Геополитическая ситуация в Европе связана с соперничеством за доступ к энергии. В данный момент игра складывается так, что открываются шансы для Польши и других стран Центрально-Восточной Европы. Пришло время, чтобы мы снова начали побеждать. Наилучшим оружием будет для нас энергетический прометеизм, — пишет Войцех Якубик.
Польский прометеизм издавна упрекают в излишнем идеализме, который якобы приводит к тому, что идею разрывания бывшей российской империи по национальным швам невозможно осуществить на практике. Между тем Варшава не сдаётся и с небольшими перерывами продолжает сизифов труд. Особенно в энергетике видна возможность воплотить в реальность благородную прометейскую идею. Тут могут пожать друг другу руки философы из краковской кофейни и инженеры из Горно-Металлургической Академии. Их может объединить «энергетический прометеизм».
Международное Энергетическое Агентство в своём последнем энергетическом обзоре предвидит великие геополитические перемены, к которым приведёт сланцевая революция в США. Она может иметь последствия подобные промышленной революции XIX века. По мнению экспертов МЭА, нас ждёт эра дешёвой энергии. Это будет иметь последствия для геополитики. Особенно сильно это ослабит Россию и Саудовскую Аравию. Потому что обе страны являются «petrostates», опирающими свою политику на доходы от продажи нефти и природного газа. Когда, благодаря переменам в США, которые распространятся на весь мир, эти энергоносители станут обыденностью и утратят свою исключительность, вместе с ними рухнут опоры внешней политики энергетических держав. С польской точки зрения наиболее интересной в этом контексте будет судьба России. Согласно данным агентства Deloitte, массовый экспорт американского сжиженного газа в Европу серьёзно уменьшит её прибыли, получаемые от продажи этого энергоносителя на Запад. Также и Польша может внести тут свою лепту. Именно в этом направлении открывается перспектива для польской восточной политики, диктуемой прометейскими идеалами. Чтобы отодвинуть границы российского влияния как можно дальше и сделать наш регион как можно более стабильным.
Что такое прометеизм?
Для начала я хотел бы подвести итоги дискуссии, ведущейся в наших кругах вокруг вопроса о прометеизме. Это понятие можно охарактеризовать кратко. Это проект экспорта свободы в страны бывшей Российской Империи, а в данный момент – бывшего Советского Союза путём поддерживания стремлений к независимости или усиления суверенитета политических субъектов, когда-то находившихся под абсолютным контролем России. В межвоенный период эта идея была популярна в кругах пилсудчиков и сильно пронизанной ими разведывательной «Двойки»; главные представители – Влодзимеж Бончковский и Ежи Гедройц.
По мнению Заура Гасимова, «Лех Качиньский воспринимался (…) как адвокат народов Восточной Европы – тех народов, у которых исторические проблемы с Россией. Он был принят как продолжатель традиций прометеизма» (Гасимов, 2011).
Проблема, о которой упоминает Гасимов, это имперские замашки России, направленные на ограничение свободы народов нашего региона со времён царизма и коммунизма вплоть до нового авторитаризма Владимира Путина. В этом контексте Речь Посполита получила конкретное задание. «Польша должна строить сообщество государств, которое в будущем станет политическим единством в рамках Речи Посполитей Обоих народов, и даже выходя за границы этой формулы, хотя бы на Кавказе. Это парадигма шляхетского народа, который руководствовался чувством цивилизаторской миссии на Востоке, и период расцвета которого состоялся за несколько веков до рождения современных, мещанских национализмов» (Мемхес, 2010).
Мы уже описывали в журнале «Pressje» историю польского прометейского движения, его успехи и неудачи.
Фундаментальным принципом прометезима является эта веками преследуемая свобода (Libera 2010; Schaetzel 2010). Как сказал нам один грузинский политик, с которым мы беседовали в редакции «Pressje», «фундаментом, определяющим нас, европейцев, является признание свободы ценностью в самой себе. Именно это отличает западную цивилизацию от остального мира» (Меладзе, 2010). Это утверждение относится к государствам Восточно-Центральной Европы и шире – Междуморья.
Энергетический прометеизм
В данный момент наиболее многообещающим полем для реализации прометейской идеи является энергетика. Это здесь идеи гуманистов объединяются с планами инженеров. При помощи мудрой энергетической политики страны нашего региона под предводительством Польши могут преобразить геополитику этой части света, неся факел свободы на Восток. Его воплощением будет распространение свободного рынка газа. Основным орудием, к изумлению консерваторов, станет право Евросоюза. Со времени последних обширных текстов «Pressje» , посвящённых энергетике (Dura 2011), ситуация значительно изменилась. Газопровод Nord Stream уже функционирует. Доставляет газ из России через Балтийское море и газопроводы OPAL, а также (всё ещё строящийся) NEL на территорию Германии. OPAL идёт вдоль польской границы. Если бы он оказался под контролем Газпрома, то мог бы быть затруднением в получении Польшей при помощи немецкой инфраструктуры газа с западных спотовых рынков. Европейская Комиссия уже предприняла превентивные действия, в который раз защищая интересы Польши и других стран региона при помощи евросоюзного регулирования.
В свою очередь South Stream пройдёт по дну Чёрного моря через Болгарию, Сербию и Венгрию в Австрию. Ещё в начале 2012 года президент Владимир Путин приказал ускорить реализацию этой инвестиции. Кроме главной трассы возможно создание хорватского ответвления и второго, идущего в Боснию и Герцеговину. Как Nord Stream, так и South Stream обходят стороной традиционные транзитные страны, получающие прибыли от транзита российского газа. Так уж получается, что к ним принадлежат государства прометейского пространства интересов Польши. Если русским удастся построить South Stream, они смогут остановить транзит газа через территорию стран Восточно-Центральной Европы без вреда для клиентов на Западе. Угроза закрутить вентиль даёт серьёзное влияние русским.
Однако преградой для их экспансии является антимонопольное право Евросоюза. Европейский комиссар по вопросам энергии Гюнтер Эттингер распорядился, что до конца 2015 года страны ЕС должны будут закончить реализацию принципов третьего энергетического пакета. Он налагает обязательство разделения владения добывающим сектором, транзита и дистрибуции природного газа (Third Party Access). Это принципы свободного рынка, бьющие в фундамент силы Газпрома – энергетической армии России в Европе. Вступив в силу, они лишат фирму контроля над участками газопроводов, находящимися на территории стран Евросоюза, поскольку Газпром не сможет одновременно управлять их транзитом и продавать передаваемое по ним сырьё. Такие перемены уже произошли, в частности, в Польше, которая при помощи компании Gaz-System взяла под свой контроль Ямальский газопровод.
Работы над воплощением в жизнь пакета идут и в балтийских странах. Именно поэтому русские борются с этой идеей и пытаются протолкнуть свою, чтобы их главные, вышеупомянутые инфраструктурные инвестиции были исключены из сферы действия третьего пакета. Пока что Брюссель остаётся непоколебимым перед этими попытками. Эттингер заявил, что стороны пытаются прийти к пониманию в деле вступления в силу евросоюзного антимонопольного регулирования в рамках проекта. Сам комиссар твёрдо стоит на своей жёсткой позиции по отношению к русским притязаниям.
В ходе саммита Евросоюз – Россия 21 декабря 2012 года, к счастью для стран нашего региона, не удалось подписать договор о международных газопроводах. Он должен был касаться труб Nord Stream, OPAL, NEL и South Stream. Русские хотели включить в него уступки в области действия третьего пакета. Несмотря на проигранную битву, они продолжают сражаться на этом участке. Зато Газпром капитулировал перед лицом расследования Европейской Комиссии, которая в конце каникул осчастливила русских судебным иском по делу злоупотребления позицией монополиста в странах Европейского Энергетического Сообщества. От финансовой ответственности фирму спас декрет президента Владимира Путина, который наложил обязанность утверждать договоры Газпрома в Кремле. Благодаря нему любая проблема с газовым гигантом будет рассматриваться посредством политического контакта с Путиным. Трудно себе представить, что следователи из Брюсселя поедут в таком случае на аудиенцию с нынешним царём и напугают его стопкой страничек евросоюзного права настолько, что он изменит газовые договоры с отдельными странами Европейского Энергетического Сообщества. Однако это лишь оттягивание неизбежного. Даже Антимонопольная Служба Российской Федерации признала, что Газпром действует анахронично и не приспособлен к новым реалиям рынка. Служба эта заявила, что Москва должна предоставить фирму самой себе, чтобы та «навела порядок в собственном доме». И Кремль, похоже, так и сделал.
Симптомы этого решения видны на предпольях газового фронта – в самой России. Газпром, похоже, постепенно утрачивает бесспорный до сих пор статус орудия энергетической политики Москвы. Фирма регулярно подвергается атакам со стороны Новатека, частично принадлежащего серьёзному олигарху Геннадию Тимченко. Компания эта пока что не имеет права экспортировать сырьё за границу, но усиленно об этом хлопочет, а Тимченко, старый знакомый Путина, может убедить своего друга поддержать нового игрока. Новатек действует, опираясь на механизмы свободного рынка, и не отягощён – как Газпром – расходами на содержание гигантской инфраструктуры. Поэтому он уже сейчас продаёт газ в Европе. Обходит российские законы, покупая сырьё на спотовом рынке и продавая его дальше. Он подписал большой договор с EnBW и борется за новых клиентов, среди которых самые крупные – это нынешние партнёры Газпрома. Преемницей Газпрома может также стать Роснефть, которая подписала большие договоры с американским Exxon Mobil и британским BP, превращаясь в самого сильного игрока российской энергетики. Поэтому в интересах Польши, чтобы энергетическое право Евросоюза безоговорочно обязывало на территории Европейского Энергетического Сообщества, к которому принадлежит также и Украина.
Энергетика УЛБ (Украины-Литвы-Белорусии)
Судьба нашего восточного соседа, без сотрудничества с которым мы даже мечтать не можем о реализации прометейской идеи, в области газовой энергетики очень трудна. Объективные экономические проблемы рано или поздно принудят Киев к жестоким системным реформам.
Однако таково свойство политиков, что подобные операции им противны, и они избегают их, как огня. Вскоре после выигранных выборов спокойные за свои мандаты Голубые могут отказаться от жёсткого курса по отношению к Москве, принятого в энергетике премьером Николаем Азаровым. Проекты включения Украины в Трансанатолийский газопровод, строительства терминала LNG под Одессой, переделки газовых электростанций в угольные и много других амбициозных инициатив могут пойти прахом. Как обычно, дело в деньгах, которых Киеву трагически не хватает, а Международный Валютный Фонд как на зло не хочет безоговорочно продолжать переводить их на счёт.
Белоруссия платит за российский газ 170 долларов за тысячу кубических метров. Украина тоже могла бы рассчитывать на такую цену, если бы присоединилась к таможенному союзу с Россией. Москва уже сейчас обольщает украинских политиков таким будущим и может соблазнить их. Тем более что дешёвые и стабильные поставки из России помогли бы в переговорах с МВФ, который взамен за следующий транш кредита ожидает отмены правительственных субсидий для розничных потребителей сырья. Киеву пришлось бы лишь, вслед за режимом Лукашенко, продать последние (правда, сильно потрёпанные) фамильные ценности (транзитную газовую сеть – ГТС) и согласиться на стеснительные узы с Москвой в рамках таможенного союза. Как на политическом, так и на энергетическом уровне это означало бы вхождение в гораздо более сильную зависимость от Кремля и перечёркивание планов европейской интеграции. Наш восточный сосед не сможет состоять в обоих союзах одновременно и вечно стоять, раскорячившись, между Востоком и Западом. Выберет ли президент Виктор Янукович сиюминутную выгоду ценой долговременного геополитического погрязания в объятиях России?
Можно посмотреть на ситуацию с другой стороны. После победы на выборах Партия Регионов, а вместе с ней и Янукович, могут спокойно править. Быть может, они решатся продолжать план Азарова? Сила их партии в парламенте не абсолютна, и ей придётся идти на компромиссы с так называемой технической оппозицией. Давайте, однако, надеяться, что геополитический интерес победит сиюминутные расчёты, и украинцы не позволят сварить себя всмятку русским оферентам.
Следует добавить, что наш восточный сосед не в состоянии самостоятельно выкарабкаться из трудной геополитической ситуации. Состоящий из одного человека отряд продвижения энергетической солидарности в лице комиссара Евросоюза по вопросам энергии Гюнтера Эттингера – этого слишком мало, чтобы Европа захотела помочь. Пока что пустые заявления о желании профинансировать украинский ГТС, о посредничестве в переговорах с Россией и прочие неисполненные обещания стран Энергетического Сообщества должны, наконец, реализоваться, если мы не хотим потерять союзника на Востоке. Проблема в том, что у Европы тоже нет ни денег, ни настроения строить великие планы. Может оказаться, что краткая бюджетная перспектива заслонит ей более широкий обзор геополитической ситуации.
Проблему не облегчает тюремное заключение бывшего премьера Юлии Тимошенко, которая сильно действует на воображение западных политиков с немцами во главе. Энергетические выгоды сталкиваются здесь с логикой прав человека, во многом диктующей позицию Брюсселя. Однако пора убедиться, существует ли на самом деле Европейское Энергетическое Сообщество. У Украины всё меньше времени.
Литва тоже находится в трудной ситуации. Эксперты ожидают поворота в энергетической политике этой страны после смены правительства. Новый премьер Альгирдас Буткевичюс намерен остановить литовскую атомную программу и затормозить прорыночные перемены в тамошнем энергетическом секторе. Юридические споры с русскими по делу Lietuvos Dujos (главной газовой компании в Литве) тоже должны быть погашены. Несмотря на неблагоприятный политический климат для борьбы за энергетическую независимость Литвы Буткевичюс утверждает, что строительство терминала LNG в Клайпеде будет возможно только благодаря кооперации его страны с соседями – Латвией и Польшей. Он также рассчитывает на строительство газовой перемычки с территории нашей страны. В СМИ, однако, проникли слухи, что Вильнюс может отказаться от возможности поставок американского сжиженного газа в пользу дальнейшего усиления зависимости от газа из России. Химерической фигурой тут является новый министр энергетики, Ярослав Неверович, — поляк из Избирательной Акции поляков в Литве. Сегодня трудно оценить, какие интересы он будет представлять — совпадающие с польскими или с российскими. Уходящий в отставку министр энергетики предыдущего, более самостоятельного в вопросах энергетики, правительства, Арвидас Семокас, поставил перед Евросоюзом в этой области две задачи на этот год. По его мнению, он должен добиться интеграции балтийских стран в рамках евросоюзного регулирования (в том числе в рамках третьего пакета) и обеспечить свободную торговлю энергией на территории Энергетического Сообщества. Это должно произойти благодаря развитию рынка и энергетической инфраструктуры в ЕС. Здесь можно увидеть большое поле для польской деятельности, которой, к сожалению, не хватает.
Что мы можем сделать?
Абстрагируясь от оценки результативности предыдущего польского правительства в энергетическом секторе, следует констатировать, что у нас под рукой имеются эффективные инструменты для реализации прометейской идеи в энергетике. Мы можем экспортировать свободу благодаря антимонопольному праву ЕС. О собственной свободе действий мы позаботимся благодаря развитию инфраструктуры и вступлению в новые региональные проекты.
Первое мы уже реализуем. Документ «Польская энергетическая политика до 2030 года», опубликованный в апреле 2007 года, предполагает, в числе прочего, увеличение безопасности поставок, к чему должна привести диверсификация поставщиков и путей доставки. Следовательно, он обязывает отечественного оператора модернизировать и расширить инфраструктуру транспорта газа (Министерство Экономики, 2007). Это важно также в контексте перспективы появление в Польше новых источников газа неконвенционального происхождения. Gaz-System предпринял ряд шагов, которые должны в будущем обеспечить дистрибуцию газа в Польше и его экспорт за границу. Для этой цели необходимо будет дополнение польской газотранспортной инфраструктуры, существующей, главным образом, на оси Восток-Запад, осью Юг-Север и соответствующими газовыми перемычками с соседними странами.
Gaz-System уже начал строительство газопровода, соединяющего трубы из окрестностей Познаня со Свиноустьем, в котором создаётся Терминал LNG. В будущем он позволит не только импортировать газ из новых источников, но и экспортировать сырьё, произведённое в Польше. Создаётся газовая перемычка между сетью на территориях, окружающих Свиноустье, и гданьской сетью. Польский оператор уже расширяет соединение с перемычкой в Ласове, намеревается также увеличить его пропускные возможности. По этому пути сможет также когда-нибудь пойти на Запад польский газ (с помощью немецкого OPAL).
Инвестиции, находящиеся на стадии планирования, — это развитие инфраструктуры на линии Жешув-Варшава и Жешув-Вроцлав-Познань, то есть приблизительно на оси Север-Юг.
В
концептуальной фазе находятся проекты газопроводов, соединяющих Польшу со скандинавскими странами (Baltic Pipe), Литвой и Словакией (Gaz-System 2011). Развитие инфраструктуры имеет сильное обоснование. Оно даёт бОльший выбор оптовым потребителям, подающим заявки на поставку газа, но также и даёт возможность доставить газ из польских источников новым поставщикам. Это имеет особое значение перед лицом растущих потребностей в газе в Польше, которые предвидит польское правительство.
Энергетическое Intermarium
Действия Gaz-System следует, однако, рассматривать и в более широкой перспективе европейской энергетической политики. Важен также региональный масштаб. Европейская Комиссия сообщает, что инициатива создания газовых соединений на линии Север-Юг в регионе Центрально-Восточной Европы в рамках так называемого Коридора Север-Юг имеет своей целью «продвигать интеграцию рынков при помощи диверсификации источников и путей для соединения с источниками газа на Балтике, Адриатике и Чёрном море».
23 ноября 2011 года представители Австрии, Болгарии, Хорватии, Чехии, Германии, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии, Словении, а также Комиссар по вопросам Энергии Гюнтер Эттингер подписали меморандум о договорённостях, увенчанных принятием документа «Action Plan for North-South energy interconnections in Central-Eastern Europe». В документе можно найти обширный список инфраструктурных проектов, немалую часть которых должен будет реализовать Gaz-System во главе с главной инвестицией Коридора Север-Юг – Терминалом LNG в Свиноустье – который вместе с терминалом Адрия в Слободонице в Хорватии будут «конечными пунктами» инфраструктуры соответственно на юге и на севере. Они обеспечат возможность экспорта и импорта сырья в страны и из стран, которые не присоединены к ней. Следует также отметить инвестицию строительства терминала импортного сжиженного газа в Констанции в Румынии. Следует заметить, что проект Коридора можно также воспринимать как инфраструктурное дополнение к сети, до сих пор приспособленной к импорту из России. Развитие соединений на оси Север-Юг окончательно интегрирует газовые рынки стран Евросоюза и станет фундаментом для интеграции со странами, не входящими в ЕС, которые, однако, принадлежат к Европейскому Энергетическому Сообществу. Это будет такое своеобразное энергетическое Intermarium, соединяющее Балтику с Адриатикой.
Для реализации южной части коридора Север-Юг – так называемого Южного Газового Коридора – возникла концепция газопровода Набукко, поддержанная Евросоюзом. В данный момент проект оказался урезан до варианта Nabucco-West. При его помощи на рынки Европы должен будет в будущем поступать азербайджанский газ, поставляемый к вратам Старого Света из месторождений Шах Дениз II через азербайджанскую и турецкую сеть. Газопровод в итоге должен будет доходить до болгаро-турецкой границы, через Румынию, Венгрию, вплоть од Австрии, где находится газовый узел в Баумгартене и крупнейшая региональная биржа этого сырья. В данный момент проект наткнулся на серьёзные финансовые и политические преграды. Существует риск, что часть инвесторов выйдет из него, что окончательно его похоронит, — уже ходят слухи о выходе немецкого RWE и венгерского MOL. У проекта есть соперники – Трансадриатический газопровод и South Stream. Первый – это конкурирующий европейский проект, в котором участвуют такие гиганты, как Statoil и E.on. Второй может заблокировать Nabucco-West, если русские успеют довести его до Баумгартена до того, как будет построен наш газопровод. Огромные пропускные способности Южного газопровода привели бы к тому, что уменьшенный Набукко мог бы в будущем иметь проблемы с поиском покупателей азербайджанского газа, а тем самым поставил бы под сомнение рентабельность проекта, которая так важна сегодня для европейских фирм, пострадавших от кризиса.
Независимо от того, как станут развиваться события в регионе, следует ценить действия Gaz-System в области развития газовых соединений и польской сети. Фирма эта, однако, находится в неустанной гонке за Газпромом, который может связать ей руки при помощи энергетического влияния, которое расширяется благодаря Nord Stream, а может расшириться ещё сильнее благодаря South Stream.
Борьба за реверс
Gaz-System — оператор польской газовой сети – подписал с немецкой компанией GASCADE Gastransport GmbH договор о расширении измерительной станции Маллнов. Благодаря этому станет возможен импорт газа по Ямальскому газопроводу из Германии в Польшу на так называемом физическом реверсе. В данный момент операции этого типа происходят на виртуальном реверсе. Это значит, что Польша покупает газ по западным ценам, но получает его с востока. Такая операция возможна благодаря биржевым обменам. Реальные поставки из Германии увеличили бы энергетическую безопасность и понизили бы цену газа. Ян Хадам, стоящий во главе Gaz-System, рассчитывает на пуск физического реверса на Ямале уже в 2013 году.
Между тем русские в то же время заключают договор о покупке компании Wingas у BASF. Она является владельцем упомянутого газопровода OPAL, соединяющего Nord Stream с немецкой газовой системой. Ей принадлежит также сеть газопроводов, по которой идёт в Германию газ из Ямальского газопровода. Если Газпром будет владельцем Wingas, то он станет решать о возможности ведения торговли на физическом реверсе. Блокада реверса с Германией означала бы также отрезание Польши от западного спотового рынка, с которого мы в будущем могли бы черпать очень дешёвое сырьё, особенно по сравнению с чудовищными ценами, которые предлагают русские. Они их индексируют постоянно растущими ценами на нефть. Это пережиток, на который мы пока что обречены. Если OPAL станет кобениться перед поляками, нам останется узкое горло терминала LNG в Свиноустье, который уже сейчас принуждён бороться с ненужным (потому что дорогим) контрактом с Катаром. При таком сценарии спасением будет, в какой уж раз, евросоюзное энергетическое право, которое санкционирует равный доступ к ГТС всех заинтересованных субъектов.
Ещё один несущий свободу элемент энергетического прометеизма – это развитие региональных газовых бирж. Первая из них должна быть создана в Польше. В проекте Газового Права появится обязательство польского газового гиганта направлять на создаваемую биржу определённое количество газа. Управление Регуляции Энергетики хочет, чтобы это было 70 процентов сырья, находящегося в распоряжении PGNiG. Правительство, защищающее интересы своей компании, хочет остановиться на уровне 30 процентов. Если смотреть с точки зрения долгосрочных перспектив, интересы PGNiG не тождественны интересам потребителей сырья, с которыми должны быть согласованы интересы правительства. Наилучшим гарантом низких цен является их зависимость от спотовых котировок. Чем больше газа, оценённого на основе этого индекса, попадёт на наш рынок, тем более конкурентоспособна будет наша газовая биржа по сравнению с дорогими услугами Газпрома. Русские ставят цены своего сырья в зависимость от высоких цен на нефть. Если наша биржа будет развиваться, в 2022 году, когда кончится газовый договор с русскими, у нас будет широкое поле для манёвра. Развитие такого центра послужит также и нашим соседям, которые смогут покупать дешёвое сырьё благодаря создающимся и развивающимся газовым соединениям. При всём уважении к большим достижениям PGNiG в области защиты польских интересов, всё-таки это — самое важное во всей игре за польский газовый сектор. Правительство должно здесь встать на сторону рынка, а не нашего монополиста. В региональном масштабе польская газовая биржа могла бы в будущем поставлять сланцевый газ нашим соседям или они могли бы пересылать нам сырьё от восточных поставщиков, например, из Баку.
Качиньский, прометеизм и Евросоюз
В дискуссии о прометеизме, которая идёт в журнале «Pressjе», прозвучала горькая констатация на тему политики Варшавы. «Концепция прометейского движения, — писал Доминик Скорупа, — потерпела поражение как там, где она зародилась, так и в тех кругах, к которым была направлена. Во-первых, сами поляки признали предприятие слишком дорогостоящим и, в конце концов, отступились от него» (Скорупа, 2011). Поэтому Скорупа склонен делать ставку на Восточное Партнёрство как основной канал реализации современной прометейской идеи.
В этой статье я, однако, старался доказать, что столь же хорошей, а может быть, и лучшей областью реализации прометеизма является энергетика.
Это замечал Бартош Святловский: «Качиньский, — писал он, — дал ясный сигнал, что качественное изменение места Польши в мире не только желанно, но также возможно здесь и сейчас, вдобавок на основании рациональных и прагматичных условий энергетической политики» (Святловский, 2012). Этот автор ввёл понятие «геополитики газопроводов». Действительно, должны создаваться газопроводы, подрывающие русский план заключения Центрально-Восточной Европы за железным занавесом труб, тянущихся с Востока на Запад. Поэтому Варшава реализует план модернизации польской сети, соединения с её с другими странами и поддерживает такие проекты, как Nabucco-West. Эти действия, однако, должны быть усилены полной поддержкой расширения евросоюзного энергетического права на всё Европейское Энергетическое Сообщество. Мы также должны стремиться присоединить всё новые страны на восток и запад от нашей страны к этой организации. Третий энергетический пакет спасёт Украину от русского капкана и позволит балтийским странам окончательно порвать с коммунистическим прошлым, до сих пор присутствующим в тамошнем газовом секторе.
Такое направление деятельности указал Лех Качиньский. Как пишет Святловский, «первым проявлением создания пространства энергетических интересов государств, лежащих на Балтийском, Каспийском и Чёрном морях, стал энергетический саммит, организованный президентом Качиньским в мае 2007 года в Кракове». Это там впервые так решительно и солидарно высказались мы вместе со странами региона о проекте трубопровода Одесса-Броды-Гданьск, о газопроводе Набукко, а также об идее углубления нашего энергетического сотрудничества. В политике президента Качиньского можно увидеть последовательность и опору на польские традиции, уходящие очень глубоко в историю. Именно благодаря этому он многократно достигал больших успехов в отношениях с другими странами.
Святловский, однако, видит окончательное поражение великого плана Качиньского, который погиб вместе с ним в авиакатастрофе под Смоленском: «Леху Качиньскому не удалось создать прочный идейно-экспертский круг, который выходил бы за рамки группы идеологических союзников, позволяя в то же время реставрировать прометейскую идею как рудимент польской внешней политики».
Это правда. Польша нуждается в политическом консенсусе вокруг энергетики. Польское правительство не может ни гнуться под русским кнутом, ни соблазняться восточным пряником. Идея прометеизма продолжает оставаться актуальной, что особенно заметно в энергетике. Она должна сплачивать группировки, заинтересованные в процветании нашей страны, и справа, и слева. Польша, а вместе с ней и государства региона, должны нести факел свободы на Восток. Захватывающей гранью этой борьбы является сражение за свободный доступ к сырью для Центрально-Восточной Европы. Эта геополитическая игра длится непрерывно десятки лет. Пришло время, чтобы мы снова начали побеждать. Наилучшим оружием станет для нас энергетический прометеизм.
Wojciech Jakóbik. Energetyczny prometeizm to dzisiaj realpolitik. Czas, byśmy znowu zaczęli wygrywać. 2013
Польский прометеизм издавна упрекают в излишнем идеализме, который якобы приводит к тому, что идею разрывания бывшей российской империи по национальным швам невозможно осуществить на практике. Между тем Варшава не сдаётся и с небольшими перерывами продолжает сизифов труд. Особенно в энергетике видна возможность воплотить в реальность благородную прометейскую идею. Тут могут пожать друг другу руки философы из краковской кофейни и инженеры из Горно-Металлургической Академии. Их может объединить «энергетический прометеизм».
Международное Энергетическое Агентство в своём последнем энергетическом обзоре предвидит великие геополитические перемены, к которым приведёт сланцевая революция в США. Она может иметь последствия подобные промышленной революции XIX века. По мнению экспертов МЭА, нас ждёт эра дешёвой энергии. Это будет иметь последствия для геополитики. Особенно сильно это ослабит Россию и Саудовскую Аравию. Потому что обе страны являются «petrostates», опирающими свою политику на доходы от продажи нефти и природного газа. Когда, благодаря переменам в США, которые распространятся на весь мир, эти энергоносители станут обыденностью и утратят свою исключительность, вместе с ними рухнут опоры внешней политики энергетических держав. С польской точки зрения наиболее интересной в этом контексте будет судьба России. Согласно данным агентства Deloitte, массовый экспорт американского сжиженного газа в Европу серьёзно уменьшит её прибыли, получаемые от продажи этого энергоносителя на Запад. Также и Польша может внести тут свою лепту. Именно в этом направлении открывается перспектива для польской восточной политики, диктуемой прометейскими идеалами. Чтобы отодвинуть границы российского влияния как можно дальше и сделать наш регион как можно более стабильным.
Что такое прометеизм?
Для начала я хотел бы подвести итоги дискуссии, ведущейся в наших кругах вокруг вопроса о прометеизме. Это понятие можно охарактеризовать кратко. Это проект экспорта свободы в страны бывшей Российской Империи, а в данный момент – бывшего Советского Союза путём поддерживания стремлений к независимости или усиления суверенитета политических субъектов, когда-то находившихся под абсолютным контролем России. В межвоенный период эта идея была популярна в кругах пилсудчиков и сильно пронизанной ими разведывательной «Двойки»; главные представители – Влодзимеж Бончковский и Ежи Гедройц.
По мнению Заура Гасимова, «Лех Качиньский воспринимался (…) как адвокат народов Восточной Европы – тех народов, у которых исторические проблемы с Россией. Он был принят как продолжатель традиций прометеизма» (Гасимов, 2011).
Проблема, о которой упоминает Гасимов, это имперские замашки России, направленные на ограничение свободы народов нашего региона со времён царизма и коммунизма вплоть до нового авторитаризма Владимира Путина. В этом контексте Речь Посполита получила конкретное задание. «Польша должна строить сообщество государств, которое в будущем станет политическим единством в рамках Речи Посполитей Обоих народов, и даже выходя за границы этой формулы, хотя бы на Кавказе. Это парадигма шляхетского народа, который руководствовался чувством цивилизаторской миссии на Востоке, и период расцвета которого состоялся за несколько веков до рождения современных, мещанских национализмов» (Мемхес, 2010).
Мы уже описывали в журнале «Pressje» историю польского прометейского движения, его успехи и неудачи.
Фундаментальным принципом прометезима является эта веками преследуемая свобода (Libera 2010; Schaetzel 2010). Как сказал нам один грузинский политик, с которым мы беседовали в редакции «Pressje», «фундаментом, определяющим нас, европейцев, является признание свободы ценностью в самой себе. Именно это отличает западную цивилизацию от остального мира» (Меладзе, 2010). Это утверждение относится к государствам Восточно-Центральной Европы и шире – Междуморья.
Энергетический прометеизм
В данный момент наиболее многообещающим полем для реализации прометейской идеи является энергетика. Это здесь идеи гуманистов объединяются с планами инженеров. При помощи мудрой энергетической политики страны нашего региона под предводительством Польши могут преобразить геополитику этой части света, неся факел свободы на Восток. Его воплощением будет распространение свободного рынка газа. Основным орудием, к изумлению консерваторов, станет право Евросоюза. Со времени последних обширных текстов «Pressje» , посвящённых энергетике (Dura 2011), ситуация значительно изменилась. Газопровод Nord Stream уже функционирует. Доставляет газ из России через Балтийское море и газопроводы OPAL, а также (всё ещё строящийся) NEL на территорию Германии. OPAL идёт вдоль польской границы. Если бы он оказался под контролем Газпрома, то мог бы быть затруднением в получении Польшей при помощи немецкой инфраструктуры газа с западных спотовых рынков. Европейская Комиссия уже предприняла превентивные действия, в который раз защищая интересы Польши и других стран региона при помощи евросоюзного регулирования.
В свою очередь South Stream пройдёт по дну Чёрного моря через Болгарию, Сербию и Венгрию в Австрию. Ещё в начале 2012 года президент Владимир Путин приказал ускорить реализацию этой инвестиции. Кроме главной трассы возможно создание хорватского ответвления и второго, идущего в Боснию и Герцеговину. Как Nord Stream, так и South Stream обходят стороной традиционные транзитные страны, получающие прибыли от транзита российского газа. Так уж получается, что к ним принадлежат государства прометейского пространства интересов Польши. Если русским удастся построить South Stream, они смогут остановить транзит газа через территорию стран Восточно-Центральной Европы без вреда для клиентов на Западе. Угроза закрутить вентиль даёт серьёзное влияние русским.
Однако преградой для их экспансии является антимонопольное право Евросоюза. Европейский комиссар по вопросам энергии Гюнтер Эттингер распорядился, что до конца 2015 года страны ЕС должны будут закончить реализацию принципов третьего энергетического пакета. Он налагает обязательство разделения владения добывающим сектором, транзита и дистрибуции природного газа (Third Party Access). Это принципы свободного рынка, бьющие в фундамент силы Газпрома – энергетической армии России в Европе. Вступив в силу, они лишат фирму контроля над участками газопроводов, находящимися на территории стран Евросоюза, поскольку Газпром не сможет одновременно управлять их транзитом и продавать передаваемое по ним сырьё. Такие перемены уже произошли, в частности, в Польше, которая при помощи компании Gaz-System взяла под свой контроль Ямальский газопровод.
Работы над воплощением в жизнь пакета идут и в балтийских странах. Именно поэтому русские борются с этой идеей и пытаются протолкнуть свою, чтобы их главные, вышеупомянутые инфраструктурные инвестиции были исключены из сферы действия третьего пакета. Пока что Брюссель остаётся непоколебимым перед этими попытками. Эттингер заявил, что стороны пытаются прийти к пониманию в деле вступления в силу евросоюзного антимонопольного регулирования в рамках проекта. Сам комиссар твёрдо стоит на своей жёсткой позиции по отношению к русским притязаниям.
В ходе саммита Евросоюз – Россия 21 декабря 2012 года, к счастью для стран нашего региона, не удалось подписать договор о международных газопроводах. Он должен был касаться труб Nord Stream, OPAL, NEL и South Stream. Русские хотели включить в него уступки в области действия третьего пакета. Несмотря на проигранную битву, они продолжают сражаться на этом участке. Зато Газпром капитулировал перед лицом расследования Европейской Комиссии, которая в конце каникул осчастливила русских судебным иском по делу злоупотребления позицией монополиста в странах Европейского Энергетического Сообщества. От финансовой ответственности фирму спас декрет президента Владимира Путина, который наложил обязанность утверждать договоры Газпрома в Кремле. Благодаря нему любая проблема с газовым гигантом будет рассматриваться посредством политического контакта с Путиным. Трудно себе представить, что следователи из Брюсселя поедут в таком случае на аудиенцию с нынешним царём и напугают его стопкой страничек евросоюзного права настолько, что он изменит газовые договоры с отдельными странами Европейского Энергетического Сообщества. Однако это лишь оттягивание неизбежного. Даже Антимонопольная Служба Российской Федерации признала, что Газпром действует анахронично и не приспособлен к новым реалиям рынка. Служба эта заявила, что Москва должна предоставить фирму самой себе, чтобы та «навела порядок в собственном доме». И Кремль, похоже, так и сделал.
Симптомы этого решения видны на предпольях газового фронта – в самой России. Газпром, похоже, постепенно утрачивает бесспорный до сих пор статус орудия энергетической политики Москвы. Фирма регулярно подвергается атакам со стороны Новатека, частично принадлежащего серьёзному олигарху Геннадию Тимченко. Компания эта пока что не имеет права экспортировать сырьё за границу, но усиленно об этом хлопочет, а Тимченко, старый знакомый Путина, может убедить своего друга поддержать нового игрока. Новатек действует, опираясь на механизмы свободного рынка, и не отягощён – как Газпром – расходами на содержание гигантской инфраструктуры. Поэтому он уже сейчас продаёт газ в Европе. Обходит российские законы, покупая сырьё на спотовом рынке и продавая его дальше. Он подписал большой договор с EnBW и борется за новых клиентов, среди которых самые крупные – это нынешние партнёры Газпрома. Преемницей Газпрома может также стать Роснефть, которая подписала большие договоры с американским Exxon Mobil и британским BP, превращаясь в самого сильного игрока российской энергетики. Поэтому в интересах Польши, чтобы энергетическое право Евросоюза безоговорочно обязывало на территории Европейского Энергетического Сообщества, к которому принадлежит также и Украина.
Энергетика УЛБ (Украины-Литвы-Белорусии)
Судьба нашего восточного соседа, без сотрудничества с которым мы даже мечтать не можем о реализации прометейской идеи, в области газовой энергетики очень трудна. Объективные экономические проблемы рано или поздно принудят Киев к жестоким системным реформам.
Однако таково свойство политиков, что подобные операции им противны, и они избегают их, как огня. Вскоре после выигранных выборов спокойные за свои мандаты Голубые могут отказаться от жёсткого курса по отношению к Москве, принятого в энергетике премьером Николаем Азаровым. Проекты включения Украины в Трансанатолийский газопровод, строительства терминала LNG под Одессой, переделки газовых электростанций в угольные и много других амбициозных инициатив могут пойти прахом. Как обычно, дело в деньгах, которых Киеву трагически не хватает, а Международный Валютный Фонд как на зло не хочет безоговорочно продолжать переводить их на счёт.
Белоруссия платит за российский газ 170 долларов за тысячу кубических метров. Украина тоже могла бы рассчитывать на такую цену, если бы присоединилась к таможенному союзу с Россией. Москва уже сейчас обольщает украинских политиков таким будущим и может соблазнить их. Тем более что дешёвые и стабильные поставки из России помогли бы в переговорах с МВФ, который взамен за следующий транш кредита ожидает отмены правительственных субсидий для розничных потребителей сырья. Киеву пришлось бы лишь, вслед за режимом Лукашенко, продать последние (правда, сильно потрёпанные) фамильные ценности (транзитную газовую сеть – ГТС) и согласиться на стеснительные узы с Москвой в рамках таможенного союза. Как на политическом, так и на энергетическом уровне это означало бы вхождение в гораздо более сильную зависимость от Кремля и перечёркивание планов европейской интеграции. Наш восточный сосед не сможет состоять в обоих союзах одновременно и вечно стоять, раскорячившись, между Востоком и Западом. Выберет ли президент Виктор Янукович сиюминутную выгоду ценой долговременного геополитического погрязания в объятиях России?
Можно посмотреть на ситуацию с другой стороны. После победы на выборах Партия Регионов, а вместе с ней и Янукович, могут спокойно править. Быть может, они решатся продолжать план Азарова? Сила их партии в парламенте не абсолютна, и ей придётся идти на компромиссы с так называемой технической оппозицией. Давайте, однако, надеяться, что геополитический интерес победит сиюминутные расчёты, и украинцы не позволят сварить себя всмятку русским оферентам.
Следует добавить, что наш восточный сосед не в состоянии самостоятельно выкарабкаться из трудной геополитической ситуации. Состоящий из одного человека отряд продвижения энергетической солидарности в лице комиссара Евросоюза по вопросам энергии Гюнтера Эттингера – этого слишком мало, чтобы Европа захотела помочь. Пока что пустые заявления о желании профинансировать украинский ГТС, о посредничестве в переговорах с Россией и прочие неисполненные обещания стран Энергетического Сообщества должны, наконец, реализоваться, если мы не хотим потерять союзника на Востоке. Проблема в том, что у Европы тоже нет ни денег, ни настроения строить великие планы. Может оказаться, что краткая бюджетная перспектива заслонит ей более широкий обзор геополитической ситуации.
Проблему не облегчает тюремное заключение бывшего премьера Юлии Тимошенко, которая сильно действует на воображение западных политиков с немцами во главе. Энергетические выгоды сталкиваются здесь с логикой прав человека, во многом диктующей позицию Брюсселя. Однако пора убедиться, существует ли на самом деле Европейское Энергетическое Сообщество. У Украины всё меньше времени.
Литва тоже находится в трудной ситуации. Эксперты ожидают поворота в энергетической политике этой страны после смены правительства. Новый премьер Альгирдас Буткевичюс намерен остановить литовскую атомную программу и затормозить прорыночные перемены в тамошнем энергетическом секторе. Юридические споры с русскими по делу Lietuvos Dujos (главной газовой компании в Литве) тоже должны быть погашены. Несмотря на неблагоприятный политический климат для борьбы за энергетическую независимость Литвы Буткевичюс утверждает, что строительство терминала LNG в Клайпеде будет возможно только благодаря кооперации его страны с соседями – Латвией и Польшей. Он также рассчитывает на строительство газовой перемычки с территории нашей страны. В СМИ, однако, проникли слухи, что Вильнюс может отказаться от возможности поставок американского сжиженного газа в пользу дальнейшего усиления зависимости от газа из России. Химерической фигурой тут является новый министр энергетики, Ярослав Неверович, — поляк из Избирательной Акции поляков в Литве. Сегодня трудно оценить, какие интересы он будет представлять — совпадающие с польскими или с российскими. Уходящий в отставку министр энергетики предыдущего, более самостоятельного в вопросах энергетики, правительства, Арвидас Семокас, поставил перед Евросоюзом в этой области две задачи на этот год. По его мнению, он должен добиться интеграции балтийских стран в рамках евросоюзного регулирования (в том числе в рамках третьего пакета) и обеспечить свободную торговлю энергией на территории Энергетического Сообщества. Это должно произойти благодаря развитию рынка и энергетической инфраструктуры в ЕС. Здесь можно увидеть большое поле для польской деятельности, которой, к сожалению, не хватает.
Что мы можем сделать?
Абстрагируясь от оценки результативности предыдущего польского правительства в энергетическом секторе, следует констатировать, что у нас под рукой имеются эффективные инструменты для реализации прометейской идеи в энергетике. Мы можем экспортировать свободу благодаря антимонопольному праву ЕС. О собственной свободе действий мы позаботимся благодаря развитию инфраструктуры и вступлению в новые региональные проекты.
Первое мы уже реализуем. Документ «Польская энергетическая политика до 2030 года», опубликованный в апреле 2007 года, предполагает, в числе прочего, увеличение безопасности поставок, к чему должна привести диверсификация поставщиков и путей доставки. Следовательно, он обязывает отечественного оператора модернизировать и расширить инфраструктуру транспорта газа (Министерство Экономики, 2007). Это важно также в контексте перспективы появление в Польше новых источников газа неконвенционального происхождения. Gaz-System предпринял ряд шагов, которые должны в будущем обеспечить дистрибуцию газа в Польше и его экспорт за границу. Для этой цели необходимо будет дополнение польской газотранспортной инфраструктуры, существующей, главным образом, на оси Восток-Запад, осью Юг-Север и соответствующими газовыми перемычками с соседними странами.
Gaz-System уже начал строительство газопровода, соединяющего трубы из окрестностей Познаня со Свиноустьем, в котором создаётся Терминал LNG. В будущем он позволит не только импортировать газ из новых источников, но и экспортировать сырьё, произведённое в Польше. Создаётся газовая перемычка между сетью на территориях, окружающих Свиноустье, и гданьской сетью. Польский оператор уже расширяет соединение с перемычкой в Ласове, намеревается также увеличить его пропускные возможности. По этому пути сможет также когда-нибудь пойти на Запад польский газ (с помощью немецкого OPAL).
Инвестиции, находящиеся на стадии планирования, — это развитие инфраструктуры на линии Жешув-Варшава и Жешув-Вроцлав-Познань, то есть приблизительно на оси Север-Юг.
В
концептуальной фазе находятся проекты газопроводов, соединяющих Польшу со скандинавскими странами (Baltic Pipe), Литвой и Словакией (Gaz-System 2011). Развитие инфраструктуры имеет сильное обоснование. Оно даёт бОльший выбор оптовым потребителям, подающим заявки на поставку газа, но также и даёт возможность доставить газ из польских источников новым поставщикам. Это имеет особое значение перед лицом растущих потребностей в газе в Польше, которые предвидит польское правительство.
Энергетическое Intermarium
Действия Gaz-System следует, однако, рассматривать и в более широкой перспективе европейской энергетической политики. Важен также региональный масштаб. Европейская Комиссия сообщает, что инициатива создания газовых соединений на линии Север-Юг в регионе Центрально-Восточной Европы в рамках так называемого Коридора Север-Юг имеет своей целью «продвигать интеграцию рынков при помощи диверсификации источников и путей для соединения с источниками газа на Балтике, Адриатике и Чёрном море».
23 ноября 2011 года представители Австрии, Болгарии, Хорватии, Чехии, Германии, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии, Словении, а также Комиссар по вопросам Энергии Гюнтер Эттингер подписали меморандум о договорённостях, увенчанных принятием документа «Action Plan for North-South energy interconnections in Central-Eastern Europe». В документе можно найти обширный список инфраструктурных проектов, немалую часть которых должен будет реализовать Gaz-System во главе с главной инвестицией Коридора Север-Юг – Терминалом LNG в Свиноустье – который вместе с терминалом Адрия в Слободонице в Хорватии будут «конечными пунктами» инфраструктуры соответственно на юге и на севере. Они обеспечат возможность экспорта и импорта сырья в страны и из стран, которые не присоединены к ней. Следует также отметить инвестицию строительства терминала импортного сжиженного газа в Констанции в Румынии. Следует заметить, что проект Коридора можно также воспринимать как инфраструктурное дополнение к сети, до сих пор приспособленной к импорту из России. Развитие соединений на оси Север-Юг окончательно интегрирует газовые рынки стран Евросоюза и станет фундаментом для интеграции со странами, не входящими в ЕС, которые, однако, принадлежат к Европейскому Энергетическому Сообществу. Это будет такое своеобразное энергетическое Intermarium, соединяющее Балтику с Адриатикой.
Для реализации южной части коридора Север-Юг – так называемого Южного Газового Коридора – возникла концепция газопровода Набукко, поддержанная Евросоюзом. В данный момент проект оказался урезан до варианта Nabucco-West. При его помощи на рынки Европы должен будет в будущем поступать азербайджанский газ, поставляемый к вратам Старого Света из месторождений Шах Дениз II через азербайджанскую и турецкую сеть. Газопровод в итоге должен будет доходить до болгаро-турецкой границы, через Румынию, Венгрию, вплоть од Австрии, где находится газовый узел в Баумгартене и крупнейшая региональная биржа этого сырья. В данный момент проект наткнулся на серьёзные финансовые и политические преграды. Существует риск, что часть инвесторов выйдет из него, что окончательно его похоронит, — уже ходят слухи о выходе немецкого RWE и венгерского MOL. У проекта есть соперники – Трансадриатический газопровод и South Stream. Первый – это конкурирующий европейский проект, в котором участвуют такие гиганты, как Statoil и E.on. Второй может заблокировать Nabucco-West, если русские успеют довести его до Баумгартена до того, как будет построен наш газопровод. Огромные пропускные способности Южного газопровода привели бы к тому, что уменьшенный Набукко мог бы в будущем иметь проблемы с поиском покупателей азербайджанского газа, а тем самым поставил бы под сомнение рентабельность проекта, которая так важна сегодня для европейских фирм, пострадавших от кризиса.
Независимо от того, как станут развиваться события в регионе, следует ценить действия Gaz-System в области развития газовых соединений и польской сети. Фирма эта, однако, находится в неустанной гонке за Газпромом, который может связать ей руки при помощи энергетического влияния, которое расширяется благодаря Nord Stream, а может расшириться ещё сильнее благодаря South Stream.
Борьба за реверс
Gaz-System — оператор польской газовой сети – подписал с немецкой компанией GASCADE Gastransport GmbH договор о расширении измерительной станции Маллнов. Благодаря этому станет возможен импорт газа по Ямальскому газопроводу из Германии в Польшу на так называемом физическом реверсе. В данный момент операции этого типа происходят на виртуальном реверсе. Это значит, что Польша покупает газ по западным ценам, но получает его с востока. Такая операция возможна благодаря биржевым обменам. Реальные поставки из Германии увеличили бы энергетическую безопасность и понизили бы цену газа. Ян Хадам, стоящий во главе Gaz-System, рассчитывает на пуск физического реверса на Ямале уже в 2013 году.
Между тем русские в то же время заключают договор о покупке компании Wingas у BASF. Она является владельцем упомянутого газопровода OPAL, соединяющего Nord Stream с немецкой газовой системой. Ей принадлежит также сеть газопроводов, по которой идёт в Германию газ из Ямальского газопровода. Если Газпром будет владельцем Wingas, то он станет решать о возможности ведения торговли на физическом реверсе. Блокада реверса с Германией означала бы также отрезание Польши от западного спотового рынка, с которого мы в будущем могли бы черпать очень дешёвое сырьё, особенно по сравнению с чудовищными ценами, которые предлагают русские. Они их индексируют постоянно растущими ценами на нефть. Это пережиток, на который мы пока что обречены. Если OPAL станет кобениться перед поляками, нам останется узкое горло терминала LNG в Свиноустье, который уже сейчас принуждён бороться с ненужным (потому что дорогим) контрактом с Катаром. При таком сценарии спасением будет, в какой уж раз, евросоюзное энергетическое право, которое санкционирует равный доступ к ГТС всех заинтересованных субъектов.
Ещё один несущий свободу элемент энергетического прометеизма – это развитие региональных газовых бирж. Первая из них должна быть создана в Польше. В проекте Газового Права появится обязательство польского газового гиганта направлять на создаваемую биржу определённое количество газа. Управление Регуляции Энергетики хочет, чтобы это было 70 процентов сырья, находящегося в распоряжении PGNiG. Правительство, защищающее интересы своей компании, хочет остановиться на уровне 30 процентов. Если смотреть с точки зрения долгосрочных перспектив, интересы PGNiG не тождественны интересам потребителей сырья, с которыми должны быть согласованы интересы правительства. Наилучшим гарантом низких цен является их зависимость от спотовых котировок. Чем больше газа, оценённого на основе этого индекса, попадёт на наш рынок, тем более конкурентоспособна будет наша газовая биржа по сравнению с дорогими услугами Газпрома. Русские ставят цены своего сырья в зависимость от высоких цен на нефть. Если наша биржа будет развиваться, в 2022 году, когда кончится газовый договор с русскими, у нас будет широкое поле для манёвра. Развитие такого центра послужит также и нашим соседям, которые смогут покупать дешёвое сырьё благодаря создающимся и развивающимся газовым соединениям. При всём уважении к большим достижениям PGNiG в области защиты польских интересов, всё-таки это — самое важное во всей игре за польский газовый сектор. Правительство должно здесь встать на сторону рынка, а не нашего монополиста. В региональном масштабе польская газовая биржа могла бы в будущем поставлять сланцевый газ нашим соседям или они могли бы пересылать нам сырьё от восточных поставщиков, например, из Баку.
Качиньский, прометеизм и Евросоюз
В дискуссии о прометеизме, которая идёт в журнале «Pressjе», прозвучала горькая констатация на тему политики Варшавы. «Концепция прометейского движения, — писал Доминик Скорупа, — потерпела поражение как там, где она зародилась, так и в тех кругах, к которым была направлена. Во-первых, сами поляки признали предприятие слишком дорогостоящим и, в конце концов, отступились от него» (Скорупа, 2011). Поэтому Скорупа склонен делать ставку на Восточное Партнёрство как основной канал реализации современной прометейской идеи.
В этой статье я, однако, старался доказать, что столь же хорошей, а может быть, и лучшей областью реализации прометеизма является энергетика.
Это замечал Бартош Святловский: «Качиньский, — писал он, — дал ясный сигнал, что качественное изменение места Польши в мире не только желанно, но также возможно здесь и сейчас, вдобавок на основании рациональных и прагматичных условий энергетической политики» (Святловский, 2012). Этот автор ввёл понятие «геополитики газопроводов». Действительно, должны создаваться газопроводы, подрывающие русский план заключения Центрально-Восточной Европы за железным занавесом труб, тянущихся с Востока на Запад. Поэтому Варшава реализует план модернизации польской сети, соединения с её с другими странами и поддерживает такие проекты, как Nabucco-West. Эти действия, однако, должны быть усилены полной поддержкой расширения евросоюзного энергетического права на всё Европейское Энергетическое Сообщество. Мы также должны стремиться присоединить всё новые страны на восток и запад от нашей страны к этой организации. Третий энергетический пакет спасёт Украину от русского капкана и позволит балтийским странам окончательно порвать с коммунистическим прошлым, до сих пор присутствующим в тамошнем газовом секторе.
Такое направление деятельности указал Лех Качиньский. Как пишет Святловский, «первым проявлением создания пространства энергетических интересов государств, лежащих на Балтийском, Каспийском и Чёрном морях, стал энергетический саммит, организованный президентом Качиньским в мае 2007 года в Кракове». Это там впервые так решительно и солидарно высказались мы вместе со странами региона о проекте трубопровода Одесса-Броды-Гданьск, о газопроводе Набукко, а также об идее углубления нашего энергетического сотрудничества. В политике президента Качиньского можно увидеть последовательность и опору на польские традиции, уходящие очень глубоко в историю. Именно благодаря этому он многократно достигал больших успехов в отношениях с другими странами.
Святловский, однако, видит окончательное поражение великого плана Качиньского, который погиб вместе с ним в авиакатастрофе под Смоленском: «Леху Качиньскому не удалось создать прочный идейно-экспертский круг, который выходил бы за рамки группы идеологических союзников, позволяя в то же время реставрировать прометейскую идею как рудимент польской внешней политики».
Это правда. Польша нуждается в политическом консенсусе вокруг энергетики. Польское правительство не может ни гнуться под русским кнутом, ни соблазняться восточным пряником. Идея прометеизма продолжает оставаться актуальной, что особенно заметно в энергетике. Она должна сплачивать группировки, заинтересованные в процветании нашей страны, и справа, и слева. Польша, а вместе с ней и государства региона, должны нести факел свободы на Восток. Захватывающей гранью этой борьбы является сражение за свободный доступ к сырью для Центрально-Восточной Европы. Эта геополитическая игра длится непрерывно десятки лет. Пришло время, чтобы мы снова начали побеждать. Наилучшим оружием станет для нас энергетический прометеизм.
Wojciech Jakóbik. Energetyczny prometeizm to dzisiaj realpolitik. Czas, byśmy znowu zaczęli wygrywać. 2013
Комментариев нет:
Отправить комментарий