Пошук на сайті / Site search

06.07.2023

С.О. Тороп: Скифское оружие. Лук и стрелы

Античный историк Аммиан Марцеллин так описал скифский лук: «В то же время, как луки всех народов сгибаются из гнущихся деревьев, луки скифские… вогнутые с обеих сторон широкими и глубокими рогами внутрь, имеют вид Луны во время ущерба, и середину их разделяет прямой и круглый брусок». Скифский лук имел форму, близкую к греческой букве «сигма», и длину 60-70 см (луки длиной до 1 м использовались редко).

Лук скифского типа имел широкий ареал применения и был известен ещё с эпохи бронзы. В Причерноморье он пользовался популярностью уже в начале I тыс. до н.э. В VII веке до н.э. такой лук получил широкое распространение в Передней Азии и на Балканах, где пережил античную эпоху. В первых столетиях нашей эры скифский лук лёг в основу новых типов метательного оружия (например, гуннского лука). Скифский лук был принят на вооружение греками (с конца VI – начала V веков до н.э.), римлянами, среднегерманскими и угорскими племенами. Он стал доминирующим оружием в армиях Византийской империи и Франкского государства. Скифский лук широко использовался до времён Позднего средневековья.

Универсальность скифского лука заключалась в том, что по существу он представлял собой «деревянную пружину» – механизм, в любую минуту практически готовый к бою. Его не приходилось натягивать с нуля – 80% энергии лука были уже «заряжены». Натянуть оставалось оставшиеся 20%. Это делало его незаменимым в бою, как для пешего, так и для конного воина. Поскольку для натяжения такого лука не требовалось большой мускульной силы, он был фактически главным оружием скифских легкоконных отрядов, состоявших из юношей, девушек и молодых женщин.

***

До настоящего времени на территории всего Северного Причерноморья известны находки лишь нескольких целых скифских деревянных луков, поэтому, без сомнения, каждая из них представляет для археологов большой интерес. Так, например, в конце 1960 годов во время раскопок скифского погребения IV века до н.э. на территории Керченского полуострова (в 20 км к югу от Керчи) исследователями был обнаружен один из таких луков. Его древко длиной 64,5 см лежало со стрелами рядом с саркофагом. Это был простой сегментовидный лук, состоящий из трёх деревянных пластин, обмотанных по спирали полоской коры, шириной 1,3-1,5 см. Общая толщина древка составляла 2 см.

В момент открытия лук был прямой и только после высыхания приобрёл слегка вытянутую форму. Верхняя пластина с одной стороны была закруглена и по толщине сведена на нет. Второй её конец был толще и сужался до 0,5 см. Средняя пластина заканчивалась с обеих сторон плоскими лопастями, одна из которых слегка расширялась. Длина обеих пластин составляла 58 см. Третья пластина была обломана с обеих сторон. Две верхние пластины сдвинуты по отношению друг к другу на 6,5 см. На внутренних поверхностях боковых пластин имелось по одному узкому продольному желобу для склеивания. На всех склеиваемых плоскостях были сделаны мелкие косые насечки.

***

Благодаря скифам нашёл своё широкое распространение новый тип стрел – с гранёными бронзовыми наконечниками с втулкой. Эти стрелы позволили намного повысить эффективность стрельбы из лука. Стрелы соответствовали лукам и имели длину 60-70 см. Их древки с оперением на конце часто раскрашивали в красный, реже – в красный и чёрный цвета. Древки изготавливались из тополя, ясеня, берёзы, а также из тростника.

Очевидно, перед боем скифы часто пропитывали стрелы ядами как растительного, так и животного происхождения. Чаще всего применялся яд различных видов гадюк. Изобретённое степными кочевниками «биологическое оружие» широко использовалось ещё во время Троянской войны (середина XIII века до н.э.), в которой выходцы из Северного Причерноморья принимали непосредственное участие, сражаясь на стороне обеих воюющих сторон. Не исключено, что пропитанные змеиным ядом скифские стрелы имели во время боя ещё и ритуально-мистическое значение (см. статью «Скифы – родоначальники «психической» атаки»). Есть версия, что в V-IV веках до н.э. скифские стрелы исполняли также функцию денег (см. статью «Скифская торговля»).

Из наконечников стрел по приказу царя Арианта (около 650 года до н.э.), был отлит огромный бронзовый котёл, установленный, по свидетельству Геродота, в одном их скифских священных мест (см. статью «Скифские священные места»). У мидян и народов Средней Азии скифские стрелы находились в употреблении с VII века до н.э., а уже в VI-V веках до н.э. они «были приняты на вооружение» многими древними народами Европы и Азии. Их значение в то время можно сопоставить, разве что, со значением автомата Калашникова в армиях современного мира.

***

Для ношения лука и запаса стрел скифы использовали специальный футляр – горит. Он имел продолговатую форму, несколько сужался к низу. В левой верхней части горита находился прямоугольный выступ, который предназначался для защиты тетивы лука, помещённой в его большое отделение. Сверху этого отделения располагался небольшой карман для стрел. Гориты изготавливались из деревянных тонких досок и покрывались кожей. Вдоль боков и низа для прочности размещались железные стержни. В VII-VI веках до н.э. такие футляры распространились и среди народов, живших по соседству со скифами.

Кроме горита скифские воины для ношения запаса стрел иногда пользовались колчанами. Горит или лук со стрелами скифские воины всегда носили на левом боку, прикрепляя их к поясу. Колчанные наборы скифов обычно состояли из 50-200 стрел. Многие воины, особенно дружинники и знать, имели по несколько колчанов.

Например, при раскопках кургана № 12 в группе шахты № 22 (Никопольский район) в захоронении воина большого роста, очевидно дружинника или представителя знати, было обнаружено два колчанных набора. Первый колчанный набор содержал 279 бронзовых наконечников стрел следующих типов: 219 трёхлопастных пирамидально-башенного типа со слабо выступающей втулкой, с остро обрезанными концами лопастей и ложками по сторонам, высотой 3-3,5 см; 60 трёхгранных со слабо выступающей втулкой, обозначенной на плоскостях граней бороздками, высотой 3,2-3,5 см.

***

Второй колчанный набор состоял из 235 бронзовых наконечников стрел трёх типов: 84 трёхлопастных пирамидально-башенных со слабо выступающей втулкой и остро обрезанными концами лопастей; 147 трёхгранных со слабо выступающей втулкой, обозначенной на гранях желобками; 4 трёхгранных с гладкими гранями и слабо выступающей втулкой. Таким образом, лук и стрелы продолжали оставаться обычным видом вооружения поздних скифов Нижнего Приднепровья и Крыма. Широкое распространение получили железные наконечники – втульчатые и черешковые, чаще всего с узкой длинной головкой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти