Поиск по сайту / Site search

03.05.2021

Бердалы Оспан: Зачем казахи пришивают на одежду бусы – традиция Тана тағу

Казахский быт богат украшениями. И каждое имеет своё назначение и смыл.

***

Украшения – не только богатство

Украшения в казахском обществе занимают особое место. И во многом это не показатель статуса или богатства, а скорее дань традициям, уходящим корнями глубоко в древность. Причём казахские украшения предназначались не только женщинам, они делались и для мужчин, и даже для коней.

В народном эпосе «Айман – Шолпан» есть такие строки:

Бай Маман әкем аты, атым Айман,

Сұр жорға алтын тұмар мен жайлаған.

Богач Маман мой отец, зовусь Айман,

На шею серого иноходца я повесила оберег золотой.

Бай Маман әкем аты, атым Айман,

Сұр жорға меруерт жалды мен жайлаған.

Богач Маман мой отец, зовусь Айман,

Гриву иноходца своего я украсила жемчугами.

Бай Маман әкем аты, атым Айман,

Сұр жорға ат алтын таға мен жайлаған.

Богач Маман мой отец, зовусь Айман,

Иноходца золотыми подковами я подковала.

***

Виды украшений

Все украшения разделяются на «Әшекейлік бұйымдар» (предметы украшения) и «Зергерлік бұйымдар» (ювелирные украшения). Кроме широко известных, таких как «сырға» (серьги), «сақина» (кольцо), «білезік» (браслет), предметов убранства у казахов великое множество.

Перечислим только некоторые из них:

тұмарша – пластинчатые треугольные подвески-обереги для головного убора;

шекелік сабақ – плоские височные подвески лепестковой формы, выполнялись также в виде наконечника пики с подвесками;

шашбау – украшения для кос, составленные из объёмных медальонов в виде овала или цепи с пластинчатыми подвесками;

тамақша – украшения для шеи и груди в виде овальной или прямоугольной застёжки с подвесками;

тісшұқығыш – зубочистка (в этот набор входят ухочистка и ногтечистка) овальной или ромбовидной формы в основной части, внизу заканчивается вытянутым заострённым концом.

Этот список можно продолжать долго.

***

Иногда ювелирные изделия даже служили тайниками

Например, в треугольном украшений «Тұмар» (оберег), изготовленном из драгоценного металла, девушка могла хранить письмо от своего возлюбленного. А ещё она была вправе преподнести что-либо из убранства джигиту в знак своей симпатии.

У акына Кенена Азирбая есть стихи, где он вспоминает свои 18 лет:

Шетінде шай орамал күміс жүзік,

Қуантқан сүйген жардың сөзі келді.

Привязанным к уголку шёлкового платка,

Серебряным перстнем от любимой весточка пришла.

(Смысловой перевод автора статьи)

***

Традиция Тана тағу

Традиций, связанных с украшениями, довольно много. Например, «Сырға салу» (надевание серег невесте); «Құда жүзік сыйлау» (преподношение перстней в дар сватам); «Білезік сыйлау» (дарение браслета очень дорогим людям) и ещё многие другие. Одной из таких является «Тана тағу». Само слово «тана» связано с тем, что украшение напоминает выразительный коровий глаз – влажный, с поволокой. Казахи говорят «көзі танадай екен» (красивые большие глаза).

Вот что пишет учёный Шайзада Тохтабаева в книге «Серебряный путь казахских мастеров»: «Тана – металлическая или перламутровая плоская бляха небольшого размера (до 2,5 см) в форме диска. Делались такие в виде цветка со многими лепестками и полусферой в центре – күмбез тана. Основу подобных изделий мастера выполняли в технике ковки, литья, штамповки, тиснения или ажурной ткани. Бляха со вставкой из камня называется көз тана, с позолотой – алтын тана, с ложной зернью – сіркелі тана, с гравированным узором – безеу тана. Бляха из перламутра – меруерт тана.

Изделия нашивают на любые, как летние, так и зимние головные уборы, а также на одежду, ленты для кос, кожаную, замшевую, парчовую или бархатную обувь… Первые бронзовые бляхи в форме диска или розетки находят в захоронениях бронзового века (XVIII-XIX века до н.э.). Бляхи в виде диска, полусферы или многолепесткового цветка с различным декором производили во все последующие эпохи, в том числе в тюркский период».

Из этого следует, что традиция «Тана тағу» имеет очень глубокие исторические корни. Первопричиной её появления было желание уберечь близких от сглаза. Особенно это касалось маленьких детей. Тана привязывали к рукам младенцев, а детям постарше пришивали к одежде. Пришитый на одежду ребёнка тана был своего рода намёком для родителей. Мол, ваш сын или дочь подросли и стали помощниками… а это повод для тоя.

***

Традиция в художественной литературе

Писатель Саин Муратбеков в повести «Қызыл алма» (Красное яблоко) описывает случай, который имел место в годы Второй Мировой войны: «Моя сестра Назира привела меня на зерновой ток. Старик Байдалы с глуховатым Кольбаем посадили меня на коня, который тянул малатас – каменную волокушу, с помощью которой сбивают зёрна со снопов пшеницы.

- Вот как славно получилось, – сказал радостно старик Байдалы. – На коне тянущего малатас должен сидеть кто полегче. Это же для детей как игра. Ну, Канат, крепко держи удила.

…Закусив губы, я закрыл глаза, и всё равно будто все кружится вокруг меня. Чувствую себя, будто вот-вот упаду, делаю уклончивое движение внутрь круга и крепко хватаюсь за луку седла…

- Стой! – слышу знакомый голос.

Привыкший к круговому движению, пёстрый конь послушно остановился у края круга.

- Вот и хорошо, теперь ты стал настоящим джигитом, – произнёс старик Байдалы. – Ты прямо раскрыл нам глаза, долгих тебе лет! Ну, Назира, передай матери, пусть делает той, её сын стал джигитом.

***

- Да что передавать-то, кайнага (брат мужа), давайте пришьём тана, всего и делов, – сказала весёлым голосом одна из женщин, ссыпающих пшеницу в мешки.

- Правильно, так и сделаем. Ну подруга, у тебя в кармане есть тана-

бусинка?

- А разве монетка с дырочкой не подойдёт?

- Конечно подойдёт, давай скорей!

- А у меня в кармане завалялась одна бусинка.

- Дай её сюда, как раз то что надо.

Таким образом женщины со всего зернового тока, собрав у кого что есть и невзирая на моё сопротивление, нашили мне на рубашку бусинки и монетки.

…Придя домой очень уставшим, я даже не поужинал и сразу завалился спать… Лежу полусонный, вдруг кто-то погладил меня по голове. Увидев нашитые на рубаху бусинки и монеты, моя мать, а это была она, тихо засмеялась… По-моему, это был её первый смех с тех пор, как пришла похоронка на отца.

- Бабушка Каната, вы видели грудь внука? – спросила она.

- А что случилось?

- Женщины на току пришили ему тана.

…Мама всё ещё гладила мои волосы.

- Как соберём весь урожай, надо будет зарезать одну из коз, и устроим

той для наших женщин.

- Тогда надо получше их кормить. Я сама этим займусь, – сказала гордая

за меня бабушка.

- Да, такова наша традиция, – подытожила мама».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти