Попытка взгляда на евангельские события с ещё одного ракурса
Исполняется 2022 года со дня "Восстания Сабина и Вара" - еврейского восстания против римской оккупации и коллаборантов из династии иродиан. Оно началось 7 сивана - на Шавуот (Пятидесятницу) - в мае 4 года до н.э.
Как известно, двоюродный дядя Иисуса - Захария (отец Иоанна, супруг Елизаветы) священник Авиевой (Первой из 24-х священнических, т.е. коэнских родов) череды, согласно христианской традиции, был убит "между Храмом и жертвенником" "титушками" (в оригинале – "слугами") царевича Ирода Архелая.
Скорее всего это произошло именно при подавлении восстания. Кощунственное место для убийства (и вообще - убийство коэна - это было чрезвычайно) было выбрано явно для предотвращения в последний момент совершения Захарией торжественного жертвоприношения, поскольку дюжие парни с дубинками без труда могли отволочь пожилого коэна, и уже в ходе сражений на территории Храма. Возможно, этим была прервана часть коронационного ритуала - провозглашения Помазанником повстанческого вождя.
Одним из лидером той "Сиванской революции" был галилеец Иегуда Гамальский, который и привёл армию земляков в стольный Иерушалаим. Очень возможно, что знаменитый праведностью Захария был пастырем, духовным наставником армии галилейских революционеров. Как 136 лет спустя Акива для армии Бар-Кохбы.
И это расхождение закрепляется ритуально. Иоанн как бы вводит приравнивание священников к простолюдинам в обряде очищения, а молитву - к жертвоприношению. Иисус восстанавливает архаическую бедуинскую литургию - разливание пастырем (пророком-наби) при общей ритуальной трапезе (сейдер) благословенного им вина, т.е. приравнивает пастыря к священнику-коэну.
***
Приложение. Человек как жертвенник?
Мои читатели знают, что я уделил уже десяток публикаций попыткам воссоздать контекст евангельских событий, в т.ч. появлению во второй четверти первого века той доктринальной матрицы, от которой пошли различные ответвления как в виде иудеохристианства, так и иудейской мистики.
Обратило моё внимание совершение Иоанном Предтечей крещения в Иордане.
Дело в том, что Иоанн Креститель не рвал с иудейской традицией, согласно которой грех уходит от человека не путём прощения, а путём ритуальной передачи, в т.ч. на жертвенных животных при службе в Иерусалимском Храме, на петуха на Йом-Киппур.
В этом и есть смысл понимания Иисуса как жертвенного ягнёнка (Агнца).
Поэтому, если при речном крещении происходило очищение раскаивающегося человека, то его грех уносился проточной водой.
Следы представлений об очищении от греха путём переноса сохранились и у христиан восточной традиции, когда вместо анонимной исповеди, священник клал руку на плечо исповедуемого чтобы забрать его грехи.
Однако я полагаю, что следы этого обряда надо искать в той ессейской среде, из которой вышли двоюродные братья - Иоанн и Иисус, которых я назвал представителями "младоессейства".
В почти по-монастырски закрытых эссейских общинах был принят обряд аналогичный очищению священников Храма перед службой - купание в холодной воде и переодевание перед трапезой.
Эссеи были одной из религиозных групп, продолжавших традицию сопротивления эллинизированным царям из династии Хасмонеев (пришедших к власти как лидеры Макковейского восстания против эллинизации). Восстание против царя Александра Янная началось после безумно жестокой его расправы с участниками своеобразной акции протеста во время богослужения в Храме на Суккот (Кущи). Тогда по требованию народа была введена бескровная жертва - возлияние воды на жертвенник. Правителю из воинского сословия такое претило и во время обряда он старательно вылил воду преимущественно себе на ноги, показывая, что этот ритуал подходит только для мытья ног и сандалий. Увидевшее это толпа (жертвенник был вне здания Храма), имевшая в руках арбаа-миним (икебану из ветки пальмы, ивы и мирта, а также этрог/лайм), дружно метнула в кощунника тяжёлые плоды... Взбешённый государь приказал гвардии окружить Храмовый двор и перебить протестующих. Это было в 92 году до н.э. Схваченных распинали на крестах. Гибель 6000 (по версии Иосифа Флавия, кстати, тоже из Хасмонеев) несогласных стало поводом для всенародного восстания, участники которого назвали себя фарисеями (прушим - буквально "диссиденты", точнее, "диссидеры", в том значении, которое в это вкладывали оппозиционные английские протестанты). Рассказ об этом отчасти содержится в найденной в Кумранской пещере книге "Война сынов света против сынов тьмы". Царя же Янная за свирепость прозвали Фракийцем.
Восстание имело несколько всплесков, каждый из которых был потоплен в крови с массовым распятием пленников. Повстанцы пригласили на помощь сирийскую армию, за полвека до этого изгнанную Хасмонеями, а царь опирался на арабские племена, которым пришлось за это отдать все заиорданские завоевания. Такое это было еврейское Смутное время. С тех пор еврейская религиозная традиция стала ещё более антимонархической.
Таким образом, очищение от грехов текущей водой, а не просто купанием, совершенно изменило статус приверженца: теперь он не просто приравнивался к священнику-коэну с точки зрения ритуального очищения, но символически уподоблялся жертвеннику Храма, потому что для обряда и предшествующего обряда водочерпания должна быть использована только чистая проточная вода. Изначально её брали из ручья Шилоах (знаменитый Силоам). В традициях Кабаллы жертвоприношение - это соединение Высшего и Земного миров. Таким образом, жертвенник становится мистическим каналом, объединяющим слои бытия.
***
Христианство чтит святого Гамалиила – одного из основоположников Талмуда (таннай – мудрец, один из первых авторов Мишны), многолетнего главы («князя») Синедриона раббана (великого наставника) Гимлиэля Шимоновича Старшего, наставника знаменитого «инквизитора» Синедриона Саула/Павла.
Это значит, что в еврейском обществе было очень влиятельно то направление, что можно назвать «левофарисейским», и у фарисеев была значительная фракция в Синедрионе. И вот именно такие общественные настроения распространяются всё шире, когда младоессеи начинают проповедовать.
В целом же в еврейском обществе происходят два необычайно важных духовных процесса.
Всё больше закрепляется возникшее за дюжину столетий до этого и параллельно с официальными духовными сословиями (с точки зрения религиозного закона существуют по сей день) коэнов и левитов – традиция действий неформальной категории «пророки» (наби).
Пророки – это открытая социальная группа, связанная только с личными данными.
Пройдя фазу харизматических бедуинских духовных лидеров, эта группа стремительно деградировала до уровня «шаманов по вызову»*, но потом – по законам социокультурной инверсии - вновь обрела почётный, но опасный статус, очень напоминающий русскую интеллигенцию конца 19 века – за ней закреплено право на социальную критику. Но уже пророк Исайя имел печать с титулом "наби" (пророк), почти не уступающую печати царя ("мелех") Езекии, визирем которого он был.
Такое вот институциональное разделение духовенства. Коэны ведут богослужение и судят, левиты - прислуживают в Храме и поют хором, а пророки – проповедуют нравственные ценности и бичуют недостатки… Право стать пророком «берётся», а не наследуется.
Опираясь на эту традицию, по сути возникает альтернативное «духовенство» - раввины, проповедники и «прикладные» богословы (нормы же ещё очень гибкие), а также «книжники» (сойферим) – религиозные интеллектуалы. И это духовенство очень популярно в массах, всё шире представлено в Синедрионе, а главное – институционально оппозиционно Храму!
У мятежных кузенов Иоанне и Иисусе явно очень своеобразные представления о религиозной реформе. Возможно, они хотят сделать всенародными те литургические традиции, которые сложились у ессеев. Точно так же как Моисей – принц Египта Моше сделал основой основ еврейской религии эзотерические доктрины египетских жрецов, исходивших из философского монотеизма.
Но вот что происходит дальше. Иоанн, который старше на полгода, явно признаётся общим вождём. И его программа – это быть подальше от власти и чуждой «греховной» цивилизации, отцовский путь его явно не прельщает. Скорее всего, он рассчитывал создать массовое движение сторонников и за его счёт резко увеличить численность ессеев.
Многие исследователи не оспаривают представления мандеев о том, что они – последователи движения Иоанна, носители идей еврейского гностицизма. Эти идеи потом частично проявились в каббале, центром которой станет Цфат. Но до трудов Шимона Иоахаевича ещё полтора века. Можно предположить, что еврейский гностицизм формировался именно у ессеев. И что разделение произошло между южанами-иудеями и северянами-галилейцами, очень не любящими** друг друга.
Создавая своё движение, Иоанн как бы вводит приравнивание священников к простолюдинам в обряде очищения, а молитву - к жертвоприношению. Это – от ессеев, которые практиковали частое ритуальное омовение и переодевание в белое, идентичное подготовке священников-коэнов к храмовой службе.
В отличие от него, Иисус восстанавливает архаическую бедуинскую литургию, а именно, разливание пастырем (пророком-наби) при общей ритуальной трапезе (сейдер) благословенного им вина, т.е. приравнивает пастыря к священнику-коэну.
Потом, 19 столетий спустя, такой же ритуал практиковал знаменитый Менахем-Мендл Любавичевский, лидер Хабад, ещё при жизни объявленный сторонниками Помазанником.
Что же касается общей стратегии, то Иисус с кузеном не соглашается, и получив от него ритуальное очищение (крещение водой), начинает готовить свой мирный марш на Иерусалим. Нынешние социологи, наверное, назвали бы его коммунофарисеем.
Накануне выхода в поход Иисус рассказывает притчу о царевиче, понапрасну хлопотавшем о правах на престол (и все тут же понимают намёк на склоки сыновей Геродуса – Архелая и Антипы, обивавших цезарские пороги), который требует у приближённых отчёта об использовании оставленного им золота (талантов).
Опознавательным знаком его сторонников в донельзя переполненной паломниками столице становятся пальмовые ветки. Эти ветки, конечно, невозможно достать в период цветения пальм в начале апреля (кто позволит обламывать цветущее дерево-кормильцу). Но обычай поощряет сохранять старые листья от шалашей на Суккот-Кущи для выпечки пасхальной мацы (святое для святого). Так что ничего подозрительного в том, что уважаемые гости столицы несут с собой ворохи старых веток – нет. Понимаете, «такой древний красивый обычай»…
И вот отпрыск старинного царского рода, племянник коэна Захарии, под крики «Спаси нас! Помазанник Сын Давида!» (Осанна Мессия Бен Давид – это коронационное приветствие) въезжает на белом осле на Храмовую гору (Золотые ворота вели прямо туда, чтобы богомольцы не забивали узкие улочки) и торжественно входит во двор Храм, разгоняя торгашей-осквернителей прямо около места героической гибели дяди...
По воспоминаниям Стефана Цвейга, когда прославленный утопизмом своего сионистского проекта Теодор Герцль "появился в театре, в рядах язвительно заворчали: "Его величество*** пришёл" ("Мир вчерашнего дня. Воспоминания европейца", "Die Welt von Gestern", 1941)
_______
* «Неужели и Саул во пророках…».
**«Может ли что хорошее быть из Назарета». Галилея – патриархальный крестьянский край. Довольно воинственный, бунташный, граничащий с соблазнами курортов Западной Тивериады, непрерывному иерусалимскому торжищу, бедуинской деспотией иродиан и эллинистскими колониями Десятиградья и Леванта. Но чуждый религиозному фундаментализму. Такая Кубань.
Буквалисты-иудеи запретили галилейцам любимое лакомство, доступное простолюдину - курицу, тушёную в сливках (сейчас это - KFC), распространив запрет на соединение молока с красным мясом на белое мясо. Вот Иисус и высказался от души о фарисеях, накладывающих на людей невыносимую тяжесть запретов. И подчеркнул: оскверняет не входящее в уста, но исходящее из них.
*** Имелось в виду: вот, господа, сам Еврейский король к нам пожаловал.
Исполняется 2022 года со дня "Восстания Сабина и Вара" - еврейского восстания против римской оккупации и коллаборантов из династии иродиан. Оно началось 7 сивана - на Шавуот (Пятидесятницу) - в мае 4 года до н.э.
Как известно, двоюродный дядя Иисуса - Захария (отец Иоанна, супруг Елизаветы) священник Авиевой (Первой из 24-х священнических, т.е. коэнских родов) череды, согласно христианской традиции, был убит "между Храмом и жертвенником" "титушками" (в оригинале – "слугами") царевича Ирода Архелая.
Скорее всего это произошло именно при подавлении восстания. Кощунственное место для убийства (и вообще - убийство коэна - это было чрезвычайно) было выбрано явно для предотвращения в последний момент совершения Захарией торжественного жертвоприношения, поскольку дюжие парни с дубинками без труда могли отволочь пожилого коэна, и уже в ходе сражений на территории Храма. Возможно, этим была прервана часть коронационного ритуала - провозглашения Помазанником повстанческого вождя.
Одним из лидером той "Сиванской революции" был галилеец Иегуда Гамальский, который и привёл армию земляков в стольный Иерушалаим. Очень возможно, что знаменитый праведностью Захария был пастырем, духовным наставником армии галилейских революционеров. Как 136 лет спустя Акива для армии Бар-Кохбы.
И тут мы получаем драму семьи. Кузены - сын Захарии Иоанн (Иоканан) и Иисус (Иегошуа) - сын Иосифа - безотцовщина. В молодые годы они уходят к ессеям, принимают назоретский обряд (им разрешается безбрачие, что для того времени для взрослого еврея было скандально и закрывало все возможности для карьеры, тем более, для религиозной карьеры). Потом явно происходит конфликт по поводу миссионерства в обществе
: «Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. (Матф. 5:14, 16)» (зажжённую лампу не накрывают горшком, а ставят на подоконник - древнейший способ освещения городов - такой "налог" на имеющих возможность покупать масло для лампы). Это не только про отказ от сектантства, но и про высшее стремление в преображении мира – убрать все надуманные, человеческие («слишком человеческие») формы социального бытия, мешающие проявлению воли Творца.
Возможно, возникает течение младоессеев, и братья становятся его духовными лидерами. А дальше их пути расходятся. Иоанн (старший на полгода) - явно признаётся общим вождём, его программа - подальше от власти и чуждой цивилизации, отцовский путь его не прельщает. А Иисус с кузеном не соглашается, и получив от него ритуальное очищение (крещение водой), идентичное омовению священников-коэнов перед службой в Храме, готовит свой марш на Иерусалим и торжественно входит в Храм, разгоняя осквернителей прямо около места героической гибели дяди...
: «Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. (Матф. 5:14, 16)» (зажжённую лампу не накрывают горшком, а ставят на подоконник - древнейший способ освещения городов - такой "налог" на имеющих возможность покупать масло для лампы). Это не только про отказ от сектантства, но и про высшее стремление в преображении мира – убрать все надуманные, человеческие («слишком человеческие») формы социального бытия, мешающие проявлению воли Творца.
Возможно, возникает течение младоессеев, и братья становятся его духовными лидерами. А дальше их пути расходятся. Иоанн (старший на полгода) - явно признаётся общим вождём, его программа - подальше от власти и чуждой цивилизации, отцовский путь его не прельщает. А Иисус с кузеном не соглашается, и получив от него ритуальное очищение (крещение водой), идентичное омовению священников-коэнов перед службой в Храме, готовит свой марш на Иерусалим и торжественно входит в Храм, разгоняя осквернителей прямо около места героической гибели дяди...
И это расхождение закрепляется ритуально. Иоанн как бы вводит приравнивание священников к простолюдинам в обряде очищения, а молитву - к жертвоприношению. Иисус восстанавливает архаическую бедуинскую литургию - разливание пастырем (пророком-наби) при общей ритуальной трапезе (сейдер) благословенного им вина, т.е. приравнивает пастыря к священнику-коэну.
***
Приложение. Человек как жертвенник?
Мои читатели знают, что я уделил уже десяток публикаций попыткам воссоздать контекст евангельских событий, в т.ч. появлению во второй четверти первого века той доктринальной матрицы, от которой пошли различные ответвления как в виде иудеохристианства, так и иудейской мистики.
Обратило моё внимание совершение Иоанном Предтечей крещения в Иордане.
Дело в том, что Иоанн Креститель не рвал с иудейской традицией, согласно которой грех уходит от человека не путём прощения, а путём ритуальной передачи, в т.ч. на жертвенных животных при службе в Иерусалимском Храме, на петуха на Йом-Киппур.
В этом и есть смысл понимания Иисуса как жертвенного ягнёнка (Агнца).
Поэтому, если при речном крещении происходило очищение раскаивающегося человека, то его грех уносился проточной водой.
Следы представлений об очищении от греха путём переноса сохранились и у христиан восточной традиции, когда вместо анонимной исповеди, священник клал руку на плечо исповедуемого чтобы забрать его грехи.
Однако я полагаю, что следы этого обряда надо искать в той ессейской среде, из которой вышли двоюродные братья - Иоанн и Иисус, которых я назвал представителями "младоессейства".
В почти по-монастырски закрытых эссейских общинах был принят обряд аналогичный очищению священников Храма перед службой - купание в холодной воде и переодевание перед трапезой.
Эссеи были одной из религиозных групп, продолжавших традицию сопротивления эллинизированным царям из династии Хасмонеев (пришедших к власти как лидеры Макковейского восстания против эллинизации). Восстание против царя Александра Янная началось после безумно жестокой его расправы с участниками своеобразной акции протеста во время богослужения в Храме на Суккот (Кущи). Тогда по требованию народа была введена бескровная жертва - возлияние воды на жертвенник. Правителю из воинского сословия такое претило и во время обряда он старательно вылил воду преимущественно себе на ноги, показывая, что этот ритуал подходит только для мытья ног и сандалий. Увидевшее это толпа (жертвенник был вне здания Храма), имевшая в руках арбаа-миним (икебану из ветки пальмы, ивы и мирта, а также этрог/лайм), дружно метнула в кощунника тяжёлые плоды... Взбешённый государь приказал гвардии окружить Храмовый двор и перебить протестующих. Это было в 92 году до н.э. Схваченных распинали на крестах. Гибель 6000 (по версии Иосифа Флавия, кстати, тоже из Хасмонеев) несогласных стало поводом для всенародного восстания, участники которого назвали себя фарисеями (прушим - буквально "диссиденты", точнее, "диссидеры", в том значении, которое в это вкладывали оппозиционные английские протестанты). Рассказ об этом отчасти содержится в найденной в Кумранской пещере книге "Война сынов света против сынов тьмы". Царя же Янная за свирепость прозвали Фракийцем.
Восстание имело несколько всплесков, каждый из которых был потоплен в крови с массовым распятием пленников. Повстанцы пригласили на помощь сирийскую армию, за полвека до этого изгнанную Хасмонеями, а царь опирался на арабские племена, которым пришлось за это отдать все заиорданские завоевания. Такое это было еврейское Смутное время. С тех пор еврейская религиозная традиция стала ещё более антимонархической.
Таким образом, очищение от грехов текущей водой, а не просто купанием, совершенно изменило статус приверженца: теперь он не просто приравнивался к священнику-коэну с точки зрения ритуального очищения, но символически уподоблялся жертвеннику Храма, потому что для обряда и предшествующего обряда водочерпания должна быть использована только чистая проточная вода. Изначально её брали из ручья Шилоах (знаменитый Силоам). В традициях Кабаллы жертвоприношение - это соединение Высшего и Земного миров. Таким образом, жертвенник становится мистическим каналом, объединяющим слои бытия.
***
Христианство чтит святого Гамалиила – одного из основоположников Талмуда (таннай – мудрец, один из первых авторов Мишны), многолетнего главы («князя») Синедриона раббана (великого наставника) Гимлиэля Шимоновича Старшего, наставника знаменитого «инквизитора» Синедриона Саула/Павла.
Это значит, что в еврейском обществе было очень влиятельно то направление, что можно назвать «левофарисейским», и у фарисеев была значительная фракция в Синедрионе. И вот именно такие общественные настроения распространяются всё шире, когда младоессеи начинают проповедовать.
В целом же в еврейском обществе происходят два необычайно важных духовных процесса.
Всё больше закрепляется возникшее за дюжину столетий до этого и параллельно с официальными духовными сословиями (с точки зрения религиозного закона существуют по сей день) коэнов и левитов – традиция действий неформальной категории «пророки» (наби).
Пророки – это открытая социальная группа, связанная только с личными данными.
Пройдя фазу харизматических бедуинских духовных лидеров, эта группа стремительно деградировала до уровня «шаманов по вызову»*, но потом – по законам социокультурной инверсии - вновь обрела почётный, но опасный статус, очень напоминающий русскую интеллигенцию конца 19 века – за ней закреплено право на социальную критику. Но уже пророк Исайя имел печать с титулом "наби" (пророк), почти не уступающую печати царя ("мелех") Езекии, визирем которого он был.
Такое вот институциональное разделение духовенства. Коэны ведут богослужение и судят, левиты - прислуживают в Храме и поют хором, а пророки – проповедуют нравственные ценности и бичуют недостатки… Право стать пророком «берётся», а не наследуется.
Опираясь на эту традицию, по сути возникает альтернативное «духовенство» - раввины, проповедники и «прикладные» богословы (нормы же ещё очень гибкие), а также «книжники» (сойферим) – религиозные интеллектуалы. И это духовенство очень популярно в массах, всё шире представлено в Синедрионе, а главное – институционально оппозиционно Храму!
У мятежных кузенов Иоанне и Иисусе явно очень своеобразные представления о религиозной реформе. Возможно, они хотят сделать всенародными те литургические традиции, которые сложились у ессеев. Точно так же как Моисей – принц Египта Моше сделал основой основ еврейской религии эзотерические доктрины египетских жрецов, исходивших из философского монотеизма.
Но вот что происходит дальше. Иоанн, который старше на полгода, явно признаётся общим вождём. И его программа – это быть подальше от власти и чуждой «греховной» цивилизации, отцовский путь его явно не прельщает. Скорее всего, он рассчитывал создать массовое движение сторонников и за его счёт резко увеличить численность ессеев.
Многие исследователи не оспаривают представления мандеев о том, что они – последователи движения Иоанна, носители идей еврейского гностицизма. Эти идеи потом частично проявились в каббале, центром которой станет Цфат. Но до трудов Шимона Иоахаевича ещё полтора века. Можно предположить, что еврейский гностицизм формировался именно у ессеев. И что разделение произошло между южанами-иудеями и северянами-галилейцами, очень не любящими** друг друга.
Создавая своё движение, Иоанн как бы вводит приравнивание священников к простолюдинам в обряде очищения, а молитву - к жертвоприношению. Это – от ессеев, которые практиковали частое ритуальное омовение и переодевание в белое, идентичное подготовке священников-коэнов к храмовой службе.
В отличие от него, Иисус восстанавливает архаическую бедуинскую литургию, а именно, разливание пастырем (пророком-наби) при общей ритуальной трапезе (сейдер) благословенного им вина, т.е. приравнивает пастыря к священнику-коэну.
Потом, 19 столетий спустя, такой же ритуал практиковал знаменитый Менахем-Мендл Любавичевский, лидер Хабад, ещё при жизни объявленный сторонниками Помазанником.
Что же касается общей стратегии, то Иисус с кузеном не соглашается, и получив от него ритуальное очищение (крещение водой), начинает готовить свой мирный марш на Иерусалим. Нынешние социологи, наверное, назвали бы его коммунофарисеем.
Накануне выхода в поход Иисус рассказывает притчу о царевиче, понапрасну хлопотавшем о правах на престол (и все тут же понимают намёк на склоки сыновей Геродуса – Архелая и Антипы, обивавших цезарские пороги), который требует у приближённых отчёта об использовании оставленного им золота (талантов).
Опознавательным знаком его сторонников в донельзя переполненной паломниками столице становятся пальмовые ветки. Эти ветки, конечно, невозможно достать в период цветения пальм в начале апреля (кто позволит обламывать цветущее дерево-кормильцу). Но обычай поощряет сохранять старые листья от шалашей на Суккот-Кущи для выпечки пасхальной мацы (святое для святого). Так что ничего подозрительного в том, что уважаемые гости столицы несут с собой ворохи старых веток – нет. Понимаете, «такой древний красивый обычай»…
И вот отпрыск старинного царского рода, племянник коэна Захарии, под крики «Спаси нас! Помазанник Сын Давида!» (Осанна Мессия Бен Давид – это коронационное приветствие) въезжает на белом осле на Храмовую гору (Золотые ворота вели прямо туда, чтобы богомольцы не забивали узкие улочки) и торжественно входит во двор Храм, разгоняя торгашей-осквернителей прямо около места героической гибели дяди...
По воспоминаниям Стефана Цвейга, когда прославленный утопизмом своего сионистского проекта Теодор Герцль "появился в театре, в рядах язвительно заворчали: "Его величество*** пришёл" ("Мир вчерашнего дня. Воспоминания европейца", "Die Welt von Gestern", 1941)
_______
* «Неужели и Саул во пророках…».
**«Может ли что хорошее быть из Назарета». Галилея – патриархальный крестьянский край. Довольно воинственный, бунташный, граничащий с соблазнами курортов Западной Тивериады, непрерывному иерусалимскому торжищу, бедуинской деспотией иродиан и эллинистскими колониями Десятиградья и Леванта. Но чуждый религиозному фундаментализму. Такая Кубань.
Буквалисты-иудеи запретили галилейцам любимое лакомство, доступное простолюдину - курицу, тушёную в сливках (сейчас это - KFC), распространив запрет на соединение молока с красным мясом на белое мясо. Вот Иисус и высказался от души о фарисеях, накладывающих на людей невыносимую тяжесть запретов. И подчеркнул: оскверняет не входящее в уста, но исходящее из них.
*** Имелось в виду: вот, господа, сам Еврейский король к нам пожаловал.
Комментариев нет:
Отправить комментарий