Ломиса был дохристианским божеством в Мтиулети. По традиции его имя связано с Ломахар (лев-бык). Позже культ этого бога был связан с Луной. Об этом свидетельствует тот факт, что культовые изображения (рога) быка часто имеют форму новолуния. Согласно легендам и обрядам, он был охотником на львов, божеством-наездником. После христианизации горных районов на месте Ломисского храма Луны был построен христианский храм. Признаки языческого культа, как и во многих других случаях, были связаны со святым Георгием. После этого Ломиса остался воином, но всадником Христа. Бык как его лицо-символ был сохранен. Ломиса был великим богом долины Мтиулети и Ксани, и после влияния христианства он оставался главным местом поклонения.
Ломиса фигурирует во многих местных легендах и сказках. Говорят, что церковь была построена здесь в память избавления 7000 грузин из хорезмийского плена чудесным вмешательством иконы Святого Георгия, водруженной на вола по имени Лома («лев»). Другая легенда гласит, что капитан царского отряда навлек на себя гнев иконы, когда рубил церковную дверь на дрова: солдаты ослепли и зрение не вернулось, пока капитан не пообещал подарить церкви железную дверь. Внутри церкви до сих пор хранится железная дубовая дверь с грузинскими надписями XVI–XVII веков. В церкви также есть старинная массивная железная цепь, которую верующие надевают на шею и обходят святыню три раза против часовой стрелки, чтобы дать обещание или желание.
Исторически Ломиса была самой священной святыней восточногрузинских горцев, и их самая обязательная клятва была дана Святым Георгием Ломисским. Это было место, где местные жители собирались и обсуждали вопросы войны и мира. Святыня пользовалась покровительством грузинской царской семьи и знати. Похоже, что у него также были крепостные. В 1320-х годах царь Грузии Георгий V остановился в Ломисе, чтобы помолиться перед святым Георгием на обратном пути из путешествия в Дарьяльское ущелье. Этот царь специально издал свод законов, регулирующих условия в горных долинах; в одном из пунктов говорилось, что убийца крестьянина из Ломисы, представленный ему царем или кем-либо еще, должен был быть оштрафован на 1500 сребреников.
В святыне Ломиса сохранилось множество предметов, таких как иконы, кресты, хоругви, различная утварь. Князь Вахушти, составляя свою географию Грузии около 1745 года, писал, что в святыне хранятся «многочисленные иконы и кресты, золотые и серебряные». Некоторые из этих уцелевших предметов были перемещены для сохранения в более безопасные и доступные места, такие как церковь в Млете или музеи в Тбилиси. Среди них утварь, подаренная эриставами («князьями») Арагви, и серебряный подсвечник, подаренный церкви Ломисы княгиней Кетеван (1744–1808), женой грузинского царевича Вахтанга, молящей святого Георгия Ломисского даровать их детей.
Праздник Ломисоба отмечали и соседние осетины, которые называют его «Ломисы Дзуар».
Комментариев нет:
Отправить комментарий