Первые христиане жили ожиданием скорого пришествия Христа. Когда это ожидание перенеслось в долговременную перспективу, нужно было как-то иначе строить свою жизнь.
В результате ожидание будущего века стало скорее частью доктрины, чем повседневной данностью.
Но вот как поступил на рубеже IV–V вв. любимый мной Феодор Мопсуестийский. Он сделал учение о двух веках, нынешнем и будущем, фундаментом своего богословия. Говорил о том, что нынешний век по определению не идеален, но именно в этот век люди (и ангелы) проявляют свою волю. А будущий век — это век идеала, нетления и неотвратимости. Там уже нет места для воли.
И вот что он говорит дальше. В нынешнем веке мы призваны уподобляться будущему веку настолько, насколько это возможно. Тому самому веку, где нет ни своих, ни чужих, ни наставника, ни ученика, ни начальника, ни подчинённого, где все станут единым телом Христа. Да, этого невозможно осуществить в полноте, но надлежит к этому стремиться. Стремление, намерение, направленность воли, преодолевающая комфорт, — вот что, по Феодору (и затем по Исааку Сирину) засчитывается за поступок.
Смотрите, что делает Феодор: он возвращает эсхатологию в повседневность. Он возвращает церковную действительность V в. в новозаветные времена, насколько ему это было возможно.
И вот что я думаю. Ни у Феодора, ни в воспринявшей его язык восточносирийской традиции нет представления о том, что будущий век можно приблизить своими усилиями. Совокупность усилий людей не влияют на наступление будущего века (как я понимаю, в еврейской мистике есть примеры обратного). То есть ты подражаешь жизни будущего века, не думая о результате. Ты совершаешь будто бы бесполезное усилие, но именно им ты отпечатываешь в повседневности царство Божие. И ты никогда не знаешь, к чему твоё действие приведёт. Чтó оно пробудит в других.
Что из этого следует? Сейчас многие люди в России не хотят выражать своего протеста против войны, считая, что это ничего не изменит. Зачем выходить на площадь, зачем что-то писать или подписывать. Верующие среди них указывают на то, что нужно дождаться свершения воли Божией. А тут выходит, что воля Божия — это не только внешняя данность, но и то, что совершается нашими маленькими и бесполезными усилиями по подражанию жизни будущего века. Именно так Феодор понимал слова «да будет воля Твоя».
Все бесполезные усилия, объединенные волей и целью, соединяются в одну волну, и мы не знаем о её последствиях. Никогда не знаешь, как твой поступок повлияет на другого. А главное, не знаешь, как он повлияет на тебя, каким/какой ты будешь уже через час. Исаак Сирин говорит: в молитве ты получаешь утешение не потому, что Бог реагирует на неё, а потому, что ты пробуждаешься и становишься достаточно тонким, чтобы чувствовать Его силу, которая всегда была рядом. Когда Исаак Сирин чувствовал эту силу, он восклицал: вера выше законов природы!
Будем думать об этом открытым сердцем. Чудо — дело Бога, но Он устроил эту несовершенную вселенную так, чтобы вложить его в наши руки.
Да простит меня Феодор, человек вернувший мне Христа, что я его подставляю под удар. Но сколько ударов уже вынесла память об этом человеке, особенно с 431 по 553 гг. Время возвращать сердца отцов детям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий