Пошук на сайті / Site search

05.04.2023

Кирилл Серебренитский: Лакей, Экскурсант и Варвар как типы исторического мировосприятия

... современное историческое мировосприятие можно представить как некий треугольник, образуемый тремя позициями:

ранне-советское (восприятие Угрюмого в Лакейской, Passé simple);

поздне-советское (восприятие Любопытного в Музее, Passé composé)

и пост-советское (восприятие Варвара на Руинах, Passé antérieur). 

В каждой позиции есть свои преимущества. 

Посетитель Музея - это пуанта наиболее привлекательная во всех отношениях, по-своему почтительная, порой даже бережная, - хотя, впрочем, это бережность, с которой ворона относится к какой-то блестящей штуке, подхваченной унесённой в гнездо неведомо зачем: нечто красивое, но несъедобное. Экскурсант приятно скользит по поверхности Былого, и ощущает себя не просто знатоком, но и обладателем всего. что есть в музее, - ведь это для него, для Посетителя, собственно, все эти музеи и выстроены. И не задумывается  о том, что эта поверхность так гладка и гостеприимна - потому, что это не само Прошлое, а толстое запылённое стекло, - не соединяющее, а, на самом деле, отделяющее. 

Подглядывающий Лакей - это роль хороша тем, что она - живая, неспокойно-егозливая, жгуче-сопричастная; для этой роли - в отличие от Посетителя, - Прошлое не в прошлом, и даже, строго говоря, прошлого вообще нет; для Лакея не существует третьего измерения - Глубины Времён; для него прошлое сплющено в текст, в страницу, которая нужна только потому, что чем-то полезна для настоящего. Лакей не может усидеть в зрительном зале Истории; он всегда -  за кого-то и против кого-то, даже если речь идёт о бронтозаврах и атлантидах. Такой исторический надзиратель - остро приметлив, потому что не равнодушен; но неравнодушие его - злое, беспокойное, оскаленное. 

Барин непрерывно раздражает лакея не каким-то там социальным неравенством ( ....- да ничего подобного:  весьма часто Лакей и ощущает себя, и действительно является гораздо более респектабельным и комфортно устроившимся, чем барин - ...); 

суть противостояния в том, что Лакей и Барин - это непримиримые конкуренты: они обитают в одном пространстве, пользуются одними вещами, но и пространство, и вещи, и самую суть общей вещепространственности видят совершенно по-разному, разными глазами. Лакей всегда лучше Барина знает всю барскую жизнь, и каким Барину быть надлежит, и негодует в ярости - не потому, что он сам не Барин,  а потому, что Барин не соответствует лакейскому представлению: именно в этом для Лакея - невыносимая неправильность, оскорбительное беззаконие.  

Варвар - не отворачивается от Прошлого скучающе, как может показаться на первый взгляд; руины для Варвара чрезвычайно порой привлекательны,  весёлую охотничью жадность пробуждают; и прежде всего тем, что эти нагромождения - пустынны, здесь никого нет, и, может, никогда никого и не было; Варвар предполагает, что здесь может быть что-то такое, чем стоило бы заняться, - клады какие-нибудь там, и просто - ничейное необитаемое место, которое почему бы и не  захватить; 

Варвар, в отличие от Лакея и Экскурсанта, -  не ощущает какого-то высокомерия, модернистского превосходства  над прошлым; ему вполне достаточно того. что он, Варвар, жив, а эти, былые, все эти доспехи и  мощи, портреты и скелеты, - мертвы. 

*** 

Лакей - хмуро, нахраписто и хищно ощущает осязаемость былого, но обманывается, путая  с бытием Былого - тексты и картинки, которые абсолютно лживы просто потому, что и тексты написаны, и картинки эти нарисованы - им же, Лакеем, такими же, как он, для самих себя.  

Экскурсант рассматривает под стеклом всего лишь  осколки, обломки, трупы, - вещественные доказательства, позволяющие установить личность покойного Прошедшего и выдвинуть несколько версий мотивов и обстоятельств его кончины. 

Варвар просто обитает между собственным рождением и собственной смертью, как в тёмной узкой щели.  И если ему попытаться объяснить, что его собственная теплокровная экзистенция, и всё мироздание, в котором он обитает,  - это, на самом деле,  не данная тесная норка в пять-семь-восемь десятилетий, а наисложнейшее сооружение, которое непрерывно созидается и до, и после, - то Варвар просто не будет слушать, ему это не нужно. 

*** 

Внутри треугольника Истории - пустота. 

Точки обрисовывают, но не соприкасаются. 

Все три позиции - это совершенное, решительное отчуждение, приговаривающее Прошлое к смертной казни без права на прошение о помиловании.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти