● буддизм с сакральным языком пали. Условно, тхеравада. Вот он, первозданный буддизм, каким он возник сразу.
● вайшнава сампрадая. Школы вайшнавизма. От Рамануджы до других коренных гуру.
● шайва сампрадая. Школы шиваизма. Тут вообще черт ногу сломит. Их очень много. Есть при этом среди них базовые школы адвайта-веданты.
Но по материалам истории, включая надписи, фрагменты книг, статуи, барельефы, сооружения, монеты и т.д., все эти три религии оформились поздно. Уже в средние века.
● Буддизм на пали ушёл по морю на Шри-Ланку и далее в юго-восточную Азию, и его не затронула санскритизация буддизма с V в.н.э. Там далеко он был в высшей степени синкретичным. Со своими Рамаянами и Махабхаратами. Но сутры бережно хранили на пали. И вот когда индологи XIX в. столкнулись с текстами на пали, а они были всесторонне образованными ориенталистами, они поняли, что этот пласт буддизма не был затронут поздней санскритизацией. Но они сделали ложный вывод, что этот буддизм ранний. Он ведь был обнаружен после долгого пути развития. И тогда под влиянием индологов, произошли реформы буддийских общин, повлёкшие возникновение того, что сейчас называют тхеравадой. А ранний буддизм был совсем другим. И то, что даёт археология, нам совсем не понятно. Например, во всех буддийских монастырях были лингамы, поклонялись богине-матери, часто поклонялись Дионису, Гераклу и якшам. Судя по надписям, это были чаще дхарани якшам. Замечу, что индуистских храмов в то время вообще не было.
● Вайшнавизм. Самые ранние редкие вайшнавские надписи со времени Шунга (конец II в.до н.э.), но более или менее явным вайшнавизм обнаруживается при Гупта, это IV - VI вв.н.э. На их монетах главный символ династии -- Гаруда, ездовое животное Вишну.
● Шиваизм. Самые ранние сутры адвайта-веданты цитируют... йогачару и мадхьямака, что датирует сутры не ранее IV в.н.э. Ну а практика шиваизма не ранее V в.н.э., а практика тантризма ещё позже.
В общем эти чистые типы религии исторически не подтверждаются. Их не было.
Но для историков это трюизм. Историки изначально знают, что чистые типы есть только в книгах, а раскопки дают сложные синкретичные явления, с путанной историей.
Можно ли тогда выделить ранний буддизм? Это очень и очень сложно. Там все нам не понятно с позиции всех современных течений буддизма, от ваджраяны и чань-буддизма до тхеравады.
Комментариев нет:
Отправить комментарий