Древнейшие люди, "войдя в разум", наблюдали мир непосредственно, "лицом к лицу", без концептуального фильтра позднейшей культурной традиции как системы символического кодирования жизненного опыта. К примеру, наблюдая движение небесных тел, человек воспринимал последние как некие сущности, о внутренней природе которых можно только догадываться. Они двигались, подобно живым существам, однако с регулярностью, не присущей поведению настоящих животных.
Выживание в кормящем ландшафте требовало от древнего человека определенной систематизации законов среды его обитания - растительной и животной. Связь этой среды с циклическим движением небесных тел была замечена человеком еще в глубоком палеолите, когда его способность к интеллектуальной концептуализации, как и членораздельной речи в целом, только зарождалась. Поэтому не удивительно, что наши предки воспринимали Солнце, Луну, планеты и звезды как живых существ особой, внеземной природы.
Соответственно, фиксация закономерностей небесной механики, сочетаемой с природными циклами и сезонным поведением животных, формировала знаковую систему единого информационного канона, где одно было неразрывно связано с другим, допуская, таким образом, синонимию самого широкого порядка. Язык этого канона отражал уровень языка самого древнего человека, и был далек от развитой грамматики в современном смысле этого понятия.
Тут, на мой взгляд, мы имеем дело с архетипами древнейших мифологий, выражаемых в прото-культурном единстве речи, графики, звука и пантомимы. Ибо только так можно было технически передавать от поколения к поколению символическую информацию о закономерностях осознаваемого человеком мира.
Дальше, по мере развития общества и разделения труда (в особенности после неолитической революции), мы наблюдаем растущее расхождение между астрономическими наблюдениями и культурными практиками, основанными на символизме социального поведения. При этом связь этих практик с астрономическими закономерностями, понимаемыми как "жизнь небожителей", сохраняется, но последовательно утрачивает свою непосредственность. Показательно, что древнейшие храмы и иные места культового служения одновременно выполняли функции обсерваторий - более или менее примитивных, в зависимости от уровня культурного развития общества.
Религиозные каноны бронзового и железного века особым образом кодировали достижения научного познания соответствующих эпох, пока древние греки совершили качественный скачок от мифологического сознания к парадигме сознания чисто научного. Именно они суммировали научные достижения предшествовавших им цивилизаций, и греческий язык стал языком международного общения интеллектуальной элиты Древнего мира, породив феномен эллинизации ойкумены.
Однако, научное познание, развиваясь в процессе все более растущего разделения труда и интеллектуальных компетенций, постепенно привело к отрыву рациональности строгого ученого от интуиции глубокого мистика, ориентирующегося на магическую целостность бытия, как она воспринималась далекими предками. Отсюда - религиозный культ предков, природа которого кажется современному, "научно образованному" человеку просто данью древней мифологии. не более того.
В свете всего вышесказанного можно приблизиться к научному (если культурная антропология является наукой) пониманию принципов древних мистических дисциплин, включая внутреннюю алхимию, ориентирующих человека на восстановление утраченной в мире "нового неба" связи с предками, вплоть до главного небесного первопредка всего человечества.
Согласно представлениям внутренней алхимии, вход в мир предков, существующих в мире "прежнего неба", находится в основании пуповины (в центре брюшной полости немного ниже пупка). Правильное сосредоточение ума на этой области ведет к проникновению адепта в пространство внутреннего канала и восхождению к эмпирею "прежнего неба" - месту обитания священных предков.
В сущности, это может означать реализацию спящих в теле предковых импринтингов, вплоть до "генной памяти" первопредка, смотревшего на вещи в их целостности "до-грамматического" мышления. А возвращаясь с этого неба назад, в наше "новое небо", мы способны, в той или иной степени, пропустить этот опыт сквозь ментальную призму исторического человека "от Адама до наших дней". Это и есть практика реальных тертонов (если говорить языком буддийкой мистики).
Это, однако, не гарантирует понимания передаваемого опыта третьими лицами. Точно так же, как астрономический или алхимический текст, транслируемый посредством "школьных" мифологем, остается закрытым для внешнего читателя, не владеющего символической азбукой соответствующей традиции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий