Пошук на сайті / Site search

25.02.2024

Амвросий фон Сиверс: Теодорих Амал Великий

     Данный исторический персонаж оброс мифами, - и сие понятно, в виду его исключительного значения. Он остался в памяти всех германцев, как великий правитель, и даже скандинавские язычники чтили, явно зная, что он был христианином. Однако, Теодорих по вероисповеданию оставался всю жизнь арианином, что отразилось в весьма негативной памяти среди никейских христиан. Впрочем, такое отношение — есть уже своеобразная рефлексия после его смерти, случившейся на фоне известного гонения на ортодоксов, в ходе коей были казнены такие видные придворные фигуры, как сенатор Симмах и философ Боэций. То, что исповеданием Теодориха не так всё однозначно, видно по исландской «Саге о Тидреке», где, например , в главе 415 утверждается : "В конце жизни конунга Тидрека христиане прокляли ересь Ария , и к истинной вере обратились все, кто исповедовал эту ересь." Стоит ли говорить , что в собственно эпической средневековой традиции нет упоминаний об арианстве или иной ереси, а Дитрих предстает добрым христианином. В контексте того, арианская ересь была не просто неактуальной в средневековье, но вообще неизвестной, отчего такое упоминание явно отражает некую конкретную реальность, уже непонятную составителям саги.

    Но Теодорих резко выделяется среди всех варварских правителей, так или иначе связанных с поздней Римской Империей. Попытаемся понять, кем был он и каков его статус, и каков смысл. Известно, что Теодорих с детства проживал в Константинополе в статусе заложника. Он буквально проживал во дворце Аспаридов, считавшегося неким особым местом в православном Константинополе, где концентрировалась вся арианская элита. Очевидно, что Теодорих воспитывался именно как готский принц, т. е. в строго традиционном стиле, в чем нет никаких сомнений, судя по его дальнейшей активности. 

Ему пришлось пробыть там с 459 по 469 год, т. е. детство и юность — с 8 до 18 лет — он провел  столице Восточной Римской Империи. Дабы понять насколько пребывание здесь повлияло на юного Амала достаточно самых элементарных познаний в педагогике. Можно полагать, что за сии 10 лет Теодорих наверстал в постижении римского образа жизни всё, на что вестготским Бальтам потребовались целые поколения. Возможно, некоторые крайности в его поведении объясняются напряжением, свойственным варвару, а позже подрастающему юноше. По сообщению «Origo Gothico” он якобы снискал уважение императора. Во всяком случае, договор 459\460 г., обезпеченный персоной маленького принца, оставался в силе на удивление долго.

Часто цитируется утверждение, что он оставался неграмотным, отчего пользовался прорезями, дабы начертать собственную подпись под документом. Представляется, что сие сообщение — обычная похуление. Несомненно, что Теодорих знал готскую грамоту (чрез ульфилицу), умел читать по гречески и латыни. Отмечается, что юный принц закончил античное обучение, т. е. мог вполне и читать и писать, но, более того, имел понимание даже управления. Можно сомневаться в его успехах в данных дисциплинах, но его последующая политическая деятельность как бы подтверждает его явные способности. Впоследствии он и сам отмечал, что на востоке «научился управлять римлянами», т. е. минимум овладел основами письменной административной практики.

Однако, попытаемся установить его политический статус, имеющий основание в сущностной системе римского права. Император Зенон в 483 г.  заключает новый договор: Амала снова возводят в достоинство военначальника и патриция, назначают консулом на 484 г. 

Г.Вольфрам в своем капитальном труде «Готы» внимательно подмечает:

«Во всяком случае с 1 января 484 г. Теодорих должен был находиться в Константинополе, чтобы вступить в должность ординарного консула.  Самое поздее с этого времени он обладал статусом римского гражданства, благодаря и его семья Амалов стала Флавиями. Как консул, готский король был объектом почестей, вполне традиционным, почему предание и умалчивает о них.  Если только следовать явным свидетельствам предания, то за период консульства Теодериха в Византии можно лишь отметить убийство Рекитаха. Однако, представляется гораздо более важным, что Амал получил высокое звание, вероятно, в тридцать три года, -  “suo anno”, в свой год, - как если бы он происходил из древней первой семьи. Варвар Теодерих и римлянин Теодерих — это не последовательные стадии одного и того же человека, а грани одной и той же личности с раннего детства» (стр.394). 

Среди всех готских королей италийский Теодорих считается самым знаменитым, однако он никогда не носил rex Gothorum. И хотя прообразами его титула – FlaviusTheodericus Rex — послужили самобозначения Одоакра, как короля, в данной форме титул засвидетельствован только в 501 г. Королевский титул «Флавий» нашем в дальнейшем много последователей, - прежде всего в собственной династии Теодориха, позде у вестготов и лангобардов. Еще во времена Карла великого помнили, что титул Флавий приримают «по причине высокого ранга». 

Теодорих, сделавшись римским гражданином, стал Флавием Амалом.  Но, приняв в качестве королевского титула родовое имя константинопольской династии — второй императорской династии Флавиев, тем самым он основал третью династию Флавиев. Старшие Флавии обладали императорской властью, младшие Флавии пытались представлять собой хотя бы королевскую власть. Но королевскую власть — во внетренних рамках — давали не римляне, а племенное народное собрание. Амальский король Теодорих давно стал «войсковым конунгом», был по преемству выдвинут своим отцом и усыновлен императором, получил от императора вместе со званием консула право римского гражданства, имел чин высшего военначальника и был королем федератского войска, когда вступил в Италию. Победа же над Одоакром сделало готов единственным войском на Западе, коей пусть и преждевременно с точки зрения императора, вполне логично провозгласило Теодориха властителем Гиспернии. Его актуальная власть обязана была ориентироваться на власть императора и преодолевать всякий племенной партикуляризм.  Посему его титул и звучал как Flavius Theodoricus Rex, а не Rex Gothorum .

      Сии перечисленные подробности необходимы нам для понимания исключительного — среди практически всех иных варварских королевств, расположившихся на территории всё еще формально существующей Западной Римской Империи — положения именно Теодориха сына Теодемера. Занимательна та важнвя деталь, что Теодорих был и оставался арианином. Сие могло как бы препятствовать его возвышению, - однако такого не произошло: Константинопольский двор по каким-то причинам закрыл глаза на вероисповедный факт.

     Определенные детали помогают нам возсоздать внутреннюю политическую линию событий. Теодорих был включен в состав императорской династии со всей семьей. Но сие касалось не всех древних Амалунгов, коих было к тому времени не мало, а исключительно его собственную семью. Очень возможно, но нет полной уверенности, что вместе Теодорихом (с низходящим потомством) интегрированы были его братья и сестры. Уверенно можно утверждать только по потомкам одного короля. 

Как известно, матерью Теодриха являлась некая Erleiva, являвшаяся не арианской, как могло бы показаться, а православной с именем Евсевия. Ее твердо называют готкой, отчего предпожения в ее римском происхождение все-таки безпочвенны. Ее статус соответствовал наложнице Теодемера, но не понятно, не изменился оный впоследствии на статус жены. 

Теодорих имел сестер и братьев: старшая сестра Amalafrifa  (и еще одна не названная по имени), брат Thjudamund, младшая сестра Tjudagunda и младший брат Thrasamund.

Судьба Амалафриды довольно-таки специфична. Амальская принцесса состояла в браке с неназванным мужем, что несколько странно и наводит на самые разные предположения. В сем браке она родила двух детей: сына Теодахада и дочь Амалабергу.

В 500 г. для укрепления отношений с вандалами, к тому времени контролировавшими Северную Африку, Сардинию и Корсику, король Италии Теодорих решил заключить альянс с королём вандалов и аланов Тразамундом и выдал за него овдовевшую сестру Амалафриду. Вместе с Амалафридой к вандалам в Карфаген прибыли 1 тысяча готских воинов и 5 тысяч слуг в качестве приданого. После смерти Тразамунда его преемником стал Хильдерих. Он пытался увеличить своё влияние с помощью более тесных взаимоотношений с католической церковью и Восточной Римской империей. Для сего, ещё даже не заняв трон, Хильдерих приказал вернуть из ссылки католических епископов и пополнить вакантные места в епископствах. Арианка Амалафрида была резко против такой политики вандалов. Хильдерих обвинил её в подготовке переворота и приказал казнить. Вместе с ней были перебиты и все готы из её свиты. Теодорих, собираясь отомстить за свою сестру, начал собирать войско для похода на Карфаген и набрал значительный флот, но во время военных приготовлений умер (526 г.). Буквально вслед за ним умерла и она. 

       Никаких (даже незаконных) сыновей Теодерих не имел, его единственную законную дочь звали Amalasuentha; двух дочерей от наложницы — Theodogotho и Ostrogotho. О них речь пойдет ниже.

    Сестра Теодориха имела двух детей от неизвестного по имени отца, коего иногда указывают, как некого «франкского короля Гуго». Детей звали Теодахад и Хроделинда.

Thjudahad являлся весьма специфическим персонажем даже по меркам своего времени. И готы и римляне его презирали. Живя жизнью античного сибарита и обладая громадным состоянием, сей принц приобрел столь много имущества и даже патртимоний в Тоскане, что его за глаза начали называть «тосканский король». Выросший в арианской семье Теодахад явно склонялся к неоплатонизму. Известно, что в обществе он был известен именно как философ. В любом случае, чисто готское он презирал. Но к моменту регенства внука Теодориха Аталариха стало очевидно, что именно Теодахад делается старшим в роду Амалов среди мужской его части. Дабы понять его внутренний мiр, достаточно указать самоговорящий факт. В своем плане бегства 533 г. «тосканский философ» Теодахад ходатайствовал перед Юстинианом о политическом убежище и хотел переселиться в Константинополь в качестве сенатора. Так он потребовал приличный для такого положения годовой доход — 400 фунтов золота. Се — более чем роскошный образ жизни, т. к. «нормальный» доход сенатора тогда составлял максимум 150 фунтов золота ежегодно. 

   Хотя сам Теодохад являлся человеком ничтожным и так сказать прожигателем жизни, вне строгого религиозного сознания, его семья оказалась более склонной к арианству, нежели остальные представители родичей Теодориха Великого. Теодохад имел жену Gudleiva, от коей породил сына Thiudagiskel и дочь Theodananda. Его сын стал вестгостким королем (548-554 гг.), подчеркнуто придерживаясь арианства, а дочь вышла замуж за знатного готского вождя Эбримуда. 

Amalaberga – сестра  предъидущего правителя. Предположительно между 507 и 511 годами Амалаберга по инициативе Теодориха Великого стала женой Герменефреда, правившего Тюрингским королевством совместно со своими братьями Бертахаром и Бадерихом. О сем сообщается в написанном Кассиодором от имени короля остготов письме к Герменефреду. В том числе, в послании указывалось, что королю тюрингов оказывалась огромная честь правом породниться с таким выдающимся среди германцев родом, как Амалы: «Вы, отпрыск королевского рода, отныне примете на себя часть славы блестящего рода Амалов». (Скорее всего, сие указывает на классическое образование принцессы.)

Для Теодориха Великого то был очередной династический брак, организованный королём остготов для укрепления своего влияния на соседних властителей. Способствуя заключению брака между Амалабергой и Герменефредом, правитель Остготского королевства намеревался положить конец притязаниям правивших франками Меровингов на власть над тюрингами. Вероятно, данная цель была достигнута, так как до самой смерти Теодориха Великого в 526 году франки ни разу не вступали с тюрингами в вооружённые конфликты.

В браке Герменефреда и Амалаберги родились, по крайней мере, два ребёнка: сын Амалафрид и дочь, кою, как предполагается, звали Роделинда. Амалаберга оказывала большое влияние на Герменефреда, в том числе, в вопросах государственного правления. По свидетельству Григория Турского, именно Амалаберга была виновна в разжигании вражды между своим мужем и его братьями. В результате сих междоусобиц в 525 году по приказу Герменефреда был убит Бертахар, а в 529 году и Бадерих. Всё сие супруг Амалаберги совершил при помощи франкского короля Теодориха I, кому обещал передать половину своего королевства. Однако после того как оба его брата были убиты, Герменефред отказался выполнять своё обещание, и с тех пор стал править Тюрингским королевством единовластно.

Точно неизвестно, насколько правдиво сообщение Григория Турского, относившегося к Амалаберге с явной предвзятостью и называвшего её женщиной «злой и жестокой». Предполагается, что описывая Герменефреда и Амалабергу как преступников и братоубийц, историк пытался оправдать последовавшую за убийствами Бертахара и Бадериха аннексию королевства тюрингов франками. После гибели в 534 г. мужа Амалаберга с детьми бежала в Остготское королевство, найдя приют при дворе нового короля Теодахада, своего брата. После того как в 539 году остготская столица Равенна во время Готских войн была взята византийской армией под командованием Велизария, семья Амалаберги вместе с другими представителями остготской знати была в 540 году привезена в Константинополь. Здесь её сын Амалафрид был принят на военную службу, а дочь в период между 540 до 555 годами с согласия византийского императора Юстиниана I выдана замуж за короля лангобардов Аудоина.

Наконец, возвратимся к непосредственным дочерям Теодориха.

Amalasuentha – главная его наследница, т. к. была рождена в законном браке от франкской принцессы Аудофледы, чье имя намекает на ее особое происхождение. Амаласунта являлась исключительной фигурой остроготского королевства. Она была не только красива и чрезвычайно храбра, но получила совершенное классическое образование. Более того, она явно обучалась искусству управления, что довольно-таки необычно в первую очередь для варваров, пусть и романизированных. Похоже, что уже у Теодориха имелся секретный план по передаче именно ей правления, к чему принцессу готовили, не взирая на готские племенные правила. Ее мужем стал Амал Эвтарих, что полностью упрочало саму чистую амальскую линию династии. Но он скончался  в 522 г. до наследования, чем полностью изменил всю политческую конфигурацию последних годов правления того. Единственным сыном являлся Аталарих, объявленный наследником престола еще дедом. В любом раскладе, именно Амаласунта становилась регентом при малолетнем сыне. И ее политические действия оказались вполне успешны первые годы. Но далее, положение начало стремительно меняться, из-за действия совершенно разных политических групп в королевстве. В любом случае, Амаласунта неизменно подчеркивала на всех уровнях не просто свою про-византийскую позицию, но интегрированность на сущностном уровне с римской властью Константинополя. Амаласунта также имела дочь по имени Mathasuentha, про кою мало что известно до момента вторжения Велисария. Весьма вероятно, что она была насильно выдана замуж за Витигиса после убийства ее матери, а также Теодахада. В любом случае, ее негативное отношение ко всему, что имело место, и последовательно про-византийская позиция говорит о многом. Про нее практически единодушно утверждают, как о последовательнице никейского исповедания и высокообразованной личности.

     Единокровную сестру Амаласунты звали Thjudogotho, коя была одной из дочерей Теодориха Великого (возможно, второй). Имя её матери неизвестно [возможно, Harileiva]. По свидетельству Иордана, та была конкубиной короля остготов, однако в «Анониме Валезия» она названа законной супругой Теодориха Великого, что, вероятнее всего, отражает изменение ее статуса после смерти Аудольфледы. Тиудигото родилась тогда, когда остготы жили в Мёзии. Дата её рождения определяется периодом с 475 по 488 год включительно. Иногда указывается, что до крещения Тиудигото звали Аравагнис (лат. Aravagnis), под коим она упоминается в «Анониме Валезия», но такие данные, скорее всего, ошибочны.  Считается также, что Тиудигото была арианкой, что вполне возможно, но не точно.

Вместе с другими членами семьи Теодориха Великого Тиудигото участвовала в переселении остготов на Апеннинский полуостров. Здесь же она была выдана отцом замуж за короля Вестготского государства Алариха II. То был династический брак, призванный скрепить союз между правителями остготов и вестготов. [По мнению некоторых историков, до того как стать супругой Алариха II Тиудигото могла быть обручена с королём франков Хлодвигом I, на сестре коего Аудофледе Теодорих Великий тогда же женился. Однако стараниями епископов-никейцев Авита Вьенского и Ремигия Реймсского, опасавшихся усиления в Галлии влияния ариан, этот брак не состоялся, и супругой короля франков стала исповедовавшая ортодоксальное христианство бургундка Клотильда]. Дата бракосочетания Тиудигото и Алариха II неизвестна. В трудах современных медиевистов называются разные даты от 493 до 502 года включительно. Более ранние даты связываются с завоеванием остготами Италии, когда Аларих II способствовал победе Теодориха Великого над Одоакром. Более поздние даты объясняются союзом между Аларихом II и Теодорихом, заключённым во время войны вестготов с франками короля Хлодвига I. Одновременно Теодорих Великий сделал Алариха II сыном по оружию, что подразумевало признание правителем вестготов над собой верховной власти остготского короля. О том же свидетельствует и имя, данное единственному сыну Алариха II и Тиудигото — Амаларих: одной из составляющих его имени было название династии Амалов, к коей принадлежал Теодорих Великий. Т.е. ребенок считался наследником по матери, т. е. Амалунгом, а не по отцу, т. е. Бальтунгом.

        Младшую ее сестру звали Ostrogotho. По свидетельству Эннодия, Острогото сопровождала отца в одной из его поездок в Константинополь. Здесь она была крещена (по какому обряду, никейскому или арианскому, в труде Эннодия не упоминается, но контекст прямо указывает на первый), и во время сей церемонии наречена именем Ариадна (или Ариагна; лат. Ariadne или Ariagni). Свое имя Острогото получила в честь жены императоров Зинона и Анастасия I Ариадны. Чтобы отличать дочь Теодориха Великого от императрицы, её стали называть прозвищем Острогото (то есть «остготка»), под коим она и стала известна большинству упоминавших о ней средневековых авторов.

Вместе с другими членами семьи Теодориха Великого Острогото участвовала в переселении остготов на Апеннинский полуостров, и во время войны с Одоакром находилась в Тицине (современной Павии). Здесь же около 490 года она была обручена с Сигизмундом, сыном и наследником короля бургундов Гундобада. Посредником в переговорах между двумя правителями был епископ Тицина Епифаний. Его Теодорих Великий вместе с епископом Турина Виктором и Эннодием между летом 493 года и летом 496 году посылал в Лион к Гундобаду, чтобы договориться об условиях заключения брака. В знак признательности за право породниться с таким знатным родом как Амалы, король Гундобад возвратил Теодориху Великому шесть тысяч итальянцев, пленённых бургундами в Лигурии во время похода 490 или 491 года. Из них четыреста пленных, находившихся в собственности Гундобада, были освобождены безвозмездно, а за остальных их хозяевам был заплачен выкуп. По разным данным, брак Сигизмунда и Острогото был заключён в 495/496 году или 501/502 году. Церемония бракосочетания состоялась в Риме, куда Сигизмунд специально приехал из Бургундского королевства. То был династический брак, призванный скрепить союзные отношения между остготами и ставшими их северными соседями бургундами. Также, вероятно, брак должен был способствовать созданию направленного против правителя франков Хлодвига I союза между Теодорихом Великим, Гундобадом и вестготским королём Аларихом II.

Детьми от брака Сигизмунда и Острогото были сын Сигирих, до своей гибели в 522 году считавшийся наследником бургундского престола, и дочь Суавегота, в том же году ставшая женой франкского короля Теодориха I. О жизни Острогото в период между браком с Сигизмундом и её смертью сведений в средневековых источниках не сохранилось. Современные историки предполагают, что если Острогото была арианкой, то могла сыграть негативную роль в отношениях между родителями своего мужа, сторонником арианства Гундобадом и исповедовавшей никейское христианство Каретеной. Из трудов Авита Вьенского следует, что вскоре после 501 года король Гундобад развёлся с Каретеной и взял в жёны другую женщину, а бывшая королева бургундов ушла в монастырь, где и скончалась в 506 году. Сам Гундобад умер в 516 году, после чего бургундский престол унаследовал его сын Сигизмунд. 

Дата смерти Острогото неизвестна, но она скончалась ещё при жизни Сигириха. Возможно, это произошло в 518 или 520 году. Многие изследователи полагают, что, в отличие от мужа, ставшего исповедником никейского христианства, Острогото до самой смерти оставалась арианкой, т. к. предполагают арианство (в тот момент, ее сына Сигериха).

      Не исключено, что Теодорих имел еще двух дочерей, имена коих точно неизвестны. Одна из них была замужем за Тудуином, другая — за Флавием Максимом (ex gente Anictorum).

        Для чего перечисляются все сии весьма сложные династические соотношения родственников Теодориха? Дело в том, что вокруг его исторического феномена существует множство необъясниммых фактов — или мифов, как не проясняющих реальное положение вещей. Начать следует с того, что религиозная идентификация, столь устоявшаяся в литературе, не вполне точная, а зачастую предвзятая или даже ложная. Со времен немецкого протестантизма — особенно в рамках бисмарковского Kulturkampf практически все древне-германскими народы объявлялись арианами. Ариане, в свою очередь, провозглаашлись некими предтечами протестантов. Частично сия пропаганда базировалась на весьма односторонних полемических текстах позднеантичной эпохи, или же непосредственно франкских анналах, направленных анти-готски. Собственно, с давних времен мы имеем некоторое обобщение, хотя оно не соответствует действительности, при ближайшем разсмотрении. Так общеарианское исповедание всех древне-германцев — миф. Известно, когда и кто впервые обратился в арианство. Даже стоит уточнить, что основным исповеданием являлось не строгое арианство, а то самое полу-арианство, т. е. омиусианство, кое исповедовал Готский Просветитель еп.Ульфила. Именно его усилия привели к тому, что образовалось мощное ядро арианства — конкретно среди вестготов. Но поистине национальным исповеданием оно сделалось гораздо позже — у вандалов. Остальные народности придерживались старо-никейского исповедания. Те же остготы были арианами в лучшем случае на 50 %, - остальная часть распределялась между старо-никейцами, ново-никейцами и авдианами.

    Мать Теодориха Эрелива изначально придерживалась никейского Символа веры,  и нет никаких данных, что она была обращена из арианства. Анализируя всю биографию самого Теодориха легко можно заметить не просто его толерантное отношение к православным, но и прямое им покровительство. Несомненно, сам Теодорих был арианином, что соответствовало династической вере его линии Амалов. Сие подтверждается и тем, что в Константинополе он обитал во дворце могущественно Аспара — признанного главы арианской партии. Однако, подозрительно подчеркнутое позитивное положение юного заложника при дворе Императора наводит на мысль, что на него изначально была сделана политическая ставка. Сие же четко соотносилось с конфессиональным маркером Империи. 

    Его дочерей мы знаем под данным им прозвищами — Thjudagotho и Ostragotho, хотя оригинальными их готскими именами являлись Аравагнис и Ариагна, кои правильно транслитерируются как Hariavagneis и Harihagna. Их прозвища отражают некий особый статус: «народная готка» и «остготка», - что также никак не может быть случайной игрой прихоти. Факт, что обе дочери Теодориха имели христианские имена — Евдоксия и Ариадна в честь императриц Лицинии Евдоксии и Ариадны, говорит о их определенной близости к византийскому трону. Но самым важным является то, что минимум одна крещена в никейской вере! Сие вполне могло отражать саму стратегию Теодориха: одну дочь дать для ариан, другую — для никейцев. Впоследствии обе принцессы были выданы замуж за бургундского и вестготского королевичей, из коих только последний являлся последовательным арианином. Сам же народ бургундов изначально придерживался никейского исповедания и только под влиянием арианских проповедников среди оного стала распространяться новая вера. В любом случае, масштабы арианства среди бургундов очень сильно преувеличены, и сие частично связано уже с франкской пропагандой.

    Из всех близких родственников Теодориха только его сестра Амалафрида являлась убежденной арианкой, что отразилось даже на ее судьбе. Однако, ее собственные дети получили хорошее классическое образование и не имели подобного ригоризма. Ее сын Теодахад вообще был чужд конфессиональных споров, полностью склонившись к неоплатонизму и намекая Юстиниану, что готов перейти в православие. Ее дочь Амалаберга сохраняла свое арианство довольно-таки продолжительное время. В любом случае, арианство среди тюрингов распространялось чрез нее, потеснив там старо-никейцев.

     Особое положение среди всех родственников Теодориха занимает его единственная законная дочь (и по-видимому прогнозируемая им наследница) Амаласунта. Она не только была высокобразованной и храброй женщиной и подготовленной к управлению личностью, но непрестанно являлась persona grata в Константинополе. Многие ее современники намекают на ее никейское исповедание, что, очевидно, не являлось секретом для широких масс как готов , так и римлян. Впоследствии, когда враждебные к ней партии будут бороться за власть, то именно готско-арианская группировка выскажет много претензий конфессионального свойства. В т.ч. из-за ее сына Аталариха , ставшего королем в 10-летнем возрасте. В обвинении Амаласунте высказывалось, что наследник Теодориха Великого выспитывается «не по-готски». То ли Аталарих был никейского исповедания, то ли склонялся к сему под влиянием матери. При его возшествии на престол Амаласунта подтверждает все юридические взаимоотношения с Константинополем, а Аталарих оставляется на верховное попечение императора, «как сын». Сим еще раз подверждается особенный статус линии династии, заданной Теодорихом Флавием. Юстиниан всегда испытывал особые отношения к Амаласунте, гарантировав ей переселение в Византию, а затем признав ее как domina rerum в Италии. Позже, когда король-соправитель Теодахад свергнет ее и заключит в тюрьму на озере Больцена, среди константинопольского двора циркулировали упорные слухи — кои частично отразил Прокопий Кесарийский в «Тайной истории», - что Юстиниан готов был вступить в брак с Амаласунтой. При всей экстравагантности такого предположения, он не кажется совершенно фантастическим: такой брак мог быть заключен. Амаласунта являлась абсолютно законной королевой, к тому же обладала РИМСКИМ ГРАЖДАНСТВОМ, и придерживалась никейского исповедания. Ее убийство в 535 г. послужило однозначным casus belli. Занимателен  тот факт, что в некоторых католических источниках Амаласунту называют мученицей — при сохранении негативного отношения к ее отцу.

     Вне всякого сомнения ее дочь Матасунта изначально придерживалась никейского исповедания. После пленения Витигиса она вместе с ним отправилась в Константинополь, где бывший король перешел в православие, автоматически получив содержание и статус. В 542 г. он умер и его вдова вышла замуж за сверхпопулярного двоюродного брата Юстиниана — Германа, что всеми осмыслялось (тем же Иорданом!), как историческое событие. Ее сын Герман-младший родился после смерти своего  отца (конец 550/ начало 551 г.). Ничего точно не известно о нем впоследствии, лишь то , что он мог бы быть идентифицирован с патрицием Германом — ведущим сенатором в правлние императора Маврикия (582–602 гг.). Старшая дочь Германа вышла замуж за Феодосия — старшего сына Маврикия. Иногда Герман-младший отождествляется с Германом, усыновленным императором Тиберием II Константином и Ино Анастасией. Если идентификация верна, то видно, что данная династия занимала важные позиции в Константинополе на самом верху правящего класса и сохраняла особый статус.

       Как указывалось выше, практически всё близкое родство Теодориха было переселено в Константинополь, где мгновенно заняло важные посты и получило серьезное содержание. Более того, некоторые его представители и впоследствии играли определенную роль. К моменту переселения все они или уже были православными, или — подобно Витигису — приняли оное. Интересно, что когда лангобарды обратились к византийскому императору Юстиниану I за помощью против гепидов, тот послал армию под командованием Юстина и Юстиниана, сыновей Германа; Аратия и Суартуаса (бывшего правителя герулов); и Амалафрида. Все первые остались в Ульпиане, Иллирии, чтобы решить вопрос о вероучении среди местных христиан. Амалафрид же повел часть римской армии против гепидов. Поскольку впоследствии Адоин отправил послов к Юстиниану, чтобы пожаловаться на отсутствие имперской помощи, похоже, то была лишь небольшая часть первоначальной армии. Тем не менее, Амалафрид и лангобардское войско под командованием Адоина одержали крупную победу над гепидами.

Не секрет, что представители иных ветвей Амалов оставались в Италии, а также иные проживали в Константинополе. Однако, никто из них настолько не возвысился. Возникает справедливый вопрос: почему?

     Представляется, что ответ лежит в той плоскости, коя была задана изначально. При реконструкции всего эпического пути семейства Теодориха получается так, что он с детства был не только приближен к восточно-римскому  императору, но разсматривался, как потенциальный претендент на верховное управление в Гиспернии. Его арианство не смущало византийских политиков, т. к. Теодорих явно склонялся к никейскому исповеданию, - не исключено, что под влиянием своей матери. Как указано выше, Теодорих получил статус и римское гражданство, но не исключительно лично и только для своего непосредственно потомства, но, скорее всего, и для ближайших родственников. (На сие указывает продолжение высокого статуса потомков Амалафриды). Все сии персонажи являлись третьей законной династией — Flavii Theodorici, и при определенных политических комбанациям вполне могли быть призваны на трон в Новом Риме. Важным маркером законности данной династии являлось ее никейское исповедание, что, очевидно, не слишком афишировалось на Западе среди готов, хотя и было известно многим. 

Иные представители Амалунгов признавались в своем особом королевском статусе, обладая или не обладая реальной властью, но никогда не были интегрированы в правящий Дом византийских императоров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти