«... Ми стоїмо зараз біля початку гігантського вселюдського процесу, до якого ми всі прилучені. Ми ніколи не досягнемо ідеалу ... про вічний мир у всьому світі, якщо нам ... не вдасться досягти справжнього обміну між чужоземною й нашою європейською культурою» (Ґадамер Г.-Ґ. Батьківщина і мова (1992) // Ґадамер Г.-Ґ. Герменевтика і поетика: вибрані твори / пер. з нім. - Київ: Юніверс, 2001. - С. 193).

Поиск по сайту / Site search

28.11.2020

Почему ятаган был главным оружием янычар

Ятаган султана Баязида II (1447-1512), работы мастера Мустафы ибн Кемаля ал Акшери. Конец XV – начало XVI века. Один из первых известных образцов турецких ятаганов. Музей исламского искусства, Доха, Катар.

***

Появление ятагана в арсенале турецких воинов было не случайным. Оно напрямую связано с несколькими обстоятельствами: формированием корпуса янычар, распространением огнестрельного оружия, облегчением, а затем и исчезновением доспехов. Традиционно главным родом войск в молодом Османском государстве была конница. Однако европейские державы, земли которых более всего привлекали турок в качестве объекта завоеваний, имели мощные крепости и прекрасно владели искусством обороны. Турецкая феодальная конница была бессильна против хорошо укреплённых замков и городов. Поэтому в середине XIV века султан Орхад (1324-1359) приступил к созданию регулярной боеспособной пехоты – янычар (тур. yeniçeri – новое войско), которые вместе с сипахами (тяжёлой турецкой конницей), со второй половины XIV века составили основу османской армии.

Изначально янычары были пешими лучниками. Однако в первой половине XVI века лук, в качестве основного их оружия, был в значительной степени вытеснен тюфенгом – турецким аналогом европейского фитильного мушкета. Таким образом, в большинстве своём, янычары, по сути, превратились в мушкетёров. Мушкет, обладавший высокой пробивной мощью, позволял стрелку уверенно поражать даже тяжеловооружённых конных латников. Вместе с тем, для его перезарядки требовалось довольно много времени и вооружённый им воин попросту не мог обойтись без клинкового оружия, поскольку в противном случае рисковал, после выстрела, остаться беззащитным перед лицом врага.

***

У европейских мушкетёров роль такого оружия в XVI-XVII веках стала играть шпага. Но, в сравнении с европейцами, турки никогда не применяли в широких масштабах тяжёлую пехоту, вооружённую пиками и алебардами (типа швейцарцев или ландскнехтов). В среднем, из 10 тыс. янычар 9 тыс. были вооружены тюфенгами и луками, и лишь 1 тыс. – копьями и протазанами. Соответственно и тактика действий турок и европейцев была различна. Европейские мушкетёры вели в основном стрелковый бой и в случае угрозы атаки со стороны противника, тут же отходили под защиту своей тяжёлой пехоты. Янычары же не имели такой возможности и никогда не уклонялись от схватки с использованием холодного оружия. А потому вооружались гораздо более эффективными в полевом бою саблями.

Приблизительно к XVII веку, вследствие отказа от щитов, облегчения, а затем и исчезновения защитных доспехов, последовавших за распространением мушкетов, у них появилась нужда в «универсальном» оружии для левой руки, одинаково пригодном для защиты и нападения. Так, в дополнение к сабле, янычары получили ятаган. При этом, чтобы противостоять массированному натиску вражеской пехоты и кавалерии, они предпочитали вести бой на укреплённых позициях, защищённых естественными или искусственными препятствиями (вагенбургом, рвами, частоколами, валами, позже – окопами), и контратаковали лишь тогда, когда боевые порядки противника, в ходе преодоления этих препятствий, были расстроены и подавлены ружейным огнём.

***

Великолепно обученные владению саблей и ятаганом, янычары имели в такой ситуации подавляющее превосходство над европейскими мушкетёрами и пикинёрами потерявшими строй.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти