Сын патриарха Иакова
Дан (ивр. דָּן, Dān — «судья») — в Библии пятый из двенадцати сыновей патриарха Иакова, родившийся от Валлы, служанки Рахили; родоначальник одного из Колен Израилевых. Согласно Торе, имя Дан происходит от дананни — «он судил меня», означающее, что по вере Рахиль она получила ребёнка в результате решения Бога (Быт. 30:6). Однако, данная интерпретация вызывает много вопросов и не безспорна. Некоторые ученые полагают, что подобно тому как имя патриарха Гада происходит от божества Гада, и имя патриарха Ашера происходит от божества Ассура, так и Дан происходит от племенного божества. Согласно такому мнению, имя Даниэль интерпретируется как «Дан — это Эль», а не в смысле «Эль мой судья» или «Бог мне судья». На наш взгляд, данное понимание ложно, ибо уводит несколько в иную сторону от реальных основ.От Дана в Египте произошло колено, кое во времена исхода из Египта насчитывало 62700 человек (Чис. 1:39). Данитяне отличались хитростью и коварством, но из них выходили замечательные художники. Художник Аголиав сын Ахисамахов был назначен Богом в помощники Веселеилу для строительства Скинии — походного Храма израильтян на пути из Египта в Землю обетованную. По завоевании Ханаана Данову колену был дан сравнительно небольшой, но плодородный удел на берегу Средиземного моря в районе Яффы (Нав. 19:46). Из Данова племени происходил богатырь Самсон, сражавшийся с филистимлянами (Суд. 13:2).
Стеснённые в своих владениях филистимлянами, данитяне вынуждены были искать себе нового места для поселения. Значительная их часть двинулась на север, где они захватили город и назвали его Дан, ставший впоследствии крайним северным пунктом земли Израильской.
Северная колония Данова колена завязала тесные торгово-промышленные отношения со своими соседями, финикийцами. Царь Соломон назначил (965 до н. э.) знаменитого художника Хирама, происходившего по матери из Данова колена, строителем Иеросалимского Храма.
Жившие вдали от общеизраильского духовного центра данитяне устроили в своем городе собственное святилище. Впоследствии, израильский царь Иеровоам (930 — 909 до н. э.) пытался превратить его наряду со святилищем в Бейт-Эле в альтернативу Храму Соломона.
Столь устойчивое желание данитян иметь свое собственное святилище ЯХВЕ указывает не только на определенную политическую обособленность — ибо единство культа в Иеросалиме являлось подтверждением централизованного политического единства Израиля, - но и какую-то архаическую традицию в Богопочитании, вероятно, восходящую еще до-египетскому периоду.
В Книге Судей Дан описывается непокорным, не придерживающимся правил; в книге Иеремии, север Ханаана ассоциировался с тьмой и злом (Иер. 1:14); раввинские источники разсматривают Дана как архетип зла. В апокрифе «Заветы двенадцати Патриархов» Дан изображается ненавидящим Иосифа, придумавшим обмануть Иакова, измазав одежду Иосифа кровью ягнёнка (Завещания — Дана 1, Звулона 4, Гада 1). В апокрифе Молитва Асенефы Дан изображается как заговорщик с египетским наследным принцем, против Иосифа и Асенефы.
В предсмертном благословении Иаков говорит: «Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад» (Быт. 49:16-17). Называние Дана «змеем» интерпретируют как связь Дана с Белиалом (Завещание Дана 5).
Ранние христианские писатели, такие как Ириней Лионский и Ипполит Римский верили, что антихрист придет из колена Данова. Книга Иеремии упоминает храп лошадей всадников Апокалипсиса из колена Дана (Иер. 8:16).
Апостол Иоанн Богослов опускает колено Даново при упоминании 12 колен сынов Израилевых, которые спасутся в Конце Света (Откр. 7:5-8). Возможно, сие свидетельство недостоинства Дана. Вместо Дана дважды упоминается колено Иосифово как «колена Ефремово и Манассиево».
Связь колена Дана с данайцами
Апокрифическая Книга Юбилеев в глвые 34 упоминает имя жены Дана — Эгла. Тождественное имя мы обнаруживаем в греческой мифологии. Э́гла (др.-греч. Αἴγλη «сияние») — нимфа, дочь Панопея, коя, по одному из вариантов, была возлюбленной Тесея (Гесиод. Перечень женщин, фр.147 М.-У.; Псевдо-Гесиод. Эгимий, фр.298 М.-У.). Полюбив её, он бросил Ариадну (Плутарх «Тесей» 29). (Согласно Плутарху («Тесей» 20), со ссылкой на Герея Мегарского, строки о ней вычеркнул афинский тиран Писистрат.) Иные мифы называют ее дочерью Солнца, красивейшей из наяд или одну из гесперид. Не думается, что здесь — обычное совпадение.
По гипотезе израильского археолога И. Ядина, племя Дана было греческого происхождения — данайцами, которые позднее присоединилось к израильскому союзу племён. На наш взгляд, дело остоит прямо наоборот. наиболее древнее упоминание о данайцах относятся к Леванту, так, в письмах Амарны 14 века до нашей эры упоминается «Земля Дануна» около Угарита в Финикии. В письме тирского царька Абимелека Аменхотепу III (около 1400 г. до н. э.) говориться о смерти царя Дануна, коему наследовал его брат.
Правда, в египетских надписях начиная с середины 15 века до нашей эры данаи связываются с Грецией. В надписи Аменхотепа III из Ком-эль-Гетана упомянуты tnjw (данаи), а также их города: mukanu (Микены), deqajis (Thegwais-Фивы, по другому чтению — Тегея), misane (Мессена), nuplija (Навплион), kutira (Кифера), waleja/weleja (Элея, то есть Писа), amukla (Амиклы). Страбон, ссылаясь на Еврипида, говорил о связи данайцев с пеласгами.
В надписях 8 года Рамсеса III среди напавших на Египет «народов моря» упомянуты пелесет, текер, шакалуша, дануна и вашаша (wššw). Первые — это филистимляне, вторые — чеккеры (троянцы? (тевкры, - РЕД.)), третьи — сикулы (сицилийцы), четвёртые — данайцы, а пятые — ашериты или карийцы.
По другой версии, данайцы происходили или были связаны с Киликией, где существовали области с названиями a-da-na-wa и царство Дануна (Данунитов). Существует и другие версии, например о связи данайцев с наименованием хеттского племени аданавана.
Геродот говорит (II, 91), что Данай прибыл в Грецию из египетского города Хеммиса: «Ведь Данай и Линкей были из Хеммиса и оттуда‑то на кораблях прибыли в Элладу». Тоже самое писали и другие греческие историки, например Павсаний: «Приплывший из Египта Данай при Геланоре, сыне Сфенеласа, лишил потомков Агенора царской власти» (II, 16, 1).
Тот же самый Данай, согласно древнегреческой мифологии, был сыном египетского царя Бела и Анхинои. Стоит отметить, что Бел, Баал — семитское, а не греческое или египетское имя. Уместно указать, что Данай похоже на Дан - семитское имя דן — «судья», ср. דניאל «Даниэль» — «Бог мой судья», и семитские клинописные памятники с именами на подобии «Ашур-Дан». Женская форма имени — Дина.
Однако, этимология названия «Данай» не так ясна, и может быть индоевропейского происхождения (ср. топонимы и гидронимы «Дания», «Дунай», «Дон», «Днепр», «Танаис», а также «дно», «тонуть», «тина» и другие связанные с водой слова, — вероятно от арийского корня *dānu-: авест. dānu «река», др.-инд. dānu «капель, роса, сочащаяся жидкость» и т. д.).
Павсаний, однако, называет Бела, отца Даная, «каким-то египтянином, сыном Ливии» (IV, 23, 10). Это ставит под сомнение арийское происхождение Даная.
Сей Данай, согласно мифическим греческим преданиям, стал царём в Аргосе. Между тем, аргосцы, как и спартанцы, были дорийцами, название коих имеет созвучие с городом Дор в Израиле, принадлежавший колену Ашера. Спартанцы по еврейским преданиями, были родственны евреям. Родственные связи дорийцев со спартанцами долгое время сохранялись. Ещё в V в. до н. э. спартанцы оказывали помощь дорийцам в Дориде, кою они считали своей метрополией, они помогали им в борьбе против фокидцев, а также против этеян (Тhuс., I, 107; III, 92). Дорийцы считались «предками лакедемонян» (Isokr. Archid, VI, 2). В тоже время, Аргос, где обосновались данайцы, был завоёван дорийцами.
Согласно Библии, колено Дана занималось мореходством: «Дану чего бояться с кораблями?» Дан владел портом Яффо (Иоппа Палестинская), а сей город был известен древним грекам, так как даже возникла легенда, что Кефей, царствовавший в Хеммисе (городе в Египте, откуда вышел Данай), женился на Кассиопе и поселился в Иоппе Палестинской. Кассиопея родила ему прекрасную дочь Андромеду которая с детства была обручена с Финеем, царствовавшим в Эфиопии, но спасенная Персеем, она стала его женой и родила сына Перса, оставленного на воспитание Кефею и Кассиопее.
Какую-то связь Даная, Кадма из Тира (то есть, финикийцев, каковых самих можно считать народом моря) и древних евреев подтверждает и Диодор Сицилийский, коий, ссылаясь на Гекатея Абдерского, сообщает следующее: «Теперь, когда мы собираемся изложить войну против евреев, мы считаем целесообразным дать сначала краткий отчёт о возникновении нации от её истоков, и обычаи, наблюдаемые среди них. Когда в древние времена мор возник в Египте, простонародье приписывало свои беды действию божественной силы; ибо в самом деле из-за множества чужеземцев всех видов, обитающих в их среде и исповедующих разные религии и жертвоприношения, свои традиционные обряды в честь богов вышли из употребления. Таким образом местные уроженцы предположили, что если они не удалят иностранцев, их проблемы никогда не будут решены. Поэтому немедленно чужаки были изгнаны из страны, а наиболее выдающиеся и деятельные из них объединились и, как говорят некоторые, были выброшены на берег в Греции и некоторых других областях; их вождями были знаменитые люди, главные из них Данай и Кадм. Но большинство были изгнаны туда, что сейчас называется Иудей, что недалеко от Египта и в то время было совершенно безлюдно. Переселенцев возглавлял человек по имени Моисей, выдающийся как своей мудростью, так и мужеством. На захваченной земле он основал, кроме других городов, один в настоящее время самый известный из всех, называемый Иеросалим» (40, 3).
В другом месте Диодор рассказывает, как Данай и Кадм использовали Родос для нападения на Грецию: «В те времена Данай вместе с дочерями бежал из Египта и, прибыв на Родос в Линд, был принят там местными жителями. Он воздвиг святилище в честь богини Афины и посвятил ей статую. Из дочерей Даная трое умерли от свирепствовавшего в Линде мора, а прочие сёстры отправились вместе с отцом в Аргос. Некоторое время спустя, на Родос прибыл Кадм, сын Агенора, посланный царём на поиски Европы. Во время путешествия по морю, попав в сильную бурю, он дал обет в случае спасения воздвигнуть святилище Посейдона, и, спасшись, основал на острове святилище этого бога, а для присмотра за ним оставил и часть финикийцев. Эти финикийцы смешались с жителями Ялиса, став их согражданами. Говорят, что от них и происходит род жрецов, совершающих священные обряды. Афину Линдию Кадм почтил посвятительными дарами, в числе которых был и великолепный медный котёл, изготовленный так, как это было принято в древности. На нем начертана надпись финикийскими письменами, которые, как говорят, тогда и были впервые принесены из Финикии в Элладу» (5, 58).
Возможно, данаи были выходцами из Греции, смешавшимися с евреями в Египте, но возможно, что евреи и финикийцы наоборот основали ряд поселений в Греции, кои постепенно эллинизировались. И то и другое могло происходить: греки могли поселяться в Египте и в Эрец-Исраэль, смешиваясь с евреями и другими жителями, а финикийцы и евреи могли поселяться в Греции. То, что уже в то время евреи были мореплавателями говорят, например, слова Деборы: «Дану чего бояться с кораблями?» [Суд., 5, 17].
Теоретически можно предполагать, что какая-то часть данайцев вошла в израильский союз племён под названием колено Дана. Однако, в Библии нет сведений, указывающих на то, что даниты говорили на другом языке или исповедовали другую религию, также Библия настаивает на происхождение Дана от «сынов Яакова». Кроме того, герой войны с филистимлянами, выходцев из Греции, был Самсон, данит, что плохо укладывается в гипотезу о греческом происхождении данитов. Профессор Лоуренс Стаджер отвергает гипотезу Ядина о происхождении данитов от данайцев на основании различных археологических аргументов, например, он утверждает, что керамика в древнейших поселениях колена Дана местная, а не эгейская, как у филистимлян. Кроме того, согласно греческим преданиям, Данай переселился из Египта в Грецию, а не в Ханаан; впрочем, возможно, что часть племени переселилась вместе с израильскими племенами в Ханаан, а часть поселилась в Греции. Если же принять версию, что спартанцы считали себя потомками Авраама, и что финикийцы основали Фифы и ряд других колоний в Греции, то не исключена как раз возможность того, что не даниты потомки данайцев, а наоборот, данайцы имели еврейское происхождение, так во всяком случае считал Гекатей Абдерский.
Диодор увязывает исход Даная и евреев из Египта: «Говорят также, что те, кто вышел похожим образом из Египта с Данаем, обосновались в, практически, самом старом городе Греции Аргосе, и что народ колхов на Понте, и евреи, которые расположены между Аравией и Сирией, были основаны как колонии некоторых переселенцев со своей родины; и по этой причине соблюдается такое древнее учреждение среди этих двух народов как обрезание мальчиков, — это обычай привезённый из Египта» (1, 28).
Версия Диодора и Гекатея имеет немало оснований: согласно греческим преданиям, финикийцы во главе в Кадмом заселяли как Грецию, так и острова Эгейского моря, Данай прибыл в Грецию из Египта. Преданий у евреев о том, что даниты прибыли из Греции нет, поэтому, по сути, никаких оснований теории Игаэля Ядина о нееврейском происхождении данитов не имеется. Согласно же греческим преданиям, дорийцы и данайцы вторглись и поработили местное население, — Данай по преданию захватил Аргос, дорийцы (спартанцы) поработили местных жителей илотов, а Кадм захватил часть Беотии, также финикийцы колонизировали Фасос (Геродот (II, 44; VI, 47), Павсаний (II, 25, 12)), Родос (Диодор, V, 58, 2, и заняли там город Ялис, согласно Афинею VIII, 360), Феру[Геродот , IV, 147] и т. д. На юге Эгеиды финикийцы, по словам Стефана Византийского, создали на острове Мелосе одноименный город. Геродот (IV, 147; I, 105] приписывает финикийцам обоснование на острове Фере и постройку святилища на острове Кифере. Также известно, что финикийцы пиратствовали на островах Эгейского моря (Фукидид, I, 8]. Кадма Геродот называет тирийцем, между тем, согласно Библии, Тир и Сидон были владениями колена Ашера. Финикийцы привнесли в Грецию алфавит и элементы культуры, например Геракл, Афина и Афродита имеют многие финикийские черты. Ю.Б. Циркин пишет, что спартанская колонизация идентична финикийской: «Геродот (VIII, 48), и Фукидид (V, 84, 2), и Ксенофонт (Hell. II, 2, 2, 3) утверждают, что Мелос был спартанской колонией. Спартанцы едва ли могли вывести на этот остров колонию в конце XII в. до н. э. Так что столь высокая дата могла относиться только к первому созданию общины. Учитывая приведенное выше сообщение Стефана Византийского, эта первоначальная община была финикийской».
Аргос был первым центром укрепления дорийского могущества на Пелопоннесе. Коренное население области жило на положении периеков. Следовательно, дорийцы-данайцы не считали местных греков соплеменниками, а завоёванным населением. Греческая мифология так описывает переселение Даная из Египта из страха перед сыновьями своего брата, Египта, Данай построил 50-весельный корабль по совету Афины, и спасся бегством. Спасаясь от Египта, с которым вместе правил Ливией, он убежал в Родос, а оттуда в Аргос, где стал царём. Из сего ясно, что Данай — не грек. Но не мог он быть и египтянином: ведь египтяне считали данайцев врагами, что косвенно подтверждают и греческие рассказы о бегстве Даная из Египта. Аполлодор, например пишет: «Данай из страха перед сыновьями Египта первым по совету Афины построил пятидесятивесельный корабль и, посадив на него дочерей, спасся бегством. Прибыв на остров Родос, Данай воздвиг там статую Афины Линдийской. Оттуда он направился в Аргос, и царствовавший там в те времена Геланор передал ему царскую власть. Став господином страны, Данай назвал жителей ее по своему имени данайцами» (Аполлодор, 2, 1, 4).
Таким образом, Данай не был греком, но выходцем из Египта, и при том - врагом египтян.
Историки говорят о завоевании части Греции Кадмом, пришедшим с финикийским войском (Павсаний, IX, 5,1, ср. X, 35, 5). Хотя они женились на греческих женщинах, но их потомки ещё многие века, при Геродоте, считали себя финикийцами. Если же верить еврейским историкам, то спартанцы продолжали считать себя потомками Авраама и во времена Хасмонеев, и евреи считали спартанцев братьями.
По-видимому, финикийские завоеватели были крайне малочисленны: на это указывают как сообщения греческих авторов, так и тот факт, что финикийский язык и культура почти не распространились в Греции, а в завоёванных финикийцам, дорийцами и данайцами регионах Греции местное население сохранилось в качестве вассалов или рабов. Так, в Спарте спартиаты (спартанцы) составляли меньшинство, большинство же населения были рабы — завоёванные илоты. Данай захватил Аргос имея всего 1 корабль и т. д. Из-за своей малочисленности финикийцы в Греции подверглись греческой ассимиляции, усиленной браками с греческими женщинами. В результате возникла синкретическая, скорее эллинистическая, чем финикийская культура. Геродот, впрочем, писал, что сии малочисленные финикийские колонисты сыграли важную цивилизационную роль в Греции:
«А финикияне эти, прибывшие в Элладу с Кадмом (среди них были и упомянутые Гефиреи), поселились в этой земле и принесли эллинам много наук и искусств и, между прочим, письменность, ранее, как я думаю, неизвестную эллинам. Первоначально у кадмейцев письмена были те же, что и у остальных финикиян. Впоследствии же вместе с изменением языка постепенно изменилась и форма букв. В то время из эллинских племен соседями их были в большинстве областей ионяне. Они переняли от финикиян письменность, изменили также по-своему немного форму букв и назвали письмена финикийскими (что было совершенно справедливо, так как финикияне принесли их в Элладу)[ Геродот, V, 58].
Финикийцы явно привнесли и элементы своей религии: «Мелампод познакомился с египетским служением Дионису через тирийца Кадма и его спутников, прибывших с ним из Финикии в страну, которая теперь называется Беотией» ( Геродот, II, 49). (Се — особая тема, коей следует посвятить отдельное изследование.)
Геродот лишь констатирует, что дорийцами правили «египтяне» ( II, 80, VI, 53−55), и говорит как о причине этого о неких подвигах, вероятно имея ввиду военные успехи; очевидно, что завоеватели оказались сильнее многочисленных коренных жителей, поэтому и стали править на территории дорийцев. При том, Геродот (I, 105) называет сих правителей египтянами, хотя с этим трудно согласиться, ведь египтяне не считали народы моря соплеменниками. Но евреи жили в Египте, и вышли из него, поэтому греческие авторы иногда называли и считали евреев египтянами. Возможно, указание на египтян говорит о переселении евреев в Грецию из Египта. Видимо было несколько волн переселений, сначала из Египта, затем из Финикии, и даже из «Сирии Палестинской»: «Храм в Кифере воздвигли финикияне, жители Сирии Палестинской».
Геродот также сохранил предание спартанцев, что предками их правителей был Полиник (IV 52], сын Эдипа, из рода царей Фив, потомков Кадма, и что «вожди дорийцев окажутся настоящими египтянами».
Указание Библии на наличие у данитов кораблей делает теоретически возможной версию о колонизации ими Греции, хотя нельзя не отметить, что в Библии нигде не говориться о походах евреев в Грецию. Всё же, гипотетическую связь колена Дана и колена Завулона с данайцами в какой-то степени подтверждает Библия, коя говоря, например, о Завулоне во времена предшествовавшие исходу из Египта указывает на его связь с мореходством: «Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона» ( Быт., 49, 13)
Если в Библии нигде не говориться о том, что даниты — «инородцы», захватчики, то в греческих преданиях о Данае ясно сообщается, что во-первых Данай прибыл из Египта, а не был местным уроженцем, а во-вторых, прибыв в Аргос, захватил власть над городом — Данай «подобно волку, победившему быка, одержал победу над Геланором». Недаром Плутарх пишет, что Данай — чужестранец (Пирр, 32): «Аргосцы говорят, что эта статуя стоит у них в память очень давнего события: когда Данай впервые вступил в эту страну, то по пути в Аргос, близ Пирамий в Фиреатиде, он увидел волка, сражающегося с быком. Решив, что он сам, чужестранец, напавший на местных жителей, подобен этому волку, Данай стал наблюдать драку. Когда волк победил, Данай вознес мольбы Аполлону Ликейскому и, одолев и изгнав с помощью мятежных аргосцев царствовавшего тогда в Аргосе Геланора, захватил власть.
Таким образом, для греков Данай был «подобным волку» чужеземным завоевателем, по Гекатею — евреем, может быть, происходившим, судя по созвучию имён, из колена Дана.
Само по себе переселение финикийцев или евреев в Грецию было возможно, так как известно, что финикиец Кадм захватил и укрепил Кадмею (Фивы) и передал власть своим наследникам (Страбон, IX, 2, 3). Кадмейцы овладели страной насильственно и, обосновавшись в укрепленном центре Кадмее, установили здесь наследственную царскую власть в роде Кадма. Сопровождавшие Кадма финикийцы стали родоначальниками местных знатных родов. Диодор пишет о евреях: часть переселилась в Грецию с Кадмом и Данаем, а часть — в Иудею с Моисеем. Данитяне владели портом Яффы, откуда пророк Иона отправился в Таршиш [1:3], страну куда более далёкую, чем Греция.
Могли ли данитяне быть мореходами ещё в Египте? В выше названных цитатах о Завулоне сказано, что ещё в то время некоторые евреи занимались мореплаванием, «Мидраш» сохранил предание о том, что люди из колена Завулуна занимались торговлей, отправляясь в длительные и опасные морские путешествия. Может быть, ещё при гиксосах евреи могли служить во флоте. Если предположить, что даниты — это данайцы из морских народов, то они занимались и пиратством и нападением на прибрежные страны. Судя по рассказу Гекатея-Диодора, один из кораблей данитов-данайцев захватил Аргос в Греции, что вполне реально, ведь, например, в статье про Кадис в ЭЕЭ сказано: «КА́ДИС, город на юге Испании, основан финикийцами около 1100 г. до н. э. Возможно, являлся, наряду с Таршишем (Тартесом) совместной финикийско-израильской колонией — портом. Этимология названия — קָדוֹשׁ, кадош (на иврите `священный`)».
Аналогично, евреи могли с Данаем совершить набег и на Грецию, если так понимать текст Гекатея-Диодора.
Некоторые современные греки полагают, что глава еврейских поселенцев Данай стал царём Аргоса потому, что у предыдущего царя не было наследников [49].
В Библии нет указаний, что даниты имеют неизраильское происхождение или исповедовали религию, отличную от тогдашней израильской.
Сама по себе гипотеза, что израильтяне бы приняли чужое племя в свой союз плохо укладывается в иудейскую традицию, которой всегда было свойственно стремление отделиться от других народов. Лишь при Хасмонеях в античную эпоху евреи некоторое время занимались распространением своей религии, и были более открытыми к иноплеменникам.
Имена данитов, например Маноах, Шимшон и т. д. семитские, как и названия городов.
Как указано выше, само имя Дан безусловно семитское.
Также, мнение Ядина не согласуется с греческими преданиями, согласно коим, Данай переселился из Египта в Грецию. У греческих авторов нет сведений о поселении данайцев в Палестине, в то время, как греческие историки говорят о переселении евреев и финикийцев во главе с Данаем и Кадмом в Грецию. Греческий эпос изначально не считал данайцев греками (эллинами). А ввиду упоминаний Даная в письме тирского царя Абимелека имени царя Дануна ещё Холланд считал данайцев выходцами из Сирии.
Посему нет особых оснований сомневаться в традиции Гекатея Абдерского, который говорил, что жившие в Египте евреи были изгнаны, некоторые из них под руководством Даная и Кадма завоевали Грецию, а другая группа, возглавляемая Моисеем, захватила Иудею. По поводу технической возможности тогдашних евреев доплыть до Греции, Библия приписывает связь с морем трём коленам Израиля — Асиру, Дану и Завулону, так что нечего принципиально невозможного в словах Гекатея Абдерского не было, тем более, что надо полагать, он приводил исторические предания, которые могут оказаться в какой-то степени достоверными (хотя в разсказе Гекатея несомненны анахронизмы и мифология), так как частично совпадают с Библией и с другими древними историками, тем более, что сам рассказ о Кадме, Данае и евреев содержится у наиболее серьёзного греческого историка Диодора, а ссылка на Гекатея вставлена Фотием.
Павсаний говорит, что у Даная был лишь 1 корабль, на котором будто бы был 1 Данай и 50 его дочерей, тем не менее, прибыв в Аргос Данай объявил себя царём, ему удалось сместить аргосского царя Геланора или Пеласга, напугав жителей города умертвив стадо быков, аргоссцы посчитали случившееся знаком того, что Данай захватит трон силой, если ему отказать, и уговорили Геланора отречься от престола. «У аргивян явилась мысль, что Геланор подобен быку, а Данай — волку», видимо сместив соперника Данай расправился с ним как-то особо жестоко, чем, видимо, получил уважение жителей, восхищённых такой брутальностью. Данай построил храм Аполлону, также он заставил жителей безводного Аргоса рыть колодцы, причём работами руководили его дочери; ими введены также празднества тесмофории, за что впоследствии они сделались предметом почитания в Аргосеи. Даная убил другой выходец из Египта, Линкей, муж одной из его дочерей, Гипермнестры. Затем Линкей стал царём.
Кроме упоминаний Египта, в сих преданиях нет никакой видимой связи с евреями, хотя рассказ о том, что брат Даная Египет, имя которого некоторые трактуют как Яаков /Aegyptius = Jacob/, требует от Даная выдать замуж его дочерей за сыновей Египта, напоминает некоторые древнееврейские законы наследия собственности [59], рассказ как дочери Даная убивали спящих сыновей Египта схож с рассказом про то, как Яэль убила спящего Сисру, а сами выражения мифа о преследовании «дочерей Даная» «сыновьями Египта» напоминают библейские выражения «сыны Израиля», «дочери Израиля».
К слову сказать, мнение о тождестве имён Египет/Яаков не так абсурдно, как может показаться: в древние времена семитские племена хапиру и гиксосов — предки израильтян, потомков легендарного Яакова — захватили Египет, причём одного египетского царя из династии гиксосов звали Jjkb /Якуб/ — Як-Баал — что могло быть понято, как Егип(ет), сын Бела, может быть от имени этого царя и пошло название «Египет»? Египтом греческая мифология называет сына Бела. Египет был родным братом Даная, и вслед за Данаем Египет переселился в Аргос, где его сыновья женились на дочерях Даная, а затем один из них стал преемником Даная на царском троне Аргоса. Само имя Я‘аков — семитское, и является усечением имени yahqub-el / ya‘akub-el — «защитил [меня] Баал», недаром греки называли Египта сыном Бела/Баала, хотя, может быть в этом имени подразумевается не Баал, а Элохим, другое древнесемитское божество. На связь патриарха Яакова с Египтом указывает и Библия. «Сыны Яакова» — израильтяне — захватили часть Египта — Гесем — возможно поэтому, территория занятая израильтянами стала называться его именем, и со временем приняла искажённое от Jjkb название «Aegypt»? Впрочем, возможно, что слово «Египет» происходит от названия древней египетской столицы Хикупта, что означает «дом Ка Птаха». В любом случае, как видим, Египет не греческое имя, но тем не менее, греки считали Египта братом Даная, что можно считать некоторым доказательством негреческого происхождения Даная, имя отца коего — Бел — явно семитское, тем более что согласно тому же мифу, сей Бел был братом Агенора — отца Феникса, эпонима финикийцев, и Кадма, с которым, Данай будто бы и переселился в Грецию, по Гекатею, по другим мифам Кадм переселился в Грецию в поисках Европы.
Но куда исчезли данайцы? Очевидно, что после попадания всей территории Греции под власть Рима, кто-то остается на месте, а кто-то уходит прочь. В любом случае, след данайцев на время исчезает. Но уже в сообщениях Иордана упомянуто имя германского племени данов. Оно сдвинуло англов и ютов с места, полностью переселившись на Кимврский п-ов. Свен Аггерсон в 12 веке указывает некого конунга Дана, по имени коего и названо сие племя. «Chronicon Lethrense» отмечает: Дан — сын Yppir’a конунга Уппсалы, и сам правит на о.Зеланд. События отнесены к эпохе Юлия Цезаря. Генри Спеллман в 1620 г. и даже сам Готтфрид Лейбниц в 1698 г. прямо утверждают, что даны есть библейское колено Дана. Исторически понятно, что представители колена Дана расходились во все стороны. Особенно из-за ассирисйкого пленения, и потому мы их можем обнаружить хоть в Эфиопии, хоть в Афганистане. Но, очень похоже на то, что одна ранняя группа мигрантов-завоевателей данитов, известных далее под именем данайцев в Греции, после римского завоевания ушла на север Европы, где в конце концов осела на Кимврском п-ве.
Колено Дана как каста суддей
История с данитами показывает нам еще одну тему, не вполне четко понимаемую из Библии. Процесс Исхода, судя по всему, был в несколько потоков. И не тотально все израильтяне шли непосредственно под прямым управлением Мойсея. Похоже, что некто так и не переселился в Израиль изначально, а оставался в Ханаане. Кто-то бежал еще до Исхода, и скорее всего, одновременно с бегствои Мойсея. А кто-то вышел чуть ранее общей массы, или отделился от нее.
Постоянно подчеркиваемый вздорный характер Дана, его некоторая обособленность, конфликтность именно с Иосифом указывает на статус данного колена. Происхождение от «служанки» - есть пониженный статус в отличие от «урожденных». Но даниты влиятельны во внутри-израильских отношениях. Очень похоже, что они являлись (в своем ядре) некоей кастой наёмников воинов-пиратов-торговцев. Маловероятно, что сие — их изначальное положение. В отношении благословения Иакова проф.А.П.Лопухин замечает: «Колену Дана, сына Иакова от наложницы, усвояется равное право с племенами сыновей от Лии и Рахили (то же имеет силу о Гадовом, Асировом и Неффалимовом): оно будет судить (jaden – намек на значение Dan), т.е. управляться самостоятельно и даже влиять на жизнь др. колен, подобно всякому др. колену». Из сего можно точно установить, что первоначальная функция данного колена — судебная. Т.е. данитяне являлись изначально кастой судей. Сетования на сие колено, как вздорное и вредное, можно относить на то, что оно минимализировало свою деятельность как судебную (судив плохо!), превратившись в пиратов.
Согласно поздним раввинистическим представлениям, Колену Дана соответствовал опал, а Цвет его знамени походил на цвет сапфира, и на нем была изображена змея. Змея имеет мно смыслов на символическом уровне. Но колено Дана связано именно с судебной системой, и тогда символ змеи актуализуется в смысле мудрости (пусть и казуистической).
Причем, надо помнить, что данитяне — главные антагонисты с полуколенами Ефрема и Манассии, и весьма нейтральны по отношении колена Иуды.
Судя по устойчивому святоотеческому мнению, имеющему параллели в кумранских текстах, именно из колена Дана выйдет антихрист. Вероятно, оный будет совершенно не похож на тот карикатурный персонаж, представляемый антисемитами, а более станет напоминать образец официальной нацистской пропаганды по внешнему облику.
Комментариев нет:
Отправить комментарий