Пошук на сайті / Site search

09.08.2024

Андрей Чернов: О Рюрике, Синеусе и Труворе

Еще в XIX веке в именах трех братьев-варягов видели древнешведскские «sine hus» и «thru varing» («свой дом > род» и «верная дружина»). Но Е. А. Мельникова доказала: такой перевод грамматически невозможен, поскольку «основывается на элементарном незнании древнескандинавских языков: подобные словосочетания невозможны (в 1-м местоимение должно иметь форму ср. рода – sitt и стоять после существительного, во 2-м приведены искаженная форма древнескандинавского прилагательного и несуществующее слово varing, видимо, вместо væringi (мн. ч. væringjar), которое означало начиная с XI в. и позже не группу воинов, дружину, а индивидуального воина-скандинава на византийской службе)».

С. Л. Николаев показал, что имена братьев Рюрика, скорее всего, – неверное прочтение мемориальной скандинавской надписи (или – добавлю от себя – народное осмысление строки из иноязычной героической песни): 

«Надпись могла выглядеть следующим образом – исходя из чисто спекулятивного предположения, что это была надпись на могильном камне, а поставили ее преемник Рюрика Олег и благодарные жители «варяжской слободы» в Новгороде (или в Ладоге?). Ниже в квадратных скобках дается не реконструкция надписи, а возможное содержание:

«[Олег и холмгардцы возвели эту плиту в память] Рюрика, их домов надежного защитника»: [hailaki ok hulmkarþaR ristu stain þis at] rurik sina husa tru uara.

Не знавшие северогерманского языка новгородцы, помня из устной традиции звучание надписи, могли воспринимать три строчки, начиная с общеизвестного Рюрика, как имена похороненных здесь трех братьев, по аналогии с киевскими Кием, Щеком и Хоривом»

Итак, «…Рюрика, их домов надежного защитника». За этим Рюрика позвали после изгнания оккупантов-находников, когда оказалось, что гражданская смута страшней, чем оккупация. Но для того, чтобы понять это, ладожанам пришлось испить чашу бедствий до дна.

В середине 860-х их город гибнет в тотальном пожаре, и выбор падает на Рюрика по сумме четырех весомых причин, ведь в его активе: 1) мощный морской флот; 2) служба Каролингам и знание, как выстраиваются отношения внутри империи; 3) понимание, как работает рынок куфического серебра; 4) и то, что его дед был конунгом Альдейгии, отец – королем Ютии, а мать – ладожская славянка.

Рюрик отстраивает Ладогу. Это подтверждено не только летописью, но и аллитерированной (стихотворной!) скандинавской надписью, обнаруженной В. И. Равдоникасом в 1950 г. во время раскопок Земляного городища. 54 руны вырезаны на еловом жезле (длина близка к строительному локтю – 42 см, но это может быть и ручная прялка). Текст представляют собой стихотворную строфу, отличающуюся от скальдических стихов эпохи викингов. (Предполагают, что виса написана эддическим размером.) Жезл находился внутри сгоревшего дома в яме, в слое строительного мусора.  Хранится эта древнейшая из известных сегодня в Восточной Европе рунических надписей в Государственном Эрмитаже.

Цитирую Сергея Николаева: «Условное прочтение надписи по-древнеисландски: [E]s Œfi of variðr hali valr Hríms fránmanna grand fimbulsinni plóga. Вероятный перевод: Это Эви (или Уви), ястреб Хрима, на хвост которого надето [кольцо]. Для сиятельных (или змеиных) мужей – горе (или: горькое (для) мужей горе), для плугов (или побед) – волшебный/чудесный путь. Изображение ястреба/сокола в охотничьей амуниции, по-видимому, было основным или единственным на данном боевом оружии владельца, поэтому характеристика птицы является характеристикой оружия».

В моем стихотворном переводе:

Это Ови – яростный воитель.

Рвется на ловитву ястреб Хрима.

Скорбный путь мужей в низине Змея

Плуг побед волшбой перепахал.

«Плуги побед» – драккары. 

«Горе сиятельных (они же змеиные) мужей» – это горе сожженной находниками-окупантами Альдейгия (Ладога), жители которой и впрямь обитают на Нижней реке (Волхов ниже порогов), в Ормаланде (Змеиной стране), в царстве змееподобного Велеса.

Великан Хрим – персонаж скандинавской мифологии, Мы ничего не знаем о его ястребе, но знаем, что эмблемой датских королей был именно ловчий ястреб (с ошейником и кольцом выше хвоста). А в контексте этой висы мифологический Ястреб Хрима – геральдический ястреб датских королей, в данном случае именно Хрёрика (Рёрика) Ютландского, родича принца Гамлета (по Саксону Грамматику король Амлет был внуком Хрёрика Метателя Колец, жившего в VII веке короля той же Ютландии). То есть нашего Рюрика Ладожского.

«Очень похоже, что мы имеем дело с родовой эмблемой одной из ветвей древа скандинавских викингов. И при том именно эта ветвь связана с Русью», – писал мне Сергей Белецкий в ответ на моё сопоставление рисунка ловчего сокола в боевом снаряжении на монете данского конунга Олафа (Анлафа) Гутфритссона (939–941 гг.), сокола на гербе первых датских королей и многочисленных соколов на фрагментах амуницию русских дружинников, на псевдо-дирхемах княгини Ольги с «соколиным плащом» Фрейи), на с обломке плинфы конца XI – первой четверти XII веков из Переяславля Русского, на фрагменте литейной формы с Земляного городища Старой Ладоги. 

Сокол в ошейнике и с пояском выше хвоста (изначально ловчий ястреб) Рюриковичей – эмблема датской королевской династии. Его можно видеть на гербе с ратуши Роскилле – первой датской столицы. Этот герб восходит к гербу первых датских королей. Отсюда, видимо, и соколиный плащ Фрейи на тамге княгини Ольги, и многократное сравнение русских князей в соколами в «Слове о полку Игореве». То есть это и указывает на то, что наш Рюрик – это Рёрик Ютландский, датский принц-изгой, ушедший к восточным славянам в далекую Ладогу.

Руны ладожского стержня – это послание нам, потомкам, весть о том, что в Ладоге (на Нижней реке, то есть в царстве Змея-Велеса), произошли некие трагические событья, в результате которых город и его защитники погибли. Однако эта страница теперь перевернута «плугом побед», килем драккара, вспахавшего морскую пучину. 

Ритуальное запахивание – обязательная часть похоронного обряда, с которого начиналось возведение сопки. В Дубовиках (чуть выше старой Ладоги) археолог Сергей Кузьмин показывал мне на зачищенной подошве срытой сопки следы такой ритуальной запашки: до первого дождя процарапанные наральником черные клетки (вдавленная почва!) прекрасно читалась на желтом песчаном грунте материка.

Подробнее в моей книжке "Энеида Рёрика Ютландского". Она есть в сети.

В средине VIII века арабы замирились с хазарами. В то время на Арабском Востоке были открыты богатые серебряные копи, и заработал Балто-Каспийский (из Варяг в Хазары и Арабы) торговый путь. С 770-х через Волгу на север в Ладогу, а оттуда в Западную Европу, потекло куфическое серебро. Ну а путь из Варяг в Греки пробил только Вещий Олег.

Говоря о ладожской торговле, исследовательница стеклянных бус Злата Александровна Львова (1930–2012) пишет о двойном обмене, а археолог Евгений Александрович Рябинин (1948–2010), нашедший на Земляном городище Ладоги стеклодельню 770 – конца 830-х годов, работавшую по низкотемпературной технологии на ближневосточном сырье, называет это двухступенчатой торговлей. 

Однако можно говорить о тройном обмене и о трехступенчатой торговле:

– Ладожане глазки (стеклянные бусы, изготовленные по арабской технологии на импортированной с Востока золе солончаковых растений), меняли на пушнину;

– Пушнина обменивалась на арабские дирхемы;

– Дирхемы – на Каролингские мечи и прочие западноевропейские товары.

Эта разработанная и осуществленная во второй половине VIII века промышленно-торговая операция определила магистральный путь развития Руси и тип ее цивилизации – не оседлый и не кочевой, а промысловый. За хвостом куницы наши предки дошли до Тихого океана, а там и до Калифорнии. (Помянем легендарного Гостомысла, вождя восточных славян, который, судя по его имени, и «намыслил гостей». В летописи он и назван первым посадником Новгорода.)

Д. С. Лихачев говорил, что нет плохих источников, но есть плохие источниковеды. Научная биография Рёрика до сих пор не написана, а потому его имя окружает плотное облако мифов и фантазий. 

В 2010 г. петербургский издатель Алексей Захаренков предложил собрать группу исследователей, чтобы на материале новонайденных письменных источников и последних археологических открытий создать новый комментарий к Повести временных лет. Два года мы по кусочкам собирали нашу мозаику и обнаружили ряд нетривиальных соответствий, которые ранее ускользали от внимания исследователей. Так для меня подтвердилась гипотеза о тождестве Рёрика Ютландского и Рюрика Повести временных лет, и оказалось, что затеянный без малого три века назад Михаилом Ломоносовым спор антинорманнистов с норманнистами напоминает попытку выяснить у ребенка, кого он больше любит – маму или папу. (Уж так вышло, что папа – датский конунг, а мама славянка из Альдейгьи.)

Рёрик и Рюрик – две формы одного и того же имени. Оно прагерманское. Первоначальная форма Hrōþirīks, позже Hrorekr («Славный Правитель» или «Славой Могучий» – от hrōþ «слава» + rīks «правитель»). Это имя засвидетельствовано многочисленными памятниками, в том числе руническими надписями (Rørik, Rurik, Hroerekr, RurikaR), его носил сын датского конунга (V в.) из древнескандинавского памятника «Беовульф», а также датский конунг VII в., дед принца Амлета, о котором рассказал Саксон Грамматик и работу которого использовал Шекспир в своей знаменитой трагедии. Это имя и до сих пор носят жители Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании и Исландии. 

Однако в IX столетии известен только один конунг с таким именем – Рёрик Ютландский, он же Фрисландский или Дорестадский. 

Родовое владение Скьёльдунгов – ютландский Хедебю: Дат. Hedeby, др.-исл. Heiðabýr – от heiðr– пустошь и býr– поселение, двор. Скандинавы полагали что эта ветвь конунгов идет от сына Одина, которого звали Скьёльд. Скьёльдунгом то есть потомком бога Одина был и продолжатель дела Рёрика его родич Олег Вещий. Но в древнеанглийском и древненорвежском скьёльд – это щит. А поскольку Олег прибивает к воротам Константинополя свой щит, и это, скорее всего, означает что Олег считает себя Скьёльдунгом.

Рёрик Ютландский – датский викинг, потомок младшей королевской ветви, которая в начале IX века потерпела поражение в борьбе за датскую корону. По скандинавским сагам в конце предыдущего столетья морской конунг Хальвдан Старый некоторое время правил в Альдейгьи, то есть в Ладоге. И если Хальвдан – предок Рёрика, то неудивительно, что мать Рёрика по отразившемуся в Иоакимовской летописи новгородскому предания – ладожанка дочь ильменского старейшины Гостомысла. Прозрачный намек на славянское родство Рёрика содержится и в статье 845 г. Ксантенских анналов.

Отказавшись от борьбы за датскую корону, Рёрик уходит в разграбленные находниками-свеями земли своей матери. Это отразилось в новгородском предании в и попало в поздние летописи XVI века. 

При увязывании друг с другом письменных источников и новейших археологических открытий отождествление Рёрика и Рюрика очевидно. Анналы указывают на датское (ютландское) происхождение Рёрика, но Ксантенские анналы упоминают, что в середине 840-х Рёрик, брошенный императором Лотарем I в тюрьму, бежал к ободритам (западноевропейским славянам) и какое-то недолгое время был их королем. Это согласуется с новгородским преданием о призвании варягов, где сказано, что Рюрик – сын ладожанки, дочери ильменского старейшины Гостомысла (см. так называемую Иоакимовскую летопись). 

Сумма новгородских легенд, как, впрочем, и скандинавские саги, рассказывают о связи Рюрика/Рёрика и его предка Хальвдана Старого с полиэтничным миром Приладожья. 

Начнем с коррекции летописных датировок. 

По ПВЛ изгнание варягов за море, междоусобица и призвание Рёрика датированы летом 6370-м. Пересчитывая с классического Константинопольского летоисчисления, русские историки XVIII века получили 862 г. по Р. Х. Но, как мы увидим ниже, серия начальных известий ПВЛ дана Нестором по какому-то болгарскому хронографу, а значит и датировки должны быть по болгарской («старовизантийской») эре. При переводе на хронологическую шкалу по Р. Х. надо отнимать не 5508 или 5507, а 5504-5505 лет. 

Считается, что первая же датированная статья ПВЛ (лето 6360), в которой сообщается о начале царствования Михаила, содержит неверную дату (852 г.). Но ошибся не летописец, а исследователи: единоличное (так! – А.Ч.) правление императора Михаила III началось в 856 г. Так и выходит, если пересчитывать по болгарской эре . 

«А от первого года царствования Михаила до первого года княжения Олега, русского князя, 29 лет». Прибавим и получим лето 6389-е, то есть 884 г. Это практически совпадает с датировкой по ПВЛ: Рюрик умирает в лето 6387-е (по болгарской эре это 882/883 год). Так и по западным анналам: именно в 882 г. император Карл Толстый передает Фризию Годфриду, двоюродному брату Рёрика.

Однако летописец использовал разные источник, и дата крещения Болгарии в лето 6377-е дана не по болгарской, а по византийской эре. Она совпадает с датой собора в Константинополе (870 г.), на котором Болгарская церковь был объявлена архиепископством. 

Более ранняя дата прихода Рюрика в Ладогу – лето 6370 по болгарской эре соответствует 6373 г. эры константинопольской, то есть имеется в виду 865–866 г. по Р. Х. Это коррелирует с археологической датировкой гибели Ладоги в середине 860-х. Слой пожара на Земляном городище – результат гражданской войны. 

Ксантенские анналы сообщают что в 866 г. язычники разорили Фрисландию, но Рёрик не упомянут даже мельком. В 867 г. его вытесняют из Фризии некие когинги. Впрочем, происходит это в отсутствии конунга во Фризии. 

Археологи знают, что конце 830-х Ладога сгорает. Но по сведениям ПВЛ находники (видимо, свеи) оккупируют Приладожье в лето 6367-е. Полагают, что это соответствует 859 г. по Р. Х. Однако похоже, что летописец опирался на греческий текст, но означающую цифру 40 греческую букву «Мю» механически заменил глаголической буквой «Мыслете», и тем самым превратил в цифру 60. Если в некоем византийском тексте варяжская экспансия была датирована не 6367-м летом, а 6347-м, то, пересчитывая с константинопольской эры, мы получим 839 г. 

По Бертинским анналам это год прихода к Ингельгейм к императору Людовику Благочестивому послов народа «рос». Те пришли от византийского императора Феофила и просили права прохода через земли франков, ссылались на то, что обратный путь для них будет опасен. Заподозрив, что прибывшие или лукавят, или просто шпионы, император учинил проверку. Послы оказались «из племени свеонов» (eos gentis esse Sueonum), и Людовик писал в Константинополь, что решил задержать посольство до выяснения подлинной цели из визита. Дальнейшая судьба послов неизвестна, но, судя по синхронности дат, похоже, что это были находники-свеоны, оккупировавшие в тот год восточнославянские и финские земли. А поскольку те же свеоны сообщили, что «их правитель – хакан», надо думать, что пришли они не из Приладожья, а из Киева, захваченного норманнами и платившими дань Хазарскому каганату. То есть речь о посольстве Аскольда и Дира.

В ПВЛ сведения о нападении находников на Приладожье отличаются от сведений о приходе Рюрика тем, что датированы по константинопольской, а не по болгарской эре, то есть летописец должен был извлечь их из какой-то греческой хроники времен императора Феофила, где говорилось о захвате свеонами Приладожья.

Археологи выделяют в Ладоге три слоя тотального пожара. Первый – 770-е. (Время конунга Хальвдана Старого). Второй – конец 830-х. Это гибель раскопанной Е. А. Рябинином ладожской стеклодельни  и начало оккупации Приладожья находниками-варягами. И наконец третий – изгнание оккупантов и последовавшая за этим гражданская война. 

Летописец констатирует: «…встал род на род». Петербургский археолог Сергей Кузьмин (1966–2020), разработавший стратиграфическую таблицу ладожского культурного слоя , пишет об этом пожаре Ладоги: «В середине 860-х гг. (около 865) поселение очередной раз подверглось полному разгрому. Кроме мощного слоя пожара драматичность этого события подчеркивают обгоревшие останки женщины и ребенка, обнаруженные в заполнении дренажной канавки в раскопе А. Н. Кирпичникова» . 

Мать и дитя погибли близ стоявшего на склоне коренного берега Ладожки срубного двухкамерного жилища. Внутри находился обложенный камнями очаг и домница для выплавки сыродутного кричного железа. Здесь жила семья ладожского литейщика. Антрополог С. Л. Санкина определила, что ребенку было года четыре или пять, а матери – лет 35–40 .

Повторим: по ПВЛ приходу Рюрика в Ладогу предшествуют изгнание находников и последовавшая за этим гражданская распря. Однако существует сообщение Бертинских анналов (статья 867 г.) о мобилизации, объявленной Лотарем II в связи с ожидаемым нападением Рёрика и данов. (То есть ожидается совместное нападение на империю Рёрика и Хорика II.) По какой-то причине оно не состоялось, а Рёрик для западноевропейских хронистов на годы становится невидимкой. Естественно предположить, что причина эта – уход Рёрика в Ладогу.

Продолжим исследование хронологии ПВЛ. Статья, повествующая о походе Аскольда и Дира на греков, датирована летописцем летом 6374-м. Но византийские источники датируют этот поход руси 860 годом. Следовательно, исходная датировка была проставлена по болгарской эре, но вкралась ошибка в одну цифробукву, то есть на десять лет. 860 г. – это лето не 6374-е а 6364-е. 

По Никоновской летописи после недатированной статьи «О Варязѣхъ», пришедших «из заморья» и обложивших данью словен, мещеру и кривичей, получаем такой хронологический ряд:

6367 по болгарской эре (862 по Р. Х.) – словене, меря и кривичи изгоняют варягов за море. Начинается междоусобица.

6369 по болгарской эре (864) – словене, меря, кривичи и местная ладожская русь призывают Рюрика.

6370 по болгарской эре (865) – приход Рюрика, Синеуса и Тривора (так! – А. Ч.).

6371 по болгарской эре (866) – поход на болгар Михаила и Варды, голод в Болгарии, крещение Болгарии.

6372 по болгарской эре (867) – убит сын Аскольда, убит Вадим Храбрый.

6373 по болгарской эре (868) – умерли Синеус и Трувор (и тут «Тривор» – А. Ч.).

Это происходит через год после прихода Рюрика в Ладогу. Тут же находим и такую уникальную подробность: «…воеваша Асколдъ и Диръ полочанъ и много зла сътвориша».

6374 (болгарская дата 6364 + 10) – «Пошли Аскольд и Дир на Греки». (Вставка, поскольку о походе Аскольда и Дира речь в недатированной части в статье «Пришествие агарян на Царьград» предшествующей последней недатированной статье «О Варязѣхъ»).

6375 (болгарская дата 6365 + 10) – возвращение Аскольда и Дира из Царьграда с малой дружиной. Та же ошибка пересчета на 10 лет, что и в датировке начала похода.

6376 по константинопольской эре (867) – начало царствования императора Василия I. (В дальнейшем даты Никоновской летописи – константинопольские.) 

Перед нами шесть идущих друг за другом статей, заимствованных из некоей греческой или болгарской хроники и датированных по болгарской (старовизантийской) эре. Фрагмент Никоновской летописи, который мы здесь рассмотрели, сохранил исторические подробности и мотивировки, частично утраченные в Лаврентьевском, Ипатьевском и прочих списках ПВЛ. А поскольку, судя по болгарской датировке, из той же рукописи взята и первая датированная статья ПВЛ (6360) г., надо думать, что мы имеем дело с текстом, в котором отразилась одна из ранних редакций Повести временных лет.

Существенно, что и по Московско-Академической летописи призвание Рюрика также датировано 6370 по болгарской эре (865 г.).

* * *

В серебряном кладе 850-х годов с территории военно-морской базы Рёрика на острове Виринген обнаружены три подвески, изготовленные из иранских драхм начала VII в. с портретом Хосрова II. Монеты подверглись исправлению («перечеканке», как сообщает о том сайт музея в Лейдене). Профиль шахиншаха был отретуширован и превратился в профиль Рёрика. Налицо не просто украшение, а инсигния Рёрика, тамги с его портретом.

***

Сохранились два датированных 863 г. письма Хинкмара Реймсского, из которых следует, что «Рёрик лишь недавно был обращен и окрещен». Кембриджский историк Саймон Купленд пишет, что это «открывает удивительный факт: Рёрик не был христианином, когда ему предоставлялся бенефиций Дорестад в 841 и 850 гг.». Однако заметим, что Рёрик, крещеный еще в отрочестве, отпал от христианской церкви, став королем у язычников-ободритов (Ксантенские анналы за 845 г.), и даже получил прозвище «язва христианства» (что, собственно, и говорит о его отпадении). Но согласно седьмому правилу Второго Вселенского собора, после такого прегрешения он должен был вторично войти в купель. Иначе он бы в 850 г. он не мог восстановить своего права на Дорестад и не чеканил бы в нем серебряные денье.

За этими перипетиями жизни Рёрика Ютландского мне видится славная фигура Святого Ансгария (801–865) – первого епископа Гамбурга, а после Бремена, прозванного за распространение христианства в Северной Германии, Дании и Швеции «Апостолом Севера». (Альтернативной по масштабу фигуры на Северо-Западе в то время просто не существует.)

В июне 826 г. король Ютландии Харальд Клак с супругой, детьми и приближёнными прибыл в Ингельгейм. Все они были крещены в Манце, и можно не сомневаться, что отрок Рёрик, племянник Харальда, был крещен вместе со всеми. Восприемником Харальда от купели стал сам император Людовик Благочестивый. По повелению императора Ансгарий и его друг Антберт остались при новокрещеных и сопровождали Харальда до самого Хедебю. Там они и проповедовали, пока в 827 г. король Хорик I не изгнал Харальда Клака из Ютландии. 

В дальнейшем Ансгарий становится епископом Гамбурга. Но в 845 г. датские викинги разграбили город, и Ансгарий вынужден бежать. Через два года он назначен епископом в Бремен, откуда продолжил христианизацию Дании и Швеции. 

В 850 г. он строит церковь в Хедебю.

В 854 г. убит Хорик I, королем данов становится Хорик II. 

А в 857-м Рёрик из Дорестада уходит именно в Хедебю. 

Надо думать, что вторичное крещение отпавшего от веры Рёрика произвел тот же «Апостол Севера». Он же, надо полагать, не только помирил Рёрика с Хориком II, но и убедил ютландского короля уступить Рёрику его родовые земли по Эйдеру. В том числе и Хедебю. А в 862 г. склонил Хорика II к принятию христианства и строительству церкви в Рибе.

Ансгарий умер 3 февраля 865 года в Бремене. 

Вскоре Рёрик уходит из Хедебю в Ладогу. 

В культурном слое Ладоге второй половины IX – начала X в. обнаружены составные фризские гребни (и заготовки для них!), кожаная обувь, особенности раскроя которой вкупе с индивидуальностью мелких элементов конструкции и формами декора указывают на ее происхождение из того же Хедебю. 

В этих же слоях культурного слоя покоились и кувшины типа «Татинг», украшенные крестами а виде накладок из серебряной фольги. Эти кувшины изготавливались лишь в одной мастерской в Дорестаде На Руси – это самые древние сосуды с христианской символикой. Полагают, что сосуды «Татинг» имели ритуальное значение: в них хранилось церковное вино. Найдены они в Дорестаде, Хедебю и Бирке. В середине IX в. принести их в Ладогу могли только дорестадские фризы Рёрика. 

Александр Мусин отмечает, что находки их связаны с миссионерской деятельностью святителя Ансгария.

Рёрик, в 850-м силой оружия вернул себе Дорестад и был вторично крещен святителем Ансгарием. А в 857-м переселился в Хедебю, где к тому времени Ансгарий построил христианский храм. 

Но не могу отделаться от мысли, что балтийскую эту Энеиду на Восток направляла рука миссионера Ансгария, «Апостола Севера», крестившего юного Рёрика с королем Харальдом Клаком в 826 г. и вторично крестившим отпавшего от веры конунга в Доестаде в 850 г.. 

Из Жития святого Ансгария, написанного написанном ок. 870 г. двумя его учениками (Римбертом и анонимным его соавтором, предположительно Витмаром) следует, что в 850 г. святитель находился в Дорестаде. Здесь «много церквей, священников и клириков, и множество нуждающихся», и здесь происходит чудо: после раздачи милостыни опорожненный мешок за ночь сам собой наполняется серебром.

В «Житии святого Ансгария», сказано, что он нес просвещение «свеонам и данам, а также славам (славянам) и другим народам северных стран, которые до сих пор придерживаются языческого обычая».

Представляется уместным процитировать умозаключение, сделанное петербургским археологом и историком религии Александром Евгеньевичем Мусиным:

«Началу христианизации Руси соответствуют археологические комплексы, содержащие погребения по обряду ингумации, и первые находки христианских древностей. Древнейшими христианскими памятниками на территории Руси являются фризские кувшины, происходящие из Северной Европы и связываемые с миссией святого Ансгария, епископа Гамбургского (830-850 гг.). В Древней Руси они представлены двумя экземплярами из погребения по обряду кремации кургана № 7 в могильнике Плакун в Старой Ладоге, датируемого второй половиной IX в.9. Сосуды специфической формы с орнаментом из серебряной фольги, включающим христианские символы, имели литургическое назначение. Происхождение христианских древностей из погребений по обряду кремации отражает ранние этапы христианизации, характеризующиеся неустоявшейся культурой христианской общины. Могильник предположительно связывается с дружиной Рюрика, пришедшей с ним на Русь в 862 г. Сам Рюрик, если верно его отождествление с Рориком Ютландским, был крещен в Майнце в 826 г., и в его окружении, как следует из жития святого Ансгария, были христиане. В кургане № 11 того же могильника обнаружено надежно датированное последней четвертью IX в. погребение в камере11. Это не только древнейшее камерное погребение на Руси, но и самое раннее трупоположение древнерусской эпохи. Камерный обряд возник в Северной Европе вне связи с предшествующей погребальной традицией как реакция местной христианизируемой знати на культурное давление Каролингской империи и впоследствии был перенесен на Русь. Принципиально важно отметить, что появление обряда трупоположения происходило синхронно с распространением христианских древностей в пределах единого некрополя, представляющего погребения одного коллектива. Они вместе составляют культурную инновацию эпохи христианизации». (Мусин А. Е. О распространении христианства в Древней руси IX–XIV веков на основе данных археологии и письменных источников // Исторический вестник, № 6 (2 за 2000 г.).

Похоже, что, выполняя наказ Ансгария, после смерти святителя Рёрик идет в Ладогу.

Как следует из современных генеалогических таблиц (три исследователя в начале XXI века пришли к одному и тому же выводу), Рёрик – внук правившего в Ладоге «первовикинга» Хальвдана Старого. И, он же, если не объявлять мистификатором и вралем Василия Татищева, – внук ладожского Гостомысла, того, кто так удачно стал менять бусы на меха, а меха на куфическое серебро и «намыслил гостей» на будущую Русь. А потому для Рёрика серебряная ладожская его эпопея – предприятие родовое, дело семейное.

НОВГОРОД – НОВЫЙ ГОРОД. СТАРЫМ БЫЛА КРЕПОСТЬ В ИСТОКЕ ВОЛХОВА

К такому выводу пришел когда-то археолог Евгений Носов. Он и открыл древнейшие слои городища, которое с древности звалось просто Городищем (то есть местом, где был город), а в XIX веке с легкой руки историков получило эпитет Рюриково. Евгений Николаевич тоже считал, что это Рюриково городище. А оно оказалось Гостомысловым.

Из новостной ленты 2022 года:

Археологи подтвердили возраст Великого Новгорода.

Великий Новгород. 7 января 2022. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД — Археологические исследования подтвердили, что Великий Новгород был заложен в средине IX века, сообщили в Новгородском государственном музее-заповеднике (ГМЗ). «Лабораторные исследования артефактов, найденных в прошлом году в ходе раскопок на Рюриковом городище, установили, что крепость на Городище была построена в 858-861 годах. И это – абсолютная сенсация, которой мы можем гордиться», – сказал собеседник агентства. Как сообщалось, остатки деревянной варяжской крепости летом 2021 года нашла на Рюриковом городище экспедиция Санкт-Петербургского института материальной культуры Российской академии наук. Ученые предварительно датировали постройки IX веком. Городище, расположенное у истока реки Волхов из озера Ильмень, является уникальным памятником истории. Оно получило название по имени основавшего его легендарного князя Рюрика. Летописные источники утверждали, что Рюрик заложил новгородскую крепость в 859 году.

Эта весьма условная дата считалась годом основания Великого Новгорода. В древности Городище было резиденцией новгородских князей.

Конец цитаты.

Из Новгорода архитектор Марина Попова прислала снимки, сделанные в сентябре на раскопках Городища. Крепость 858 г. никто не жег, не брал. И даже ни разу не ремонтировал. Она была построена во время гражданской смуты. Спешно. Грубо. У строителей отсутствовал опыт возведения крупных оборонительных сооружений (крепость – не частокол!), и они наделали массу ошибок. Из этого понятно, что строили не скандинавы, а славяне. Строили на песке, а не на материке, стволы деревьев топором не оглаживали, стыки бревен в шестигранники или восьмигранники не превращали, в роли контрфорсов использовали неравномерно расставленные колья, а щели между непрямыми стволами забивали подручным материалом.

Крепость простояла три десятилетий и мирно развалилась. Просто, когда Рюрик умер, а Вещий Олег ушел в Киев, крепость бросили, и она сползла в ров. Но и ров был никому не нужен: начале 890-х на его бывшем русле поставили хлебные печи.

На снимках видна двухметровая толщина стены – два ряда параллельных бревен, а между ними пространство, забутованное глиной и песком с камнями.

Итак, перед нами уникальный случай (другого не будет!) – дубовая твердыня не уничтожена, а просто разобрана. И по этому лего архитекторы могут реконструировать облик Рюрикова (а на самом деле Гостомыслова) городища от цоколя до крепостного забрала.

* * *

По Нестору (киевлянину!) Рюрик приходит на Волхов в Ладогу. И на третье лето, срубив деревянную ладожскую крепость, переселяется к истоку Волхова, на Ильмень. Строит ли он крепость и там, Лаврентьевская и Ипатьевская летописи не сообщают. 

Но есть свидетельство Радзивиловской летописи: «И принял всю власть один Рюрик, и пришел к Ильменю, и срубил городок под Волхвом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить…». Является ли это умозаключением книжника, ориентировавшегося на логику здравого смысла, или выпавшими строками из начального текста, мы не знаем. 

Почему Рюрик, придя на Русь в условном 862 году, уходит от Ладоги к Ильменю «на третье лето»? Да потому, что Нестор сам расставляет даты. По его расчетам выходит, что условный 864 год – 250-й юбилей прихода Рюрика на берегах Ильменя, а, значит, и основание Новгорода. Летописец стремится увязать дату перехода Рюрика из Ладоги к Ильменю с закладкой Мстиславом нового каменного кремля, которая состоится в 1114 году и в связи с которой уже немолодой Нестор, отвечая на свой же вопрос «Откуда есть пошла земля Русская, и кто на ней стал впервые править», отправляется в последнее свое путешествие – в Новгород и в Ладогу. И если в первой своей редакции, опираясь на новгородское летописание (видимо, времен Ярослава Мудрого и Иоакима Корсунянина), он называл таким местом Новгород, то после поездки в Ладогу, уверенно говорит о приходе Рюрика именно в устье Волхова и строительства деревянной крепости там. Что вполне естественно, поскольку морские суда не могли пройти волховские пороги, а вот флот мог разместиться в гавани при впадении реки Ладожки в Волхов. До ХХ века устье Ладожки было полноводным.

Однако по западноевропейским анналам мы знаем, что в 867 г. викинг Рёрик собирает в Хедебю могучую рать. Император ждет его нападения, но Рёрик почему-то не объявляет войну, а… исчезает из поля зрения хронистов на полдесятилетия. На другом конце Балтики, в Ладоге, этой дате предшествует уничтоживший город тотальный пожар: после изгнания оккупантов-находников (видимо, свеев) город гибнет в пламени межплеменной усобицы. Слой пожара археологи датируют серединой 860-х.

Однако дендрохронологическая датировка Рюрикова городища показала, что крепость была основана еще до прихода Рюрика (Рёрика Ютландского), то есть или до изгнания из Поволховья находников, или в период межплеменной смуты сразу после изгнания оккупантов. И если дубовая крепость в истоке Волхова и впрямь основана в 858–861 гг., то Рюриково городище (название данное в XIX веке, в народной памяти оно просто Городище), изначально было Гостомысловым.

По Новгородской, как и по поздним Воскресенской и Никоновской летописям, Гостомыслом звали старейшину словен, именем которого открывается список посадников Новгорода. По сведениям Татищева (см. и так называемую Иоакимовскую летопись) Гостомысл перед смертью и шлет послов за море, чтобы пригласить Рюрика на Волхов, на будущую Русь.

Гостомысл – не имя, а прозвище, данное вождю словен в соответствии с его жизненными деяниями, то есть тот, кто «намыслил гостей» (в нашем случае и арабских, и варяжских), при ком была реализована идея трехступенчатой торговли (тройного товарообмена), сформулированного петербургскими археологами Зоей Александровной Львовой и Евгением Александровичем Рябининым:

– «ГлазкИ» (стеклянные бусы, которыми так восхитился киевский летописец, посетивший Ладогу в 1114 г.), произведенные по арабской низкотемпературной технологии на Земляном городище Ладоги. Словене меняли у финских охотников на пушнину;

– Пушнину – на арабские дирхемы;

– Дирхемы – на каролингские мечи и прочие западноевропейские товары.

Дендрохронологическая датировка нижних венцов Городища совпала с летописной датой первого упоминания новгородцев в Никоновской летописи XVI в. Формально это поздняя летопись, но в ней содержится ряд уникальных древних сведений, относящиеся в 860-м – 880-м.

Условный 859 год как год первого упоминания новгородцев (не Новгорода) – анахронизм никоновского переписчика. Но близость дендрохронологической и летописной дат может насторожить. Не подогнали ли археологи результат под ответ? Никак нет. Новгородская дендра проверяется по новгородской шкале. И разброс даты строительства с порубочной датой минимален. (Деревья обычно рубили зимой, когда стужа вымораживала древесный сок.) Скорее, тут другое: 859-й – реальный год закладки Гостомыслом крепости при истоке Волхова. Это случилось, еще до прихода Рюрика.

Работавшая на том раскопе новгородский архитектор Марина Попова пишет мне: «…были бревна очень хорошей сохранности, брали много спилов, сама видела, дата по шкале, так что в Новгороде все исследования на высоком уровне, никто ничего не подгоняет, будьте спокойны».

Фальсификация исключена. Спилы брали с разных бревен.

Через эти нижние венцы Ильменского Городища полулегендарная фигура Гостомысла обрела историческую материальность.

Начальные даты русского летописания не врут. Но мы не удосужились правильно их прочесть, учтя особенности датировок болгарских хронографов. Рёрик Ютландский не мог прийти в Ладогу раньше, чем он выпадает из поля зрения западных хронистов. А это случилось в 867 г. (или, возможно, годом ранее).

Рёрик Ютландский перебрался из Дорестада на свою родину, в Хедебю, когда в 850-х, когда заилился и изменил течение Нижний Рейн и процветавший торговый мегаполис Дорестад за несколько лет захирел, превратился в деревню. В Хедебю в середине 860-х Рёрик собирает могучую рать, и хронисты полагают, что он пойдет войной на императора. (Тот даже объявил превентивную мобилизацию!).

Но Рёрик вместе со своими данами и фризами просто растворяется в пространстве. Зато в Ладоге вскоре появятся срубные фризские погребения, фризские костяные гребни (в том числе и их заготовки) и уникальные фризские кувшины (при Рёрике такие изготовляли только в одной мастерской Дорестада).

•  ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЛЕТОПИСЬ (Лето 6367 – 6370):

«…И въ то время въ Новѣградѣ нѣкый бѣ старыйшина именемъ Гостомыслъ, скончаваеть житiе, и созва 3 владалца сущая съ нимъ Новаграда, и рече: «совѣтъ даю вамъ, да послете въ Прускую землю мудрыя мужи и призовете князя отъ тамо сущихъ родовъ». И въ то же время восташа Кривичи, и Словѣне, и Чюдь и Меря на Варягы, и изгнаша я за море и не даша имъ дани, начаша сами себѣ владѣти и грады ставити; и не бѣ въ нихъ правды, и воста родъ на родъ, и бысть межу има брань велика и усобици, и воевати начашаа сами на ся. И рѣша сами къ себѣ: «понщемъ себѣ кназя, иже бы владѣлъ нами, и рядилъ ны и судилъ бы во правду»; и послаша -къ Нѣмцемъ. И послы же Новоградскiе шедше во Прусскую землю, обрѣтоша князя Рюрика, отъ рода Римьска царя Августа, и молиша его, дабы шелъ княжити къ нимъ. Князь же Рюрикъ взя съ собою два брата Синеуса и Трувора и племянника своего Олга, и нача мыслити хотят ити на Русь…»

Здесь "новгородцы" – позднейший анахронизм летописца. Речь об ильменских словенах, кривичах и окрестных племенах.

По ПВЛ на первом месте среди них названа местная русь (местные ильменские и приладожские скандинавы). И все вместе обращаются к заморской руси, к рустрингам, то есть к фризам, которыми правит Рёрик Ютландский. Эта заморская Русь под пером позднейшего летописца и превратилась по созвучию в Пруссию.

Никоновская летопись в недатированной статье о расселении славян:

«Словенѣ же пришедше съ Дуная сѣдоша около езера Илмеря, и нарекошася своимъ именемъ, и создаша градъ, и нарекоша и Новъгородъ, посадиша и старѣйшину Гостомысла».(Далее упоминаний Гостомысла в Никоновской летописи нет).

Согласно Никоновской летописи:

• Въ лето 6372 [864 по константинопольской эре, но 867 по болгарской!]… Того же лѣта оскорбишася Новгородци, глаголюще: «яко быти намъ рабомъ, и много зла всячески пострадати отъ Рюрика и отъ рода его». Того же лѣта уби Рюрикъ Вадима храбраго, и иныхъ многихъ изби Новогородцевъ съветниковъ его…

• В лѣто 6375 [867 по константинопольской эре, но 870 по болгарской]… Того же лѣта избѣжаша отъ Рюрика изъ Новагорода въ Кiевъ много Новогородцкыхъ мужей…

В Повести временных лет призвание Рёрика датировано 6370 г. Пересчитывая с классического Константинопольского летоисчисления, русские историки XVIII века получили 862 г. по Р. Х. Но вся серия начальных дат ПВЛ дана Нестором по болгарской («старовизантийской») эре, то есть по какому-то болгарскому хронографу. 

Дело в том, что 6370 г. болгарской эры соответствует 6373 г. по константинопольской эре, то есть имеется в виду 865–866 г. по Р. Х. Именно по болгарской (старовизантийской) эре проставлены начальные датировки Никоновской летописи (1520-е). И именно эта летопись содержит уникальные сведения о дорюриковской Руси – о киевских правителях Аскольде и Дире, их походе на Царьград и первом крещении Киева. А еще о приходе Рюрика, восстании Вадима Новгородского и бегства сторонников Вадима в Киев.

Традиционно академическая наука относится к этим сведениям с подозрением. (Уникальное значит неподтвержденное!) Новая дендрохронологическая датировка Рюрикова городища (858–861) обязывает нас вернуться к сведениям Никоновской летописи, восходящим, видимо, к киевским церковным записям времен похода Аскольда и Дира на Константинополь и первого крещения Руси в 860-х. На мой взгляд, реабилитация сведений (и датировок!) Никоновской летописи может помочь в реконструкции истории древнейшего русского летописания. И наконец распутать ту головоломку, которая так и не поддалась Шахматову.

Время призвание Рёрика и прихода его на Русь определяется по трем независимым источникам:

– Археологически датированный слой тотального пожара Ладоги, предшествующий приходу Рёрика (ок. 865 г.) и найденный в Ладоге в куче послепожарного строительного мусора рунический стержень.

– Пересчитанное по болгарской («старовизантийской») эре известие о призвании Рёрика указывает на 865–866 г.

– Сообщение Бертинских анналов о мобилизации, объявленной императором в связи с ожидаемым нападением Рёрика Ютландского и данов (867 г.). Нападение не состоялось, а Рёрик просто исчезает из поля видимости западноевропейских хронистов. Зато в Ладоге появляется Рюрик.

Кажется, пришло время вернуться к отвергнутой академической наукой идее Ивана Забелина о существовании киевского Летописания Аскольда. В свое время эту идею поддерживали Борис Рыбаков (впервые отметивший, что датировки в Никоновской летописи сделаны по болгарской хронологии) и Михаил Брайчевский, который, к сожалению, под эту схему подогнал и другие летописные сообщения, и тем дискредитировал саму идею.

Мне представляется, что на этой стёжке, протоптанной Иваном Забелиным, и может лежать выход из текстологического тупика Шахматова, его последователей и его оппонентов.

Еще о «Рюриковом городище», которое оказалось крепостью времен Гостомысла.

Говорил с Наталией Вадимовной Хвощинской, археологом, доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником отдела славяно-финской археологии Института истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН). Коротко пересказываю то, что услышал: Рюриково городище в 1990-х начал копать Евгений Носов (1949–2019). И уже тогда всем стало ясно, что оно IX века. Была открыта и крепость, но спилы для дендрохронологического анализа взять было невозможно: стены превратились в труху. Раскоп законсервировали и вновь раскрыли только в 2014-м. А через шесть лет обнаружили, что часть начальной стены (на высоту пяти венцов!) сползла в ров. Дубовые бревна длинной до 8–10 метров окаменели. Трудность была еще и в том, что новгородская дендрохронологическая шкала разработана для хвойных спилов. А тут дуб… По взятому с края раскопа бревну удалось углубить хронологическую школу. Две независимые лаборатории (в Москве и Новгороде) дали одну порубочную дату – 858 год. Жёлудь, из которого поднялся этот дуб, пророс еще в 593 году. Когда дерево срубили, дубу было 265 лет.

Крепость была построена довольно грубо и просуществовала не более 25–30 лет. Ее никто не брал, она не горела и не перестраивалась. Ее не поддерживали. Она сама сползла в ров.

Подробнее тут: Н. В. Хвощинская. Укрепления Рюрикова городища под Новгородом в контексте новейших археологических изысканий. // «Археологические вести» № 33, 2021. С. 107–120.

Итак «Рюриково городище» оказалось Гостомысловым. Придя в Ладогу (но не в 862-м, а, в 867 г.) и отстроив погибшую в междоусобице ладожскую крепость, Рёрик Ютландский «на третье лето» перебирается к Ильменю, в замок Гостомысла.

Приильменская крепость была построена во время гражданской смуты. Возведена спешно, грубо, в буквальном и переносном смысле «на песке». И сама сползла в ров лет через тридцать после строительства. В конце 880-х на заплывшем рву начинают возводить хлебные печи. И это – прямое подтверждение летописного свидетельства о том, что в конце 870-х Рюрик умирает, а в начале 880-х Олег уходит в Киев. Городок Гостомысла стал городищем, а на городищах княжеских столов не ставят, и крепостными стенами их не окружают. Да и ров городищам по их статусу не полагается. Просто, фантастика, как археология способна не только подтвердить, но и высветить то, что нам сообщил летописец!

* * *

Повторюсь: этимология прозвища Гостомысла, старейшины ильменских и приладожских словен (то есть славян Поволховья) – НАМЫСЛИВШИЙ ГОСТЕЙ. 

Вспомним, что существовала деревня Гостелюбле (Михайловский погост Бежицкой пятины, сер. XVI в.), и существовали Гостьмеричи, упомянутые в берестяной грамоте № 492, сер. XIV в. (см. Васильев В. Л. Архаическая топонимия Новгородской земли. // Великий Новгород, 2005. С. 65, 242).

При Гостомысле в Ладоге была налажена трехступенчатая торговля: бусы, изготовленные стеклоделами, вывезенными с арабского Востока и размещенными на Земляном городище Ладоги, с 780-х ладожане меняли у финских охотников на пушнину, после у арабских купцов меха обменивали на серебро, а за серебро покупали каролингские мечи и прочие западноевропейские новшества. Эта гениальная финансовая операция (в результате ставшая государствообразующей) привела к возникновению на Балто-Камском торговом пути (пути из Варяг в Арабы) протогосударственного образования – Древней Руси.

АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ НУМИЗМАТИКА: ТРОЙНОЙ ТОВАРООБМЕН ГОСТОМЫСЛА И ПРИХОД НА ВОЛХОВ РЁРИКА ЮТЛАНДСКОГО 

На Рюриковом городище в разное время найдено полтора десятка арабских серебряных монет VI – конца VIII веков. Однако это случайные, единичные находки.

Клады куфического серебра на Рюриковом городище прослеживаются со времени основания стеклодельни Ладожского Земляного городища, то есть со времен раннего Гостомысла до времен Рёрика Ютландского. И не дольше:

В 1980–1983 гг. на Ильменском городище (Центральный раскоп), найден дирхем Аббасидов 854–861 гг.

В 1980 г. на Ильменском городище (Центральный раскоп, комплекс № 1) открыт клад из 7 восточных монет (4 целых, 1 половинка и 2 четверти) [2, с. 83]. Младшая монета чеканена в 867 г. (253 г.х.). Династический состав: Аббасиды – 7 экз. (100 %). (Петров И. В. Восьмой этап и расцвет обращения куфического дирхема на Волховско-Ильменском денежном рынке (860-870-е гг.) // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 5. – С. 39–41).

В 1982 г. на Ильменском городище (Центральный раскоп, комплекс № 17) открыт клад из 6 восточных монет (1 целая, 1 половинка и 4 мелких фрагмента) [2, с. 83]. Младшая монета чеканена в 855–861 гг. Династический состав: Аббасиды – 6 экз. (100 %).

О том же, но чуть подробней, в выписке, свидетельствующей, что на территории Ильменского городища наблюдаются два всплеска выпадения арабского серебра, которые приходятся на конец VIII века и на конец 860-х: «…в преобладающем большинстве дирхемы относятся к первой волне поступления серебра на Русь, начавшейся в 70–80-е гг. VIII в. Надо сказать, что господство в коллекции обрезков свидетельствует, что значительная часть серебра, приходившего через Хазарию в Восточную Европу, не переплавлялась там сразу для изготовления различного рода украшений, а использовалась в качестве разновесов в торговле. Очевидно, монеты, достигшие Поволховья в начальный период циркуляции серебра, продолжали оставаться в обращении и в Х в. На раскопах Городища 2011– 2012 гг. концентрация дирхемов оказалась наибольшей по сравнению с другими частями памятника. Интересно отметить, что в раскопе 1980 г., который находился в нескольких метрах восточнее описываемого раскопа при разборке самого западного углубленного в материк комплекса, т. е. ближайшего к исследованному в 2011–2012 гг. участку, был найден небольшой клад из 7 арабских монет (4 целых, 1 половинка и 2 четвертинки). По заключению А. В. Фомина, клад относился к концу 860-х гг., все монеты в кладе были также аббасидские» (Н. В. Хвощинаская. Раскоп на месте установки «Княжего камня» (2011 – 2012 гг.) // В книге: Е. Н. Носов, А. В. Плохов, Н. В. Хвощинская. РЮРИКОВО ГОРОДИЩЕ. Новые этапы исследований – Институт истории материальной культуры. СПб. 2017. Труды РАН. Том XLIX. С. 129).

И еще: 

Известно, что «в Западную Балтику арабское серебро стало поступать лишь со второй половины IX в.» (Потин В. М. Русско-скандинавские связи по нумизматическим данным IX–XII вв. // Исторические связи Скандинавии и России. Л., 1970. С. 64–80; Потин В. М. Нумизматическая хронология и вопросы истории Руси и Западной Европы в эпоху раннего Средневековья // Северная Русь и ее соседи в эпоху раннего Средневековья. Л., 1982. С. 127–134).

Это как раз и есть результат двенадцати или пятнадцати лет волховского правления Рёрика Ютландского.

Во второй половине IX в. число восточных монет, попавших в клады Швеции и Готланда, резко возросло (Noonan T. S. The Vikings in the East: Coins and Commerce // Birka Studies. Vol. 3. Stockholm, 1994. P. 225–226); Седых В. Н. Клады эпохи Рюрика: археолого-нумизматический аспект. //Изд.: XIII Всероссийская нумизматическая конференция: Москва, 11–15 апреля 2005. М., 2005).

Если 46 клада, попавших в землю с 800 по 859 г., содержат немногим более 11 тысяч монет, то только за два следующих десятилетия в 23 кладах обнаружено более 13 тысяч монет. А за последние двадцать лет века (после Рюрика!) лишь 3 клада (в сумме менее трехсот монет). То есть 54 % монет в двадцатилетие 860–880 гг. и 1 % – между 880 и 900 гг.

Путь «из Варяг в Греки» по Днепру еще не был пробит. Все клады этого времени найдены в Новгородских землях, по Западной Двине, по Оке и на Верхней Волге.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти