Посему разсмотрим самих царей Рима. Таковых мы насчитывает всего 7, начиная от Ромула: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск (Древний), Сервий Туллий и Луций Тарквиний Гордый. Династия Тарквиниев ограничивается Tarquinius Superbus, далее мы имеем немало вопросов. Несомненно, что власть влечется не от царства этрусков или латин, или сабинян, хотя их происхождения кто-то и имел[1]. Большее понимание нам дает акт «основания» Рима 21 апреля 753 г. до Р.Х. Ромулом и Ремом. После них семь разнородных поселений на холмах (Авентине, Палатине, Виминале, Капитолии, Квиринале, Целии, Эсквилине) образуются в одно квази-государственное сообщество, где главой утверждается царь Ромул.
Однако, откуда происходит сам истоник его власти? Неужели он — обычный узурпатор или, в лучшем случае, военный вождь?
По легенде Ромул с братом — внуки царя Нумитора[2]. Просматривая всё преемство, видно, что фактически власть в Рим перенесена из Альба-Лонга. Но вот сама власть в означенном городе имеет специфический характер.
Дело в том, что Альба-Лонга основана Асканием, сыном Энея. Да, того самого Энея! Эне́й (др.-греч. Αἰνείας, лат. Aenēās, т.е. «ужасный») был потомком Дардана, родоначальника народа дарданов на северо-западе Малой Азии. У внука Дардана Троса родилось трое сыновей — Ил, Ассарак и Ганимед. Внука Ассарака Анхиса увидела и полюбила богиня любви Венера. Представившись дочерью фригийского царя Отрея, она соблазнила Анхиса на вершине горы Иды[3], где тот играл на кифаре, после чего открыла ему правду о своём божественном происхождении. Будучи родственником троянского царя Приама (женат на его дочери Креусе) и его сына Гектора, Эней участвовал в Троянской войне против объединённых сил греков во главе с Агамемноном. Согласно Псевдо-Аполлодору, Эней прибыл на помощь троянцам лишь на десятый год войны[4]. Во время боевых схваток боги дважды спасали Энея от неминуемой смерти. Первый раз его защитили Афродита и Аполлон от Диомеда[5]. Во второй раз Посейдон спас Энея от ярости Ахилла, вынеся с поля боя[6].
Когда греки, использовав военную хитрость, захватили Трою, Энею удалось покинуть город. Он стал предводителем уцелевших троянцев и возглавил их в поисках нового дома. Античные источники по-разному описывают спасение Энея из Трои. Согласно Вергилию, в общей панике Энею удалось вынести на плечах из города своего престарелого отца Анхиса, а также сына Юла. Жена Креуса отстала и погибла в пылающей Трое[7]. Диодор Сицилийский и Клавдий Элиан приводят другой миф о спасении. Эней с частью троянцев занял часть города и успешно оборонялся от греков. Эллины предложили осаждённым покинуть город, взяв с собой столько, сколько они смогут унести. В то время как остальные воины несли с собой драгоценности, Эней вынес своего престарелого отца. Поражённые благородством этого поступка греки разрешили ему повторно вернуться и вынести то, что он посчитает нужным. Тогда он вернулся и забрал отеческие святыни, что вызвало к нему ещё большее уважение[8].
В «Истории от основания города» Тита Ливия в описании пути Энея в Италию отсутствует указание на посещение Карфагена и знакомство с Дидоной. После высадки в Лации местный царь аборигенов Лация Латин собрал войско, чтобы дать отпор пришельцам. До сражения дело не дошло, так как оба правителя нашли общий язык и скрепили союз свадьбой между дочерью Латина Лавинией и Энеем. В её честь и был назван новый город Лавиний. Вскоре на аборигенов Лация и троянцев напали рутулы под предводительством Турна. Рутулы проиграли битву, во время которой погиб царь Латин. Турн заключил союз с этрусским царём Мезенцием. Перед угрозой новой войны Эней объединил троянцев и аборигенов в единый народ латинов[9].
Сражение с объединённым войском рутулов и этрусков было удачным для латинов, однако в его ходе погиб Эней, которого похоронили рядом с рекой Нумицией. Сын Энея, то ли от Креусы, то ли от Лавинии, Асканий покинул Лавиний и основал новый город Альба-Лонгу.
Именно его потомком и станут Ромул и Рем, основавшие Рим.
Иными словами, здесь присутствует прямое преемство власти из Трои. Именно посему Рим неоднократно (и устойчиво) называли Troia Tertia. В некотором смысле се - сакральное наимование, коему станут подражать немалочисленные претенденты на звание «Третьего Рима». Интеллектуальное самозванство в ранне-средневековой Европе различных царков на преемство от троянцев (как , например, у франков[10]), не имеет, однако, никаких оснований. Но факт остается фактом: город Париж — т. е. центр гальского племени паризиев — тождественен имени троянского царевича Париса, что не случайно. И вовсе не исключено, что власть там осуществлял кто-то из спутников Энея, уйдя на север от своего предводителя.
Но откуда влечется власть Энея, т. е. власть Приама? Ответ находится уже у Гомера, где указано, что Приам наследовал непрерывную власть в Трое, восходящую к некому Дардану. Кто он?
Дарда́н (др.-греч. Δάρδανος) — в древнегреческой мифологии сын Зевса[11] и плеяды Электры[12], брат Иасиона, родоначальник племени дарданов. Родился на Самофраки[13]. По аркадской версии, он переселился из Аркадии в Самофракию, затем в Троаду[14]. Либо родился в пещере у города Самос в Элиде[15]. По Вергилию, родился в Италии, отплыл из Корита (Корнта) в Тиррении на Самофракию[16]. (В третьей песне "Энеиды" Аполлон дает беженцам-троянцам предсказание, что их новый дом будет на родине их предков, подразумевая Италию как родину Дардана, о коем троянцы не сразу и вспоминают в своих поисках). Во время античного потопа переправился из Самофракии[17], либо плыл на надутом бурдюке[18]. Опечаленный смертью брата, покинул Самофракию и переправился на другой материк на плоту. Радушно принятый царем Тевкром, женился на его дочери Батии.
Дети Ил и Эрихтоний (упомянуты уже у Гесиода). По версии, от Батии дети Эрихтоний и Закинф[19]. По аркадской версии, его жена Хриса, дети Идей и Деймант.
Основал город Дардан, а после смерти Тевкра назвал страну Дарданией[20]. По преданию город основанный Дарданом[21], родоначальником племени дарданов[22], у подножья горы Ида. По имени внука Дардана Троса народ, населявший Дардан и её окрестности, начал также называться троянцами, а сам регион — Троадой. Дальше, на равнине, сын Троса Ил позднее основал город, названный Илионом, но наиболее известный как Троя.
Царский дом Трои также был разделён на две ветви, дарданскую и троянскую (город последних назывался Троя, иногда — Илион). Дом дарданов (члены которого также назывались «дарданидами», потомками Дардана[23], Δαρδανίδες) был более старшим, чем дом троянцев, однако Троя со временем стала более могущественной. Эней именуется в «Энеиде» Вергилия то «дарданом», то «троянцем», хотя, строго говоря, Эней относился к дарданской ветви. Многие правители Рима претендовали на происхождение от Энея, от домов Трои и Дардана. Гомер также применял эпитет «дарданиды» (Δαρδανίδη) к Приаму и другим видным деятелям поэмы.
Сей легендарный Дардан, как, впрочем, и его дарданцы, обнаруживается в Библии. В так называемой таблице народов мы видим сына Йавана «dodanim” (Быт.10:4). В другом месте (1 Пар.1:7) вместо «Доданим» дается чтение «Роданим», коего придерживаются Пешитто, Септуагинта и Вульгата. Более, чем вероятно, что се - жители Родоса, кои ещё в древнейшее время были хорошо известны финикийцам благодаря их плаваниям по Средиземному морю[24]. По моему мнению, чтение dodanim и “rodanim” восходит к диалектальным произношением общего патронима d-r-d-n. Итак, мы устанавливаем, что сей Дардан есть сын Йавана, внук Иафета.
Сему библейскому персонажу мы находим полное соответствие в античной мифологии[25].
Япет («Проколотый?») - титан, упоминаемый Гомером в «Илиаде», как пребывающий в тартаре с Хроносом Он — брат Хроноса, кто правил мiром в течение Золотого века[26]. Жена Япета обычно описывается, как дочь Океана и Тифии, по имени Климена (по Гесиоду[27] и Гигину) или Азия (согласно Псевдо-Аполлодору). Античные авторы называют знаменитого Прометея именно сыном Япета. Указывается , что Япет имел четырех сыновей Прометея (погиб), Эпиметея (слабоумен), Атласа (могуч), Менотия (насильник), и таким образом является прородителем всего человечества.
К чему такое подробное перечисление античных мифов? Дело в том, что данные мифы весьма отрывочно отражали реальность, в том сисле историческую. Что самое важное, некоторые части вполне согласуюься с библейскими данными. Но в случае с Римом сии мифы имеют юридическое свойство.
Некоторые детали мы можем понять из римской геральдики. Так считается, что символом Рима (и Италии в целом) является орел. Однако, здесь не всё так прозрачно. Орёл с древности является символом силы и могущества как частных лиц, могущественных царей и героев, так и целых царств и народов, как, например, Вавилонского, Египетского[28]. Фараон Птолемей VIII (116—107 годы до Р.Х.) сделал орла символом Египта и велел выбить изображение орла на египетских монетах. В других источниках указано, что орёл символизирует власть, господство, верховенство и прозорливость (государственную прозорливость). В языческие, античные времена орёл служил атрибутом и символом божества или монарха. Золотой орел часто использовался на знамени Персидской империи Ахеменидов. Орел (или связанная с ним царская птица варгна) символизировал хварн (данную Богом славу), а династия Ахеменидов ассоциировалась с орлом (согласно легенде, Ахемен был воспитан орлом). Местные правители Персиды в эпоху Селевкидов и Парфян (III-II вв. до Р.Х.) иногда использовали орла в качестве украшения своего знамени. Парфяне и армяне также использовали знамена с орлами[29]. А вот Римский орел был введен в качестве стандартной эмблемы римских легионов под руководством консула Гая Мариуса в 102 году до Р.Х.[30] Орла в римской геральдике стали привязывать к символу Юпитера, но, исходя из вышеизложенного, данное предположение нам кажется неестественным. На символическом уровне орел означал власть особого рода. Я предполагаю, что Рим стал его использовать в столкновеняих с Парфией, имея претензию на древнее преемство власти, отмеченную еще фараоном Птолемеем (почти синхронно, что не случайно). В данном случае, именно преемство власти в имперском масштабе Римом вопринималось чуть ли не от Вавилона, что, на удивление, вполне согласуется с библейской историосоыией, на основании пророчеств Даниила.
Но сия власть — внешняя, хотя и воспринятая. Своя родная, так сказать примордиальная власть в Риме как SPQR проистекала из Трои. Получается, что, в конечном итоге, власть в Риме через правящий Дом Трои восходит к Дардану. Однако, природа его власти не до конца ясна. Очевидно, что Йаван или даже сам Яфет дал ему удел, но где и как и на каких основниях, неясно. Упоминания о неясности места рожддения Дардана в античных источниках, только подтверждают догадку, что он не был изначально полностью самостоятелен.
В любом случае, Рим как Третья Троя — есть преемственник Трои древней и установтель яфетического господства по всей ойкумене.
[1] Считается, что Тарквинии имели этрусское происхождение.
[2] Нумитор – в 14-м поколении потомок Аскания.
[3] Гесиод «Теогония» 1009-1010
[4] Псевдо-Апполодор «Эпитома» III, 34
[5] Гомер «Илиада» песня 5-ая, 311-442
[6] Гомер «Илиада» песнь 20-ая, 260-324; Louden Bruce. Aeneas in the Iliad: The One Just Man // 102nd Annual Meeting of the Classical Association of the Middle West and South. — Gainesville, Florida, 2006. — 6—8 April.
[7] Вергилий. Энеида. Книга вторая
[8] Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга VII, фрагмент 4; Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга III. 22; Циркин Ю. Б. Мифы Древнего Рима. — М., 2000., стр.189; «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима» / сост. А. А. Нейхардт. — М.: Правда, 1990., стр. 518-519
[9] Тит Ливий. Книга I. 1—2
[10] В VII-ом веке впервые появляется легенда о троянском происхождении франков. Тогда короли Меровинги искали для себя престижные истоки, которые узаконивали бы и поддерживали их власть. Римляне считали себя потомками троянцев, сам Цезарь объявлял свой род, происходящим от Аскания - сына Энея, героя Троянской войны из царского рода. Поэтому и Меровинги нашли себе троянского предка. Им объявлялся некий Франкус или Франсион (Francus или Francion), сын Гектора, хотя, как известно, тот имел только одного сына, погибщего в Трое. Франкус (Francus) появляется впервые в 660 году в Хронике Frégédaire le Scholastique, якобы написанной Евсевием. Данной работой дополняют "Историю Франков" Григория Турского, начинающуся с IV-го века.
[11] Гомер. Илиада XX 215
[12] Гесиод. Перечень женщин, фр. 177 М.-У.; Гай Юлий Гигин. Мифы 155
[13] Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. V 48, 2
[14] Дионисий Галикарнасский. Римские древности I 61, 2.4
[15] Страбон. География VIII 3, 19 (стр.346)
[16] Вергилий. Энеида III 167; VII 209
[17] Ликофрон. Александра 73-77 и комм.
[18] Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы / под общ. ред. А. А. Тахо-Годи, пер. с лат. Д. О. Торшилова. — СПб.: Алетейя, 2000. — С. 186. — 360 с
[19] Дионисий Галикарнасский. Римские древности I 50, 3
[20] Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 12, 1-2; 15, 3
[21] Гомер. Илиада. XX, 215—218
[22] Клейн, Лев Самуилович. «Илион и Троя. К характеристике формирования и источников гомеровского эпоса» // Народы Азии и Африки. — М., 1986. — Вып. 4—6. — С. 86—116
[23] Вергилий. Энеида. X
[24] Гомер, Илиада, II, 654
[25] Еще раннехристианские авторы намекают на сие тождество. Однако, в богословский оборот ввелен в 17 в. См.: Matthew Poole, Commentary on the Holy Bible (1685), vol.1, 26; Robert Graves, The Greek Myths vol. 1 p. 146; John Pairman Brown, Israel and Hellas (1995), 82
[26] Homer. Iliad, 8.478–481
[27] Hesiod. Theogony, 507
[28] Орел // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
[29] Alireza Shapur Shahbazi (December 15, 1994), "DERAFŠ", Encyclopaedia Iranica, Vol. VII, Fasc. 3, pp. 312-315.
[30] Conti, Flavio (2003). A profile of ancient Rome. Los Angeles: Getty Publishing. p. 210.; Duncan, Mike (2017). The Storm before the Storm. New York, р.135
Комментариев нет:
Отправить комментарий