На примере у :
тувинцев эпос обозначается - «тоол»,
хакасов - «алыптых нымах»,
алтайцев - «кай чёрчёк».
1. В тувинском эпосе «Сказка о брате и сестре» рассказывается о богатыре Бокту Кириш и его сестре Бора Шэлей. После внезапной смерти брата сестра принимает облик своего старшего брата и от его имени участвует в состязаниях женихов, добывает невесту-воскресительницу. И после этого она, превратившись в зайца, убегает. Как отмечает исследователь тувинских сказаний С.М. Орус-оол: «...в сказании “Боктуг-Кириш и Бора-Шэлей” создан образ умной, находчивой, смелой девушки, которая из-за любви к погибшему брату совершает богатырские подвиги. Бора-Шэлей - меткий стрелок, отличная наездница, воинственная богатырка».
2. В хакасском эпосе «Ай Хуучин» старшая сестра дева-богатырка Хыс Хан только после смерти принимает свой настоящий облик. Это - отражение древнего мотива безбрачия девы-богатырки, рожденной только для ратных дел. В данном эпосе она не по обычаю, а по своему решению самоотверженно отказывается от личной жизни во имя защиты родного чурта и воспитания младшего брата - ее наследника. Хыс Хан пожизненно носит маску (ее называют «страшноликой Хыс Хан»), чтобы не посватались женихи. И при этом изменяет даже свое собственное имя на Хыс Хан (буквально девушка правитель), а ее настоящее имя - Ай-Чарых-Хыс. Хыс Хан наделена также особым даром - она ясновидящая, всеслышащая, мудрая женщина, что относится к древнему слою эпоса - к мифам о мудрейших прародительницах.
Главная героиня дева-богатырка Ай Хуучин во время битвы превращается в птицу-кукушку и улетает прочь с поля битвы. В хакасском эпосе птица-кукушка занимает определенное место. Это отражено в эпизоде, где описывается, как хоронят старшую сестру Хыс Хан на том месте, где закукует чистоголосая птица-кукушка. Она дает знать о тайном местонахождении родовой усыпальницы представителей знатного рода, к которому принадлежит Хыс Хан, Хан Мирген, а также родители-кони и сама Ай Хуучин.
3. В алтайском эпосе «Очи-Бала» дева богатырка Очи-Бала выступает как настоящая «амазонка». Она, как и хакасские богатырки, стремится к свободе, живет самостоятельно, занимаясь охотой. Но она сохраняет и сугубо женские черты - она мастерица, шьет разнообразную одежду, обладает особенным даром петь проникновенные песни, отличается необычайной красотой. Когда Очи-Бала приезжает во владения Кан-Таадьи-Бия, предусмотрительная богатырка прибегает к разумной хитрости. Это описывается так:
Ласковой смуглой девушкой
С девятью косичками
Предстала...
Так, обернувшись послушной девушкой-служанкой, она спаивает Кан-Таадьи-Бия, т.е. лишает его фантастической силы. После этого она его легко побеждает. Будучи бесстрашной воительницей и обладая неукротимым характером, Очи-Бала не допускает и мысли о том, чтобы обидеть кого-то, а тем более напасть на беззащитные племена, ограбить и разорить их богатство. Но она беспощадна к тем, кто ее обидел.
Комментариев нет:
Отправить комментарий