Пошук на сайті / Site search

07.03.2024

Мансур Кучкаров: В чём отличия и сходства между марийцами и чувашами

Материал подготовлен по работе Владимира Напольских  Очерки по этнической истории. http://archtat.ru/editions/v-v-napolskih-ocherki-po-etnicheskoj-istorii

Автор доктор исторических наук, член-корреспондент РАН,  один из ведущих специалистов по финно-угорским языкам. 

Цитата автора «Рассматриваемая история народов Поволжья и Предуралья в ракурсе взаимоотношений с Волжской Булгарией позволяет дать объяснение,  отсутствию удмуртов и чувашей в ранних письменных источниках». Несмотря на отсутствие прямых письменных источников, по косвенным лингвистическим и археологическим данным можно предположить,  район обитания носителей пермского праязыка (языка-предка удмуртского и коми) должен находиться в конце I – начале II тыс. н. эры в Среднем (Пермско-Сарапульском) Прикамье (районы распространения наследующих камской гляденовской культуре ломоватовской, неволинской и поломско-чепецкой археологических культур) [Белых 1999]. Именно в этих районах (Верхнее и Среднее Прикамье, бассейны Сылвы и Чепцы),  наблюдается в IX–X вв. значительный приток финноязычного населения на территорию Волжской Булгарии [Хлебникова 1984: 223-225; Белавин 1990]. 

Таким образом, в IX–X в.в.  начинают складываться удмурты и бесермяне, первоначальным центром которых могло быть Елабужское городище [Казаков 1997: 39], затем – удельный центр Казанского ханства Арск, где, по преданиям удмуров, жил эксэй "удмуртский царь", и где имеются субстратные ойконимы удмуртского происхождения. Именно на нижней Вятке марийцы встретились с носителями *odг-mort (> удм. udmurt), от которого происходит марийское название удмуртов odo-mari [Белых, Напольских 1994.]. Из нижней Вятки предки удмуртов и бесермян  проникают и на север, на нижнюю Чепцу, где складывается группа удмуртов-Ватка, подчинявшиеся до второй половины XVI в. татарским каринским  князьям. Здесь же  образуют основу чепецких удмуртов. Предков чепецких (нукратских, каринских) татар переселяются на Чепцу в XIV–XV вв (о нём свидетельствует булгарская эпитафия XIV в. из с. Гордино на Чепце). Отсюда же последует миграция на северо-восток предков удмуртов – Калмез, расселившихся в бассейне р. Кильмезь. В ходе этих переселений предки удмуртов ассимилировали пермское население Вятско-Камского междуречья. В то время, когда эта часть переселяется, в пределы Булгарского государства, другая сдвигается на нижнюю и среднюю Вычегду и её притоки, где складывается вымская культура X-XIV вв., соотносимая обычно с летописной Пермью Вычегодской, предками коми-зырян [Савельева 1985: 13- 19]. 

Скорее всего,  эти переселения, вызваны экономической, политической и культурной ориентации: прикамское население переместившийся на Вычегду  выбрало Новгород. Другая часть, -  Волжскую Булгарию. В конечном счёте, это приведёт к распаду пермского языкового единства (Белых 1995, 1995) (окончательный распад прапермского единства следует датировать во всяком случае не ранее начала XIII в. [Белых 1999: 252-253]. Базовая связь верхнекамско-чепецких городищ с Волжской Булгарией очевидна: их рост начинается в IX-X вв. со сложением булгарского государства, упадок наступает в XIII в. в период монгольского нашествия.

Создатели верхнекамско-чепецких городищ были известны в арабско-персидских источниках как народ и страна Ису – возможно, именно данное слово отражает не дошедшее до нас самоназвание этого населения. Посредничество Ису в булгарской торговле с Йурой, о котором сообщают источники, возможно, отражает тот факт, что древнепермское население, по-видимому, ещё в XI-XII вв. проникало на нижнюю Обь. В район, где следует помещать летописную Югру, и оставило памятники в виде городищ Перегребное I и Шеркалы I/2, близких вымским и родановским [Пархимович 1991]. Именно из пермского (прапермского) диалекта было заимствовано и само название Югра в древнерусский, а оттуда – в булгарский.

Русская Вятская земля и татарский центр в Карино.

После исчезновения системы верхнекамско-чепецких городищ  связанное с  падением  Волжской Булгарии, от монголов, местные жители, скорее всего, перешли к малыми земледельческими поселениями вдали от больших рек. Только этим объясняется загадочный хиатус в археологических памятниках в указанное  время.  Единичные городища ещё могли какое-то время продолжать своё существование, но со временем, местное население начинает приспосабливаться к новым условиям. К началу XV вв. в этом регионе складываются два центра: русская Вятская земля и татарский Карино – на Чепце – и на периферии ареала верхнекамско-чепецким городищам, которые находились в контактах с Зауральем, Вычегдой и Новгородом, но с центром в Чердыни – Великой Перми. Жители этих верхнекамско-чепецких городищ входят в состав северных удмуртов-Ватка (т. е., вятских удмуртов, удмуртов Вятской земли ) и коми-пермяков, населения Великой Перми.

Ветлужский край на левобережье Волги.

Для рассмотрения истории финно-угорских народов особенно интересен северо-запад булгарских земель, лесной ветлужский край на левобережье Волги. Эти земли в сер. I тыс. н. э. заселяются продвигавшимися сюда с юго-запада племенами, оставившими памятники типа Младшего Ахмыловского могильника, которые в VIII в. достигают Вятки, ассимилириуют местное постазелинское население и таким образом, составляют основу для сложения марийского народа [Никитина 1996]. Эти территории не представляли большого интереса для булгар, поскольку – в отличие, например, от Вятки и Камы или Волги –  были не слишком удобные для судоходства реки края и не образовывали путей ни к пушным богатствам Сибири, ни к Балтике и Западной Европе. Однако, с другой стороны, необходимо было учитывать опасность военных экспедиций и последовательной экспансии Руси на этом направлении.

Марийцы как федераты-союзники булгар.

В этих обстоятельствах, древнемарийское население находилось в роли федератов-союзников Волжской Булгарии при возможных конфликтах с Русью. Правобережье же Волги, современная Чувашия, подвергалось более интенсивной булгаризации, поскольку между этими территориями, представлявшими к тому же, бóльшую ценность для развития сельского хозяйства, лежали мордовские земли, выполнявшие роль буферной зоны.

В этом причина этноязыкового расхождения общих предков марийцев и  чувашей. Однако, не подлежит сомнению, их единый культурный и антропологический субстрат: об этом однозначно говорят, близость антропологии и материальной культуры, начиная от традиционного костюма и пищи и кончая музыкальными инструментами (причём, не только внешняя форма, но и терминология), и, наконец, само горномарийское название чувашей suasla mare букв. ‘татарский мариец’, только в случае с марийцами процесс языковой ассимиляции не дошёл до конца. Аналогию этой  ситуации можно найти, например, на Балканах: албанский язык содержит, наверное, не меньше разновременных романских элементов, чем аромунские диалекты, но процесс превращения его в романский язык всё-таки не завершился.

Воинственный и мирный.

Здесь, ещё уместно  рассмотреть этнонимы: 1 черемис < тюркское *cher- ‘войско’ 2 чуваш < тюркское *jawash‘мирный, тихий’. К слову, очень созвучно татарским "юаш" – тихий, скромный. Это точно  соответствует их роли, в противостоянии Москвы и Казани (ср., например, термины мирные и немирные инородцы по отношению к сибирским и кавказским народам в русском языке XVIII-XIX вв.).  В этом смысле, мордва,  была ближе к  марийцам. Мордовский князь Пургас по русским летописным сообщениям начала XIII в. неоднократно и весьма успешно воевал против русских, но второй известный нам по летописным источникам мордовский персонаж, Пуреш / Пурейша, имевший, возможно половецкое происхождение, напротив, воевал против Пургаса и находился в договорных отношениях с Юрием Долгоруким [Мокшин 1991: 38-41]. В дальнейшем и у мордвы, и у марийцев произошла такая поляризация в политической ориентации (на Русь или на Булгарию, позже – Казань).

Сословные ниши. 

Поскольку источники, которыми мы располагаем о Булгарии (арабских и персидских авторов,  «взгляд со стороны»), предки удмуртов и чувашей оставались не замечены наблюдателями, а если и попадались,  то воспринимались как социальные группы внутри булгарского народа, вследствие чего не было необходимости отмечать их присутствие. "Этническая история, проблемы происхождения народов – это вещь, где никогда нельзя провести границу, потому что народ – это всегда контакт с другими народами, и когда ты изучаешь историю одного народа, то автоматически изучаешь историю соседей, а чтобы понять его соседей, нужно изучать их соседей, и поэтому здесь очень трудно ограничить себя. Это просто необходимо в силу методики", - говорит Владимир Напольских. 

По работе  Напольского В.В. "Очерки по этнической истории".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти