Пошук на сайті / Site search

24.04.2021

Бердалы Оспан: Что для казахов значит красный флаг – традиция Қаралы ту тігу

Казахи издревле придавали огромное значение такому символу, как флаг. По народному поверью считалось, что он является обителью священного духа. Да и вообще, в казахском обществе флаг имел много смыслов. Например, сообщал о смерти человека.

Это традиция Қаралы ту тігу (Водружение траурного флага). Вот что пишет о ней учёный Жамбыл Омарулы Артыкбай, ссылаясь на казахский свод законов «Жеті жарғы» (Семь сводов), составленном при Тауке хане (1652-1718): «Флаг на копье у юрты означает, что в этом доме траур. Если поднят белый флаг – это знак, что скончался старый человек, чёрный –  человек среднего возраста, ну а если умирал молодой человек – поднимается красный флаг».

Традиции Қаралы ту тігу казахи придерживались вплоть до XX столетия. Траурный флаг крепили к боевому копью и устанавливали с правой стороны юрты, в которой лежал усопший. И для проезжающих больших кочевий, и для одиноких путников это служило знаком-оповещением о случившемся горе.

***

Қаралы ту тігу в литературе

В романе-эпопее «Путь Абая» эту традицию описал Мухтар Ауэзов: «Байдалы с остальными стариками всю ночь не смыкал глаз. К восходу солнца возле юрты Божея была поставлена самая большая в округе восьмистворчатая юрта Суюндика. Вещей в неё не вносили, только весь пол застлали коврами. С правой стороны поставили большую кровать с костяными украшениями, покрытую чёрным ковром. На ней тело Божея должно было оставаться до окончания прощального торжества.

Когда умершего вынесли из его юрты, дочери и остальные женщины зарыдали ещё громче. Божея уложили на кровать, тогда Байдалы принёс и своей рукой поставил с правой стороны юрты траурное полотнище. Это было самым большим знаком почитания покойного, знаком печали: траурный стяг, укреплённый на острие пики. Если бы Божей происходил из ханского рода, то было бы вывешено знамя төре (чингизидов) – белое, голубое или полосатое. Если умерший был простого происхождения, цвет знамени зависел от его возраста.

Об этом Байдалы советовался с  Суюндиком, который слыл знатоком старых обычаев. Суюндик ответил, что у тела молодого умершего вывешивается красное знамя, у старика – белое, а у человека среднего возраста, каким был Божей, знамя должно состоять из двух полос – чёрной и белой. Этот стяг, водружённый Байдалы с правой стороны траурной юрты на другой же день после смерти Божея, свидетельствовал о том, что память покойного будет почтена особо торжественно. Это означало прежде всего, что почитание его памяти не прекратится в течение целого года, после чего будет устроен ас – поминальный пир».

***

Флаги и цвета

О большом значении флагов в казахском обществе говорят многие факты. Например, потеря знамени на поле битвы считалось одним из самых тяжкий преступлений. Упоминание о флагах встречается и во многих батырлар жыры (народные богатырские эпосы).

Эпос «Айман Шолпан»:

Тау түбіне тіктіріп алтын туды.
(Водрузив флаг золотой у подножия горы);
Эпос «Қозы Көрпеш – Баян Сұлу»:
Ту жығылса болмай ма қас масқара!
(Если упадёт флаг, это будет великий позор!).

О значении расцветки знамён писал историк Курбангали Халид (1846-1913), автор «Тауарих хамса» (История пяти стран Востока): «У Жангира от второй жены родились двое сыновей – Аула и Баки. От Аулы родился Абылай хан. Ещё молодым он попал в плен к врагам, к Толе би из рода уйсин, и стал пастухом его верблюдов. После чего его взял к себе родич Полат хан. Со временем он вручил своему сыну Абилмамбету красное знамя, Абылаю же дал зелёное знамя и сделал его предводителем некоторых родов казахов. Через некоторое время благодаря своим способностям Абылай стал сильнее всех представителей төре, ханом всех трёх жузов казахов. Он является предком зелёнознамённых чингизидов».

Далее Курбангали Халид пишет, что обладателей пестрого знамени мало: «Они живут в Великом жузе». Но самыми значимыми среди төре (по К. Халиду) являются «краснознамённые». «Никто не спорит с тем, что самыми родовитыми среди төре являются обладатели красного знамени» – пишет историк.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти