Это неправда или какая-то странная забывчивость. Особенно если речь идет о больших городах. Не знаю, как обстояли дела в маленьких практически моноэтничных городках, но паспорта ведь были и там! Не знать того, что в стране – а значит, среди нас! – живут эстонцы и армяне, марийцы и абхазы, и т.д. и т.п. – было совершенно невозможно.
СССР был одним из очень немногих (кажется, вообще двух) государств, где «национальность» (в смысле – этническое происхождение) записывалась в паспорт. Вторым таким благословенным краем была ЮАР эпохи апартеида. Паспорт предъявлялся во многих случаях – от выписывания пропуска до залога при взятии лодки напрокат - и национальность сияла на первой странице.
Более того. Вся федеративная конструкция СССР была построена именно на этническом принципе. Союзные республики, автономные республики, автономные области и автономные округа. И в каждом была «титульная национальность» - четырех, так сказать, сортов. Еще был русский народ, у которого не было «своей» национальной территории – но зато он был главным, руководящим народом. А внизу были совсем малые народы без своих административных единиц. То есть сортов на самом деле было шесть.
Историй о национальностях – куча. О позитивных и негативных квотах («на эту нацию есть разнарядка» и «увы-увы, это Иванов по матери»). Бесконечные уточнения типа «инженер-татарин», «портниха-армянка». «У тебя муж еврей? – спрашивали мою маму в роддоме. – Это тебе повезло, евреи заботливые папаши!». Но сколько раз я слышал от немолодых евреев, что они якобы на самом деле не евреи, а усыновленные беспризорники…
А сколько было «этнических» анекдотов!
Дискриминация была не только государственная, но и бытовая.
Реальный случай: девочка в пионерлагере говорила, что ей мама велела дружить только с девочками, у которых фамилии кончаются на «-ва» или «-на». Строго! Отсекались не только «-берг» и «-штейн», но и «-кая», и даже «-ко».
К нам в девятый класс пришла девочка – Эмма Шенберг, румяная курносая блондинка. Классная руководительница перед всем классом спросила ее сначала о том, откуда она приехала, кем работают мама с папой, где она живет, и наконец:
- А какая у тебя национальность?
Бедная девочка, заливаясь краской, прошептала:
- Украинка.
Мы все молчали, глядя кто в пол, кто в окно.
Но одна смелая девчонка в классе была. Она как заорет:
- Ты чего, подруга, стесняешься? Прямо говори – немка! А вы, Берта Марковна, сами ведь нерусская, что вы ее пытаете?!
А вместе с тем – постоянное газетное педалирование дружбы народов: «у нас в бригаде трудятся представители двенадцати национальностей!» – не лень же было бригадиру подсчитать…
Разумеется, этническое различение отнюдь не всегда означает дискриминацию, унижение, умаление прав и проч. Вовсе не обязательно. Хотя было и это.
Но я сейчас о другом.
Я о том, что не надо к мифу о советском пломбире добавлять миф о том, что советское общество было «этнически безразличным» (говоря по нынешней моде, «ethnic blind»). Чего не было, того не было.
Ирина Шилова
ОтветитьУдалитьКстати, одна из причин, почему русские так заражены имперской идеей, это то, что своей отдельной территории «компактного проживания» в составе СССР не имели и просто всю территорию СССР (15 союзных национальных республик) они считали своей.
Отсюда все эти разговоры современного руководства про «раздали свои земли, подарили земли» и тп.
Что раздали???��
Казахстан казахам?
Узбекистан узбекам?
Украину украинцам?
Yury V. Balyulin
ОтветитьУдалитьВ совке был бытовой и отчасти государственный махровый национализм. Ибо "разделяй и властвуй". Помню детские дворовые клички "мордвин", "татарин", "цыган" (это про молдаванина), "хохол", "бульбаш", "ара", "азер, ну и естессно, "жид", "жидёнок", "полужид"... Государственный интернационализм был чистой воды лубок и клоунада, как и вся похднесоветская пропаганда. Бытовой интернационализм, скажу для справедливости, тоже существовал, в том числе и внутри моей семьи. Вот такой оксюморон.
Армина Нерсесян
ОтветитьУдалитьОчень хорошо помню)
Мы с подружкой шли к её дому с другой стороны, чтоб её мама не увидела, что она со мной дружит, а то она не разреша.
А дружба народов была такая: однажды милая молоденькая наша учительница чтоб остановить мальчика, который что-то мне втирал про "нерусскую" меня, сказала примиряюще-простодушно: "Не надо, все - русские". В этом смысле да, дружба народов))) Сколько моих знакомых поменяли фамилии на мамины, писали при получении паспорта "русский".
Слово "нацмен" помню с детства.
Спасибо, в общем, за пост!
Ещё моё любимое - это когда эту фразу, что не было никакого национализма, произносят именно представители главной советской титульной нации))
Oleg Pikovsky
ОтветитьУдалитьНе просто имели понятие, а еще активно обсуждали национальную принадлежность всех, кого не лень, с упором на (немногие) достоинства и (многочисленные и существенные) недостатки, присущие представителям данной национальности. А самый трэш был, что национальность учеников записывалась в классный журнал! Классный руководитель неосторожно оставлял журнал на столе и начиналось чтение вслух. Вот уж было весело, когда доходили до единственного еврея в классе - меня...
Ирина Гавриш
ОтветитьУдалитьО! Конечно было разделение! У нас в школе каждый год был праздник «Дружба Народов», классы делили на республики и был смотр художественной самодеятельности: песни, танцы, костюмы, кухня, назначенной вам республики. Это был треш! Все хотели быть Россией, тк там проще всего и понятнее: сарафан да «во поле берёзка стояла». За ней котировалась Украина, тк «несе Галя воду» и веночек тоже было не трудно воссоздать. Все люто ненавидели Узбекистан и подобные «сложные, со скудными нац.традициями» республики, как нам, детям тогда казалось. Естественно, это сразу делило на любимых и нелюбимых. Это ли не разделение? Это, как по мне, классовая ненависть закладывалась и дележка на правильных и неправильных, понятных и нет ��
Я, кстати, украинка, а училась в России. То что я не русская, знали все и смеялись с моего появляющегося акцента, после каждых летних каникул.
Nailya Mazitova
ОтветитьУдалитьСпасибо вам огромное за этот текст. Очень любопытные комменты. Как много представителей титульной нации сочли нужным отметиться замечанием, что лично они - никогда, ни-ни, не заморачивались нацвопросом �� Русским людям сложно понять и сложно заметить, потому что не их же третируют. Зато когда они оказываются в меньшинстве в национальной республике и с ними начинают обращаться так, как они сами обращались в СССР с инородцами (и как сейчас обращаются), то им становится очень горько и обидно за этот симметричный ответ