Мезоевразия как макропространство: «… Наша гипотеза состоит в том, что Александр в результате вторжения в пределы варварских земель организовал принципиально новое для мировой истории пространство. Назвать этот мир только эллинистическим вряд ли справедливо, поскольку значение сложившегося образа Александра Македонского простирается далеко за пределы Средиземноморья... Согласно известным описаниям походов Александра и мусульманской реконструкции его жизнеописания (см., например, описание похода в Китай и в пределы Руси) в границы средиземноморского мира включается вся «обитаемая часть земли» (руб’и маскун)... Александрово пространство — образцовый (и, видимо, первый) пример пространства гетеротопичного, пространства со многими парадоксально сосуществующими измерениями, пространства, нацеленного на воспроизводимость. Именно в нем позднее возникло множество больших и малых идей, прокламирующих необходимость его религиозного или социального единения... Понятие Евразии представляется бледной тенью той виртуальной и бесконечной модели мироустройства, которую создал Александр Великий. В эту саморазвивающуюся модель органично вписываются даже возникшие сравнительно недавно США. С этой точки зрения Америка оказывается всего лишь одной из стран Средиземноморского бассейна, продолжающей историю культуры именно этого макропространства. Мы намного ближе друг другу, нежели нам кажется»

Адинатх Джайядхар: Молотом по башке имбецилов!

Есть такое расхожее мнение, что человек знания обязан быть равнодушным к тому, что происходит в мире. Мол, этот мир иллюзорен, а существует лишь Брахман. Ох, сколько раз такие люди «разоблачали» мою тупость, фальшь и бездуховность на основании того, что я проявляю неравнодушие к происходящему в мире форм. Я виноват в том, что восхищаюсь красотой природы и шедевров искусства, забочусь о процветании семьи, люблю котиков и мышек, и не люблю негодяев и угнетателей. Всё это «явно говорит» о том, что я не являюсь человеком знания. Ведь человек знания обязан быть вялым, равнодушным и безразличным. Именно равнодушие, вялость и безразличие по отношению к миру форм и понимается некоторыми как признак мудрости. И эти некоторые не понимают учение Кашмирского шиваизма.

Всё в сути едино, всё в сути есть Божественность. Однако эта божественность проявляется на поверхности бытия как узор мироздания, состоящий из множества различных и даже антагонистичных друг другу элементов. Весь океан един, но его волны отличаются друг от друга. И подлинной мудростью является не просто осознание океанического единства, но и умение видеть игру множества волн.

Вода из родника и вода из канализации – это Н2О. Однако мудрец не делает из этого факта вывод о том, что можно с равным успехом употреблять воду из канализации и родника. Бог есть и в тигре, однако умный понимает, что совать тигру голову в пасть – плохая идея.

Есть люди, которые считают мир множества форм иллюзорным, сансарой. А вот адепты Кашмирского шиваизма, тантрики, так не считают. Мир форм не есть ноль, не есть стопроцентная фикция. Мир форм не является иллюзией, он является проявлением Махашакти – великой энергии Божественности. Его существование относительно, но не иллюзорно.

В своё время индийскую цивилизацию погубило распространение трактовки мира форм как иллюзии. Зачем развивать науки, если всё вокруг иллюзорно? Если бы возобладала тантрическая трактовка, это поддержало бы и развитие наук, и развитие военных технологий, способных остановить исламское завоевание.

Мир форм не обязательно должен быть сансарой. Он есть сансара для сансарина. Для адепта же мир форм – это игровое поле, где божественность играет в разные игры. Играет в уродство и красоту, в любовь Ромео и Джульетты, в войну и мир, в благородство и подлость, в подвиг и в трусость.

Мы, адепты, выбираем себе игру по вкусу. Мы осознаём всеобщую божественность реальности, её единство, но при этом мы осознаём правила игры: воду из родника пить можно, а из канализации нельзя. Если холодно – надень шапку. Если вокруг красивая природа – любуйся. Если шеф приготовил тебе изысканное блюдо – наслаждайся. Не даром, ведийские мудрецы говорили: «Если мужа не восхищает красота природы, изысканные яства и красавица, то он либо аскет, либо скотина».

Если выбрал жизненную роль достойного человека – веди себя достойно. Если видишь, как негодяй творит зло – негодуй и при возможности останови его. Делай это искренно, не забывая об игровой природе мира форм и о божественности её сути. Человек знания не обязан быть аскетом, равнодушным и пассивным в быту. Человек знания может быть тантриком, восхищаться окружающей красотой, осуждать окружающую подлость и писать труды по эстетике, как это делал святой Абхинавагупта. Не забывая о Божественности!

Комментариев нет:

Отправка комментария

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...