Польско-литовские татары или белорусские татары, липки (белор. беларускія татары, лит. lenkijos-lietuvos totoriai) — самостоятельная этнотерриториальная общность татар. Исторически были единой этнической группой в Великом Княжестве Литовском и затем в Речи Посполитой; в Новейшее время являются этническими группами в Белоруссии, Литве и Польше.
Религия
ислам (суннизм), христианство (православие, католицизм, протестантизм)
Родственные народы
крымские татары, ногайцы, татары.
Общая численность — свыше 11 тыс. человек (начало XXI века), из них в Белоруссии — 7,3 тыс., в Литве — около 3,2 тыс., в Польше — 1926 человек. Отдельные представители проживают также в Латвии, Молдавии, Украине, России и других странах.
Согласно собственной традиции, первые татары пришли в Великое княжество Литовское из Золотой Орды в конце XIV века, вместе с бежавшим в ВКЛ ханом Тохтамышем. В качестве самостоятельной этнической группы татарского народа сформировались в конце XIV — начале XV веков в Великом княжестве Литовском из поступивших на службу в ВКЛ выходцев из Золотой Орды, позже из Большой Орды и Крымского ханства, в том числе потомков Мамая и его воинов (князья Глинские). Расселялись в основном в северо-западной части белорусских земель (совр. Гродненская область) и соседних литовских. В первой половине XV века образовали вассальные ВКЛ княжества — Джаголдаеву тьму и княжество Мансура.
На протяжении веков военная служба являлась основным занятием польско-литовских татар. Татары составляли значительную часть конных войск ВКЛ (Грюнвальдская битва). В XVIII веке в войске Речи Посполитой насчитывалось несколько татарских полков.
После разделов Речи Посполитой и присоединения её земель к Российской империи в 1797 году, на правах казачьего, был создан Литовско-татарский конный полк. В 1812 году в гвардии Наполеона был сформирован эскадрон литовских татар под командованием Мустафы Мирзы Ахматовича.
В XIX веке несколько публикаций по истории литовских татар сделал видный ориенталист А. О. Мухлинский.
После Февральской революции 1917 года в России возникли структуры литовских татар. 24 марта 1917 года прошло собрание литовских татар Петрограда. 23 апреля 1917 года в Петрограде был создан Временный комитет по организации Союза татар Польши, Литвы, Белоруссии и Украины во главе с М. Полторжицким.
В 1919 году в составе польской армии Юзефа Пилсудского сражался Полк татарской конницы имени Мустафы Ахматовича, а командиром белорусских подразделений был татарин Гасан Конопацкий. Некоторые татары-липки (Матвей Сулькевич, Леон Крычинский) приложили усилия к становлению крымско-татарской и азербайджанской республик.
В Великом княжестве Литовском татары называли себя мусульманами (от перс. مسلمان (mosalmān), в турецко-османском произношении müslüman, müsülman (араб. مسلم (Muslim) — покорный воле Бога). Прежде татары называли своё вероисповедание верой бисурманской, а себя — бисурманами. В актах и документах белорусских татар XVII в. неоднократно встречается подобное определение, например, «по нашему бесюрмянскому обряду», «у вере бесурмянской татарской будучи» и т. п. Однако после войн с турками слово «бисурман» (басурман) приобрело в устах христиан пренебрежительный оттенок и перестало употребляться татарами в качестве названия своего народа.
Особые политические и социально-экономические условия, в которых оказалось татарское население Великого княжества Литовского, сыграло основную роль в формировании специфических черт в культуре и языке польско-литовских татар. Отсутствие мусульманских женщин вынуждало к смешанным бракам, способствовавшим быстрой языковой ассимиляции. Уже к концу XVI века перешли на белорусский язык, позднее произошёл переход на польский и русский языки. Для религиозной литературы использовался белорусский арабский алфавит.
Религиозные и общественно-культурные центры находились в Вильне, Варшаве, где издавались бюллетень «Рочник татарски» («Татарский ежегодник»), журнал «Жиче татарске» («Татарская жизнь»), действовали Мусульманский религиозный союз Речи Посполитой, Культурно-просветительский союз татар Речи Посполитой, муфтиат. После Второй мировой войны общественно-культурную жизнь в ПНР полностью восстановить не удалось, лишь в 1947 году был восстановлен Мусульманский религиозный союз.
Белоруссия
Действует несколько татарских организаций, среди них Национально-культурное объединение белорусских татар «Зикр-уль-Китаб» («Память книги»). У истоков культурной жизни татар в независимой Белоруссии стоял И. Б. Конопацкий. Сохранились и действуют деревянные мечети постройки XIX века (г. Ивье и г. Новогрудок, Гродненская область).
Литва
Татары компактно проживают в Вильнюсском и Алитусском районах, разрозненно — по всей стране. Действует Союз общин татар Литвы (лит. Lietuvos totorių bendruomenių sąjunga), выпускается ежемесячник «Татары Литвы» (лит. Lietuvos totoriai). Сохранились и действуют 4 мечети: в Каунасе, Нямежисе (1909), деревнях Сорок татар Вильнюсского района (1815) и Райжяй Алитусского района (1889).
Польша
По данным переписи населения 2011 года татарскую национальность декларировало 1916 человек, в том числе 665 как единственную. В Подляском воеводстве сохранились две татарские деревни с мечетью и мусульманским кладбищем: Крушиняны и Бохоники. Кроме того, татары живут в Гданьске, Белостоке, Варшаве и Гожуве-Велькопольском.
С 28 декабря 1925 года в Польше действует Мусульманский религиозный союз (правление находится в Белостоке), а с 1992 года — Союз татар Республики Польша (автономные отделы в Белостоке и Гданьске).
Телеканал TVP Białystok выпускает ежемесячную программу «Podlaski Orient», посвященную татарскому меньшинству, а канал Edusat — программу «Tatarskie ślady», посвященную татарам, рассеянным по всей территории Польши.
Известные представители
Генерал-лейтенанты Российской императорской армии Я. Д. Юзефович, М. А. Сулькевич, К. И. Кричинский, Х. М. Базаревский, генерал-майор А. О. Тальковский, польский писатель Генрик Сенкевич, американский актёр Чарльз Бронсон, крымскотатарский деятель Эдиге Кырымал.
Комментариев нет:
Отправить комментарий