Это неправда или какая-то странная забывчивость. Особенно если речь идет о больших городах. Не знаю, как обстояли дела в маленьких практически моноэтничных городках, но паспорта ведь были и там! Не знать того, что в стране – а значит, среди нас! – живут эстонцы и армяне, марийцы и абхазы, и т.д. и т.п. – было совершенно невозможно.
СССР был одним из очень немногих (кажется, вообще двух) государств, где «национальность» (в смысле – этническое происхождение) записывалась в паспорт. Вторым таким благословенным краем была ЮАР эпохи апартеида. Паспорт предъявлялся во многих случаях – от выписывания пропуска до залога при взятии лодки напрокат - и национальность сияла на первой странице.
Более того. Вся федеративная конструкция СССР была построена именно на этническом принципе. Союзные республики, автономные республики, автономные области и автономные округа. И в каждом была «титульная национальность» - четырех, так сказать, сортов. Еще был русский народ, у которого не было «своей» национальной территории – но зато он был главным, руководящим народом. А внизу были совсем малые народы без своих административных единиц. То есть сортов на самом деле было шесть.
Историй о национальностях – куча. О позитивных и негативных квотах («на эту нацию есть разнарядка» и «увы-увы, это Иванов по матери»). Бесконечные уточнения типа «инженер-татарин», «портниха-армянка». «У тебя муж еврей? – спрашивали мою маму в роддоме. – Это тебе повезло, евреи заботливые папаши!». Но сколько раз я слышал от немолодых евреев, что они якобы на самом деле не евреи, а усыновленные беспризорники…
А сколько было «этнических» анекдотов!
Дискриминация была не только государственная, но и бытовая.
Реальный случай: девочка в пионерлагере говорила, что ей мама велела дружить только с девочками, у которых фамилии кончаются на «-ва» или «-на». Строго! Отсекались не только «-берг» и «-штейн», но и «-кая», и даже «-ко».
К нам в девятый класс пришла девочка – Эмма Шенберг, румяная курносая блондинка. Классная руководительница перед всем классом спросила ее сначала о том, откуда она приехала, кем работают мама с папой, где она живет, и наконец:
- А какая у тебя национальность?
Бедная девочка, заливаясь краской, прошептала:
- Украинка.
Мы все молчали, глядя кто в пол, кто в окно.
Но одна смелая девчонка в классе была. Она как заорет:
- Ты чего, подруга, стесняешься? Прямо говори – немка! А вы, Берта Марковна, сами ведь нерусская, что вы ее пытаете?!
А вместе с тем – постоянное газетное педалирование дружбы народов: «у нас в бригаде трудятся представители двенадцати национальностей!» – не лень же было бригадиру подсчитать…
Разумеется, этническое различение отнюдь не всегда означает дискриминацию, унижение, умаление прав и проч. Вовсе не обязательно. Хотя было и это.
Но я сейчас о другом.
Я о том, что не надо к мифу о советском пломбире добавлять миф о том, что советское общество было «этнически безразличным» (говоря по нынешней моде, «ethnic blind»). Чего не было, того не было.
* ПРИКАРПАТСЬКИЙ ІНСТИТУТ ЕТНОСОЦІАЛЬНИХ ДОСЛІДЖЕНЬ ТА СТРАТЕГІЧНОГО АНАЛІЗУ НАРАТИВНИХ СИСТЕМ
Ирина Шилова
ОтветитьУдалитьКстати, одна из причин, почему русские так заражены имперской идеей, это то, что своей отдельной территории «компактного проживания» в составе СССР не имели и просто всю территорию СССР (15 союзных национальных республик) они считали своей.
Отсюда все эти разговоры современного руководства про «раздали свои земли, подарили земли» и тп.
Что раздали???��
Казахстан казахам?
Узбекистан узбекам?
Украину украинцам?
Yury V. Balyulin
ОтветитьУдалитьВ совке был бытовой и отчасти государственный махровый национализм. Ибо "разделяй и властвуй". Помню детские дворовые клички "мордвин", "татарин", "цыган" (это про молдаванина), "хохол", "бульбаш", "ара", "азер, ну и естессно, "жид", "жидёнок", "полужид"... Государственный интернационализм был чистой воды лубок и клоунада, как и вся похднесоветская пропаганда. Бытовой интернационализм, скажу для справедливости, тоже существовал, в том числе и внутри моей семьи. Вот такой оксюморон.
Армина Нерсесян
ОтветитьУдалитьОчень хорошо помню)
Мы с подружкой шли к её дому с другой стороны, чтоб её мама не увидела, что она со мной дружит, а то она не разреша.
А дружба народов была такая: однажды милая молоденькая наша учительница чтоб остановить мальчика, который что-то мне втирал про "нерусскую" меня, сказала примиряюще-простодушно: "Не надо, все - русские". В этом смысле да, дружба народов))) Сколько моих знакомых поменяли фамилии на мамины, писали при получении паспорта "русский".
Слово "нацмен" помню с детства.
Спасибо, в общем, за пост!
Ещё моё любимое - это когда эту фразу, что не было никакого национализма, произносят именно представители главной советской титульной нации))
Oleg Pikovsky
ОтветитьУдалитьНе просто имели понятие, а еще активно обсуждали национальную принадлежность всех, кого не лень, с упором на (немногие) достоинства и (многочисленные и существенные) недостатки, присущие представителям данной национальности. А самый трэш был, что национальность учеников записывалась в классный журнал! Классный руководитель неосторожно оставлял журнал на столе и начиналось чтение вслух. Вот уж было весело, когда доходили до единственного еврея в классе - меня...
Ирина Гавриш
ОтветитьУдалитьО! Конечно было разделение! У нас в школе каждый год был праздник «Дружба Народов», классы делили на республики и был смотр художественной самодеятельности: песни, танцы, костюмы, кухня, назначенной вам республики. Это был треш! Все хотели быть Россией, тк там проще всего и понятнее: сарафан да «во поле берёзка стояла». За ней котировалась Украина, тк «несе Галя воду» и веночек тоже было не трудно воссоздать. Все люто ненавидели Узбекистан и подобные «сложные, со скудными нац.традициями» республики, как нам, детям тогда казалось. Естественно, это сразу делило на любимых и нелюбимых. Это ли не разделение? Это, как по мне, классовая ненависть закладывалась и дележка на правильных и неправильных, понятных и нет ��
Я, кстати, украинка, а училась в России. То что я не русская, знали все и смеялись с моего появляющегося акцента, после каждых летних каникул.
Nailya Mazitova
ОтветитьУдалитьСпасибо вам огромное за этот текст. Очень любопытные комменты. Как много представителей титульной нации сочли нужным отметиться замечанием, что лично они - никогда, ни-ни, не заморачивались нацвопросом �� Русским людям сложно понять и сложно заметить, потому что не их же третируют. Зато когда они оказываются в меньшинстве в национальной республике и с ними начинают обращаться так, как они сами обращались в СССР с инородцами (и как сейчас обращаются), то им становится очень горько и обидно за этот симметричный ответ