Казахи очень привязаны к своей родине и краям, в которых они росли, а потому с любовью в своей земле связаны очень много пословиц и поговорок. Одна из самых популярных звучит так:
Кісі елінде сұлтан болғанша,
Өз еліңді ұлтан бол.
[Чем быть царём на чужбине,
Лучше на своей родине быть простолюдином].
Когда казах долгое время живёт вдали от родных мест, он сильно скучает и обычно произносит: «Туған жерге аунағым келеді» (Хочу поваляться на родной земле). А если не знает, вернётся или нет в родные края, в тоске повторяет: «Туған жерге бір аунасам арманым болмас еді» (Не было бы у меня другой мечты, если бы я хоть раз смог поваляться на родной земле).
***
Нюансы традиции
Когда после долгого отсутствия казах возвращается в родные места, свою любовь к ним он показывает именно традицией Аунау. Для самого человека и присутствующих это очень волнующий момент. Человек ложится на землю и начинает валяться – не лежит на одном месте, а именно катается по земле. И присутствующие зачастую символически ему помогают.
Все вокруг выражают искреннюю радость, а потом вместе поднимают его и ведут к обильному дастархану. Близкие поздравляют сородича с возвращением и преподносят подарки. Так закрепляется воссоединение человека с родной землёй.
Другая грань
Этой традиции следовали и ещё в нескольких случаях. Иногда человек желал совершить Аунау в какую-то памятную для него местность. Тогда он приглашал в поездку своих друзей и родственников. Иногда о традиции вспоминали старики, особенно когда чувствовали приближение кончины. Они просили отвезти их в места своего детства и там совершали этот ритуал.
***
Традиция в литературе
Известная поэтесса Мариям Хакимжанова вспоминает: «В декабре месяце 1943 года состоялся первый республиканский айтыс казахских акынов во главе с Жамбылом, которому в ту пору было 97 лет. После окончания айтыса поэт Иса Байзакулы поехал с выступлениями по стране. Зима была очень холодной, Иса сильно простудился, но после войны не очень обращал внимание на болезни. Во время поездки в Талдыкорган он заболел так, что попал в больницу. Первый секретарь райкома Кокымов создал для него все условия. Через полтора месяца от Кокымова пришла телеграмма следующего содержания: «Акын Иса чувствует себя очень плохо. Мы отправили его в Алматы в сопровождении двух человек»… Мы встретили его на вокзале. Увидев, как нас много, он очень обрадовался и обратился со словами: «Дорогие мои, вы видите моё состояние. Амре был моим самым близким другом. Хочу в последний раз посетить его дом и совершить Аунау. Прошу вас, отвезите меня к нему». Дом певца Амре Кашаубайулы находился на улице Транспортной. На следующий день акына положили в больницу. Недуг с каждым днём сокращал его жизненный путь. Акына часто посещали деятели искусства нашего народа – поэты и писатели, а также известные учёные. 3 сентября 1946 года сердце акына Исы Байзакулы остановилось навсегда».
***
Фото: кадр из кинокартины «Оралман»
Фильм повествует историю казахской семьи, живущей в Афганистане, которая ещё в 30-х годах бежала от «красного террора". Там, на чужбине, у старика Базарбая родились сын и дочь. Сын женился на местной пуштунке, а дочь вышла замуж за афганца. Сын Сапаркул воевал в составе моджахедов. Но спустя время семья Базарбая получает долгожданную квоту на переселение в Казахстан.
Семья собирается в дальнюю дорогу, но замужняя дочь вынуждена остаться. Да и путь домой оказался нелёгким, в военное время героям фильма предстоит пройти дорогу из горного кишлака до границы Казахстана. Преодолев сложный путь, глава семьи Базарбай целует землю своих предков и обретает долгожданную Родину.
Комментариев нет:
Отправить комментарий