Согласно Септуагинте, Вульгате и Торе он выглядит так: «καὶ ἔπλασεν ὁ θεὸς ἔτι ἐκ τῆς γῆς πάντα τὰ θηρία τοῦ ἀγροῦ καὶ πάντα τὰ πετεινὰ τοῦ οὐρανοῦ καὶ ἤγαγεν αὐτὰ πρὸς τὸν Αδαμ ἰδεῖν τί καλέσει αὐτά καὶ πᾶν ὃ ἐὰν ἐκάλεσεν αὐτὸ Αδαμ ψυχὴν ζῶσαν τοῦτο ὄνομα αὐτοῦ καὶ ἐκάλεσεν Αδαμ ὀνόματα πᾶσιν τοῖς κτήνεσιν καὶ πᾶσι τοῖς πετεινοῖς τοῦ οὐρανοῦ καὶ πᾶσι τοῖς θηρίοις τοῦ ἀγροῦ τῷ δὲ Αδαμ οὐχ εὑρέθη βοηθὸς ὅμοιος αὐτῷ».
«Formatis igitur Dominus Deus de humo cunctis animantibus agri et universis volatilibus caeli, adduxit ea ad Adam, ut videret quid vocaret ea; omne enim, quod vocavit Adam animae viventis, ipsum est nomen eius. Appellavitque Adam nominibus suis cuncta pecora et universa volatilia caeli et omnes bestias agri; Adae vero non inveniebatur adiutor similis eius.
«וַיִּקְרָא הָאָדָם שֵׁמוֹת, לְכָל־הַבְּהֵמָה וּלְעוֹף הַשָּׁמַיִם, וּלְכֹל חַיַּת הַשָּׂדֶה; וּלְאָדָם לֹא־מָצָא עֵזֶר כְּנֶגְדּוֹ׃»
Казалось бы текст самоговорящий, однако он содержит много вопросов, если вдуматься в прочитанное. Почему именно Адам дает имена всем живым существам? Неужели они не имели оных наименований от Своего Творца? Что, собственно, значит «давать имена»?
Давно уже замечено, что все животные подведены к Адаму определенными группами. Так Ефрем Сирин справедливо замечает: «Слова: «приведе я ко Адаму», – показывают мудрость Адама и мир, какой был между животными и человеком, пока человек не преступил заповеди. Они собрались к человеку, как к исполненному любви пастырю, без страха; по родам и видам проходили перед ним стадами, не боясь его, не трепеща друг друга. Впереди шло стадо животных вредоносных, за ним без страха следовали ряды животных безвредных». Сие показывает, что среди животного мiра уже существовала некая внутренняя иерархия. Скорее всего, согласно самим периодам их постепенного творения. И, не исключено, что от более простого — к более сложному.
Святоотеческих толкований на сей текст не так и много, если их перечислять. Многие преисполнены риторики или надуманных спекуляций. Но кое-что мы вполне можем обнаружить среди сих разсуждений.
Блаженный Августин (О Книге Бытия против манихеев 2.11. Cl. 0265, 2.205.3) полагает, что «прежде всего Бог показал человеку, насколько он лучше травоядных животных и всех неразумных живых существ. Таков смысл сказанного о том, что Бог привел к человеку всех животных, чтобы видеть, как он наречет их, и какое имя им пристанет. Отсюда явствует, что человек потому лучше животных, что различает их по именам; а это возможно лишь потому, что он может судить о них. Таков ближайший смысл, ибо человек быстро понимает, что он лучше животных. Труднее понять тот смысл сказанного, что человек и в себе постигает присутствие как разумного начала, которое правит, так и неразумного начала, которое управляется».
Мысль верная, но недостаточная. Ибо верхом творения поставлен сам человек. Исходя из самой космогонии, можно понять, что существует четыре мiра: минеральный, растительный, животный и человеческий. Оные мiры не совпадают меж собой, не тождественны друг другу (хотя сотворены из одних и тех же элементов), но взаимодополнимы и взаимопроникновенны, а сущностно симбиотичны. Они сотворены постоянными, но так, чтобы дополнять друг друга и служить друг другу.
Материалисты выдумали свое определение: Человек относится к отряду Приматов, классу Млекопитающих. Т.е. он — животное, хотя и разумное. Се — не только недостаточное, но полностью ущербное определение. Все виды творения различаются своею душою, и ею обладает не только человек. Не только человек имеет anima humana, а животные - anima animalis, но даже растения обладают неким элементарным психизмом. По крайней мере, они имеют ощущения, даже опознают своих хозяев и т. п. Минеральный мiр наиболее загадочен, но и он взаимодействует своими способами. Их можно классифицировать, как сохранение и передача информации. Условные «священные камни» - не риторический оборот. Прикосновения к оным, действительно, дают возможности трансперсонального континуитета, на материальном-нематериальном уровне.
Однако, Бытие указывает конкретно животных. В своем «Толковании Ветхого Завета» проф.А.Лопухин комментирует сей текст достаточно осторожно:
«Лопухин : «Так как это наречение не было случайным, а основывалось на знакомстве с природой нарекаемых существ и по большей части заключало в своей основе указание на более характерное свойство будущего носителя того или другого имени, то оно свидетельствует о сравнительно высоком состоянии умственного развития первого человека. Кроме того, по толкованию святого Иоанна Златоуста, наречение Адамом животных указывало на его господство над ними (Пс. 8:6–7): «у людей есть обычай полагать знак своей власти в том, что они, купив себе рабов, переменяют им имена; так и Бог заставляет Адама, как владыку, дать имена всем бессловесным» (Иоанн Златоуст)». С архаической точки зрения «дать имена» означает получит и утвердить власть над наименованными. Сие как бы подтверждается из самого книги Бытия, где сказано: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт 1:28). Вульгата для передачи слова «владычествовать» употребляет слово dominamini, а Септуагинта словом ἄρχετε , что более отвечает смыслу «доминировать» или «возглавлять», нежели строго управлять как рабами. Но данное представление весьма архаическое — оно первобытно-магическое. Известный Нестор-летописец замечает: «И нарек Адам имена скотам и птицам, зверям и гадам и дал имена даже самим ангелам. И подчинил Бог Адаму зверей и скот, и обладал он всеми, и все его слушали» (ПВЛ 986). Т.е. он плагал, что ангелы были подчинены Адаму вместе с животным мiром — мысль, кстати, не лишенная основания, т. к. возстание сатаны явно связано с таковым центральным положением человека. Потому знать имена ангелов или даже их произносить запрещалось долгое время. А развитой иудаизм строго запрещает произносить Имя Самого ЯХВЕ.
На наш взгляд, «давать имена» означает кое-что иное. Давая имена живым существам не только устанавливал над ними свою власть. Он знает саму суть каждой твари и, объявляя ее, выражается словесно. Блаженный Августин (О книге Бытия буквально, 9.20) очень интересно излагает свое понимание следующим образом: « Но так как достаточно, мне думается, исследован вопрос, для чего сотворена была мужу жена, то подвергнем теперь рассмотрению вопрос о том, почему приведены были к Адаму все звери полевые и все птицы небесные, чтобы он дал им имена, но при этом так, как будто отсюда возникла необходимость сотворения ему жены из ребра его, потому что среди этих животных не нашлось для него подобной ему помощницы. Мне кажется, что это было сделано в видах некоторого пророческого знаменования, но, впрочем, сделано так, что, при несомненности совершившегося события, истолкование его остается открытым. В самом деле, что значит прежде всего, что Адам нарек имена птицам и земноводным животным, за исключением рыб и всех вообще плавающих? Ибо если мы обратимся к языку человеческому, то все это называется так, как люди дали ему в своей речи имя. Не только то, что существует в водах и на земле, но и сама земля, вода, небо и все, что мы на небе видим, чего не видим и чему верим, все это, смотря по различию человеческих языков, называется различными именами. Мы знаем, что первоначально, прежде чем гордость строителей воздвигнутой после потопа башни разделила человеческое общество на различные языки, существовал один язык (Быт. 11:1-8). Какой бы ни был этот язык, это к нашему вопросу не относится. Несомненно только, что на нем говорил и Адам, и если этот язык существует еще доселе, то в нем находятся и те членораздельные звуки, при помощи которых первый человек дал имена земноводным животным и птицам. Вероятное ли теперь дело, чтобы имена рыб на этом языке установлены были не человеком, а свыше, и им научился потом человек от Самого Бога? Если даже допустим, что так дело и было, то почему оно так было, в этом без сомнения скрывается таинственный смысл. Между тем, надобно думать, что имена рыбам даны постепенно, после знакомства с породами их. Но если это сделано не тогда, когда звери, скоты и птицы приведены были к человеку, чтобы он всем им, к нему собранным и разделенным по породам, дал имена, и притом дал имена постепенно и раньше, чем рыбам, то какая тому была причина, кроме намерения обозначить что-нибудь такое, что имело бы значение, как предуказание будущего? — На этом пункте порядок повествования останавливает наше внимание главным образом». Очень интересные разсуждения! Действительно, водоплавующие и птицы не названы. Мнение преп.Антония Великого таково: «Сначала дается дерзновение на более слабое. А потом, тем кто дерзнул владеть, тем дается дерзновение обладать более мощными зверями. Или же: раньше произошел из воды род плавающих и пернатых. А потом на поверхности земли появились звери и скоты, и пресмыкающиеся».
Не исключено, что, действительно, Адам до сего момента хранил безмолвие, т. к. общался с Богом мысленно — телепатически. Но, давая имена, т. е. открывая суть каждого живого (и, скорее всего, неживого тоже) объекта, Адам износил из себя логосы. В таком случае здесь описывается реальная синергия человека с Богом. Первочеловек занимается свободным творчеством. А сие — как и изнесение логосов вовне на вербальном уровне — определяет сущность объектов и верховное властвование — есть качество, прямо соотносимое с тем, что и называется «образом и подобием Божьим». Ефрем Сирин настаивает, что « Адам, прияв власть над землей, соделался владыкой всего в тот же день, в который приял благословение. Творческое Слово стало делом, и благословение, действительно, исполнилось: человек в тот же день соделан владыкой всего сущего, хотя сам вскоре явился непокорным Господу всяческих. Бог дал человеку не только обещанное над всем владычество, но присовокупил и наречение имен, которого не обещал. Если же Бог даровал человеку более обетованного, то отказал ли бы ему в обещанном, если бы человек не согрешил?».
Кто-то из греческих философов сказал: самый мудрый человек на земле был тот, который дал всему названия и имена. Действительно, насколько нужно было быть совершенным, чтобы назвать всё так премудро!
Известный богослов Владимир Лосский в своем «Догматическом богословии» развивает мысль наиболее глубоко: «Животный мир в этом втором рассказе появляется после человека и в соотношении с ним для того, чтобы человек не был больше один, но чтобы у него был «помощник соответственный ему». И Адам дает имена животным, которых Бог к нему приводит, потому что мир создан Богом для того, чтобы человек его совершенствовал. И человек изнутри познает живые существа, проникает в их тайну, повелевает их богатством: он – поэт, как бывает поэтом священник, он поэт для Бога, потому что Бог «привел их (животных) к человеку, «чтобы видеть», как он назовет их». Тогда язык совпадал с самой сущностью вещей, и этот невозвратно утраченный райский язык обретают вновь не изыскатели оккультизма, а только те «милостивые сердца», о которых говорит Исаак Сирин, те сердца, «которые пламенеют любовью ко всему тварному миру... к птицам, к зверям, ко всей твари». И дикие животные мирно живут около святых, как в то время, когда Адам давал им имена. Итак, в этом втором повествовании о сотворении человека он является ипостасью земного космоса, а земная природа – продолжением его телесности».
Вне всякого сомнения, что все живые существа слушались Адама не только потому, что он имел особую способность властвовать над ними, сколько потому что они понимали его, - имели возможность общаться им. Т.е. первоязык был един для всего симбиотического мiра. Думается, первочеловек дал имена не только всем живым существам, но и растениям и даже минералам. Почему же все согласились принять данные имена? - Ответ очевиден: Первочеловек — Богоподобен, а сии наименования являются передачей эйдосов от Самого ЯХВЕ.
Когда человек вступил в свою роль представителя Бога на земле, - давая имена животным, Адам тем самым свидетельствовал о своем будущем владычестве над ними, - то начал ощущать свое одиночество (2:20). Его исключительность имеет таковое обязательное качество.Современные попытки манипуляций, основанные на изменении смысла слов, т. е. попытки превратить иллюзии в реальность, - поистине сатанинское действо, разрушающее как живое сообщество, так и сам индивидуум. Философия пост-Медерна, особенно у «деконструкторов», — есть идея «пересобирать слова», т. е. изменение имени якобы несет изменение сущности даже на материальном плане, фактическом. Они дали новые имена — но имена ложные, ибо поменяли подлинные смыслы. По сути, любая работа с языком — есть магия, точнее метод магии.
В случае Адама его логосы отражали подлинные смыслы, выраженные именами, точно соответствовавшие сути того или иного объекта. «Премудрость соответствует имени своему, и немногим открывается» (Сир.6:23).
«Давать имена» означает соединять смысл нематериальный с неким материальным феноменом. Воплощение смысла в материи, преображения материи в смысл — благодаря феномену сознания. Только человек имеет душу особого качества. В оной — внимание, сознание, познание, взаимодействие, — т. е. человек имеет преимущество пред иными тварями, потому что ему так дано Свыше, се и есть вышерекомое богоподобие.
Для осуществления подлинной жизни всегда требуется называть вещи своими именами и не искажать изначальные смыслы. Тогда не нарушается подлинность, не умерщвляется живое, не разрушается сам человек. О сем сказано четко в Священном Писании: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; но пророка, который дерзнёт говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти» (Втор.18:18-20)
Комментариев нет:
Отправить комментарий