуле цари из тюрков, происходивших, как говорили, из Тибета. Первым из них пришёл Бархатакин. Он вошёл в пещеру в Кабуле, в которую нельзя было войти иначе как боком и ползком; там была вода, и он положил туда еду на несколько дней. Пещера эта известна до сих пор и называется Вар. Люди, ищущие в этом доброе знамение, посещают её и приносят оттуда, с большими трудностями, немного воды. Толпы крестьян работали у входа в пещеру... Через несколько дней после того, как Бархатакин вошёл в пещеру, вдруг выходит кто-то из неё, когда люди были в сборе и видели, что он как бы рождается из чрева матери. Он был в тюркской одежде, состоявшей из каба, высокой шапки, башмаков и оружия. Народ воздал ему почести как чудесному существу, предназначенному на царство, и он воцарился над теми краями, с титулом Кабульского шаха. Царство оставалось за его сыновьями в течение поколений, число которых около шестидесяти» [Абу Рейхан Бируни. Индия // Абу Рейхан Бируни Избранные сочинения / пер. с араб. – Ташкент : Фан, 1963 (репринт: М. : Ладомир, 1995). – Т. 2. – С. 359-360]. Краткий вариант той же легенды содержится в другом труде ал-Бируни, его «Минералогии»: «… Жители Кабула в дни невежества верили в то, что Барахмакин, первый из тюркских царей, был сотворён в некоей тамошней пещере, называемой сейчас Бугра, и вышел оттуда в [царской] шапке (калансува)» . Имя предка Барахмакин / Бархатакин – это Барах-тегин, где «барах / барак» имеет совершенно ясное значение в тюркских языках: «лохматая (собака)», «лохматый», «косматый» [Абу-р-Райхан ал-Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия) / пер. с араб. – М., 1963. – С. 27]. Тем самым, «… можно сделать вывод о сохранении в раннесредневековом Кабулистане древнетюркского каганского культа пещеры, тесно связанного с генеалогическим династийным (resp. племенным) культом зверя-прародителя» [Кляшторный С.Г., Савинов Д. Г. Степные империи древней Евразии. – СПб. : Филологический факультет СпбГУ, 2005. – С.75-80. – http://kronk.spb.ru/library/klashtorny-savinov-2005-1-3-1.htm].
Но если прародительница-волчица могла символизировать представительницу местного этноса, тотемом которого был волк (др.-тюрк. böri «волк» < хотано-сак. birgga, алано-осетин. biräj, beräj, согд. wyrk, авест. wэhrka, древнеперс. vrkàna), то прародитель-мальчик - это тот, у кого тотемом было лохматое существо с как бы обрезанными руками и ногами! А это никто иной как медведь! В этом контексте важно посмотреть на название одного из главных тотемических животных Сибири – «Медведя» – в иранских языках: согдийский – «ашша», мазендеранский – «аш», осетинский – «арс», авестийский – «арша», хотано-сакский – «арря», бахтиярский – «херс», таджикский – «хирс», фарси – «хэрс», талышский – «хырс», татский – «хурс», курдский – «хырч», сорани – «уирч» и др. Т.е. термин (как обозначение фратрии Медведя, члены которого – инородного происхождения) попал к народам Сибири от представителей именно тех иранских этносов (согдийцев), которые соседствовали с ними на северо-востоке Иранского мира. Таким образом, вероятнее всего, понятие «асы / ашшуры / асуры / ахуры / айыы / ээзи / ашина / асиане / усуни», существующее для обозначения определенной группы (фратрии), происходящей со времен праиндоиранского единства, подверглось народноэтимологическому истолкованию через сближение с собственно иранским словом на обозначение «медведя» («аша- / арша-»), от которого происходит имя основателя Парфянского царства Аршака («медвежонок»; «сила медведя») и название династий Аршакидов в Парфии, Армении, Кавказской Албании и Иберии (все цари этой династии использовали слово «аршак» в качестве титула). И именно десятилетний мальчик-«медведь», ставший предком Ашинов ок. 260-х гг. н.э., является представителем парфянского (сакского) царского рода Аршакидов («Медведей»), потерявших власть в 224 г. н.э. и ушедших сначала в горы Копет-Дага («Многогорья»), а затем на северо-восток (к Памиру и Алтаю) и северо-запад (к Дону).
И если в первом случае парфяне-саки-усуни Аршакиды стали предкими Ашина и тюрков, то во втором случае, по мнению В. Щербакова, С. Даниленка и Т. Хейердала [Щербаков В.И. Где жили герои эддических мифов? – М. : Знание, 1989. – 48 с. ; Щербаков В. Асгард – город богов. История открытия. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 368 с.; Danilenka, S. I. Asgard : geographical location and ethnic attribution // Art studies. Social communication. Media pedagogy: collective monograph [sci. edit : O. V. Bezruchko]. - Issued. Center KNUCiM. – Vol. 7. – P. 130-184; Blair, Betty. Thor Heyerdahl in Baku. Norwegian Archeologist Identifies Azerbaijan as Early Cradle of Civilization // Azerbaijan International. – 1999. – Autumn, No. 7.3. – P. 96-97], они становятся основателями именно фратрии богов германских готов, ставших известными как "асы" во главе с мудрым Одином и основавших Асгард к востоку от Танаквисля (Танаиса, Дона) («Сага об Инглингах», ІІ-ІІІ, V, VI, VII, VIII, IX)! Тюрки евразийских степей, которые унаследовали их от своих ираноязычных предшественников саков-массагетов, сохранили эпос «Шан талгау» о бурхване-герое Аудане-Барсе-Джураше (сыне Самара и Ашна) и в нем собственно и видят тенгриане германского бога-аса Одина. Тюркский Аудан стал первым среди людей жрецом-обладателем (каганом) и первым духом-алпом, который умер, отдав свою жизнь за бессмертие своего смертного сына Иджика (он же персидский Джамшид, авестийский Йима, германский Бальдр), основателя царства Идель-Урал, в дальнейшем – царя потустороннего мира под именем «Эрлик-хан» (его добрый брат, обладатель Запада – Ульгень; у башкир, наоборот, есть злой Шульган и хороший Урал-батыр, дети Янбирде и Янбике, обладающие тайным знанием о прошлом всемирном потопе). Другие имена Аудана: Энкей, Боян, Маджи (Мише, Меше «Дуб»), Гуроглы («Сын могилы»), Узи («Красивый»), Тюрго (Тюркют, Таргиз – «Самец»), Джураш («воин, юноша», от имени Юрий-Георгий) и др. [Накратко за тенгрианската религия и митология // http://www.tangra.org]. Якуты (саха) среди своих божественных предков-хранителей («айыы») знают Одун Хаана, живущего на восьмом небе и спускающегося на землю в феврале по мировому дереву Аал Луук Мас (ср. с германским древом Иггдрасиль!). Он изобретатель, помогает людям сооружать дома, изобретать новое. Также, как и Один, является творцом судьбы.
Но на этом анализ этногенеза не завершается!
И гунны-сарматы же – «внуки Геракла», в смысле, что родоначальник скифов Таргитай родился обманным и обменным путем (за возвращение солнечных коней Гериона, который есть никто иной, как кельтский бог Гране-«Солнце» и Горыня древнерусских былин – отец Змея Горинича) от брака Геракла и днепровской Девы-Змеи. Как известно, сами славяне определяли себя «ыыновьями Дажьбога» и «внуками Сварога» В контексте того, что славянский Сварог – это аналог индоарийского бога-героя Индры, чертоги которого на небесах назывались «Сварга», и с ним, вероятно, и следует и отождествить «отца скифов», божественного героя Геракла, земная жизнь которого завершилась апофеозом – огненным вознесением в небесные чертоги Олимпа. Славянский «Дажьбог», соответственно, – это скифский Таргитай, сын Геракла и Змеедевы, которого считают инвариантом иранского героя Траэтоны (Феридуна), который булавой убил змее-демона Ажи Дахаку, аналогично тому, как украинский горой Котигорошко убивает булавой царя Змея (видимо, и у Геракла, «катящегося» по земле, был конфликт с отцом Змеедевы, богом Днепровских порогов).
Византийскй историк Прокопий Кесарийский (VI в.) неоднократно писал, что любящие вино гунны – потомки киммерийцев, следовательно, автохтонное население Причерноморья, а также, что анты и склавины в чистоте сохраняют гуннские обычаи. Все три народа – гуннов, антов и склавинов – он упоминает иногда вместе, как одно целое, пишет о совершённых ими набегах. Складывается впечатление, что для него гунны – третья ветвь славян. Западноевропейские историки, начиная с Беды Достопочтенного в начале VIІІ в., величали славян гуннами. Немец Адам Бременский в XI веке называл Киев (Хивен) столицей Гунгарда, названного так потому, что там была родина гуннов. Датчанин Гельмольд, написавший в середине XII в. «Славянскую хронику», неоднократно повторяет, что все славянские земли, которые лежат на восток от Дании и славятся огромными богатствами, датчане называли когда-то Острогардом, а теперь, в его, Гельмольда, время, зовут также Гунигардом – из-за их населения гуннами. Там размещает он и гуннскую столицу, Киев (Chue). По его словам, земля гуннов начинается сразу же по ту сторону Эльбы. Ещё один датский историк XII века, хорошо знавший славян, Саксон Грамматик, автор «Деяний данов», так же считал славян и гуннов одним народом, причём гунны, по его мнению, роднились и воевали с датчанами ещё тысячу лет назад. Их земли он зовёт Колмогардией и Коногардией. Фламандец Виллем Рубрук, писавший во второй половине XIIІ в., прямо указывает, что гунны – это русины, поляки, богемцы, словаки и венды; когда-то все они вместе были гуннами. В исландских квидах гуннские богатыри так же оказываются славянами. Примечательно, что в „Гренландской песне об Атли” Старшей (Сэмундовой) Эдды готский конунг Гуннар едет в дом правителя гуннов Аттилы спорить о наследии Нифлунгов из своего дома, который именуется „гуннским”. Он отъезжает в гуннский дом из своего гуннского дома. Видимо, готы перенимали у славящихся деревянными постройками и изделиями гуннов не только славянские имена. Гуннскими звались у раннесредневековых авторов города ободритов и поморян. Долго ещё слыли гуннами и сарматами лужичане (сорбы) и другие западные славяне. Ещё в первой половине ХІХ в. в Швейцарии, в Валисском кантоне, немцы называли гуннами потомков поселившихся там славян.
Сарматы как потомки скифов-"лесных духов" и амазонок-"готских ведьм" были носителями Салтовской археологической культуры, на Левобережье Днепра и Правобережье Дона, и встретились с племенами воинственных восточных балтов – и как ранее их предки (амазонки и скифы), составили «брачный союз-государство», следствием чего и образовался новый народ. Зная генезис нового народа, их южные соседи арабы и грузины называли, соответственно «сакалиба / саклаб» и «сакалебо», а византийские греки приняли это название в форме «склавины / склавены». Происходит этот этноним от грузинского слова «калеби», множественного числа от «кали» – «женщина», к которому присоединяется весьма активная в образовании слов приставка «са-» в значении «место» (например, самоназвание Грузии «Сакартвело» буквально означает «Место Картлии» или «У Картлии») или в качестве преобразования слова в прилагательное («сагвине» – «винная чаша», из «гвино» «вино»).
--------------------
Примечания.
1. Древние историки упоминают, что после скифов господство над Северным Причерномортем перешло к сарматам: «… По реке Танаису (Дону, – О.Г.), впадающей в море двумя устьями, живут сарматы, по преданию потомки мидян, также разделенные на многие племена. Первыми живут савроматы женовладеемые, называемые так потому, что произошли от браков с амазонками» (Плиний, VI, 19); «… К северу от Истра (Дуная), вообще говоря, все племена считаются скифскими, но прибрежные (к Черному морю) местности занимали разные племена, то геты, у римлян называемые даками, то сарматы (Sarmatae), или по-гречески савроматы, и из их числа гамаксобии (греч. άμαξόβιοι «живущие в повозках», ἅμαξα «повозка, телега (на четырех колесах)», – О.Г.), или аорсы, то неблагородные, рабского происхождения скифы, или троглодиты, затем аланы и роксоланы» (Плиний, XII.80). В «Авесте» упоминается имя народа сайрима (cairima, sarima) («Яшт» XIII, 143, XXI, 52). «Авеста» воспевает «мужей праведных сайрима» и «жен праведных сайрима», но не указывает их местопребывания. В источнике есть упоминание реки Ранги («Яшт» XXIII и XXIV), которую И. Маркварт сопоставляет с Волгой (авест. Ranha, Араке Геродота, греч. Rha). Сарматы стали родоначальниками европейского рыцарства с его культом Грааля, которому прислуживают воинственные девы. Савроматская конница участвовала в войне скифов против Дария I около 512 г. до н.э. Во главе всадников стоял Скопасис. Сарматские катафракты в полном защитном вооружении показаны на двух барельефах колонны Траяна (113 г.). Их кони покрыты чешуйчатой броней, защищающей всю лошадь вплоть до ног. Павсаний так их описывает: «… у них на копьях острия — костяные вместо железных, луки и стрелы — из кости, наконечники на стрелах также костяные; накинув петли (арканы) на тех врагов, с которыми они встречаются, они, повернув лошадей, тащат схваченных арканами. А панцири они приготовляют следующим образом. У каждого из них много лошадей, и так как они кочевники, то их земля не поделена на отдельные участки и ничего не родит, кроме дикорастущих деревьев. Этими лошадьми они пользуются не только для войны, но также приносят их в жертву местным богам и вообще питаются их мясом. Собрав их копыта, они их очищают и, разрезав на части, делают из них пластинки, похожие на чешую драконов. Если кто никогда не видел дракона, то, конечно, видел зеленую шишку сосны. Пробуравив их и связав жилами лошадей и быков, они пользуются этими панцирями, ничуть не менее красивыми, чем эллинские, и ничуть не менее прочными; они хорошо выдерживают удары мечами и копьями в рукопашном бою». Название сарматов (сармиев) у народов Ближнего Востока перешло на обозначение доспехов (аккад. sari(y)am (sar(y)am) «панцирь», хурр. šariyanni — «кожаное покрытие (leather coat)», санскр. śāri — «доспехи, броня; латы», śauryam — «рыцарство, благородство, отвага; героизм; сила, мощь, могущество в битве (chivalry, heroism, power in battle)»). Одно из произведений Арриана повествует о военном деле сарматов («Тактика», 47, 16,6, 35,3): историк упоминает всадников, вооруженных дротиками и атакующих на аланский манер, клинообразные построения кочевой конницы, а также воинские значки в виде драконов. Знамена не только своим видом причиняют удовольствие или ужас, но полезны и для различения атаки и для того, чтобы разные отряды не нападали один на другой». Драконов (штандарт кавалерии) римляне заимствовали у сарматов после того, как сарматы и даки стали включаться римлянами в состав вспомогательной кавалерии (II век н. э.). Дракон представлял собой бронзовую голову, тканевое тело и нечто, напоминавшее хвост, сзади. Воздух проникал в пасть, проходил тело и выходил через развевающийся хвост, наподобие современных ветроуказателей. Также считается, что внутри помещался какой-то инструмент, издававший свист (в летописях указывается, что драконы издавали воющие звуки, когда кавалерия шла в атаку). Переносил дракона специальный драконарий (лат. draconarius).
2. Подобная традиция существовала у многих народов древности. Например, в Италии аналогичный обряд свершался в честь бога Марса (Мамерса): «… обычай ver sacrum ("священной весны"), засвидетельствованный у пиценов, френтанов, сидицинов, апулов, вестинов, пелигнов, марруцинов, марсов, умбров, вольсков, эквов и герников (Plin. Nat. host. 3-110; Strab. 5-4,2; Verg. Aen.7-750): во время грозившей опасности племя давало обет Мамерсу (Марсу) принести в жертву молодняк скота или младенцев для отвращения бедствия. Младенцев, в отличие от молодняка животных не убивали, а по достижении совершеннолетия выселяли за пределы территории племени. Их именовали сакранами (от ver sacrum), или мамертинцами (от имени Мамерса)» [Немировский А.И. Италийская мифология // Мифы народов мира. – 1998. – Т. 1. – С. 578]. Легендарное бегство Энея с горящей Трои – это осуществление такого же обряда «священной весны» (ver sacrum), но уже в честь богини Афродиты Урании, когда из этноса выделялось юношество, которое на правах отдельного этноса (клана) двигалось на колонизацию новых земель.
Комментариев нет:
Отправить комментарий