Пошук на сайті / Site search

29.12.2024

Исаенко А.В. : Уд-дæн или Один

Исаенко А.В., кандидат исторических наук. (газета Фыдыбæстæ (Отчизна) №5. 1992г .)

На страницах «Возрождения» как-то появилась заметка о том, что Людендорф, и в особенности его супруга, проповедуют возвращение к древнегерманской языческой религии, как национальной, и предлагают восстановить культ Вотана и Аза. Об этих «новых» германских богах стоит сказать несколько слов.

Происхождением «Азов», то есть сонма богов древнегерманского Олимпа с Вотаном во главе (для Германии) или равнозначащим Одном (для Скандинавии), тевтонский мир обязан... иранцам. В древних сказаниях, переданных нам летописцами 13 века, особенно Хеймкрнинигельсаге Снорро Стурлосана, повествуется, что Азы или Осы (то есть аланы - предки современных осетин), с далекого Востока, пройдя через земли чудские и славянские, проникли на Север, в самую Скандинавию, пребывавшую тогда еще в каменном веке и принесли с собой оружие из бронзы, «сверкавшее как золото».

Предводителем Осов или Азов был Один, который, очевидно «с родом своим» добрался до Скандинавии. Далее те же саги повествуют о борьбе асов (алан), ванов (славян) и котунов (финов). Победителями вышили, конечно, люди, вооруженные металлом, и Одину, и его сыновьям были розданы божеские почести. 

«Легенда», однако, подтверждается рядом топонимических названий, оставленных аланами по путин их движения. Это Алаунская возвышенность (среднерусская), Аландскне острова в Балтийском море и еще множество менее значительных наименований. Между прочим, у Саксона Грамматика встречается отметка, что лежащий в узле волоковых путей - Дон-Волга и Западная Двина город Смоленск, «готинами основан во время бывшего великого Одинового переселения». О приходе в Скандинавию народа, принесшего с собой бронзовую культуру, говорят и Ранке, и Реклю, и Шафарик, и Гильферадинк, причем, все они отождествляют этот народ азов — с осами-осетинами.

Во всяком случае археологические данные говорят об очень древних взаимоотношениях между Кавказом и Скандинавией...

Первоначально на Севере была триада богов: Один или Вотин, Вала и Во (очевидно, сыновья Одина). Затем, постепенно они разрослись в целый сонм в совокупности носящих наименование Азов. Местопребыванием этого Олимпа был далекий сказочный город Азгард», который некоторые археологи и, несомненно, с достаточным основанием, склонны видеть в современном южнорусском городе Азове, лежащем в устье Дона, близ моря, одного из древних центров сарматского племени Алан.

Таково происхождение «древнего германского» Олимпа.

В 1948 году в Париже была опубликована ныне хорошо известная всем осетиноведам работа Жоржа Дюмезиля «Локи». В ней французский ученый, продолжая успешно начатые в 1930 году нартоведческие студии, обратил внимание на поразительные совпадения в алано-осетинском и скандинавском фольклоре, в частности, на тождество многих характеристик нартского Сырдона и норвежского Локи. Тогда же, в начале 50-х годов, в Париже Дзамбулат Дзанти начал публиковать весьма любопытные материалы по осетинскому фольклору в проблемных сборниках «Oss Аlanes». Особый интерес в контексте исследуемой проблемы вызывает легенда об Уд-дæне. Предположительно ее текст был записан издателем в 1910 году в одной из моздокских станиц от осетинского сказителя Калуха, служившего, как и сам Дзанти, в казачьем полку.

Вот его основное содержание. 

В стародавние времена высоко в горах у глухой женщины родился мальчик. Эта женщина была оглушена страшным ударом грома, который посредством колдовства вызвал зловредный уаиг Налат. Женщина умерла тотчас после того, как подарила жизнь мальчику. Соседи позаботились о нем, взяли к себе на воспитание и дали ему имя Уд-дæн, что значит «Я-душа». Мальчик рос смелым и смышленым и пользовался уважением у товарищей и взрослых.

Когда Уд-дæн вырос, он сумел открыть секрет выплавки бронзы и особые приемы ковки прочного оружия из своего сплава. Слава об этом оружии о его смелом и предприимчивом изобретателе разнеслась далеко по окрестностям.

С помощью своего оружия Уд-дæн одолел злого уаига и отомстил ему за увечье, причиненное матери. Затем он собрал ватагу сверстников-смельчаков, признавших и Уд-дæне своего вождя, и отбыл с ними на север. Богами ему было предсказано, что там он найдет девушку с длинными золотыми волосами, которая предназначена ему в жены.

После долгих странствий и опасных приключений Уд-дæн со своей закаленной в боях дружиной оказался в Скандинавии. Его мужество, ловкость и непревзойденное никем умение делать волшебное оружие покорили тамошних жителей, которые знали толк в воинской доблести. Поэтому они выдали дочь своего царя — красавицу с золотыми волосами за Уд-дæна замуж, признали Уд-дæна богом и стали на свой лад называть его Одином. Вскоре от Уд-дæнæ (Одина) родился сын Вотан, унаследовавший отцовский секрет изготовления волшебного оружия и так же прославившийся многими ратными подвигами.

Между тем Уд-дæн (Один) почувствовал приближение старости и решил со своими друзьями вернуться на родину. Оставив царствовать в Скандинавии Вотана, Уд-дæн отправился в обратную дорогу. Небольшой дружине престарелых богатырей удалось достичь Кавказа, где Уд-дæн и умер. Его верные друзья устроили своему вождю пышные похороны: сложили на высокой горе напротив потока Карма-дон такой огромный погребальный костер, что воды реки от его жара стали теплыми. и приобрели свойство исцелять различные недуги.

Согласно Дзамбулату Дзанти, гора на которой был кремирован Уд-дæн, вначале называлась «Холм Одина», но позже ее название трансформировалось в «Пик Христа».

В легенде много моментов, которые требуют обширных комментариев историка: о кавказском (точнее северо-кавказском) центре изобретения бронзы; об особых возрастных «союзах друзей» и их роли в социально-экономической и военно-политической истории скифо-сармато-аланского мира; о фольклорно-мифологическом значении образа девушки с золотыми волосами; о необычных похоронах Уд-дæна; об алано-германском и алано-скандинавском фольклорном параллелизме и. т.д. Этим мы намерены подробно заняться в готовящемся к печати специальном исследовании о сарматском обществе на рубеже нашей эры. Здесь же приведем лишь общие выводы, а также ряд оригинальных свидетельств, которые могут быть расценены как историческая основа легенды в целом и как доказательство этнической идентификации образа Уд-дæна - Одина, в частности.

Прежде всего отметим, что в Римский период на Юге России, на Северном Кавказе и в Средней Азии сложились крупные политические объединения сарматских племен, имевшие собственные центры. Так, например, Птолемей (1-я половина II в.н.э.) упоминает Метрополис и Азагарион на Днепре. Название «Метрополис» показывает, что это был большой город. Азагарион можно интерпретировать следующим образом: «гара» по-ирански холм, гора. Таким образом, все название означает «Гора (холм) азов» (асов, языгов), Как показали исследования венгерского ученого Я. Харматта, союз сарматских племен Причерноморья на рубеже новой эры имел царскую династию, чья власть признавалась всеми северо-иранскими племенами этого региона. Страбон под 20-м годом н.э. упоминает «царских сарматов». Речь идет о языгах - правящем аланском клане, который контролировал группу западных сарматов между Днепром и Дунаем. Однако, как показывает сравнительное изучение соответствующей информации более ранних античных источников, начиная с VI в.до н.э. (Гекатей Милетский, Евдокс, Скилак, Эфон и др.), исходным пунктом миграции языгов - савроматов в северном направлении должны были быть горы и предгорья Центрального и Северо-Западного Предкавказья. Впоследствии места языгов заняли сарматские племена сираки и аорсы. Здесь же, по мнению Иессена и Е.И.Крупнова, находились древнейшие центры металлургии по выплавке меди и бронзы, а также здесь же еще во 2-й половине. II тысячелетия до н.э. возникла особая технология литья и ковки металлов.

Другая ветвь аланского клана - роксоланы - утвердилась на рубеже новой эры на Дону и Волге. Впоследствии они вслед за языгами проникли в Венгрию. Их западная граница к IV в.н.э. проходила в районе польской Садагуры, а на севере. отдельные отряды роксоланов достигали Балтики. Кстати, в названии города, как и в этнониме «садагарии» (садæ - по-осетински сто) отразился древний сармато-аланский обычай возводить укрепленные поселения (крепости-города) или их цитадели на возвышенностях, а так-же другой обычай роксоланов (идущий от скифов) насыпать над могилами воинов и знати высокие курганы,

Третья ветвь аланского клана – ассии - правила в Восточном Иране и на северо-западе Индии. Их империю обычно называют Индо-скифской. Согласно Юстину. у ассиев известны «цари тохарцев». Вероятно, к ним восходит обычай кремировать вождей, который позже под влиянием пришедших в Поволжье и Причерноморье алан - ассиев у родственных сарматских племен трансформировался в обычай выжигать могилу перед захоронением покойника.

Как показали исследования М. Растовцева и Я. Харматта, все три ветви правящего на огромных пространствах от Северной Индии до Венгрии аланского дома на рубеже новой эры практиковали оживленные торговые и другие сношения, и в этом смысле представляли мир, объединенный определенным общим для всех его составляющих мировоззрением и обычаями.

Во вступительной части «Повести временных лет» находится список племен северной и восточной Руси, которые принадлежат к колену Иафета». Среди них упомянуты варяги, которые, согласно летописи, от «варяжского моря» простираются далеко на восток. В этой связи необходимо напомнить, что то же самое утверждается в текстах хорезмских и персидских средневековых ученых. Так и Бируни (конец Х. начало ХI в. в,), упоминает ассиев (алан) и варягов вместе (Asiu-o-Vorang). Низами, который писал в ХII в., в своей поэме об Александре Великом («Искандернамэ»), описывает атаку на город Дербент русов и их союзников - алан и варягов. Причем автор говорит об этом как о само собой разумеющемся факте. Таким образом, в восточной литературе того периода существует традиция причисления варягов к той же исторической почве, что и алан, то есть к Северному Кавказу и Центральной Азии.

В этой связи укажем на весьма любопытное название одного туркменского средневекового племени — «йом». Со времен С.П.Толстова в отечественной науке хорошо обоснован вывод о том, что многие среднеазиатские туркменские племена исторически представляют смешанные кланы алан, тохарцев и тюрков. Согласно Валбери, йом - дотюрксное слово, означающее народ. Весьма любопытно, что в IX-X в.в. это слово стало связываться с военным варяжеким братством, которое в конце Х, в первой половине ХI вв. сосредоточилось вокруг острова Йом в устье Одера, впадающего в Балтийское море. Эта военная ватага известна как «Ioms Vikings». Укажем также, что остров Йом в русских памятниках известен как Волин, а это название не что иное, как славянский эквивалент Хорезма. На древнерусском языке имя Khvari (Хорезм) произносилось как «хвали». Отсюда древнерусское название Каспийского моря – море Хвалынское» (Волынское), то есть хорезмское. Таким образом, в русском фольклоре «море Волынское», «остров Волин» - деривативы от Khvari - Хорезма. К этому добавим, что традиция составлять военную дружину из необеспеченной в социально-хозяйственном отношении предприимчивой молодежи восходит к скифам и киммерийцам. Эта традиция получила широкое распространение у сармато-алан и смежных с ними народов: восточных славян и варягов, а также тюрков и монголов.

Яркое описание механизма формирования военной дружины под началом «союза друзей» у скифов содержится в диалоге «Токсарсис или дружба» античного автора Лукиана Самосатского. «Трое друзей, чья дружба была скреплена обычаем куначества, решают отомстить за обиду, нанесенную одному из них. Для этого им было необходимо сформировать конную партию. Один из них прибегает к обычаю «садиться на шкуру», который у скифов заключался, по описанию Лукиана Самосатского, в следующем: «...Если кто-нибудь, потерпев обиду, захочет отомстить за нее, но увидит, что он сам по себе недостаточно силен для этого, то он приносит в жертву быка, разрезает на куски его мясо и варит их, а сам, разостлав на земле шкуру, садится на нее, заложив руки назад, подобно тем, кто связан по локтям. Это считается у нас самой сильной мольбой. Родственники сидящего и вообще желающие подходят, берут по части. лежащего тут бычьего мяса и, став правой ногой на шкуру, обещают, сообразно со своими средствами, один – доставить бесплатно пять всадников на своих харчах, другой - десять, третий - еще больше, иной - тяжеловооруженных или пеших, сколько может, а самый бедный – только самого себя. Таким образом, иногда у шкуры собирается большая толпа и такое войско держится очень крепко и для врагов непобедимо, как связанное клятвой, ибо вступление на шкуру равносильно клятве. Так поступил и Арсаком, у него собралось около пяти тысяч всадников, а тяжеловооруженных и пеших вместе двадцать тысяч». (ВДИ 1948. №1, 6. 48) .

Отголоски бытования таких военных соединений у сармато-алан сохранил дигорский диалект осетинского языка в термине «алан-ба(и)ллон». Согласно В. И. Абаеву, «бал» группа» партия, отряд; предводитель такой партии назывался «балхон», каждый из участников «амбал», а все предприятие «балц». Впрочем, предводителя дружины обозначали и другим словом. Это видно из русского синонима отряда побратимов-сверстников - «ватага»: от аланского fætæg - вождь, глава. Отсюда происходит русское слово «ватажок» и русско-варяжское «атаман» - «vataman». Ватаги могли быть смешанными в этническом отношении, но северо-иранский приоритет в образовании этого института очевиден.

Для этнической идентификации Уд-дæна - Одина решающую роль может сыграть свидетельство скандинавских саг. Ведь согласно их информации, общеродовое имя всех скандинавских богов - «Æsir» - полностью соответствует этнониму «Æsii» (на древнерусском ассы или ясы). Единственное число женского рода для «Æsir» - «asynja» можно сопоставить с древнерусским «ясыня». Напомним, что «us» по-осетински – «женщина». Скандинавские саги прямо связывают происхождение своих богов «Æsir» со «страной Асиев» (алан). В «Ynglinga Saga» мы читаем о нем: «Земля в Азии на восток от Tanakvisi (Танаис - Дон) называлась «Asland» или «Asaheim», а главный город в этой земле назывался «Asagard».

Возможно, после всего сказанного нас уже не удивят многочисленные совпадения (чудесное рождение, изобретение бронзового сплава, особой технологии изготовления оружия, поход за золотоволосой красавицей и т.д.) в биографиях великого варяжского бога Одина из скандинавских - саг и его осетинского прототипа Уд-дæна из цитированного рассказа простого урядника терских казаков, осетина по имени Калух.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

..."Святая Земля" – прототип всех остальных, духовный центр, которому подчинены остальные, престол изначальной традиции, от которой производны все частные ее версии, возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и народа.
Рене Генон,
«Хранители Святой Земли»
* ИЗНАЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ - ЗАКОН ВРЕМЕНИ - ПРЕДРАССВЕТНЫЕ ЗЕМЛИ - ХАЙБОРИЙСКАЯ ЭРА - МУ - ЛЕМУРИЯ - АТЛАНТИДА - АЦТЛАН - СОЛНЕЧНАЯ ГИПЕРБОРЕЯ - АРЬЯВАРТА - ЛИГА ТУРА - ХУНАБ КУ - ОЛИМПИЙСКИЙ АКРОПОЛЬ - ЧЕРТОГИ АСГАРДА - СВАСТИЧЕСКАЯ КАЙЛАСА - КИММЕРИЙСКАЯ ОСЬ - ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ - СВЕРХНОВАЯ САРМАТИЯ - ГЕРОИЧЕСКАЯ ФРАКИЯ - КОРОЛЕВСТВО ГРААЛЯ - ЦАРСТВО ПРЕСВИТЕРА ИОАННА - ГОРОД СОЛНЦА - СИЯЮЩАЯ ШАМБАЛА - НЕПРИСТУПНАЯ АГАРТХА - ЗЕМЛЯ ЙОД - СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ - ВЕЧНЫЙ РИМ - ВИЗАНТИЙСКИЙ МЕРИДИАН - БОГАТЫРСКАЯ ПАРФИЯ - ЗЕМЛЯ ТРОЯНЯ (КУЯВИЯ, АРТАНИЯ, СЛАВИЯ) - РУСЬ-УКРАИНА - МОКСЕЛЬ-ЗАКРАИНА - ВЕЛИКАНСКИЕ ЗЕМЛИ (СВИТЬОД, БЬЯРМИЯ, ТАРТАРИЯ) - КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА - СВОБОДНЫЙ КАВКАЗ - ВОЛЬГОТНА СИБИРЬ - ИДЕЛЬ-УРАЛ - СВОБОДНЫЙ ТИБЕТ - АЗАД ХИНД - ХАККО ИТИУ - ТЭХАН ЧЕГУК - ВЕЛИКАЯ СФЕРА СОПРОЦВЕТАНИЯ - ИНТЕРМАРИУМ - МЕЗОЕВРАЗИЯ - ОФИЦЕРЫ ДХАРМЫ - ЛИГИ СПРАВЕДЛИВОСТИ - ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНИЙ КОБОЛА - НОВАЯ КАПРИКА - БРАТСТВО ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА - ИМПЕРИУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ГАЛАКТИЧЕСКИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ - ГРЯДУЩИЙ ЭСХАТОН *
«Традиция - это передача Огня, а не поклонение пеплу!»

Translate / Перекласти