***
Среди казахских традиций есть немало касающихся кончины человека:
Қара жамылу (облачение в траурную одежду);
Қара жабу (покрытие чёрными коврами верблюдов во время кочевья);
Қара сыбаға (траурная доля) – мясо, которое передавали семье, где недавно прошли похороны;
Қаралы ту тігу (установление траурного флага) и др.
Говоря о них, нельзя не упомянуть и о ритуале Қаралы найзаны сындыру (преломление траурного копья).
Когда кто-либо умирал, у юрты водружали қаралы ту (траурный флаг), ещё его называют қаралы найза (траурное копьё). Год траура после проведения аса (годовщина по усопшему), который продолжался несколько дней, заканчивался преломлением қаралы найза.
***
Традиция в трудах учёных
В книге «Казахи», увидевшей свет в 1995 году, говорится: «Сломанное пополам копьё втыкали в изголовье могилы или сжигали вместе с флагом. Преломление копья означало окончание поминального цикла. Копьё, как и водружавшийся на могиле шест, символизировало путь души умершего на небо». Траурный флаг обычно преломлял уважаемый аксакал, получая за это ценный подарок – коня или халат.
Автор книги «Казахский этикет» Шайзада Тохтабаева описывает традицию так: «В юрту входит столько народа, сколько может поместиться. Вдова покойного под покрывалом и его дочери сидят около найза (копьё). Его преломление предоставляется почётному лицу, зачастую старику, а он приводит с собой джигита. В юрте приготовлена саба кумысу. Когда выпьют кумыс, один из молодых людей начинает прибирать и ставить на место снятое с любимой лошади покойного парадное седло, сбрую и его одежды; приглашённый переломить найзу старик садится на почётное место в передней части юрты и даёт приказ джигиту. Вдова и дочери, схватившись за древко найзы, защищают его и не дают переломить.
В это время несколько молодых людей становятся на конях снаружи юрты и крепко держат верхушку найзы, а джигит, находясь в юрте, хватает древко посередине и преломляет его. Тут поднимаются такой вой, плач, стон, что ни описать, ни вообразить. Затем все мужчины выходят из юрты». Территория Казахстана большая, поэтому неудивительно, что в разных местах традиция Қаралы найзаны сындыру имела хоть и незначительные, но всё же различия.
***
Традиция в литературе
Мухтар Ауэзов посвятил Қаралы найзаны сындыру главу в романе-эпопее «Путь Абая»: «…в эту минуту к ним подошёл Байдалы и позвал их в юрту Божея. Ас (поминальный обед) ещё не кончился, предстояло его завершение: следовало заколоть траурных коней Божея, разобрать и раздать траурное убранство юрты. Близкие родичи не могут отказаться от этого. Все тобыктинцы во главе с дядей Божея приступили к завершению поминок. Когда Байдалы в сопровождении толпы родичей подошёл к юрте, женщины, целый год соблюдавшие траур, вышли им навстречу. Байдалы снял с юрты бело-чёрный стяг и передал Байсалу. Тот, как требовал обычай, бросил стяг на землю и преломил его древко. Ас кончился. Трауру исполнился год.
По приглашению Байдалы Суюндик с толпою родичей вошёл в юрту… В ту же минуту байбише и две дочери Божея, повернувшись спиною к собравшимся, начали поминальный плач. Сидевшие в юрте молча плакали. Это был последний плач и последние слёзы, посвященные памяти Божея… Все трое – и Байсал, повергший на землю траурный стяг, и Суюндик, разобравший траурную юрту, и Байдалы, зарезавший коней, – были самыми старшими и близкими друзьями Божея. Поэтому по обычаю право на совершение последних обрядов аса принадлежало им».
Комментариев нет:
Отправить комментарий