Агатангел Ефимович Крымский (1871-1942 гг.) считается одним из величайших ориенталистов в истории мировой филологии, одной из самых высокообразованных фигур своего времени. Всю свою жизнь он с любовью строил «мост» между двумя мирами – украинской культурой и культурой народов Востока. Его имя утверждено XVI сессией Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО в перечне выдающихся деятелей мира.
1. Существует две версии происхождения Агатангела Крымского. Согласно первой, он был выходцем из этнографической группы татар-липок, поселившихся в XIV – XV вв. на землях современных Литвы, Беларуси, Польши, Украины и Молдовы и исповедовавших преимущественно ислам-суннизм. По второй версии, ученый имел крымскотатарское происхождение.
2. Сам Крымский идентифицировал себя крымским татарином. Как вспоминал ученый в 1915 году в интервью корреспонденту газеты «Терджиман», его родословная берет начало с древнего крымскотатарского рода из Бахчисарая. Один из его предков приходился родней крымскому хану, наследнику могучего Батыя, и был муллой. В 1696 году после конфликта с ханом, спасаясь от его мести, прадед А. Крымского вынужден был бежать из Бахчисарая и поселиться на территории современной Беларуси. Оказавшись в окружении чужого народа, он принял христианскую веру. А учитывая то, что он был выходцем из Крыма, окрестили его Крымским.
3. По разным данным, Крымский владел свыше 60 языками.
4. Ученый в 1905 году издал перевод Корана с арабского на русский язык и сопроводил перевод научным комментарием. В интеллигентных кругах того времени было престижно «изучать Коран по Крымскому».
5. Своими близкими крымскотатарскими коллегами А. Крымский считал Османа Акчокраклы и Бекира Чобан-заде. Среди крымских друзей Агатангела Ефимовича был молодой тогда революционный поэт Абдулла Лятиф-заде. У Агатангела Крымского было много учеников-крымских татар. Среди них был исламист и историк Якуб Кемаль, который заведовал в то время Восточным музеем в Ялте. Он исследовал суфизм, одну из любимых тем Крымского.
6. Среди заслуг Крымского следует отметить его вклад в изучение языка, литературы и культуры крымских татар. Он поддерживал отношения с Исмаилом Гаспринским и в своих исследованиях часто ссылался на его работы. А Гаспринский, в свою очередь, переводил и публиковал статьи Крымского в «Терджимане». Агатангел был знаком с писателем, ученым и педагогом Османом Акчокраклы (1878-1938), ученым-тюркологом, профессором и поэтом Бекиром Чобан-заде (1893-1937), поэтом Абдуллой Лятиф-заде (1890-1937), а одним из учеников Крымского был историк, исламовед, заведующий Восточным музеем в Ялте Якуб Кемаль (1885-1939).
Кроме того, Крымский был автором всех важнейших статей, посвященных культуре народов Ближнего Востока, которые были помещены в энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
7. Агатангел Крымский написал фундаментальный труд «Страницы истории Крыма», состоящий из пяти частей – «Татары», «Очерк истории Крымского ханства», «Хронологическая таблица крымских ханов», «Чуфут-Кале», «Про судьбу украинских пленных в Крымском ханстве». Провел основательное исследование «Литература крымских татар» и дополнение к нему «Антология крымскотатарских поэтов».
8. В конце 20-х годов Крымский подвергался гонениям как украинский «националист» и был отстранен от научной деятельности. Впоследствии его объявили «идеологом украинских националистов», «главой националистического подполья». Ученого обвинили в антисоветской националистической деятельности. Он был арестован и заключен в Кустанайской (ныне Казахстан) общей тюрьме № 7, славившейся своим жестоким режимом и жестокими пытками.
9. 25 января 1942 г. Агатангел Ефимович умер в тюремной больнице, по одной версии – от истощения, по другой – в результате жестоких пыток.
10. На территории Украины имя Агатангела Ефимовича Крымского долго замалчивалось по идеологическим причинам.
Стихи А. Крымский писал на украинском языке. В 1901 г. издал сборник «Пальмове гілля» http://shron.chtyvo.org.ua/Krymskyi_Ahatanhel/Palmove_hillia_Ekzotychni_poezii_1898-1911.pdf
Комментариев нет:
Отправить комментарий