Концепция Карла Маркса, по своей сути, есть специфическое переосмысление иудео-христисанской историософии — через определнную призму Просвещенцев. Давно подмечено — и совершенно точно, - что марксова концепция заменяет «избранный народ» «избранным классом». Но схема сохраняется прежней.
Однако, важно даже не критиковать всякие диковинные и не оправдавшие себя концепции, а вновь посмотреть на то, что нам являет библейская историософия. Оная имеет длинную историю, начирая с Сотворения мiра, с многочисленными и подробными родословиями, не только лиц, но и народов. Нам же стоит ныне обратить внимание к более узкой теме — но не менее важной и востребованной в разсуждениях. Имеется в виду уникальное пророчество Даниила, данное в двух текстах. Там дается толкования образов некого истукана и неких зверей, собою являемых чисто историософский концепт. Именно на основании сих пророчеств христиане и осмысляют всё происходяшее вокруг, что имеет актуальный характер.
Итак, удивительные сновидения вавилонского царя Навуходоноссара имели место быть дважды. Истолковать их не смогли и вавилонские мудрецы. Только иудейскому пророку Даниилу сие оказалось под силу. В первом привидился некий истукан, во втором — четыре животных.
Толкование первого видения таково:
«Ты — это золотая голова! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною. И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое. А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною. И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его! Тогда царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу, и велел принести ему дары и благовонные курения. И сказал царь Даниилу: истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну!» (Дан.2:38-47)
Толкование второго видения таково:
«Первый - как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: "встань, ешь мяса много!" Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему. После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно. Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню. И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок… Я подошел к одному из предстоящих и спросил у него об истинном значении всего этого, и он стал говорить со мною, и объяснил мне смысл сказанного: "эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли. Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и вовеки веков". Тогда пожелал я точного объяснения о четвертом звере, который был отличен от всех и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами, и о десяти рогах, которые были на голове у него, и о другом, вновь вышедшем, перед которым выпали три, о том самом роге, у которого были глаза и уста, говорящие высокомерно, и который по виду стал больше прочих» (7:4-12, 16-20)
Данные два видения однозначно имеют историософское значение и посему должны быть соотнесены между собой. Значение сна Навуходоносора, по объяснению пророка, было следующим:
1. Золотая голова истукана означает Ново-Вавилонское царство (подобно первому зверю седьмой главы – крылатому льву; 7,4).
2. Серебряная часть истукана (подобно медведю – 7,5) означает последующее царство, а именно Мидо-персидское, основанное Киром и уступавшее Вавилонскому по блеску и богатству, как серебро уступает золоту.
3. Медная часть истукана означает третье царство, т. е. Македонское, кое, уступая в блеске предыдущим, превосходило их силой, как медь прочнее золота и серебра (образ 7-й главы – барс).
4. Железные и глиняные части истукана (7,7 – безымянное чудовище) означают четвертое царство, кое по крепости и всесокрушающей силе будет подобно железу. Здесь толковники расходятся, преп.Ефрем указывают на Сиро-египетское владычество, наступившее вслед за македонским, но подвляеющее большинство других (свв.Ипполит.Римский, Федорит, Иоанн Златоуст, Иероним) – на Римское государство.
Первое сновидение описывает как бы только один аспект некого феномена, сотвесттвующего сим четырем царствам. Он описывает «материал» оного, даже более конкретно ценные металлы, завершающиеся простой глиной. Совсем иначе дается изображение того же самого феномена в параллельном видении, где уже выступают четыре животных. Обратим внимание, что четыре зверя, составленные в одного, дают образ зверя из Апокалипсиса, имеющего черты льва, барса, медведя и еще какого-то монстра. А такое же количество голов и рогов, что также может подтверждать наше предположение.
Проф.А.Лопухин замечает:
«Как голова между членами и золото между металлами (Дан.2:32), так лев, первый среди животных, и орел, первый среди птиц, указывают на царственное место первой монархии среди дальнейших других. Под символом льва и орла у близких по времени к Даниилу пророков изображается царство Вавилонское (Иер.2:15; Иер.4:7; Иер.5:6; Иер.48:40 и т. п.; Авв.1:8). Сообразно с этим, и лев с орлиными крыльями видения Даниила символизирует ту же самую монархию. В начале могущественная, она утрачивает с течением времени свою первоначальную силу, – у льва вырываются орлиные крылья, и превращается в обыкновенное человеческое царство, – льву дается человеческое сердце».
В греческом тексте использовано слово "львица", - как бы не существенное различие, хотя, не понятно, почему в синодальном переводе "поменяли пол" зверю. Все же лев (λιοντάρι ) и львица (λέαινα) выглядят немного по-разному, и случайностью женский пол первого зверя быть никак не может. Образ льва вполне известен в Библии, оный символ даже приличествует Колену Иуды, подчеркивая царственность его. Не исключено, что именно сия семантика лежит в данном случае. Медведь (ивр. דֹּב:) — более редкий зверь, но и он известен по Свяященному Писанию, являясь олицетворением мощи и кровожадности, и исполнением наказания (см. 4Цар.4:24), а также мрачности (Сир.25:19). Пардус (ивр.נְמַר:) — не менее исключителен, но и он упомянут неоднократно. Его образ как-то связан с быстротой и неизменностью (Иер.13:23). Занимательно, что образы льва, медведя и пардуса являются устойчивыми в библейской фразеологии и зачастую употребялются вместе (1 Цар.17.34-37; Прит.28:15; Плач.3:10; Ам.5:19).
В любом случае, оба параллельных видения описывают феномен государства. Но не просто госуждарства — таковые существовали и прежде, - но государства, являющегося мiровой империей, кое само в себе содержит саму человеческую цивилизацию. Необходимо не забывать, что сам Ветхий Израиль живет именно в рамках сих империй-цивилизаций. Единый истукан первого видения — есть символ единого феномена государства, описываемого, как сквозное преемство, и состоящего из однородных структур, возможно, институций. Но звери — суть животное (и человеческо-страстное) наполнение сего государтсва, его архетипические мотивы для существования. Вышеозначенное смешение железа и глины вполне понимаемо, если к стуктурам примешивается нечто инородное, т. е. человеческое, страстное. Ибо персть есть не метал, а элемент из коего создан человек.
В таком случае, если общий образ библейского феномена мiровой цивилизации понятен, то остается самый важный вопрос: каков смысл? Цивилизация существовала и прежде — высоккая цивилизация! Египет и Ассирия радикально вычеркнуты из священной историографии, а первое всемiрное царство Нимрода проклято вовеки. Чем же именно отлично и интересно то начало, что положено не задолго до Навуходоноссара?
Интересное осмысление сего вопроса обнаруживается у Карла Ясперса:
«Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей, в том числе и для христиан. Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть; где с поразительной плодотворностью шло такое формирование человеческого бытия, которое, независимо от определённого религиозного содержания, могло стать настолько убедительным - если не своей эмпирической неопровержимостью, то во всяком случае, некоей эмпирической основой для Запада, для Азии, для всех людей вообще, - что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки понимания их исторической значимости. Эту ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шёл между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошёл самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это время мы вкратце будем называть осевым временем. 1. Характеристика осевого времени В это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии, мыслили Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии - в Индии, как и в Китае, - были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и нигилизма; в Иране Заратустра учил о мире, где идёт борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Всё то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга. Новое, возникшее в эту эпоху в трёх упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознаёт бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира. Всё это происходило посредством рефлексии. Сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление. Началась духовная борьба, в ходе которой каждый пытался убедить другого, сообщая ему свои идеи, обоснования, свой опыт. Испытывались самые противоречивые возможности. Дискуссии, образование различных партий, расщепление духовной сферы, которая и в противоречивости своих частей сохраняла их взаимообусловленность, - всё это породило беспокойство и движение, граничащее с духовным хаосом. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности. Этот процесс заставил многих пересмотреть, поставить под вопрос, подвергнуть анализу все бессознательно принятые ранее воззрения, обычаи и условия. Всё это вовлечено в водоворот. В той мере, в какой воспринятая в традиции прошлого субстанция была ещё жива и действенна, её явления прояснялись и она тем самым преображалась. Мифологической эпохе с её спокойной устойчивостью пришел конец. Основные идеи греческих, индийских, китайских философов и Будды, мысли пророков о Боге были далеки от мифа. Началась борьба рациональности и рационально проверенного опыта против мифа (логоса против мифа), затем борьба за трансцендентного Бога, против демонов, которых нет, и вызванная этическим возмущением борьба против ложных образов Бога. Божество неизмеримо возвысилось посредством усиления этической стороны религии. Миф же стал материалом для языка, который теперь уже выражал не его исконное содержание, а нечто совсем иное, превратив его в символ. В ходе этого изменения (по существу, тоже мифотворческого), в момент, когда миф, как таковой, уничтожался, шло преобразование мифов, постижение их на большой глубине. Древний мифический мир медленно отступал, сохраняя, однако, благодаря фактической вере в него народных масс свое значение в качестве некоего фона, и впоследствии мог вновь одерживать победы в обширных сферах сознания. Все эти изменения в человеческом бытии можно назвать одухотворением: твёрдые изначальные устои жизни начинают колебаться, покой полярностей сменяется беспокойством противоречий и антиномий. Человек уже не замкнут в себе. Он не уверен в том, что знает самого себя, и поэтому открыт для новых безграничных возможностей. Он способен теперь слышать и понимать то, о чём до этого момента никто не спрашивал и что никто не возвещал. Неслыханное становится очевидным. Вместе с ощущением мира и самого себя человек начинает ощущать и бытие, но не полностью: этот вопрос остается. Впервые появились философы. Человек в качестве отдельного индивидуума отважился на то, чтобы искать опору в самом себе. Отшельники и странствующие мыслители Китая, аскеты Индии, философы Греции и пророки Израиля близки по своей сущности, как бы они ни отличались друг от друга по своей вере, содержанию и внутренней структуре своего учения. Человек может теперь внутренне противопоставить себя всему миру. Он открыл в себе истоки, позволяющие ему возвыситься над миром и над самим собой. […] В осевое время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью» («Истоки истории и её цель / Смысл и назначение истории» М., «Политиздат», 1991 г., с. 32-34).
Как того и следовало ожидать Лев Гумилев полагал, что
«... концепция Ясперса - наиболее обоснованная попытка понять историю как благодеяние, оказанное первобытным дикарям теми пятью народами, которые создали «прорыв», или скачок, как бы родились заново. Это оформление взглядов не только Августина, идеи которого послужили первоисточником всех ересей Средневековья, но даже древних иудейских мыслителей, создавших учение о своей богоизбранности. Исходя из учения об этногенезе как о повсеместно возникающею процессе, согласиться с Ясперсом нельзя, но одного несогласия мало. Попробуем применить доказательство от противного (ad absurdum), но не путём академического разбора мелочей, в которых легко утонет любой спор, а методом наглядного обозрения исторической действительности на протяжении тысячелетия, следовавшего за «осевым временем». Для начала скажем, что отмеченный Ясперсом параллелизм развития нескольких культур древности действительно имел место, но он не был ни единственным, ни столь плодотворным, чтобы выделить китайцев, индусов, иранцев, иудеев и греков в особую категорию людей; и он затух, как и прочие пассионарные взрывы этногенеза» («Этногенез и биосфера Земли» М., «Рольф», 2002 г., с. 373-374).
И всё же думается, что Ясперс уловил всё точно. М.б. он несколько абсолютизирует свои наблюдения, указывая, что только тогда возникает «разум и личность». Очевидно, что и то, и другое сущствовало прежде, как обнаруживается из самых архаических нарративов. Важно иное: Ясперс правильно объявляет линию, им указанную, «осевым временем». Только так можно осознать сам феномен мiровой цивилизации в рамках государства-империи. Есть структуры и человеческо-животные страсти, но всё преемствуется и подает возможность быть и самоосуществляться и становиться кем-то. Собственно, современный человек вырастает из данной парадигме.
По мнению Ясперса, все учения осевого времени (кои в изменённом виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до сего норм, обычаев и традиций. Некоторые до-осевые цивилизации (Древний Египет, ассиро-вавилонская цивилизация) не смогли приспособиться к изменениям и прекратили своё существование. Впрочем, сие есть некоторое переосмысление идей Ясперса. Новейшие исследователи настаивают не только на обоснованности выделения периода 800—200 гг. до н. э. в качестве особой эпохи в эволюции мiр-системы — в тот период, например, на порядок вырастает уровень мiровой урбанизации, грамотности и т. п., а мiр-система испытывает фазовый переход в качественно новое состояние. Якобы в осевое время происходит появление и широкое распространение представлений о том, что общество со временем изменяется, что «должное» не совпадает с «сущим», что возможно более справедливое социальное устройство, и что его можно достичь, приложив для этого определенные сознательные усилия; оформляются многообразные социальные идеалы; появляются, распространяются и развиваются организационные формы, в рамках которых ведется деятельность по претворению этих идеалов в жизнь, сразу как минимум во всех «центрах» осевого времени (Греции, Риме, Палестине, зороастрийском Среднем Востоке, Индии, Китае). Именно с сей эпохи социальную эволюцию человечества (по крайней мере той его части, коя тем или иным образом, прямо или косвенно прошла через осевое время) никак нельзя уже разсматривать как полностью (или почти полностью) естественно-исторический процесс, обусловленный даже в конечном счете только или почти только одними объективными материальными факторами. Сознание все в большей и большей степени начинает определять бытие. Но такова лишь интерпретация идей К.Ясперса.
Надо заметить следующее: в первом видении предстает истукан, т. е. нечто «рукотворное», рукотворное человеками. Несомненно, что так показывается феномен государства, коим правил Навуходоноссар. Сей царь далее прикажет сему истукану поклоняться, что также наводит на определенные параллели с иными философскими трактатами, осмысливавшими феномен государства, как такового. Древние монархии известны, но только здесь указывается некакая особенная преемственность. Интересно, что Навуходоноссар, будучи вавилонским царем, принадлежал к халдейской династии, т. е. являлся симитом, а не хамитом. И его царство сокрушило гипер-милитаристскую Ассирию и долго воевало с вечным Египтом. Собственно, истукан есть символ государства-как-организации, ставгее объектом общественного служения. В тексте указывается, что царь приказал молиться истукану, т. е. привлек общественное участие в государственном деле! Иными словами, новый истукан не являлся аналогичным кумиром прежних языческих богов. Он буквально СОЗДАН человеком, а не ЯВЛЕН из древности.
Во втором видении предстают четыре вышеоначенных зверя, вполне известные по библейской семантике. Все указанные звери — хищники, что еще раз подчеркивает определенный характер феномена. При всей символической перегруженности, долженствующей показывать тайны свершений, сии звери являют собой совершеную дикость и витальность. Если в случае истукана описан внешний модус государства, как организации рукотворенной, то в случае зверей описан его внутренний модус, как организма, т. е. порожденного, а не остворенного человеком. Т.е. сие находится вне воли человека, ибо служит страстям. Казалось бы, и иные древнейшие государства были такими же страстными порождениями, однако они проигнорированы. Да, и иные государственные обарзования обладали некими животными страстями, но, скорее всего, все произросли либо из аутентичных родовых сообществ, либо из идейных амфиктионов, либо из сатанинских культов.
Вероятно, соотнесение внешнего и внутреннего, т. е. общественная организация и оргиническая страстность и обусловили ту устойчивую до сего дня цивилизацию существует в известном нам виде, что и помечено в расуждениях философа Ясперса.
Нас же интерсует кое-что иное.
Цивилизация в государственном виде — с передеваемыми в преемстве стуктурами и неизменной витальностью — существует тысячелетия, видоизщменяясь, но оставясь сущностно единой. Но ничего в данном феномене не могло свершаться, если оный не сущестивовал в конкретно осозначаемом Achsenzeit. И можно понять, что такое «осевое время» философа Ясперса. Оно имеет начало, но непонятно, имеет ли окончание (τελος). Все перечисляемые исторические детали, передаваемые у пророка Даниила в образах зверей и т. п., относятся к событийному потоку, т. е. καιρος. Но сама «ось времени», вне каких-либо сомнений, есть линейное время, т. е. αιωνος. Эон задан в указанный период и продолжается. В нем формируется тип человека, соответственного цивилизации. В сем мiре воплощается Христос, появление Коего ждут многие народы — как монотеисты разных традиций, так и язычники с остатками реликтовых воспоминаний, - как умудрившиеся философы, так и всякие люди, кому непосредственно открыто Свыше.
Цивилизация как таковая бытийствует, исключительно обладая «осевым временем» в себе, т. к. саморазвивается, согласно эону, данному Богом. Данная цивилизация — при всех ее плюсах и минусам — тем не менее является подлинным форматом, где осуществляется Божественная парусия в бытии Ветхого и Нового Израиля. Очерчиваемые подвижными границами, сия цивилизация достигает глобального уровня, согласно конкретным пульсам истории, определяемых кайросом, - в своей заданности данного Свыше эоном. В Новом Завете зачастную αιωνος передан словом «мiр». Князь мiра сего есть дьявол (Ин.14:30), и он же — его бог (2 Кор.4:4) (ἐν οἷς ὁ θεὸς τοῦ αἰῶνος τούτου ἐτύφλωσε τὰ νοήματα τῶν ἀπίστων εἰς τὸ μὴ αὐγάσαι αὐτοῖς τὸν φωτισμὸν τοῦ εὐαγγελίου τῆς δόξης τοῦ Χριστοῦ, ὅς ἐστιν εἰκὼν τοῦ Θεοῦ). То, что мiр лежит во зле (1 Ин.5:19) не должно никого смущать. Христос победил мiр (Ин.16:33), посему Церковь действует в мiре, сопротивляясь оному, не смешиваясь с оным, облагораживая оный. Эон, данный Ковчегу Спасения, - универсален и не совпадает с существующей цивилизацией на 100%, и не имеет ее ограничений, т. к. продолжится и после ее катастрофы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий