Поиск по сайту / Site search

13.04.2024

Артур Ш.: Этнографическая группа осетин туальцы (двалы)

 Двалы или Туальцы (осет. Туал, Туалтæ, груз. დვალები [Dvalebi]) — этнографическая группа осетин, живший по обе стороны Большого Кавказа.

В исторических источниках двалы упоминаются как двел, тобел, тубал, туал, туали, двали, валли, талы, дувал и твал. Этнонимом twal до сих пор именуются осетины, происходящие из Наро-Мамисонской котловины (осет. Туалгом). В Грузии с XI века известна фамилия отражение этнического имени двалов — Двали. Современное название туальцы, мамисонцы. У чеченцев малхистинцев — дува.

Кударцы также числятся как этнографическая группа двалов (туальцев), происходят от двалов. В. Н. Гамрекели: разъясняет здесь же сам Вахушти «жители (Ксани-Лиахви-Кударо - В.Г.) суть двалы, переселившиеся из этой Двалетии». Источник: «К Двалы и Двалетия в I-XV вв. н. э. (В.Н. Гамрекели)»

Плиний Старший и Птолемей локализовали двалов между Кераванскими горами (северные отроги Кавказского хребта) и рекой Ра (Волга). Соседями двалов Птолемей называл тусков и дидуров, помещая их между Кераванскими горами и Кавказом. Плиний располагал валлов/дваллов за Кавказскими воротами (Дарьяльское ущелье) в Гурдинских горах рядом со сванами, то есть в тех местах, где грузинская историческая традиция помещает историческую Двалетию. Таким образом, эти и другие античные источники размещали двалов примерно в центральной части Главного Кавказского хребта, несколько западней Дарьяльского ущелья.

Раннесредневековые источники локализуют двалов примерно там же, где и античные авторы, например «Армянская география» VII века. «Географии Грузии» — исторического труда Вахушти Багратиони, двалы обитали в Кассарском, Зарамаг, Згил, Нарском, Зругском и Закинском ущельях.

Античные авторы не просто сообщали этноним двалов в перечислениях народов, но и свидетельствовали о некоторой их хозяйственной деятельности — Плиний Старший, характеризуя валлов/двалов вместе со сванами, отмечает, что они умели добывать в рудниках золото. В какой-то период двалы подверглись аланской ассимиляции, но в какое время она завершилась — не известно. Общая политическая и этническая ситуация Раннего Средневековья, по мнению советского кавказоведа Н. Г. Волковой, не предполагала широкую языковую иранизацию высокогорного населения центральной части Кавказского хребта, по крайней мере в VII веке. Аланская ассимиляция двалов могла завершится и до монгольских походов и позднее — в период XIII—XIV веков. Также не исключено вытеснение аланами древнедвальского населения и перенесении имени двалы на переселившихся сюда алан. Вахушти Багратиони сообщает в 18-ом веке, что двалы это дзурдзуки, но они утрачивают свой язык.

Крупнейшей военной победой, утвердившей место Зарамага в 17-ом веке, стало сопротивление завоевательному походу армии иранского Шаха Аббаса 1. Яростный отпор, оказанный Двалами под стенами Зарамагской крепости, заставил армию завоевателей ретироваться. Народная оценка этих событий отражена в пословице «Даже Шах отступил от Зарамагского утёса». Аббас обещал прийти с армией втрое больше, но больше не совершал попыток завоевать Зарамаг. Мамисонцы (Двалы) у соседних племён славились как непокорные и воинственные горцы.

К вопросу о нахском этномассиве на Кавказе (I-ХIII ВВ.) Ахмадов Явус Зайндиевич. «На вопросах о трех нахских этнонимах связанных с населением южных и северных ущелий Большого Кавказа – дурдзуки, двалы, и цанары следует остановиться несколько подробнее. Так, дурдзуки, согласно материалам Леонти Мровели в «Картлис цховреба» с первых десятилетий возникновения грузинского государства исторически занимали пространство грузинских гор от «Суанети до Дидоети», т.е. от горной Сванетии на западе, до передовых дагестанских обществ на востоке (включая тем самым и двалов).» «Фактические данные Вахушти Багратиони автора начала ХVIII в. и глубокий анализ исторических данных о Двалетии проведенный В.Н.Гамрекели в ХХ в. убеждают нас в том, что в средние века Большой Кавказ на запад от Дарьяльского пути (горная часть Северной Осетии) исторически заселяли двалы, а собственно нахоязычные дурдзуки располагались к востоку от Дарьяла. Причем Двалетия в период расцвета Грузинского царства (ХI - начало ХIII вв.) находилась под его политическим, религиозным и культурным влиянием. Также как впрочем, и Дурдзукетия (в узком географическом смысле этого термина как самой северной полосы грузинского Закавказья). Причем доводы В.Н. Гамрекели не оставляют никакого сомнения в том, что горные двалы являлись с древности и вплоть до конца ХV в. одним из нахоязычных племен. Да и в начале ХVIII в. по свидетельству Вахушти Багратиони двалы еще продолжают говорить кроме «осского» (аланского) еще и на «старом двальском языке».

А. П. Берже сообщал, что у чеченцев имеется общее самоназвание — нахче, однако он также упоминал и об имени, которое дали равнинные чеченцы всем горцам, в том числе и горным чеченцам — таули. Древнее название горных чеченцев Таули гипотетически могло относится в том числе и к Туалам (Двалам, Мамисонцам, Туальцам).

Хасан Бакаев. Тайна Жеро Канта. «Этноним «двалы/туалы» ученые выводят из нахского теонима «Дела», что типологически соответствует таким названиям как «халдини» («принадлежащие божеству Халди»), «маьлхи» («солнечные», «принадлежащие солнцу») и т.д.» Осетинский ученый Б.В. Техов, крупнейший знаток кобанской культуры, в своей монографии «Центральный Кавказ в XVI-X вв. до н.э.» пишет так: «Интересно отметить, что две главные реки на территории Южной Осетии – Большая и Малая Лиахви – носят название, объясняемое из вайнахских языков. Этот гидроним в более чистой форме сохранился в осетинском языке, где он передается Леуахи (Стыр Леуахи, Чысыл Леуахи). «Леуа» по-вайнахски – снег, ледник, а «хи» – вода. Значит – это снежная (ледниковая) вода. Действительно, эти реки берут свое начало в вечных снегах, расположенных в высокогорных районах Южной Осетии. Этот гидроним (Леуахи) и некоторые другие топонимы свидетельствуют о пребывании на данной территории вайнахских племен».

Двалетия - древнее название Южной Осетии, включает также горную часть Северной Осетии.

Чеченские исследователи: Валлы – это, без сомнения, чеченцы-двалы, населявшую историческую область Двалети и неоднократно упоминавшиеся в грузинских исторических хрониках. Ю. Дешериев, выдающийся чеченский языковед, высказал предположение, что этноним двалы происходит от имени божества Дала/Дела. Не отвергая полностью предположение Ю. Дешериева, мы, тем не менее, считаем возможным предложить вниманию исследователей и собственный вариант происхождения этнонима двалы – чеченское словосочетание да латта в значении «отцов земля» или да эли – буквально «отцы князья» со смысловым значением «царские/княжеские потомки» или «потомки пророков». Источник: «Глава 3. Роль нахов (нохчи) в этногенезе и политогенезе Кавказской Албании, Хазарии и Древней Руси»

Двальские (туальские, мамисонские, кударские,) фамилии уходили в Дигорию и другие территории Осетии.

«Сваны по сей день называют территорию западной части Центрального Кавказа Малхар, в то время как для самих балкарцев используют слово савир. По-видимому, название малх-ар (малк-ар) сохранилось от древнейшего населения данной территории – малхов (малх-узов). На территории исторической Двалетии. (соврем. Южная Осетия).» Источники: «Нахи», Г.Дж.Гумба. Третья часть Первой главы (малхи).

«Сказанное в обоснование тождества талов и туал - двалов не противоречит и вполне согласуется со сказанным относительно тождества валлов и двалов. Нам представляется так, что талы это те же валли; Тал - Thalos и Валлы - Valli два варианта, две формы имени одного и того же племени, подобно позднейшим туал (осетинская форма) и двал (грузинская форма)» Источники: «К Двалы и Двалетия в I-XV вв. н. э. (В.Н. Гамрекели)»

Письменные источники

Этноним двалы в различных формах упоминается в позднеантичных (эллинистических, римских) и армянских источниках. В грузинских источниках, помимо овсов и Овсети, неоднократно упоминаются двалы и Двалети.

I в. «Естественная история» (Плиний Старший) — др.-греч. Θύάλοι, лат. valli

II в. «Руководство по географии» (Птолемей) — др.-греч. Θύάλοι, лат. valli[2]

IV в. копия с Римской дорожной карты — лат. lvali

VII в. «Армянская география» (Анания Ширакаци) — в форме дуалк (арм. Դուալ(ք))

VII—X вв. «История страны Алуанк» (Мовсес Каланкатуаци)

XII—XVIII вв. «Картлис цховреба»

XI в. «Жизнь Вахтанга Горгасала» (Джуаншер Джуаншериани)

не позже XIII в. «Летопись Картли» (аноним)

XIV в. «Мученичество Николая Двали»

XV в. «Памятник Эриставов»

XVIII в. «Географическое описание Грузии» (Вахушти Багратиони)

Этническая принадлежность

Осетинские племена (согласно Б. А. Калоеву)

Раннесредневековая «Армянская география» ничего не сообщает об этнической принадлежности двалов, но, согласно Н. Г. Волковой, то, что в источнике двалы перечислены среди грузин-горцев, дагестанцев и чётко отделены от алан, свидетельствует о возможности включения их в круг кавказоязычных народов.

Источники: «Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа».

У южных осетин (двалов) доминирует гаплогруппа J2a. «Как видно у южной части осетин доля гаплогруппы J2a увеличивается, это объясняется тем что южная часть осетин, из которых многие крупные фамилии происходят из Туалгома (Центральной Осетии - Наро-Мамисонской котловины), где пикует данная гаплогруппа достигая 80-90%, это такие крупные и многочисленные фамилии рода Хетага, Джиоевы, Тедеевы, Цховребовы и т.д.» Источники: «irystyrnyxas.ru Осетинский ДНК-проект - Высший совет осетин»

«Одновременно, итоги проведенной нами исследовательской работы доказывают, что грузинская историческая традиция генетически связывает их в частности с вейнахскими племенами, считая их совместно потомками Кавкасоса и «кавкасианни», что ряд других (античных) свидетельств и фактов дают основание для косвенных выводов о принадлежности двалов к собственно кавказским племенам; что лингвистические данные, добытые в процессе изучения субстрата осетинского языка в работах В.И.Абаева и анализ этимологий ряда топонимов дают основание сблизить двальский язык с вейнахскими языками. Территориально двалы еще в первых веках нашей эры соприкасаются с вейнахоязычными племенами в ущельях Терека и Арагви. Их смежность подтверждается свидетельствами Плиния Секунда, Леонти Мровели, Вахушти и рядом объективных данных (топонимика), подтверждающая бытование вейнахоязычных племен в те века в ущельях Терека-Арагви. Все эти данные приводят нас к выводу, что древние двалы этнически были ближе всего к вейнахским племенам. Однако близость не означает тождества. Ряд моментов: наличие твердо установленных топо- и этнонима (Двалети и двали), наличие резко отграниченной собственной территории и др. указывает на то, что первоначально, в первые века н.э. двалы представляли собой в целом особое, своеобразное племя. Таким образом, двалы будучи сначала обособленным иберокавказским племенем, ближе всего стояли к группе Вейнахских племен. Причем под вейнахскими племенами следует разуметь не современный чечено-ингушский народ, а те этнические единицы иберокавказской природы, из которых позже сложилась вейнахская народность».

«Следовательно, по Вахушти, древнейшее население Двалетии происходит от Яфетида Кавкасоса, является племенем южного происхождения, и генетически ближайшим им племенем являются Дурдзуки. Но наличие специального топо- и этнонима Двалети - двали, не позволяет их просто отождествить с дурдзуками и указывает на то, что двалы представляли своеобразную этническую общность, несмотря на генетическую связь с дурдзуками».

Источники: «К Двалы и Двалетия в I-XV вв. н. э. (В.Н. Гамрекели)»

Русские называют чеченцев «чеченцы», тюркские народы – «сасаны», кабардинцы – «шашаны», осетины – «цацаны», арабы – «шашани», грузины и армяне в летописных источниках – «дзурдзуки», «нахчматиане». Встречаются и этнонимы «цанары», «эры», «двалы», «кистины». Самоназвание чеченцев – «нохчи», встречается и в древних манускриптах наших кавказских соседей (армян и грузин), и в летописных источниках индоевропейских и ближневосточных народов.

Источники: «Самоназвание и национальная символика чеченцев».

«Пахрудин Арсанов, руководитель днк проекта Chechen-Noahcho-Dna-Project объяснил, что по генетике у Двалов нахские корни. Основная масса j2 Двалов имеет родство с Вайнахами, однако Двалы ближе всего и больше по генетическим данным связанны именно с Чеченцами. Генетические ветви Двалов сходятся в своём большинстве с Чеченцами Нашхойцами, не мало связей с Чеченцами Малхистинцами и в меньшей степени Ингушами. Генетик объяснял также следующее: Нет гаплогрупп присущих национальностям, это метки, классификация, есть ветки внутри разных гаплогрупп. Родственные предки могут быть и у J2, и у G и у Q.»

Источники: «Chechen-Noahcho-Dna-Project, Главное руководство - Пахрудин Арсанов.»

Язык

О языке двалов существует несколько версий. Грузинский учёный Гамрекели, Вахтанг Николаевич о языке Двалов: «двалы, будучи сначала (до языковой иранизации) обособленным иберокавказским племенем, ближе всего стояли к группе вайнахских племен, причем под вайнахскими следует разуметь не современный чечено-ингушский народ, а те этнические единицы, из которых позже сложилась вайнахская народность». Вахушти Багратиони о языке двалов:

Язык у них древне-двальский и ныне говорят на собственно осском, ибо язык черкезов другой.

Вахушти Багратиони о религии двалов:

В старину все они по вере были христианами и составляли паству Никозели, главным же образом двальцы, но в нынешнее время двальцы только именуются христианами, ибо соблюдают великий пост, почитают и поклоняются иконам, церквам и священникам, а во всем другом несведущи. Не имеют священника и остаются некрещенными, кроме тех, которые получают крещение в Карталинии и Раче.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти