А что же самих сарматов, то они в «Истории албан» Моисея Каганкатуйского преподносятся как потомки Ашкеназа, одного из сыновей второго (после Иафета) царя Албании Гомера. Античные авторы помещали савроматов и сарматов к востоку от скифов. По Геродоту, скифы и савроматы родственны, ибо последние произошли от браков скифов с амазонками. В античных источниках савроматы и сарматы отождествляются. Так, Скилак Карианидский, живший в IV веке до н.э., пишет, что народ Танаид, т.е. народ, живущий у реки Дон, называется сирмат. У Овидия Назона, жившего в I веке до н.э. и I веке н.э., встречается наименование – то сарматы, то савроматы. У Плиния (I век до н.э.) также есть выражение «сарматы, или по-гречески савроматы».
Античные авторы без сомнения отмечали мидийское происхождение сарматов. Так, Диодор Сицилийский (I век н.э.) пишет: «[Скифскими царями] были переселены и многие покорённые племена, а самых важных выселений было два: одно из Ассирии, в земле между Пафлогонией и Понтом, другое из Мидии, основавшееся у реки Танаида. Эти переселенцы назывались савроматами» [Диодор Сицилийский, I, 43]. Плиний сообщает, по реке Танаиду (Дон), впадающий в море двумя устьями, живут сарматы, по преданию, потомки мидян. Он же упомянул среди сарматов племя турк. О сарматских турках написал и Помпоний Мела: «Будины населяют деревянный город Гелоний. В близком соседстве с ними тиссагеты и турки живут в обширных лесах…». По мнению А.П. Смирнова, этими тюрками (турками) являлись булгары. Дионисий Перигет одно из племён сарматов во II веке назвал гуннами [Гейбуллаев 1991: 332].
***
Другим сарматским племенем тюркского происхождения были басилы, упомянутые автором I века Плинием. Отмечается, что в состав сарматов/савроматов вошли племена Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии и что наличие монголоидности и антропологическая близость с Алтаем указывают на то, что в формировании сарматов участвовали племена более восточных областей. Как уже было сказано, северные территории Албании (Аррана) граничили с Западной Сарматией [Страбон XI, 5, 31], а Западная Сарматия в то время занимала обширные просторы Северного Кавказа и Причерноморья. Восточная Сарматия простиралась от Волги до Урала. Известно, что около 127 года до н.э. возникло государство сарматов, которое просуществовало 600 лет [Смирнов 1984: 209].
Античные авторы их называют также амазонками. В частности Помпоний Мела пишет, что амазонки называются савроматами [Землеописание, III, 5, 39]. Страбон, помещая их на севере, отмечает, что «вплоть до Кавказа и области иберийцев и албан» проживают сарматы. А Помпей Трог пишет: «В соседстве с амазонками живут албаны». По Плутарху, во время битвы Помпея с албанской армией на стороне албанов сражались также амазонки, пришедшие с гор [Плутарх, Помпей, XXXV].
Известно, что одно из подразделений казахов, которые являются кыпчаками, назывался сармат-телеу. Кроме этого в Казахстане есть село Сармат с казахским населением [Толстова 1978: 9]. Выходит, не только часть албан и матаев (мидийцев), но и сарматов, которые в начале своей истории населяли Азербайджан, в последствии переселились в Среднюю Азию и сыграли неизмеримую роль в этногенезе среднеазиатских народов, в том числе и казахов. Не случайно, что одна из первых столиц Атропатены (Азербайджана) называлась Казахом (Газака у Страбона), по имени сарматов-казахов (сармат-казиг в античных источниках). Страбон писал по этому поводу: «Летняя столица их – Газака, расположенная на равнине, а зимней служит сильная крепость Вера… Эта крепость находился в 2400 стадиях от реки Аракс, отделяющей Армению (имеется в виду историческая Армения) от Атропатены».
***
Одним из древнейших племён Азербайджана, в том числе и Албании/Аррана, были киммерийцы (гомеры), которых автор «Истории албан» называет прямыми потомками Гомера (Кемара), второго царя Албании (кн.1, гл.1). В связи с затронутым вопросом особенный интерес для читателя вызывает этническая принадлежность киммеров, которые зафиксированы в аккадских источниках как «гимирра» [Дьяконов 1951: № 50], а в ассирийских источниках как «гамирра» [Дьяконов 1951: 65]. Например, ассирийские источники помещают их в Манне (IX-VII века), то есть в переделах государства, которое находилось на территории современного Азербайджана [Azərbaycan tarixi 1995: 80-90]. По этим источникам, они оттуда вступили на территорию Урарту [Дьяконов 1951: 2, 50]. Именно, из этих земель вытеснили их скифы и заставили переселиться в Причерноморье [Геродот IV, 11].
В анонимном источнике Муджмел ал-Таварих о киммерах говорится как о предках тюрков – булгар и буртасов [İslam gеografiyaçilerine göre türkler 1985: 30, 34]. Гуннские племена утигуров и кутригуров тоже считали себя потомками Кемара (Гомера), сына Иафета. Это утверждал и Иордан. И так, средневековые авторы не сомневались в тюркском происхождении киммеров. Г. Гейбуллаев считает древних киммеров и тюркоязычных камаров/комаров одним и тем же племенем. По его мнению, именно с ними связан топоним Камарлу. В XIX веке в Азербайджане было 5 селений Камарлу с тюркским/азербайджанским населением, от этнонима камар и суффикса принадлежности в тюркских языках «-лу». Также отмечены топонимы Камаргая (Казахский уезд), Большой Камарли и Малый Камарли, тоже с тюркским/азербайджанским населением, в Грузии.
***
В древних источниках ставится знак равенства между киммерами и саками. Например, в Бехсутунской надписи этнониму «гимирра» (киммер) в аккадском варианте, в эламском и древнеперсидском вариантах соответствует «сака». В надписи из Нахши – Рустам Дария I в древнеперсидском варианте слову «сака» соответствует «гамира» в вавилонском варианте. По этому поводу Э.А. Грантовский писал: «В 1933 году была опубликована надпись Ашшурбанипала (655-652 год до н.э.) на мраморной плите из храма Иштар в Ниневии. В этой надписи (строка 146) Тугдамме (655-652 год до н.э.), известный по другим текстам как вождь киммерийцев, называется царём Сака».
Что касается собственно саков, в аккадских, ассирийских и вавилонских текстах они зафиксированы как одни из древнейших жителей Азербайджана (Манны). Как верно отметил Г. Гейбуллаев, саки проживали и в Албании. Наименование области Сакасена/Шакашен (страна саков) впервые упоминается в труде Страбона в четырёх местах. И.М. Дьяконов писал, что эта область находилась в районе Гянджи. По словам Г. Гейбуллаева, локализация её с зоной Гянджи безупречна. Та как, в «Истории албан» Моисея Каганкатуйского есть сведение о том, что город Гянджа возникла в области Шакашен/Сакасена. Во-вторых, в зоне Гянджи в XVI веке одна река называлась Шакичай – «река Шаки» [Гейбуллаев 1991: 83].
В научной литературе утвердилось мнение о том, что саки являются скифами или частью их, а Сакасена (Шакашен) была ядром скифского царства в Предней Азии [Гейбуллав 1991: 84]. Геродот об этом писал, что персы скифов называют саками. Это сообщает и Плиний.
Очень любопытно исследование археолога К.А. Акишева, он расставил последние точки над «i» в так называемой скифской теме. Учёный в кургане Иссык в Семиречье (Казахстан) нашёл чашу с чёткой рунической надписью на тюркском языке. Находке, как и кургану две с половиной тысячи лет. Таким образом, надпись стала первым письменным памятником скифов и саков [Аджи 1998; 114].
***
По мнению Г. Гейбуллаева, тюркское население Албании делилось по религиозной принадлежности на две части: албаны (в узком смысле), гунны, саки, гаргары, кангары, печенеги, чолы и другие племена были христианами, а проникшие в V-VIII веках тюркские племена, в частности хазары и сувары (имеются в виду племена бывшего Западно-Тюркского каганата, проникшие в Албанию в VI веке, хазары и сувары, оторые были переселены Хосровым Ануширваном в числе 10 тысяч, хазары, переселённые в 722-723 году Джаррахом ибн Абдаллахом Хаками, хазары, поселившиеся в 731 году, хазары, переселённые в 732-733 годах Марваном ибн Мухаммедом и др.) до принятия ими исламской религии (после VII века), – язычниками, а ираноязычное население в северо-восточной Албании и на Апшеронском полуострове исповедовало огнепоклонничество.
Но так или иначе, тюрки численно стали преобладающим по сравнению с кавказоязычными и ираноязычными племенами. Видимо, на этом этапе между тюрками-христианами и тюрками-язычниками ещё не шёл процесс консолидации – этому мешала их различная религия. Здесь следует заметить, что консолидационные процессы между тюрками-христианами (албанами) и тюрками-язычниками всё-таки происходили. В «Истории албан» Моисея Каланкатуйского сообщается: «Род Арсвелан во времена Хосрова Великого (211-259) породнился с неким храбрым мужем, пришедшим из страны Басилов». В другом месте автор пишет, что албанский князь Джеваншир «переправившись с семнадцатью мужами на другой берег реки (т.е. на север от Куры), пришёл в лагерь гуннов и взял себе в жёны царскую дочь…». Сообщается также, что «нахарары албанские роднятся с язычниками и подвергаются проклятию».
Таким образом, брачные узы между албанами и тюрками являются одним из факторов консолидации албанов-тюрков с пришлыми тюрками. «Чужестранками» здесь, безусловно, являются девушки язычников-тюрков. Это говорит о том, что тюркские племена жили в Албании чересполосно, что ускорило консолидацию их с албанами-мусульманами. В этом же источнике отмечается, что «Враз Трдат, князь Гардмана, христианин по религии, говорил своим людям, что с этих пор не сочтём позором породниться с ними», т. е. с тюрками-язычниками.
И так, как видно из всего сказанного встатьи, Албания/Арран с древности являлась страной тюрков, где кыпчакская речь преобладала, хотя были слышны и огузская и карлукская, а высоко в горах языки нахо-дагестанской группы – удинский, лезгинский, аварский и т.д., а так же татский.
Комментариев нет:
Отправить комментарий