Поиск по сайту / Site search

26.09.2022

Амвросий фон Сиверс: Рождение нации происходит через несколько фактроров (здравохранение, нравственность, война)

Израиль был ли нацией изначально? Как его идентифицировать? Каковы его истоки и структура?

Данные вопросы ставились неоднократно. Но внятных ответов не давалось. Точнее, отдельные изследователи вполне точно описывали сей феномен. Израиль является своего рода античным амфиктионом с четко указываемой религией, сформированный из 12 племен и конкурировавший с иными союзами и племенами, имевшими общее происхождение, минимум от патриарха Авраама. Из отдельных упоминаний. Можно только догадываться о внутренней структуре Израиля. Похоже на то, что Сихем считался его политическим центром минимум колена Симеона. 

Из Библии не вполне понятно, кто конкретно переселился в Египет. Голод, конечно, сильный мотив, но он всего не разъясняет. Маловероятно, что переселился тотально весь союз Израиль. Реалистичнее было бы предположить, что немало представителей практически всех колен оставались в Ханаане и прилегающих территориях. Также вполне законно допускать, что представители израильтян свободно уходили из Египта до перемены династии в оном, когда к власти пришел тот фараон, что был чужд наследия Иосифа и фактически закабалил евреев.

Исход евреев из Египта не так ясен, как сие может показаться из Библии. Если маршрут и мотивы еще более- менее понятны, то состав народа  и дальнейшие события — нет. В Книге Исход имеем весьма таинственное замечание: «и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое» (Исх.12:38). О существовании среди вышедших из Египта евреев иноплеменников упоминают и другие места Пятокнижия, называемые «пришельцами», что в контексте значится как "gerim”, т. е. родственные лица, но не члены амфиктиона.

 «Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом?» (Чис. 11:4) и «дети ваши, жены ваши и пришельцы твои, находящиеся в стане твоем, от секущего дрова твои до черпающего воду твою» (Втор. 29:11). Судя по Лев.24:10, к ним принадлежали египтяне, с коими евреи вступали в родственные отношения. 

К иноплеменникам относят также «богобоязненных» египтян, о коих говорится «Те из рабов фараоновых, которые убоялись слова Господня, поспешно собрали рабов своих и стада свои в домы» (Исх. 9:20) и, наконец, родственных евреям семитов, кои, по мнению ученых, издавна жили на восточной границе Египта. Наибольший интерес вызывают именно сии «богобоязненные» египтяне. Они, очевидно, такие же монотеисты как и люди Мойсея. Они — не израильского и не авраамитского и не-семитского происхождения, но сохраняют истинную веру. Далее мы их не обнаруживаем отдельной частью среди Израиля. Очевидно, они полностью интегрированы. Но куда? Я предполагаю, что непосредственно, в качестве яхвистов, в ту часть левитов, что находилась под полным контролем Мойсея. Меньшая часть могла быть интегрирована в т. н. «Дом Иосифа», как наиболее египтизированного

Был ли Исход одномоментным? Само движение во главе с Мойсеем — да. Но оно, скорее всего , касалось конкретно «Дома Иосифа». Иное движение, т. н. «Дом Израиля», вышел чуть прежде и именно он контактировал со своими природными членами выпавшими за три поколения из общего состава.

Состояние вышедшего народа было весьма плачевно во всех смыслах — и в религиозном. И в нравственном, и политическом, и этническом. Деградировавшие массы с рабской психологией и, очень вероятно, плохим физическим здоровьем. Собственно, они — сумма членов родственных племен, кои не могут точно определить ни себя, ни своего места, ни собственно смысла существования.

Невозможно переоценить значение Мойсея. Он делает то, что никто до него не совершал. Он постепенно создает из предоставленного ему Богом биологического материала целый народ — особый народ. 

При изучении законоположений и правил, оставленных Мойсеем, сразу приходишь в удивительным выводам. В основном его законы стараются понимать в нравственном смысле. Однако, многие из оных вполне можно понимать в аспекте чисто медицинском. По сути, многие законы, например, о гигиене  - суть медицинские и очень хорошо описывают принципы карантина. Получается, что прежде израильтяне сими понятиями не обладали в достаточной степени, что вполне согласуется с их нравственной и социальной деградацией. Закон о личной чистоплотности еще мог быть наследием древних времен: так перед любой трапезой предполагалось мытье рук. В праздничные дни за столом строго соблюдался особый «этикет» омовения рук, молитвы. Пример соблюдения правил гигиены подавали священнослужители. Прежде чем собраться у Горы Синай, чтобы слушать о законах, Бог повелел народу вымыться самим и вымыть одежды свои. Данное предписание проводилось в жизнь под страхом смерти. Никакая нечистота не допускалась в Божье присутствие.

Во время странствования по пустыне для израильтян строжайшее соблюдение чистоты требовалось как внутри шатров, так и вне их. Никаким отбросам не позволялось оставаться в пределах или вокруг стана. Однако правила личной гигиены оставались по видимому народу неведомы, ибо их потребовалось прописывать детально. Закон для израильтян определял даже «правила пользования туалетом» во избежание распространения каких-либо инфекций: «Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить; кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое» (Втор. 23:12–13). 

Несомненно, важным оставался запрет на прикосновение к мертвому телу (Чис.19:11-22), кое могло быть либо разносчиком инфекции, либо уже содержать трупный яд.

Но самым важным явились правила о КАРАНТИНЕ.

Система карантина (изоляции) соблюдалась неукоснительно. Человек с подозрением на инфекцию изолировался на определенный срок от окружающих, как источник потенциальной опасности. Официальная медицина пришла к подобным методам профилактики только к концу XIX века. В Божьем постановлении о содержании инфицированных больных говорится: «Пока он болен, он должен жить один – за пределами лагеря» (Лев. 13:46). «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт, и кричать: «нечист! нечист!» (Лев. 13:45). То был «способ дезинфекции», вместе с тем и сам прокаженный при ослабленном иммунитете не мог «подхватить» смертельное для него ОРВИ, говоря современным языком. Понятие «проказа» включало не только кожные заболевания человека, но и различные виды грибков, поражающих ткани, камень. Больных изолировали, а все предметы (посуду, постель), имевшие соприкосновение с потенциальным очагом инфекции уничтожались. Одежду, зараженную «язвой» сжигали. «Он должен сжечь одежду, или основу…или кожаную вещь, на которой будет язва, ибо это проказа едкая: должно сжечь на огне» (Лев. 13:52). Меры дезинфекции работали четко. И сие было предписано в законе.

(Но карантин не являлся системой отчуждения. Если ставился «плохой» диагноз, человека не убивали, не изгоняли, как было принято у других народов. Он жил вне стана, неподалеку. О нем знали близкие, которые могли оставлять пищу и все необходимое. После исцеления человек становился полноценным членом общества, другие не должны были избегать его по возвращению в стан.) Дезинфицировались даже военные трофеи: «золото, серебро… все, что не горит в огне нужно провести через огонь. После сего оно станет чистым… и эти предметы нужно очистить очистительной водой. Все, что горит в огне нужно провести через воду. В седьмой день выстирайте одежду… После этого вы можете войти в лагерь» (Числа 31: 22–24).

Бог позаботился о санитарной грамотности населения, как сие ни странно звучит. Тогда сие было «лекциями» для народа. Сейчас таким занимаются реклама, телевидение, Интернет. Священники должны были обладать некоторыми медицинскими знаниями и учить народ, что при малейшем подозрении на болезнь, нужно сразу обращаться к ним: «Если у кого-то появится на коже опухоль, сыпь или воспаление, которые могут оказаться заразной кожной болезнью, больного нужно привести к священнику…» (Лев.13:2). Система работала безотказно, - но работала она так эффективно, потому что сам народ целиком находился в само-изоляции от всех иных внешних факторов, ни с кем не соприкасаясь массово.

Огромное внимание было посвящено Закону о питании. Существует несколько причин соблюдения законов о питании. Некоторые указаны в Писании, а некоторые можно вывести из него. Среди них есть причины естественного характера, а есть символические или связанные с отношениями между людьми. Важным, среди всего, остается гигиена. Некоторые из законов о питании, например, запрет на употребление в пищу гнилого или разлагающегося мяса, явно составлены из соображений медицинского характера и были даны народу для его же благополучия. Но не все из сии законы можно объяснить гигиеническими соображениями, потому что некоторые вполне съедобные продукты, например, кролики и моллюски, были под запретом. Отвращение — важный фактор. Черви и змеи, хоть они и съедобны, всегда считались непригодными для пищи. Они были не кошерными (неподобающими). Законы о питании касались только продуктов животного происхождения, за исключением запрета на вино для некоторых категорий людей (Лев 10:9; Чис 6:3-4; Суд 13:14; Иер 35:6). Для употребления в пищу подходили пять категорий животных. Чтобы быть пригодным для пищи, животное должно было иметь раздвоенные копыта и жевать жвачку. Согласно Левиту, отсюда исключались верблюды, лошади, кролики и свиньи (Лев 11:2-8). Морские создания должны были иметь чешую и плавники (Лев., 11:9-12). Птицы могли употребляться в пищу, если не ели падали (Лев 11:13-19); Моисей приводит список из 20 видов птиц, которые находились под особым запретом, потому что были падальщиками. Крылатые насекомые тоже были под запретом (Лев 11:22-23), за исключением некоторых видов кузнечиков и саранчи (их обычно ели кочевники в пустыне). Наконец, «животные, пресмыкающиеся по земле» (Лев 11:29-31), в том числе рептилии и грызуны, считались нечистыми. Существовали также определенные ситуации, в которых чистая пища становилась нечистой. Например, нельзя было есть животных, умерших своей смертью (Втор 14:21) или задранных дикими зверями (Лев 17:15). Пища могла быть осквернена соприкосновением с каким-либо нечистым предметом, например, если дохлая мышь падала в горшок с едой (Лев 11:32-34). Убив чистое животное, нужно было дать вытечь его крови (Лев 17:14). Перепроверяя сии запреты, неукоснительно приходим к выводу, что практически все они вызваны предупреждением инфекционных и вирусных заболеваний.

Точно также стоит понимать запрет на половые связи с «нечистой» (Лев. 18:19), с замужней женщиной (Лев.18:20), на зоофилию (Лев. 18:23), на гомосексуализм (Лев. 18:22), и на занятие проституцией (Втор.23:16), на измену (Левит 18:20, 19:20-22; Втор. 5:18, 22:22). Все вышеозначенные категории — реальные «группы риска» чисто в инфекционном смысле.

Три принципа из Ветхого Завета - санитария и личная гигиена, рацион питания с низким содержанием жиров и интимные отношения только с одним половым партнером в браке - по-прежнему остаются основными рекомендациями в области общественного здравоохранения.

То же самое касалось и запретов на заключение браков с не-евреями (Втор.7:3). Мойсей явно был осведомлен в плохом состоянии многих народов и племен, зараженных всякими вирусами и пораженными венерическими заболеваниями или обладавшими плохой генетикой. Помимо чисто нравственного и ритуального значения сих Законов, они обладают четко выраженными категориями защиты древнего здравохранения. Впрочем, многие новые запреты , введенные Мойсеем, являются попыткой проводить евгеническую программу в своем народе, в коем проявилось много рецессивных признаков. Только так можно интерпретировать запреты на инцест и целую стратификацию недопустимых отношений внутри больших семей. Помимо чисто социальных, они имеют именно евгеническое значение, и указывают на большие проблемы среди Израильтян в данном параметре на момент Исхода. Позитивная селекция, как улучшение генетического материала, осуществленное под руководством Моисея, по-видимому удалась. Сим и объясняются столь удивительные успехи Израиля в перманентных войнах против иных народов, преграждавших им путь.

Можно указать сии параметры как внутренние. Внешними же явилось весьма изолированное бытие народа в пустыне на протяжении 40 лет, когда буквально сменились поколения, и сам дух рабства выветрился из сознания. 

Центральной темой Израиля была и оставалась вера в истинного Бога. Именно посему всякое отступничество строго каралась, вплоть до смертоубийства, внутри колен и кланов, и семей. Се — положительная селекция, где сверхмотивация — важный фактов выживаемости.

Еще одним важным фактором — как, впрочем, в любом этногенезе — для становления нации является война. В ней народ не только окончательно формируется и сопереживает себя в активной фазе, но и консолидируется по организационному признаку. Мойсей начал сей процесс — Исус Навин завершил. До-государственный Израиль, как античный амфиктион, стал не только нацией, но и обществом в завершенном смысле сего слова. При том, что незадолго до сего его просто не существовало в территориальном пространстве

В древне-египетском нарративе имеется одно упоминание о Израиле, достойное внимания. Хотя строка, посвященная Израилю, более чем лаконична, на ее основании можно сделать несколько выводов. Прежде всего, сам факт упоминания об Израиле говорит о том, что израильский племенной союз уже существовал в Палестине в конце XIII в. до н. э. Далее, египетский иероглиф, обозначающий Израиль, использовался для изображения не стран, а народов. Сие свидетельствует о том, что израильские племена еще не осели на землю или данный процесс был далек от завершения. Судя по очередности и месту упоминания об Израиле среди других народов и городов Ханаана, можно сказать, что в конце XIII в. до н. э. он не доминировал в Палестине, следовательно, завоевание Ханаана еще только начиналось. Как не вспомнить тут слова библейского прорицателя и чародея Бильама (Валаама), сказанные им об Израиле: «Вот, народ живет отдельно и между народами не числится» (Чис. 23:9). То есть Израиль представлял собой уже отдельный народ, но не имел еще своей земли. Некоторое время спустя точно в таком же положении оказался и «дом Иакова», когда в начале XII в. до н. э. ушел из Египта. Народ не был изчислен, но появился — после сорокалетнего пребывания в самоизоляции, в пустыне. 

Согласно тексту книги Левит 18:1–5, члены сообщества Израиль - не такие, как все люди. Выражение «Я Господь, Бог ваш» постоянно повторяется в последующих главах, отличая их от первой части книги, где оно встречалось только в Лев. 11:44–45. Оно было веским заключением заветных отношений. Сие выражение указывало на Бога, Своей благодатью искупившего их из египетского плена (11:45), и напоминало Израилю о необходимости исполнять свою особую роль в мiре, будучи святым народом (ср.:Исх. 19:3–6). И здесь имеется своя ретроспектива и перспектива. Израиль ни в коем случае не должен имитировать Египет или Ханаан. Идолослужение и извращения египетской и хананейской цивилизаций и религий, подтвержденные данными археологии, образуют фон для многих следующих далее запретов. Народ Божий совершенно четко должен отличаться от окружающих цивилизаций, полных греха и идолов. Сему же учит и того же требует от христиан и Новый Завет, как требовал от Израиля Ветхий Завет (ср., напр.: Мф. 5:13–16; Лк. 22:24–26; 1 Кор. 6:9–11; Еф. 4:17–24; 1 Пет. 2:11–12). Поистине, первостепенное нравственное значение Израиля как святого сообщества состоит в том, что он был образован именно для того, чтобы стать образцом такой отделенности в рамках культурного контекста современного ему древнего мiра.

Наше внимание заострено на особом аспекте этногенеза. Религиозный, нравственный, социальный, культурный аспекты национально строительства очевидны и понятны. Но, оказывается, невероятно важен аспект здравохранения и связанного с ним правильного питания, а также позитивная селекция для возрождения в новом качестве. Прочитывая законы Мойсея под сим углом нам понятно, что и как требуется делать для иных наций стоящих на пороге катастрофы, перед своим экзистенциальным выбором.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти