Пошук на сайті / Site search

03.08.2024

Что такое Туран

Тура́н (авест. Tūiriiānəm, пехл. Tūrān, перс. توران‎, тадж. Турон "страна туров") – упоминаемый в Авесте и среднеиранской литературе исторический регион в Центральной Азии, населённый в древности скифскими иранскими племенами с общим названием "ту́ра".

Этноним "ту́р" впервые зафиксирован в "Авесте" в двух формах: более древняя "tūiriiānąm" (наряду с этнонимами ариев (авест. "airiiānąm") и саиримов (авест. "sairimanąm") и более поздняя "tūra" ("tūr"). Последняя форма впоследствии легла в основу топонима "Туран", который упоминается в древнеиранской мифологии и среднеперсидской религиозной и исторической литературе и документах, а также в средневековой персидской, арабо-мусульманской и среднеазиатской историко-географической литературе.

Туранцами (тура) 3 тыс. лет назад в момент формирования у части степных восточноиранских племён экономического уклада кочевого отгонного скотоводства стали называть ираноязычных представителей данного (тогда совсем нового) вида хозяйственной деятельности. И первым нарекло "туранским" именем своих собратьев-кочевников (самоназвание которых – саки) само же восточноиранское оседлое население тогдашней территории Казахстана и юго-западной Сибири, не принявшее "отгонно-кочевую" экономическую революцию тех своих родов, которые в первые века I тысячелетия до н. э. и стали "саками". В более поздние времена туранцами называли саков, массагетов, кушан, парфян, эфталитов и другие восточно-иранские народы. Термин обозначал практически всю Среднюю Азию, где проживали эти народы. В персидской литературе широко освещена тема многовекового противостояния Ирана и Турана.

Древние арии – предки иранцев и туранцев – называли свою страну "Aryānem Vaējah". Название образовано от самоназвания всех древних индоиранцев и является или прилагательным "Арийская страна", или генетивом "Страна ариев" в выражении типа авест. "airyānem dahyunam" ("страны ариев"). В эпоху Ахеменидов (550-327 гг. до н. э.) понятие "Aryānam Dahyunam" трансформировалось в "Aryānem Xšaθram" – «Государство Ариев». Древнеиранское понятие "Aryānem Xšaθram" дало название государству Аршакидов (250 г. до н. э. – 224 г. н. э.) – пехл. "Aryānšaθr/Aryānšahr". Название государства Сасанидов (224-651 гг. н. э.) – "Ērānšahr" (пехл. "ʼyrʼnštr"), происходит от авест. "Airyānem Xšaθram". Авестийский дифтонг "ai" трансформировался в среднеперсидский "е". Со времен Ахеменидов название "Иран" закрепилось за государствами западно-иранских народов, создавших мощные централизованные империи.

Страна восточно-иранских народов, Туран, была политически раздроблена на отдельные государства, такие как: Согд, Бактрия, Хорезм, а также между степными ираноязычными племенами саков, сармат, юэчжей (тохаров), массагетов и др., которые охватывали территории современных российских Причерноморья, Поволжье, Урал, современных государств Казахстан, Киргизию и Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Позднее саки, кушаны и др. завоевали Согд, Бактрию, Хорезм и всё междуречье Амударьи и Сырдарьи стало обобщённо называться Тураном. 

Условной границей между Ираном и Тураном в древние времена была сначала Сырдарья, а в более поздние времена – Амударья.

Население Согда, Бактрии, Хорезма изначально было северовосточно-иранским по языку и было близкородственным современному осетинскому языку. Известно, что Заратуштра обращался к согдийцам и бактрийцам на своём родном языке условно называемый авестийским, который зафиксирован в "Гатах" – наиболее древней части книги "Авеста" – из-за чего язык и называется авестийским. Авестийский язык был северовосточно-иранским по типологии и согдийский и бактрийский языки, дошедшие до нас в письменных памятниках, также характеризируются как восточно-иранские: первый – северной подгруппы, второй – южной. Раньше существовало мнение, что авестийский – это старобактирийский язык, но сегодня оно сошло на нет. Различие между западно-иранскими и восточно-иранскими языками можно увидеть на примере сравнивания персидского-таджикского языка (зап.-иран.) с памирскими языками (вост.-иран.).

В IV в. кушанов сменили новая династия эфталитов (хайталов). В середине VI в. они упорно сопротивлялись Сасанидской империи, угрожавшей им с запада, и Тюркскому каганату, нападавшим на Туран с востока. В 561-563 гг. тюрки заключили с сасанидским Ираном союз против эфталитов. В 564 г. войска шаха Хусрава Ануширвона заняли стратегически важную область – Тохаристан. В 565 г. в битве у Нахшаба тюрки одержали победу, и Согд был присоединён к каганату. В 567 г. под Бухарой произошла крупнейшая в истории региона битва между войском эфталитов и тюркской ордой. Битва длилась восемь дней и была самым кровопролитным сражением в истории Средней Азии. Закончилось сражение полным поражением эфталитов. Позднее земли Турана разделили между собой Сасанидский Иран и Западно-тюркский каганат. С этого момента и начинается процесс оседания тюркских племён в землях Турана.

"The identification of the Turanians, a rival Iranian tribe, with the Turks, and Afrāsīāb with their king, is a late development, possibly made in the early 7th century, the Turks having first come into contact with the Iranians only in the 6th century." (E. Yarshater. AFRĀSĪĀB. Encyclopaedia Iranica)

Перевод: "Идентификация туранцев – соперника иранского племени – с турками и их королём Афрасиабом, является поздним событием, возможно, сделанным в начале VII-го века, тогда как турки впервые вступили в контакт с иранцами только в VI-м веке."

Генетическое и лингвистическое наследие древних туранцев в Таджикистане сохранено в виде ягнобцев и памирцев, а также топонимики. Так, например, название современного памирского района Шугнан в "Шахнаме" приведено в более древней форме "Шакнан" со значением "страна саков". Судя по "Шахнаме", исторический Шугнан наряду с Хутталаном, Вашгирдом, Шуманом, Чаганияном и Термезом, входил в состав царства Афрасиаба, то есть Турана. Этноним саков также сохранился в названии Ишкашима (по-ишкашимски – Шькошьм) – административного района в Горно-Бадахшанской Автономной Области Республики Таджикистан. По мнению исследователя Т. Н. Пахалиной, топоним имеет индоарийское происхождение и восходит к индоар. *sakā-kšam-, где первая часть может быть истолкована либо как название страны, где жило племя саков (ср. авест. sakā – название страны и народа), либо как название племени саков, а вторую часть можно сопоставить с санскр. *kšm – "земля", "страна" и с производным от него современным индоарийским kšama – "земля". В таком случае в целом слово "*sakā-kšam-", очевидно, означало "страна саков", "Скифия".

Если Тураном в авестийскую эпоху называли степь и пустыни, окружающие междуречье Амударьи и Сырдарьи, то в средние века и вплоть до начала XX в. – само аму-сырдарьинское междуречье, то есть историческую Согдиану, более известную под названием Мавераннахр. Толковый словарь персидского языка "Фарханге Анандрадж", составленный в 1888 г. Мохаммадом Падшахом в Индии, уточняет территорию Турана следующим образом:

و توران غیر ترکستان بوده … چون عراب بر آن ولایت مستولی شدند، به ماوراءالنهر موسم شد… ماوراءالنهر ولایتی است، شرق آن فرغانه و غرب آن خوارزم و شمال آن تاشکند و جنوب آن بلخ و سمرقند و معظم بلاد توران است

Перевод: "И Туран не идентичен ТуркестануКогда эта область была завоёвана арабами, стала называться Мавераннахром… Мавераннахр – это область, восточным пределом которой является Фергана, западным – Хорезм, северным – Ташкент, южным – Балх и Самарканд и является крупнейшим регионом Турана" ("Фарханге Анандрадж", 1888 г.)

Сторонники "тюркской концепции" идентифицируют Центральную Азию с мифо-эпическим топонимом Туран и, исходя из фонетической близости этнического ("турк" – тюрок, турок) и географического (Туран) обозначений, локализуют одну из прародин тюрков в Центральной Азии. Эти мифологические представления настолько устойчивы в тюркской среде от Алтая до Средиземного моря, что даже современное информационное агентство Азербайджана именуется "Туран".

Впервые термин "Туран" как имя собственное в форме Алп-Туран встречается в древнетюркских надписях уже с VII-VIII вв. В целях легитимации своей власти над Тураном, тюркские караханидские правители возвели свой род к Афрасиабу, легендарному шаху Турана, и стали называться "домом Афрасиаба". Самого Афрасиаба отождествили с героем тюркских сказаний Алп-Эр-Тонга. Тимур – основатель империи и династии Тимуридов со столицей в Самарканде, называет себя в Карсакпайской надписи сделанной на чагатайском языке, "султаном Турана", что явно указывает на существование этого наименования в политической терминологии XIV в. Известно, что бухарские эмиры из династии Мангыт величали себя как правители Туркестана и Турана. Например, эмир Хайдар (1800-1826) в ряде писем именовал себя "падишахом Туркестана и Туран-замина".

Согласно научным данным, начальные обитавшие в Туране противники Ирана были по происхождению иранцами, как оседлыми, так и кочевыми, а вовсе не тюрками:

Перевод: "В серии относительно незначительных движений, тюркские группы начали оккупировать территории в западой части Центральной Азии и Восточной Европы, которые ранее удерживались иранцами (то есть Тураном). Поволжские булгары, следуя аварам, проследовали на Волгу и Украину в VI-VII вв." (K. H. Menges, Encyclopaedia Iranica Excerpt).

"In Islamic times because of the penetration of the Turkic people into Central Asia, where the Turanians were supposed to have lived, Turan (Turān) became erroneously identified with the Turks, and "Iran and Turan" often came to mean Persians and Turks, whereas in the original traditional history they are two Iranian tribes, both descending from Faridun but occupying different domains and often at war with each other, mostly as a result of blood feuds. Nonetheless they have close relations, and mixed marriages do occur between them. Some of the heroes of the Persian national epic, such as Kay Ḵosrow, Siāvaš, and Sohrāb, are in fact the offspring of a Persian father and a Turanian mother." 

"Во времена Ислама из-за проникновения тюркских народов в Центральную Азию,..., Туран стал ...  идентифицироваться с тюрками, а "Иран и Туран" часто стало означать персы и тюрки, тогда как в оригинальной традиционной истории это два иранских племени, оба происходящие от Фаридуна, занимающие разные области и часто воюющие друг с другом, в основном, из-за кровной мести. Тем не менее, они имеют тесные отношения и между ними случаются смешанные браки.. Некоторые из героев персидского национального эпоса, такие как Кай Хусрав, Сиявуш и Сухроб, на самом деле являются потомками персидского отца и туранской матери" (E. Yarshater, IRAN III. TRADITIONAL HISTORY. Encyclopaedia Iranica).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти