Разновидностью «очищения огнём» можно считать и имевшие место ужасные случаи самосожжения девушек, честь которых почему-либо считалась затронутой.
Кумыки внимательно следили за явлениями природы. Особенно важным был период начала полевых работ. Его предварял обряд «сжигания зимы» (къыш гюйдюров). Устраивали костры во дворах домов, на улицах, за аулом. Все участники праздника, особенно юноши и подростки, прыгали через костры. Кроме того, в каждой кумыкской семье, на весеннее равноденствие, 21 марта готовится специальное блюдо – пельмени с яичной начинкой (йымыртгъа кюрзе). Лишь в этот момент, по представлению кумыков, наступает весна. На небе находились наиболее почитаемые в прошлом объекты – Солнце, Луна, звёзды, на которые кумыки ориентировались в своей повседневной жизни, обращались к ним в наиболее трудные моменты своей жизни.
***
Считалось большим грехом показывать пальцем на небо, на Солнце, на Луну и звёзды. По легенде считалось, что когда-то, в далёкие времена, Луна и Солнце были молодыми влюблёнными людьми, но потом они поссорились. Кумыки всё ещё помнят обряды, связанные с культом Земире, Гудурбая и Суванасы. Земире (имя созвучно скифской царице Зарине) представлялась кумыкам божественной силой, представлявшейся в образе женщины, полной, крупной. В древнем языческом пантеоне народа она, очевидно, играла роль богини дождя.
В системе языческих верований кумыков Сув Анасы – «Мать Воды» занимала примерно такое же место, как у языческих славян русалка. В представлении народа Сув Анасы имела образ женщины огромного роста и большой физической силы. Она обитала в реках, охраняла воду. Поэтому человек, направлявшийся в вечерние или ночные часы к реке за водой, должен был задобрить Сув Анасы ласковыми словами, упросить её не причинять вреда и позволить набрать воды.
Таким образом, в древней религии кумыков силы природы олицетворены, как правило, в женском обличье. Однако бытует и мужской образ Бастырыкъ. Он в некоторой степени напоминает домового у русских, но совершенно лишён положительных черт. Бастырыкъ приходит к человеку ночью, во время сна, наваливается на него всем своим телом и душит так, что человек при этом не может даже шевельнуться. Только к рассвету он покидает человека. В настоящее время многие кумыки утверждают, что к ним приходит Бастырыкъ, поэтому избегают ночью спать в одиночестве, так как это единственный способ спасения от Бастырыкъ.
***
В представлениях кумыков значительное место занимали и всевозможные приметы. Некоторые из этих примет были связаны с определёнными днями недели. Считалось, например, что у каждого человека есть свой «счастливый» день (ярашгъан гюн), который якобы постоянно приносит удачу в задуманном деле. Были и общие для всех «счастливые» дни: понедельник, четверг и пятница. В такие дни принято было кроить и шить новую одежду, начинать носить новую одежду, мыть голову, совершать обряд первого укладывания в люльку новорожденного, отправляться в путь и т.д.
Ребёнок, родившийся в один из этих дней, считался счастливцем. Наряду с этими днями у кумыков были и запретные, «несчастливые» дни. Таким днём всеми кумыками признавался вторник (талатгюн). Как правило, в этот день не совершалось бракосочетание. Считалось, что ребёнок, рождённый во вторник, обречён на всевозможные неудачи в жизни. Ряд примет имеет связь с животным миром. По поверью, например, крик совы и вой собаки предвещают смерть кого-нибудь из членов семьи. Когда сова подлетала близко к дому, хозяин, скрывая суеверный страх, обращался к ней с ласковым приветствием.
***
Были и счастливые приметы, связанные с птицами. Считалось, что крик петуха на крыльце дома, стрекотанье сороки предвещают приход гостей, возвращение хозяина, какие-нибудь известия. Особенно приветливо кумыки встречали прилёт ласточек «къарлыгьач». Ласточка считалась священной птицей. По преданию, ласточки в тёплых краях оставили слепую мать Юмурчук. Возвращаясь осенью в тёплые края, ласточки должны принести ей привет от жителей горной страны и пожелание здоровья и исцеления больных глаз. Если Юмурчук не получит привета, она может навлечь на страну проклятье. Именно поэтому ласточку не только приветливо встречали, но и просили её передать привет матери.
Священной птицей считался и голубь, мясо которого могло быть употреблено в пищу только для особых лечебных целей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий