Потому и по сей день часто обращаются к духам – Аруахам: «Аруақ қолдасын» (Пусть поддержит аруах); «Аруақ қолдай гөр» (Поддержи аруах). Казахи верят, что аруахи всегда «желе-жебеп жүреді», то есть проявляют заботу и оберегают. Потому говорят «Жаратқан кешер, аруақ кешпейді» (Создатель простит, но аруахи не прощают). Таким образом уважение к душам ушедших вылилось во множество традиций, связанных с кончиной человека. И одна из них – Өлікке бата оқу (чтение молитвы в доме усопшего). «Бата» означает благословение старших рода, а также молитву.
***
Традиция в трудах учёных
Ученый Шайзада Тохтабаева, автор книги «Этикет казахов», пишет: «У казахов не рекомендуется часто посещать могилу. Проезжая мимо кладбища, необходимо замедлить ход и прочесть молитву в честь усопших. Так поступают, потому как казахи руководствуются заветом предков, которое гласит: Өлі риза болмай тірі байымайды (если усопшие не будут довольны, у живых жизнь не наладится)
Если человек скончался до праздников, в торжественный день люди говорят, что это первый праздник после кончины, и идут читать молитву в его дом. Случается, что по каким-то причинам близкие не смогли или не успели проводить усопшего в последний путь. В таком случае едут в аул к его родственникам – «Бата оқырға барамыз» (идём читать молитву). Придя в дом, вошедшие тихо и почти молчаливо приветствуют родных и читают молитву в честь усопшего. Как правило, приходят не с пустыми руками – приносят барана или другую живность, а также деньги.
После свершения бата оқу, прощаясь, казахи высказывают пожелания: «Енді тек жақсылық болсын» (Пусть теперь всё будет хорошо); «Жақсылықта жүздесейік» (Свидимся по хорошим случаям); «Тойға келейік» (Желаем приехать на свадьбу). А если люди по делам посещают другой аул и там узнают о кончине человека, пусть и незнакомого, они непременно должны войти в его дом и прочесть молитву. Препятствием в исполнении этой традиции не были даже тяжёлые или военные времена.
***
Традиция в художественной литературе
В романе «Хан Кене» писатель Ильяс Есенберлин описал древнюю казахскую традицию Өлікке бата оқу: «Десяток всадников с пиками и палицами наготове сопровождали их к середине аула. Однако при въезде до них донёсся плач из крайней белой юрты. Среди казахов издревле бытует обычай первым долгом зайти в дом усопшего и прочитать молитву. Есиркеген слез с коня, и джигиты Кенесары не стали ему препятствовать…
Зайдя в юрту, он прежде всего увидел людей в разных малахаях и истрёпанных чекменях, которые плакали и причитали на разные лады. На правой стороне юрты лежал молодой человек, горбоносый, с чуть заметным пухом вместо усов. Он скорее был похож на спящего, чем на мертвеца.
У изголовья его сидела маленькая высохшая женщина с распущенными седыми волосами. Она царапала ногтями до крови свои исхудалые щёки и причитала… Рядом с ней сидела молодая красивая женщина – жена или сестра убитого. Её большие чёрные глаза безжизненно уставились в стену юрты. Прочитав молитву, Есиркеген вышел…»
Комментариев нет:
Отправить комментарий