Картина Абишев Нурлан «Шашу», холст, масло,125х250, 2012 год
Многие казахские традиции, пройдя долгий путь через века, соблюдаются и сегодня. Шашу (разбрасывание сладостей) — одна из таких. Казахи бросают Шашу во время радостных торжеств. А таких очень много. Но самое яркое из них, это когда молодой джигит приводит в дом невесту. Осыпая молодожёнов Шашу, родственники показывают свою радость и причастность к празднику. Сегодня Шашу состоит из разных лакомств, но также в него добавляли и монеты.
Когда гости всех возрастов бросаются подбирать сладости, в этом действе заложен глубокий смысл. Каждый хочет, чтобы такая же радость случилась и в его доме. Взрослые, подбирая сладости, несут их своим детям и внукам. Казахи верят, что это хорошая примета и что через Шашу передаётся положительная энергетика радостного события. «Шашудан ауыз тисін, оларда осындай қуанышқа жетсін» (Пусть тоже попробуют сладости Шашу, пусть у них тоже будет подобная радость), – говорят казахи.
***
Традиция в трудах учёных
Шайзада Тохтабаева описала несколько ситуаций, уместных для традиции Шашу. Вот некоторые из них:
«Целый комплекс ритуальных действий и этикетных правил разработан для таких состояний женщины, как беременность и роды. Первое известие о беременности женщины отмечалось небольшим пиршеством Құрсақшашу в узком семейном кругу (иногда с приглашением близких родственников и женщин-соседок). При этом будущую маму осыпали шашу – сладостями, баурсаками, куртом и монетами, символизирующие изобилие, плодородие и благоденствие».
«Когда невестка осваивалась в новой обстановке, её вместе с мужем и другими членами семьи пригашали домой родственники мужа на Үй көрсету (показ дома) или Отқа шақыру (приглашение «на огонёк», на угощение). Там в спокойной обстановке оценивали воспитанность и манеры нового члена семьи. Невеста должна была с поклоном войти в дом и оставить у порога принесённый ею подарок (о нём она заранее советовалась со свекровью). Обычно подарки были в виде ковра, отрезов тканей, а также собственноручно вышитых девушкой полотенец, скатерти, покрывала и пр. Эта традиция живёт и в наши дни. В ответ женщина старшего возраста совершала Шашу, осыпая невестку конфетами и монетами».
***
Традиция в художественной литературе
Писатель Мухтар Ауэзов много раз становился свидетелем казахских традиций и немало из них описал в своих произведениях. В романе-эпопее «Путь Абая» нашлось место и Шашу: «Абая усадили перед кроватью, с обеих сторон его окружали девушки, будущие свояченицы. Ербол, Жумагул и джигиты сели дальше, вперемежку с другими девушками. Едва все успели разместиться, как в юрту быстро вбежали три молодые женщины и заторопили сидящих:
- Опустите занавеску! Опустите занавеску!
Девушка, сидевшая рядом с Абаем, вскочила с места и опустила перед женихом атласный полог. Тогда женщины распахнули двери.
- Входите, входите! – они приглашали кого-то, стоявшего за дверью, и оглядывались в сторону жениха. – Встречайте, идут эне (тёща)!
Абай, Ербол, Жумагул и девушки, сидевшие в юрте, вскочили со своих мест. Занавес оставался опущенным. В юрту вошли три пожилые женщины. Посередине шла старшая эне Абая – первая жена Алшинбая, полная смуглая байбише. Рядом с нею – эне, мать невесты.
- Ну, матушки, выкуп! Где выкуп? Иначе не покажем вашего сына, – подшучивали молоденькие женщины, удерживая край полога.
- Поднимите занавес! Вот вам выкуп! – ответила байбише, показывая шашу.
Атласный занавес широко распахнулся. Жених стоял, скромно потупив голову, в немой покорности.
- Да будет жизнь твоя долголетней! Да пошлёт тебе бог счастливое будущее, свет мой! – сказала старшая байбише и начала бросать девушкам шашу.
Посыпался урюк урюк, изюм, конфеты. Девушки, весело смеясь, принялись подбирать сладости».
***
Традиция сегодня
В наши дни Шашу очень часто можно наблюдать на таких торжествах, как Тұсаукесер, Ұл той, Үйлену тойы и многих других. Известный писатель Роллан Сейсенбаев высказал следующее: «Традиции и обычаи – это морально-этические ценности казахов, которые копились и приумножались веками, они должны соблюдаться в нашей повседневной жизни, сохраняться и совершенствоваться». Действительно, традиции не только сохраняются, но и совершенствуются. Однажды я был свидетелем необычного Шашу.
Несколько лет назад я беседовал с Жанат Шаниной, внучкой Жумата Тургынбайулы Шанина (1892-1938), великого казахского режиссёра, который стоял у истоков театрального искусства Казахстана, основателя казахского национального профессионального театрального искусства, первого народного артиста КазАССР. Его ложно обвинили в покушении на И.В. Сталина в дни первой декады казахского искусства в Москве. Шанин был расстрелян как «враг народа». Встреча наша проходила в академии искусств имени Т.К. Жургенова. Зал был полон. В присутствии студентов и преподавателей было рассказано много интересного из жизни великого человека.
А в завершение случилось совершенно неожиданное. Поблагодарив всех присутствующих, внучка Жумата Шанина сказала, что сегодня произошло радостное событие, этот день очень дорог для неё, и в память о своём деде она хочет провести Шашу. Жанат взяла конфеты, которые принесла с собой, и осыпала ими присутствующих. Это было очень трогательное зрелище. Я увидел, как у многих в глазах стояли слёзы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий