Ущелье реки Фиагдон Северной Осетии состояло из двух гражданских общин - Цымытинской и Куртатинской, наименование которых происходят от имен патриархов уазданских (привилегированных) фамилий - Цымыти и Курта.
Государственным устройством общин, до установления в Осетии Российской администрации была архаичная демократия. Общества являлись независимыми аристократическими (гражданскими) республиками, управляемыми советами представителей (Ныхаш), делегированных родовыми союзами (рвадалта), а в более позднее время фамилиями уазданов-аристократов. Из этого же состава формировался народный суд (Тархондон), и институт культовых служителей (Дзуарылæг).
Классовое деление обществ состояло из феодалов-уазданов (цымыти и куртат) и зависимых сословий - фарсагов, кавдасардов, гурзиагов.
Высшее сословие отличалось следующими признаками:
1. Владение крупной земельной собственностью, состоящей из пахотных, сенокосных и пастбищных участков;
2. Эксплуатация экономически зависимых фарсаглагов;
3. Право на владение кавдасардами;
4. Право на владение гурзиагами;
5. Сословное равенство с аристократами других осетинских обществ;
6. Право на возведение фамильной башни - масыг.
Уазданское достоинство не приобреталось ни покупкой, ни заслугами, а оставалось единственно в роду фамилий, признанных народом в этом достоинстве издревле.
Все прекрасно знают какого кто роду-племени. Кичиться своим происхождением - последнее дело, но и стыдиться далёкого прошлого это тоже дно. Нам, слава Богу, свою историю восстанавливать не надо. Мы её знаем.
Государственным устройством общин, до установления в Осетии Российской администрации была архаичная демократия. Общества являлись независимыми аристократическими (гражданскими) республиками, управляемыми советами представителей (Ныхаш), делегированных родовыми союзами (рвадалта), а в более позднее время фамилиями уазданов-аристократов. Из этого же состава формировался народный суд (Тархондон), и институт культовых служителей (Дзуарылæг).
Классовое деление обществ состояло из феодалов-уазданов (цымыти и куртат) и зависимых сословий - фарсагов, кавдасардов, гурзиагов.
Высшее сословие отличалось следующими признаками:
1. Владение крупной земельной собственностью, состоящей из пахотных, сенокосных и пастбищных участков;
2. Эксплуатация экономически зависимых фарсаглагов;
3. Право на владение кавдасардами;
4. Право на владение гурзиагами;
5. Сословное равенство с аристократами других осетинских обществ;
6. Право на возведение фамильной башни - масыг.
Уазданское достоинство не приобреталось ни покупкой, ни заслугами, а оставалось единственно в роду фамилий, признанных народом в этом достоинстве издревле.
Все прекрасно знают какого кто роду-племени. Кичиться своим происхождением - последнее дело, но и стыдиться далёкого прошлого это тоже дно. Нам, слава Богу, свою историю восстанавливать не надо. Мы её знаем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий