Поиск по сайту / Site search

14.09.2022

Юрий Евстигнеев: История и хронологическая трансформация содержания термина «Кыпчак»

Евстигнеев Юрий Андреевич, кандидат исторических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, 2012.

В составе многих современных народов присутствуют этнические группы: «кыпчак» в составе алтайцев, теленгитов и кыргызов; «кыпшак» – казахов, каракалпаков, ногайцев; «кыпсак» – башкир; «кипчок» – узбеков. Все названные группы, точнее их этнонимы, восходят к хорошо известному на средневековом Востоке народу – кыпчакам

В европейских и византийских источниках, на Руси термин «кыпчак» не известен. Подчас конкретные этнические группы, например, люди хана Атрака (XII век), ушедшие из донских степей в Грузию, на Руси именуются «половцами», в Грузии – «кипчаками», причём первые в Грузии, а вторые на Руси не известны. 

Появляются сомнения в правомерности применения термина «кыпчак» в отношении тех или иных этнических (племенных) групп. Не ясно, какой этнос имеют в виду некоторые авторы (например, мусульманские) под термином «кыпчак» в тот или иной хронологический период истории.

Во времена правления китайских династий Суй (581-618) и Тан (618-907) в степях от Алтая до Великой китайской стены кочевали многочисленные племена теле или тегрег, т.е. «тележники». Из 15 известных китайцам племён тие-лэ (теле) наиболее многочисленными и сильными были сеяньто (сиры, упомянутые в древне-тюркских памятниках) и хойху (уйгуры). Эти два этноса постоянно соперничали за гегемонию в степи: после падения первого Тюркского каганата (630 год) в борьбе за власть в степи между хойху и сеяньто последние одержали победу. Они создали свой каганат с центром на реке Толе, однако уйгуры во главе токуз-огузов с помощью китайских войск разгромили Сирский каганат (646 год). В итоге победителем остался Китай. В 679 году сиры поддержали антикитайское восстание тюрков (господствующий этнос в Тюркском каганате) и стали вторым (после тюрков) в племенной иерархии во Втором Тюркском каганате (681-745). И здесь свою роль сыграли уйгуры (главные соперники сиров), разгромившие с помощью того же Китая второй Тюркский каганат (744 год).

***

В этот раз сиры подверглись истреблению и бежали на Северный Алтай, получив от победителей название кыбчак «неудачник», «никчемный», «злополучный», ставшее этнонимом. Если в древнетюркских рунических надписях на памятниках в честь Тонью-кука (726 год) и Бильге-кагану (735 год) в качестве господствующих племён в Тюркском каганате названы тюрки и сиры, то в надписи на памятнике Элетмиш Бильге-кагану (760 год) в рассказе о господстве в недавнем прошлом над уйгурами тюрков и сиров вместо сиров вписаны «кыбчаки». А с появлением труда «Китаб ал-масалик вал-мамалик» [885; «Книга путей и стран»] ибн Хордадбека этноним кипчак (хифчак) надолго утвердился в перечне тюркских племён в восточной, прежде всего арабо-персидской, историографии. С тех пор этот термин, оставаясь преимущественно этнонимом, неоднократно менял своё содержание в зависимости от исторических ситуаций. В связи с этим целесообразно разделить историю применения термина «кыпчак» на несколько условных периодов, определявших особенности его смыслового содержания.

1. 760-1030 годы. Становление и расселение этнической общности. Этникон «кыпчак» становится эндоэтнонимом (самоназванием). Бежавшие на Северный Алтай сиры (сеяньто), подчинив местные (очевидно, угорские) племена, создают новый племенной союз, получивший название «кыпчак». Численно усилившись, кыпчаки продвигаются за Иртыш, расселяются по территории современного Казахстана и попадают в поле зрения купцов из Средней Азии и исследователей из Ирана и других исламских стран. Первым о них написал ибн Хордадбек в своей «Книге путей и стран». Политическое положение кыпчаков в государстве кимаков описал в своём сочинении «Зайн ал-ахбар» [1049-1053; «Украшение известий»] персидский историк Гардизи, попутно изложив легенду об образовании кимакского государства и этнического состава его населения. Завершает эту эпоху истории кыпчаков «Диван» [«Сборник»] персидского поэта, путешественника и чиновника сельджукского султана Насир-и Хосрова, в котором степи севернее Сырдарьи были названы Дешт-и Кипчак – «Степь кипчаков» или «Кипчакская степь». Это означало, что здесь господствовали кыпчаки или просто они стали непосредственными соседями Хорезма, как об этом в том же году сообщил Абу-ль-Фазл Бейхаки.

***

2. 1030-1240 годы. Господство кыпчаков в Дешт-и Кипчаке не означало, что они создали своё государство, подобно тому, как это сделали их предшественники – кимаки. В XII веке кыпчаки поделили «свою» степь на отдельные владения, во главе которых стали ханы и их «ханские» племена. Единая этническая общность (племенной союз) кыпчаков распалась: в списках этносов Дешт-и Кипчака домонгольского времени, приводимых арабскими авторами XIII-XIV веков (ан-Нувайри, ибн-Халдун, ад-Димашки, ат-Тани), этноним кипчак отсутствует. Последним исследователем, назвавшем кипчаков в качестве особого этноса в своём труде «Дивану лугат ит-турк» [1074; «Словарь тюркских языков»], был Махмуд Кашгари.

Позже кипчаками в исламском мире стали именовать все кочевые племена Дешт-и Кыпчака, т.е. термин «кыпчак» стал этниконом – собирательным названием кочевого населения Кипчакской степи. Ан-Нувайри, рассказывая о соперничестве среди кыпчаков накануне монгольского нашествия между племенами дуруг и токсоба, назвал первое племя – «из кипчаков» по происхождению, второе – «из татар». Повествуя об ассимиляции кыпчаками покоривших их татар, аль-Омари (XIV век) под «кипчаками» имеет ввиду местное население Дешт-и Кипчака, а под «татарами» не столько собственно монголов, сколько все пришедшие с завоевателями племена.

3. XIII-ХV века. В этот исторический период кыпчаки, потеряв гегемонию в степи и оказавшись в разных улусах монгольских завоевателей, снова «обрели» этничность и сумели сохранить этноним, даже оказавшись в разных улусах монгольской державы. Однако в ходе распада Золотой Орды и развития её политических (и этнических) наследников – государств (Крымское, Казанское, Узбекское, Казахское ханства и Ногайская Орда) и соответствующих им народов – кыпчаки вошли в их состав. Но с XV-XVII веков и по настоящее время они существуют лишь в качестве частей новых народов – этнических групп под древним названием «кыпчак» (с вариантами произношения в соответствии с языками народов, в состав которых они входят). Что касается топонима «Дешт-и Кипчак», то он использовался в мусульманских источниках для обозначения территории Казахстана с XIV до XVII век.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти